Тюменская журналистика в условиях демократизации общества: 1987–1990-е годы. Переходный период. Распад советской системы журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тюменская журналистика в условиях демократизации общества: 1987–1990-е годы. Переходный период. Распад советской системы журналистики



С началом перестройкив полемику о гласности включается и тюменские газеты. Публикуют критические письма, разворачивается дискуссия о методах руководства в местной прессе (ст. Метакова в «Тюменской правде», автор обвини первого секретаря обкома Г. Богомякова в авторитарных методах руководства). К.Я. Лагунов публикует проблемную статью «Берега гласности», вызвавшую множество откликов. «Тюменская правда» в отношении этих вопросов занимала более консервативную позицию. «Тюменский комсомолец» - демократическую, часто печатал проблемные материалы (рубрики «Ну и ну», «Точка зрения» и др.)

На тюменском телевидении появились острые проблемные программы. Например, в 1985 вышла передача прямого эфира с обратной связью «Здесь и сейчас», автор и ведущий В. Строгальщиков. В ней «к ответу» призывались руководители различных предприятий, организаций, обсуждались темы условий труда, быта и мн.др.

В 1989 году впервые прошли выборы депутатов съезда советов СССР на альтернативной основе. При областном Совете народных депутатов была создана комиссия по гласности. Началось расширение системы СМИ: в 1989-м году получило регистрацию издание Тюменской областной писательской организации «Литературная Тюмень» (крайне консервативное издание, позитивно оценивало сталинизм), в 1989 вышла первая массовая газета в регионе «Тюменские ведомости» (В. Логинов), в 1990 – «Тюменские известия» (Ю. Бакулин). Получает развитие краеведческая тематика, выходят журналы журналы и альманахи «Мир севера», «Югра» (1990), «Ямальский меридиан» (1990). Начинается формирование новой системы СМИ.

40. Глобализация и ее вызовы в зеркале СМИ. Глобализация как тенденция развития медиа.

 

По определению родоначальника изучения глобализации Р. Робертсона, процесс глобализации - это совокупность объективно фиксируемых изменений, имеющих своей основной целью объединение мира в единое целое.

Р. Робертсоном также введен термин глокализация, означающий усиление роли локальных процессов вместе с усилением роли глобальных.

Для мира в ситуации глобализации характерно наличие глобальных проблем – проблем, решение которых невозможно без консолидации усилий всех стран.

Одним из главных следствий глобализации является неоднородность экономического развития. Мировая экономическая система имеет ядро – место сосредоточения и производства финансовых и технологических ресурсов и периферию ( регионы–аутсайдеры, проигрывающие от глобализации). (Понятия введены И. Валлерштайном).Россия, по мнению большинства исследователей, занимает промежуточное положение и относится к полупереферии.

Одним из атрибутов глобализации являются международные организации. Первая международная организация мира – Лига наций. Наиболее влиятельной международной организацией в настоящее время является Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году по инициативе стран – победительниц во Второй мировой войне (на 2009 г. в ООН входит 192 государства). Также серьезно влияние военно-политического блока НАТО и неформального клуба руководителей наиболее влиятельных стран Большой восьмерки, в Европе – Совета Европы.

Идеи и теории глобализации

P. Робертсон считает, что глобализация должна рассматриваться не как исключительный результат развития Запада, его истории, а как следствие взаимодействия западных стран со всем остальным миром, причем взаимодействия многостороннего, происходящего в экономической, военно-политической, торгово-технологической, культурной, религиозной, коммуникативной и иных сферах. По мнению Робертсона, глобализация соединяет в себе многие образцы изменения и является итогом плюралистического развития мира.

Классические концепции глобализма: вестернизационная (К.Поппер, З.Бжезинский, Ф.Фукуяма), финансово-экономическая (Ж.Аттали)

Вестернизационная:

Теория «открытого общества» Карла Поппера пропагандирует идею открытости любой страны для западной модернизации, для такой формы глобализма как вестернизация. «Открытое общество», по его мнению, есть тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, содействующие свободе». Образцом такого общества К.Поппер и считал Западное общество, несущее всему миру, с его точки зрения, «институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды». По сути, те же «вестернизационные» штрихи вносит в глобализационную картину и Фрэнсис Фукуяма. В своей статье «Конец истории?», которая появилась в 1989 году, и в его книге «Конец истории и последний человек» (1992) речь идет не о конце света. Под «концом истории» Ф.Фукуяма имел в виду не что иное, как окончание (обрыв, предел) общественно-формационного развития: в либеральном капитализме, как он, в особенности, представлен в США, он видит венец человеческих устремлений в области общественного прогресса. То есть, лучше американской демократии, американского капитализма и американского образа жизни, по Ф.Фукуяме, на свете ничего нет и быть не может. А если это так, то все дело заключается в том, чтобы любыми средствами способствовать его экстрополяции на весь мир, на всю планету, то есть, глобализировать его.

Наиболее последовательно и четко принцип вестернизации в объединении его с финансово-экономической составляющей обосновывает в своей концепции глобализма Збигнев Бжезинский. Его главная работа, где изложено его видение и понимание глобализационной картины мира «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1997). Под «великой шахматной доской» имеется в виду весь мир, а под малой «шахматной доской» Евразия. «Евразия, заявляет ее автор во введении, имеющем красноречивое название «Политика сверхдержавы», является «шахматной доской», на которой продолжается борьба за мировое господство, и такая борьба затрагивает геостратегию стратегическое управление геополитическими интересами». З.Бжезинский склонен думать, что финансово-экономический и культурный центр нового мирового порядка сохранится на бесконечное будущее за единственной и бесспорной сверхдержавой США. В качестве же главных «агентов влияния» этого порядка он мыслит транснациональные корпорации, возглавляемые финансовой олигархией. Они и должны превратить нашу планету в единый финансово-экономический и культурный организм, сердцем которого станут США, а ее мозгом наднациональное финансовоолигархическое правительство. «Очертания мира завтрашнего дня», рисуемые З.Бжезинским, как видим, больше всего гармонируют с глобалистской картиной мира Жака Аттали. З.Бжезински, вместе с тем, видит свою цель не в прорицании «общества кочевников», а в установлении американского гегемонизма во всем мире вообще и в Евразии в особенности.

Финансово-экономическая

Несколько иную концепцию глобализма дает в свое книге «Линии горизонта» (1992) Жак Аттали. Он выделил в человеческой истории три эпохи (строя) религиозную, завоевательную и торговую. Первая из них выдвинула культ Бога, вторая культ Силы и третья культ Денег. Если высшим олицетворением религиозного строя стал священник, а завоевательного вождь (король, царь, правитель), то торгового финансист или торговец, высшим проявлением которых станет «новый кочевник», т.е. человек, кочующий по миру как гражданин мира. Две первые эпохи в развитии общества, по мнению Ж.Аттали, следует рассматривать как неудачные попытки глобализации, стирания границ между государствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.005 с.)