Журналист и герои публикаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналист и герои публикаций



Не меньше обид на журналистов таят и «действующие лица» публикаций и телерепортажей. Вернее было бы сказать – «жертвы публикаций». Неточность в написании имени и фамилии – это самый маленький из журналистских грехов. Но наиболее тяжкое нарушение этики – обнародование порочащих «персонажа» сведений, которые, даже будучи достоверными, могут существенно испортить жизнь не только ему самому, но и его близким. Поэтому в большинстве случаев герои «криминальных» репортажей и очерков фигурируют под вымышленными фамилиями. Особенно осторожным следует быть в освещении эпизодов, по которым не вынесено решение судов и комиссий. И дело уже не только в репутации «героя», но в формировании определённого общественного мнения, которое может в свою очередь оказать влияние на решение суда, особенно в маленьких городах, где силён «корпоративный дух». Известны случаи, когда «жертвы публикаций» не только лишались работы, но и кончали жизнь самоубийством. Поэтому в журналистике должен главенствовать тот же принцип, что и в медицине – «не навреди!».

Кодекс профессиональной этики российского журналиста по этому поводу гласит:

«Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его проф. внимания, Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении физ. недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны c содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред морал. и физ. здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное, В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления – за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения».

Хартия Телерадиовещателей имеет раздел «Защита прав и законных интересов граждан и организаций, общественного здоровья и нравственности», озвучивающий следующие принципы:

«Уважение и соблюдение неприкосновенности частной жизни. Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, включая аудиозапись, фото- и видеосъемку на частной территории, без его согласия не допускаются.

Под частной жизнью для целей настоящей Хартии понимается: личная и семейная тайна, в том числе брачные и интимные отношения, сексуальная ориентация, религиозные мировоззрения, дружеские отношения, способы времяпрепровождения, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, компьютерных и иных сообщений.

Под частной территорией для целей настоящей Хартии понимается: любое жилое помещение, домостроение, включая приусадебную территорию; номера в гостиницах, пансионатах, санаториях и т.п.; больничные палаты».

Отношения с коллегами

В отношениях журналист – журналист на первый план выходят правила честной конкуренции и сотрудничества. В дополнение к строгому соблюдению авторских прав, защищенных законодательно, существуют нормы, которые не отражены в нормативных актах. В целом хорошим тоном считается ссылка на чужой вклад в работу, даже если дело не касается авторских прав в их юридическом понимании. Для примера: стоит упомянуть в своем материале, что адрес для него вы получили из беседы с товарищем по цеху или из публикации многотиражной газеты.

«Общественная роль требует от журналиста высокой проф. честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, отказ раскрыть источники информации, а также право участвовать в принятии решений в тех органах массовой информации, где он работает. Проф. честность не позволяет журналисту принимать какие-либо подачки от заинтересованных лиц, а также выражать частные интересы, противоречащие всеобщему благу. В этические принципы журналиста входит уважение интеллектуальной собственности, в частности, недопустимость плагиата».

Что касается плагиата, то в последнее время появилась тенденция пользоваться «информацией из открытых источников». Иными словами – из Интернета. Почему-то многие журналисты и редакторы телевизионных программ забывают, что у всех текстов во всемирной сети тоже есть авторы.

Кодекс профессиональной этики журналиста 1991 года гласит:

«Если указание издателя или руководства редакции вступает в противоречие с требованиями общественной нравственности или положениями настоящего Кодекса, то журналист должен отказаться от его выполнения. Журналист вправе отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его нравственным убеждениям.

Журналист заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету журналистики. В творческом соревновании журналист не позволяет себе в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять проф. обязанности, наносить им какой-либо иной ущерб. Он содействует коллегам в развитии их творческих способностей, повышении знаний и мастерства, приходит на помощь коллегам, попавшим в беду».

Как попрание устоев корпоративной культуры характеризуются следующие эпизоды:

«Если журналист из корыстных или иных низменных побуждений препятствует или отказывается от публикации определенного материала или отдельных его частей, либо публикует его, либо склоняет своих коллег к его опубликованию;

- если журналист в какой-либо форме раскрывает псевдоним, принадлежащий другому лицу, без его согласия, за исключением случаев, когда псевдоним был публично раскрыт ранее;

- если журналист, не предупреждая об этом соответствующие редакции, передает один и тот же материал в две или более редакции либо предлагает для обнародования ранее опубликованный материал, за исключением случаев, предусмотренных законом;

- если жур-т использует свой проф. статус для сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ.

Как нарушения служебной этики и проф. солидарности журналистов могут быть квалифицированы следующие случаи:

- если журналист, используя свое должностное положение в редакции, путем редактирования искажает содержание материала, подготовленного его коллегой, и без его согласия обнародует в таком виде;

- если журналист из карьеристских, корыстных и иных низменных побуждений представляет своего коллегу в неприглядном свете в глазах других журналистов или в общественном мнении;

- если журналист из неверного понимания творческого соперничества или по иным мотивам сознательно затрудняет коллеге выполнение проф. обязанностей, а равно публикацию его работ;

- если журналист, используя свое должностное положение в редакции, препятствует деятельности журналистской организации или ограничивает ее самостоятельность».

Журналист – автор

Ориентироваться на добровольность сотрудничества, избегать «заавторства».

Стремиться сохранить авторское своеобразие текста, не допускать «вкусовой правки».

Согласовывать с автором все изменения в его материале.

Тщательно аргументировать отказ в публикации.

Не заимствовать у авторов идей, фактов, не навязывать своего соавторства.

Журналист – власть

Проявлять уважение к власти

Оказывать информационную поддержку властным институтам, обеспечивать прямую и обратную связь с народом.

Отстаивать право журналистов на независимость от власти, рассматривая его как важнейшее условие ответственного контроля за деятельностью властных структур.

Отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур.

Разоблачать злоупотребления и проступки должностных лиц, работающих во властных структурах.

Опровергать фактами не соответствующие действительности заявления политиков и чиновников.

Заботиться о критике и доказательности критики властных структур.

В комплекс этических предписаний входит открытость редакций и отдельного журналиста для оценки их деятельности. Сказанное, прежде всего, относится к восприятию критики со стороны аудитории. В кодекс Sigma Delta Chi включен раздел, прочно обоснованный опытом прессы, – «Будьте подотчетны» (жаль, что его нет в российском кодексе). В нем говорится:

Журналисты подотчетны своим читателям, слушателям, зрителям и друг другу. Журналисты должны:

• разъяснять и комментировать информацию, быть готовы к диалогу с общественностью по вопросам журналистской этики;

• поощрять общественность к высказываниям критических замечаний в адрес средств массовой информации;

• признавать свои ошибки и с готовностью исправлять их;

• публично разоблачать нарушения журналистами и средствами массовой информации профессиональной этики...

Органами самоконтроля журналистская корпорация признает Совет по профессиональной этике Союза журналистов России и соответствующие советы (комиссии) региональных союзов. Никакие иные органы или организации не имеют на это полномочий. С другой стороны, нарушение норм этических кодексов не может служить основанием для привлечения журналиста к дисциплинарной, административной или иной ответственности. Так записано в особом документе Союза журналистов – Положении о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста. Союз утвердил и Положение о Большом Жюри – своего рода верховном этическом суде, который рассматривает конфликтные ситуации, возникающие в связи с исполнением членами корпорации профессиональных обязанностей. В состав этого органа саморегулирования входят – разумеется, на общественных началах – авторитетные члены Союза, обладающие безупречной репутацией. Но не надо думать, что возможность оценивать поведение коллег закреплена только за специальными инстанциями. Ею в той же мере обладают и редакционные коллективы, и отдельные журналисты. Правда, у них нет права официально вводить в действие какие-либо санкции против нарушителей этических норм.

Следование правилам журналистской этики зачастую избавляет автора от возможных проблем с представителями закона (как, впрочем, и с их антиподами), работает на его репутацию и позволяет ему не утратить чести и сохранить самоуважение.

35. Принципы проведения качественного социологического исследования аудитории городской газеты

Социология – это наука, которая изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их, процедур, процесс.

Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур.

Сейчас журналистика существует в условиях рынка, информация стала товаром, и сбыт этого товара зависит от знания конъюнктуры информационного рынка, потребителя массовой информации – аудитории, от того, насколько точно мы способны оценить работу производителя информационного продукта – редакции и журналиста. Для этого и нужно социологическое исследование в журналистике.

Начать исследование редакция может как самостоятельно, так и с помощью специальных социологических служб. Чаще всего редакции предпочитают пользоваться услугами социологических служб.

Существуют разные виды социологических исследований:

· Маркетинговое исследование

· Исследование редакционной почты с целью улучшения работы редакции

· Исследование методом контент-анализа с целью корректировки тематики издания

· Изучение редакционных коллективов и отдельных журналистов

· Исследование аудитории

Исследование аудитории может быть качественным – изучениие информационных потребностей и интересов аудитории, аудиторного поведения (потребление, предпочтение изданий, каналов), отношения аудитории к органам информации. Также количественным – выявление потенциальной и реальной аудитории.

Аудитория в социологии журналистики это потребители любого рода медиа-материалов.

Аудитория СМИ имеет двойственную природу. С одной стороны она выступает как субъект, который потребляет информацию, с другой – как объект постоянного информационного воздействия.

Аудитория характеризуется:

· социально-демографическими признаками (пол, возраст, образование, семейное положение, место жительства, уровень доходов, национальность, вероисповедание, социальный статус);

· социально-профессиональной структурой (род занятий, характер и содержание труда, уровень квалификации, должность);

· социально-психологическими свойствами (жизненные интересы, ценностные ориентации, социальные установки и планы, информационные запросы и предпосчтения).

Основная характеристика аудитории СМИ – величина (объем). Это показывает социальную значимость СМИ, масштабы его распространения и влияния. Другой показатель устойчивость аудитории. Он определяется регулярностью использования аудиторией отдельного СМИ.

Аудитория бывает:

· Потенциальной аудиторией. Считается, что все взрослое население страны и дети от 5 лет могут быть потребителями медийной продукции. Соответственно, может выделяться потенциальная аудитория региональных, отраслевых, специализированных СМИ.

· Реальной аудиторией – это тот сегмент потенциальной аудитории, который вступает в контакт со СМИ, т.е. читает, смотрит, слушает.

· Не-аудиторией считается разность между величиной потенциальной и реальной аудитории.

· Регулярной аудиторией – постоянно взаимодействует со СМИ на протяжении определенного, достаточно длинного отрезка времени (подписка на печатные издания).

· Нерегулярной аудиторией – та часть реальной аудитории, которая вступает в контакт со СМИ время от времени.

· Целевой аудиторией – это та часть потенциальной аудитории, на которую по каким-то признакам рассчитан СМИ.

· Элитарной аудиторией – часть массовой аудитории, отличающаяся специфическими информационными интересами и потребностями.

· Институализированной аудиторией – та часть потенциальной аудитории, где потребителями массовой информации выступают государственные, политические и социальные институты.

Изучение аудитории печатных СМИ включает в себя пять направлений исследования:

1. Читательский профиль – измерение демографических характеристик аудитории конкретного печатного СМИ. Отбираются только необходимые параметры для выработки экономически оправданного редакционного курса данного издания, выбора стиля и направленности материалов, определения содержания рекламного сопровождения издания. Проводится с помощью массовых прессовых и почтовых опросов, психологического тестирования аудитории.

2. Тематическая селекция – определение сегментов общей аудитории издания по частям, блокам, разделам, рубрикам. Предпочтения аудитории «внутри» издания. Используют метод социологического опроса со «вспомогательным напоминанием» (предлагают выделить наиболее запомнившейся материал из заранее отобранного номера). Метод телефонного интервью (человеку звонят в день выхода издания и просят назвать наиболее интересные для него публикации).

3. Изучение негативной установки на чтение прессы обращено на сегменты потенциальной аудитории, либо крайне не регулярно обращаются к печатным СМИ, либо вообще не читают. Ориентируется на получения ответов населения, указывающих причину того, почему люди редко или мало читают периодические издания.

4. Анализ психологической мотивации читательского выбора – социологическое измерение степени удовлетворенности запросов аудитории в отношении содержания информации печатных СМИ или выяснение мотивационного профиля конкретного издания.

5. Сравнительный анализ журналистского и читательского восприятия прессы. Журналисты и аудитория СМИ по-разному оценивают достоинства и недостатки издания, его общее содержание и отдельные публикации. Исследование с помощью фокус-группы.

Газета может пользоваться такими методами исследования как:

· Анкетирование (в самой газете, на сайте газеты, в редакции газеты)

· Интервьюирование (телефонный опрос, фокус-группа)

 

36. Межличностное общение в журналистской деятельности. Коммуникативная компетентность журналиста.

 

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

- наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, массовость, публичность сообщений, их социальную актуальность;

- социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации;

- отсутствием непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения.

Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Межличностное общение проявляется в непосредственных контактах, которые, в свою очередь, определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, интересами людей и групп.

В межличностном виде общения обычно применяют языковые и неязыковые средства обмена информацией, механизмы психологического воздействия и др. Оно предусматривает установление прямых контактов между партнерами по общению, позволяет непосредственно реагировать и влиять на процесс взаимодействия. Именно поэтому межличностное общение еще называют прямым, непосредственным в отличие от опосредованного массового общения (массовое общение имеет анонимный характер, оно направлено не на определенного индивида, а на большие массы людей и осуществляется чаще с помощью средств массовой коммуникации).

Важно подчеркнуть эмоциональный характер межличностного общения, ведь в нем люди ориентированы, прежде всего, на свои внутренние цели, ценности и потребности. И хотя содержание такого общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе взаимодействия, одновременно оно предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе способа общения, в принятии решения о его продлении или прекращении. В этой ситуации межличностное общение базируется на эмоциональной привлекательности, сходства партнеров и мало зависит от их социальных ролей и статусов.

В ситуации опосредованного вида общения (массового) между участниками взаимодействия имеется определенная пространственно-временная дистанция. При таких условиях общение имеет преимущественно односторонний характер: человек может только воспринимать информацию, поступающую к нему от других генераций, обществ или эпох, но не может передавать какую информацию им же.

Массовая коммуникация имеет собственную специфическую природу. В табл. приведены основные различия массовой и межличностной коммуникации.

Массовая коммуникация Межличностная коммуникация
Опосредованность общения техническими средствами Неопосредованный контакт в общении
Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов
Ярко выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально- личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное», отношение к соблюдению принятых норм общения
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность «Индивидуальны и» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
Массовая, стихииная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент — отдельный конкретный человек
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание непосредственного восприятия сообщения

 

Обратная связь - это отклик, ответная реакция на какое-либо сообщение, действие или событие. Обратная связь является ответной реакцией получателя на информацию, поступившую от источника. При наличии обратной связи коммуникация превращается в двусторонний процесс, при котором возможна корректировка целей и поведения участников коммуникации. Обратная связь способствует эффективному обмену информацией, так как дает понимание, в какой мере сообщение понято принимающей стороной, правильно ли ей интерпретирована информация. Обратная связь может быть оценочной или безоценочной. При оценочной обратной связи получатель сообщает источнику свою точку зрения, мнение, отношение к тому, о чем идет речь в первоначальном сообщении. Это может быть негативная оценка (корректирующая функция обратной связи) или оценка положительная (функция поддержки). Безоценочная обратная связь не предусматривает высказывания отношения к обсуждаемой теме – такая обратная связь используется, когда есть необходимость выяснить мнение визави, помочь ему конкретнее сформулировать мысль. Обратная связь позволяет получать информацию, выяснять общественное мнение, узнавать реакцию людей и социальных групп на те или иные события, отслеживать тенденции, настроения в обществе. Элементами обратной связи являются технические средства связи всех видов – телефон, электронная почта и так далее; мониторинг средств массовой информации, освещающих определенные темы; мониторинг общественного мнения, его изучение и анализ; обращения и отклики; публичные дебаты, дискуссии и обсуждения интересующих вопросов (сюда же можно отнести всевозможные «круглые столы», конференции и т.п.); прием граждан представителями властных структур; обращения к органам власти и управления, и другое. (Журн-т имеет практику межличностного и группового общения, а также имеет дело с массовой коммуникацией. Межлич-ое общение играет важную роль в професс-ой деят-ти – это основной способ получения инф. Умение слушать и адекватно воспроизводить инф.явл-ся професс-но важным качеством для жур-та. Коммуникативная компетентность – 1)умение эффективно общаться с партнером, группой, аудиторией, воздействовать, добиваясь собственных целей и предвидя перспективные результаты общения, знать и применять правила общения; 2)возможность человека устанавливать и поддерживать контакт, способность адекватно понимать других и себя, проанализировать поведение и деят-ть собственные и других людей. Публичное расстояние при общении с большой группой людей – более 4 м. Соц. зона для офиц.встреч – 1,2-4 м. Личная зона (для обыденного общения с друзьями, коллегами) – 45-120 см. Интимная зона (доверит.отношения, возможность тактильного контакта, негромкий голос – 15-40 см. Недопустима в журналистике. Коммуникативная компетентность – возможность журналиста поддерживать контакты, способность адекватно понимать других и себя, прогнозировать поведение и деятельность других людей. Журналист выступает коммуникатором. Техники, которые не способствую пониманию партнера: - Эгоцентризм - Игнорирование - Негативная оценка Промежуточные: - Пассивное слушание - Замечания о ходе беседы - Некомментируемые вопросы Способствую пониманию партнера: 1- техника активного слушания. (Пассивное слушание – слушает, но не участвует в разговоре. Активное – перефразирование фраз собеседника, дословное цитирование, оценка слов). 2- Развитая социальная чувствительность – т.е. знать, какие есть категории, социальные слои. Например, если идти к директору школы – спланировать, на какие вопросы он будет и не будет отвечать. 3- Уметь применять роли и маски при общении с разными людьми: - маска юного зрителя (со звездами шоу-бизнеса) - роль «незнайки» - маска юного друга (наивность, неопытность, восхищение) - маска ревизора (докопаться до сути) - маска надменного журналиста (собеседника сумеет поставить на место) - маска молодого казака (молодой, энергичный, деловой и напористый) - маска интуриста (холодность, вежливое равнодушие) Некоторые маски нельзя применять: роль сутенера, сочувствующего журналиста, маску следователя, усталого журналиста. Основная маска у журналиста всегда одинакова – объективное лицо. Использование масок не означает отказа от искренности. 4- НЛП - невербальное общения, прием присоединения. 5- Когнитивная эмпатия – способность понимать картину мира другого человека, его потребности, проблемы. Но прежде журналисту нужно уметь понимать самого себя. Если журналист накладывает свою картину мира на другого человека, то он искажает инфу. Журналист должен быть этичен.) – БОЛЕЕ ПОНЯТНО, ЧЕМ НИЖЕ)   Коммуникативная компетентность журналиста - способность носителя языка, обладающего необходимой суммой языковых знаний и речевых умений, использовать их в соответствии с целями и условиями общения. Принято выделять три составляющих коммуникативной компетентности: ü высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения; ü владение культурой общения; ü осознанное использование опыта речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае – в журналистике. Можно уточнить, что в плане профессиональном – это, прежде всего, умение свободно оперировать смысловой информацией: с учетом жанрово-стилистических особенностей будущего текста и с ориентацией на активное восприятие информации массовым адресатом. В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Из этого определения следует, что коммуникативная компетентность зависит: от присущих индивиду свойств; от изменений, происходящих в обществе; от связанной с этими изменениями социальной мобильности самого специалиста. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению. Из этих источников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности. Этот комплекс включает в себя: • знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.); • высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию; • понимание невербального языка общения; • умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик; • умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей; • умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов; • способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; • способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.   Факторы влияющие на формирование коммуникативной компетентности журналиста: социальная сензитивность (чувствительность), связь вербальных и невербальных знаков в общении (дистанция, мимика, жесты, интонации и их совпадение или нет со смыслом слов собеседника). Сензитивность— характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности.   Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков. Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».

В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:

· Жесты и поза. Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции.

· Мимика, взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. (Леонид Якубович, обращаясь к зрителю словесно, использует мимику - округляет глаза, поглаживает усы).

· Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.

· Интонация и характеристики голоса. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный. (Речь А. Малахова постоянно сопровождают голосовая игра, падение и повышение тона, изменение силы и тембра голоса).

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению. Вербальное и невербальное общение немыслимо без принятия во внимание позы человека. Если собеседник скрещивает ноги и руки, он пытается закрыться, поскольку боится критики или не доверяет. Если же тело повернуто в сторону оппонента, а ладони развернуты, то человек чувствует себя комфортно и способен соглашаться.

В процессе взаимодействия вербальные и невербальные средства общения воспринимаются одномоментно, их можно рассматривать как единый комплекс. Например, когда мы беседуем с красиво одетым, улыбающимся человеком, интонации которого нам приятны, мы можем, сами не замечая того, отойти от него подальше, если нам не нравится запах его духов.

 

Активное слушание (Эмпати́ческое слушание) — техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Активное слушание может помочь понять, дать оценку и запомнить передаваемую собеседнику информацию. Так же приема А.С. могут побудить индивида к ответам, направить беседу в нужную сторону, препятствуя неправильному, ошибочному пониманию или неверной интерпретации сообщений, полученных от собеседника.

Выделяют следующие приемы активного слушания:

Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё.

Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного.

Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова.

Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».

Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».

Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.064 с.)