Искусство империи ахеменилов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство империи ахеменилов



ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

ИСКУССТВО

СТАРОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

ИСКУССТВО АССИРИИ

ИСКУССТВО

НОВОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ АХЕМЕНИЛОВ

ИСКУССТВО ПАРФИИ

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ САСАНИДОВ

Территория Передней Азии включает в себя очень разные природ­ные зоны: Междуречье — долину рек Евфрата и Тигра, которую гре­ки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкаю­щие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древ­ности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечатель­ные произведения искусства.

Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, пред­ставления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, вы­ходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов; ра­зобраться в нём современному человеку непросто: Символикой наполнены не только сцепы из жизни богов, но и изображения исторических собы­тий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния.

История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубе­же IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает огромный период — несколько тысячелетий.

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповтори­мый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячеле­тий до н. э. О происхождении шуме­ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче­летия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бес­плодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был от­дельным государством со своим пра­вителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых гли­няных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные пред­ставления и мифы.

Архитектурных памятников Шу­мерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не бы­ло ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долго­вечного материала — необожжён­ного кирпича. Самыми значитель­ными из дошедших до наших дней построек (в небольших фраг­ментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200— 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной

 

глиняной платформе, которая за­щищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные пло­щадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделы­вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Припод­нятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерастор­жимой связи Неба и Земли. Храм -низкое толстостенное прямоуголь­ное здание с внутренним двором -не имел окоп. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой — стол для жертвоприно­шений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими кры­шами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также сво­ды и купола. По такому же принци­пу строились дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее рас­пространённым типом скульптуры был адора'нт (от лат. «adore» — «по­клоняться»), который представлял собой статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сло­женными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкру­стировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне­египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность — это условность изо­бражения.

Стены шумерских храмов укра­шались рельефами, повествовав­шими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по­вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких яру­сов. События разворачивались пе­ред зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя

всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа мо­жет служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое место в шумерском изо­бразительном наследии принадле­жит глиптике — резьбе по драго­ценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохра­нилось множество шумерских рез­ных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тща­тельно выстроенной композицией. Большинство изображённых на пе­чатях сюжетов посвящено противо­борству различных животных или фантастических существ. Для жите­лей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисма­ны, дарили храмам, помещали в за­хоронения.

В конце XXIV в. до н э. террито­рию Южной Месопотамии завоева­ли аккадцы. Их предками считают­ся семитские племена, поселившиеся

Лувр, Париж.

о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном пра­вителе города Урука в Шумере. Про­изведений изобразительного искус­ства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз под­вергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, изо­бражающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные при­ёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его зако­нов. Стелу венчает рельеф, запечат­левший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи ат­рибуты царской власти.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изобра­жения становится совершенно иной. Примером тому служит не­большой рельеф из Вавилона, пред­ставляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструмен­те, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэ­ты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями му­зыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного ва­вилонского наследия.

Оба стиля изображения при­чудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоё­ванном и разрушенном Хаммурапи, Сцены из жизни богов представля­ют собой строгие, лишённые движе­ния композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в рос­писях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

Государства, созданные хеттами (ин­доевропейским народом) и хурритами (племенами неизвестного проис­хождения), существовали недолго, но их творчество отразилось в ис­кусстве последующих эпох. Художественное видение окружающего мира хеттов и хурритов было во многом сходным: памятники хетт­ского и хурритского искусства пора­жают суровостью и особой внутрен­ней энергией.

Хеттское царство, возникшее в XVIII в. до н. э., достигло расцвета к XIV—XIII вв. Военная мощь позво­ляла ему конкурировать с Египтом

и Ассирией. Однако в конце XII в, до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племён — так называе­мых «народов моря». Основная тер­ритория Хеттского царства — полу­остров Малая Азия — представляет собой обширную горную котлови­ну. Вероятно, горы для хеттов бы­ли чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их рели­гиозного и художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным.

Большинство памятников хетт­ского искусства известно по раскоп­кам их столицы — Хаттусы (ныне Богазкёй в Турции). Город окружала мощная стена с пятью воротами, а центром его была находившаяся на скале крепость. Все постройки хет­ты возводили из крупных каменных или глиняных блоков. Хеттские со­оружения обычно асимметричны, перекрытия у них плоские, в качест­ве опор использовались не колонны, а мощные четырёхгранные столбы. Нижняя часть здания (цоколь), как правило, оформлялась большими каменными плитами — ортоста'тами, украшенными рельефами.

Бережное, исполненное религи­озного трепета отношение хеттов к камню определило главные черты

хеттской скульптуры: предпочтение отдавалось рельефу, в котором ост­рее, чем в статуе, чувствовалась связь с формой каменного блока. Пожа­луй, самое замечательное в искусст­ве хеттов заключается в том, что их памятники гармонично вписыва­лись в окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеоб­разную «естественную архитекту­ру». В трёх километрах от Хаттусы было открыто горное святилище, названное Язылы-Кая (Расписные Скалы). Это два связанных друг с другом ущелья; на их гигантских «стенах»-скалах расположены рель­ефы со сценами торжественного шествия богов. Процессии богов в виде воинов в конических шлемах, вооружённых мечами, и богинь в длинных одеяниях движутся на­встречу друг другу. В центре компо­зиции изображены фигуры бога грозы Тешуба и его супруги — боги­ни Хебат.

Не только хетты создавали святи­лища в скалах. Многие народы Древнего Востока стремились пре­вратить окружающий мир в гранди­озный храм. Но из-за монументаль­ного размаха и суровой простоты скульптурных изображений именно святилище Язылы-Кая производит особенно сильное впечатление.

ИСКУССТВО АССИРИИ

О существовании Ассирии — мощно­го, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета прости­рались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали за­долго до её археологического откры­тия из текстов Библии — священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы жестоко расправлялись с противни­ком: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабст­во десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время за­воеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художест­венные принципы чужеземного мас­терства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство при­обрело неповторимый облик.

На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна за­ключалась в отношении к архитек­турному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин — резиденция царя Саргона II (722— 705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дво­рец, возведённый на высокой плат­форме. Его окружали мощные стены высотой в четырнадцать метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его па­радный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей швду — крылатых быков с человече­скими лицами.

Украшая покои в царских двор­цах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде ис­кусства собственный стиль. Глав­ные особенности ассирийского рель­ефа сформировались к IX в. до н. э.,

Ворота богини Иштар

Из Вавилона.

Фрагмент.

VI в. до н. э.

Государственные музеи,

Берлин

7 1

ИСКУССТВО СКИФОВ

Народы, кочевавшие в VII в. до н. э. — III в. н. э. на необъятных просторах евразийских степей, античные историки и писатели называли скифами. Они не име­ли письменности, а потому их происхождение и исто­рия полны тайн.

Кочевой образ жизни повлиял на искусство этих народов. Они не знали монументальных сооружений и живописи. «У скифов не в обычае воздвигать алта­ри и храмы богам...», — удивлялся древнегреческий ис­торик Геродот, путешествовавший по стране скифов в V в. до н. э. Художественные произведения скифов — это чаше всего небольшие предметы из золота, сере­бра и бронзы с изображениями животных. В фигур­ках зверей и птиц воссоздавались персонажи мифов, отражались представления о строении мира. Напри­мер, бегущий олень — символ солнца, постоянно сме­няющихся времён года; орёл — страж загробного ми­ра, символ бессмертия.

Практически все образцы скифского искусства бы­ли найдены во время раскопок курганов — холмов, на­сыпанных над захоронениями вождей и царей. По опи­саниям Геродота, для сложного погребального ритуала специально шили одежду, изготовляли конскую сбрую, ритуальные сосуды, украшения для ножен мечей и кол­чанов для лука и стрел.

При раскопках Чиликтинского кургана в Вос­точном Казахстане (VIII—VII вв. до н. э.) археологи об­наружили пятьсот двадцать четыре золотых изделия. Среди них олени с загнутыми на спину рогами, свернувшаяся в клубок пантера, голова орла с изогнутым клювом. Изображения животных чрезвычайно выра­зительны: в них передано и стремительное движение, и внутреннее напряжение при видимости покоя. В об­лике зверей и птиц мастера подчёркивали мощные рога, сильные копыта, крепкие зубы, зоркие глаза. Ху­дожественную манеру скифских мастеров учёные на­звали скифским звериным стилем.

В курганах долины Пазырык в Горном Алтае бла­годаря вечной мерзлоте хорошо сохранились вещи, из­готовленные из недолговечных материалов. Это выре­занные из кожи выразительные силуэты зверей, части тела которых выделены запятыми, полукружиями и спиралями; сшитые из войлока фигурки лебедей; тка­ни и ковры. До наших дней дошли даже татуировки на коже погребённых мужчин. Сами по себе эти татуи­ровки являются прекрасными образцами скифского искусства — рисунки зверей, украшенные спиралями, сливаются с деталями других изображений, создавая красивый и затейливый узор.

Скифское искусство в своём развитии неоднократ­но испытывало влияние других культур. В VII—VI вв. до н. э., во время походов скифов в Переднюю Азию и после них, в художественных произведениях скиф­ских мастеров появились восточные мотивы — изобра­жения фантастических животных, сцен нападения хищников на оленей. В VI—V вв. до н. э. на искусство скифов, обитавших в Северном Причерноморье, ока­зала сильное воздействие культура древних греков.

В начале новой эры скифские племена исчезли, смешавшись с другими народами.

VII в. до н. э.

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

родных мест; среди них были и древние иудеи. Однако к Вавилону в древности относились почтитель­но. Его не постигла страшная участь Ниневии. Персидский царь Кир II Великий, в 539 г. до н. э. захвативший страну, не разрушил Вавилон, а тор­жественно вошёл в город как побе­дитель, отдавая тем самым должное его великому прошлому.

Фрагмент. VI в. до н. э.

ИСКУССТВО ПАРФИИ

История Парфянского царства бы­ла короткой, по бурной и яркой. Территория Парфии (часть совре­менной Туркмении и Северо-Вос­точный Иран) с VII в. до н. э. входи­ла в состав могущественных держав (сначала Мидии, затем Ахеменидского Ирана, ещё позже — империи Александра Македонского и, нако­нец, Селевкидского царства, назван­ного так по имени его основателя Селевка, полководца Александра Ма­кедонского). В середине III в. до н. э. кочевое племя парфов во главе со своим вождём Аршаком разгромило наместника Селевкидов и, соеди­нившись с местным населением, со­здало независимое государство — Парфию, которое очень быстро пре­вратилось в мощную военную дер­жаву. В период расцвета оно вклю­чало в себя Иран и Месопотамию, юг Средней Азии, значительную часть Сирии и современного Афга­нистана. Парфия оказалась единст­венным государством Передней Азии, устоявшим перед военным на­тиском Римской империи.

Таким образом, культура этого региона формировалась под воз­действием как ирано-месопотамских, так и эллинистических тради­ций, и трудно определить, какое из двух влияний оказалось более силь­ным. Судьба художественного насле­дия Парфии сложилась драматично. Множество памятников погибло в XIX в., когда проводились археоло­гические работы на территории Ас-

*Эллинизм (от греч. «эллины» — «греки») — античное искусство конца IV—I вв. до н. э., распространившееся в результате завоеваний Александра Македонского.

сирии и Южной Месопотамии: то­ропясь быстрее добраться до са­мых глубоких и древних участков грунта, суливших сенсационные от­крытия, археологи-любители без­жалостно разрушали находившиеся выше слои парфянской культуры. Уцелевший археологический мате­риал долгое время не могли оценить по достоинству. Безусловно, на фо­не прославленных памятников из Ассирии, Вавилона или империи Ахеменидов парфянское наследие выглядит скромно. Справедливо так­же и то, что парфянские мастера стремились соединить в своих про­изведениях черты разных стилей в ущерб поискам собственного пути в искусстве.

При раскопках города Старая Ниса были обнаружены интересные постройки, но большинство из них довольно плохо сохранилось. Так называемый Квадратный дом (II в. до н. э.) — здание с двенадцатью комнатами, расположенными вок­руг внутреннего двора. Любопытно, что комнаты оказались замурован­ными вместе с находившимися в них произведениями искусства. Не исключено, что Квадратный дом представлял собой комплекс сокро­вищниц, созданных в память об умерших царях. О подобном обычае упоминал древнегреческий исто­рик Страбон.

Другой памятник в Старой Нисе — Круглый храм (II в. до н. э.). Учёные до сих пор не пришли к еди­ному мнению относительно его на­значения. Одни предполагают, что это святилище, возведённое в честь царя Митридата (около 170—138 или 137 гг. до н. э.), тем более что древнее название города — Митридатокерт. Другие специалисты счи­тают Круглый храм погребальным сооружением — мавзолеем, так как использованные в нём архитектур­ные формы (круг и квадрат) имели символическое значение. Круг был связан с представлениями о небе, а квадрат означал четыре стороны света и символизировал землю.

Самая интересная часть парфян­ского наследия — произведения декоративно-прикладного искусства. Это и металлические статуэтки, и детали мебели, но прежде всего — ритоны из слоновой кости. Гор­ловина ритона украшалась релье­фом, как правило, на античный сюжет: например, изображением ритуального шествия в честь грече­ского бога виноградарства и вино­делия Диониса. Парфянские масте­ра старались не выходить за рамки

Голова бронзовой

Статуи из Шами.

I в. до н. э. — I в. н. э.

Туркмения.

*Ритоны — декоративные кубки для вина в виде рога, завершающиеся обычно фигуркой животного. Однако встречались ритоны и в виде головы человека или животного.

 

греческой традиции, и тем не менее в их произведениях нашли отраже­ние местные представления о кра­соте лиц и пропорций.

Парфянское царство постигла участь многих государств, создан­ных военной силой, — оно погибло в 224 г. н. з. в результате восстания персидских племён. Царская власть перешла к наместнику Персии Ардаширу I (227—241 гг.), происходив­шему из рода Сасанидов.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ САСАНИДОВ

Искусство этой империи, поглотив­шей Парфию, формировалось в пе­риод, когда в культуре Передней Азии совершался переход от антич­ности к Средневековью. Сасаниды, будучи иранской династией, строи­ли своё государство по образцу дер­жавы Ахеменидов, тем самым устана­вливая наследственную связь с великими государями Древнего Ира­на. Подобно Ахеменидам, Сасаниды насаждали в обществе представления о божественном происхождении власти правителя-шахиншаха — «ца­ря царей». Государственной религи­ей они избрали зороастризм. Сасанидское искусст­во возродило тради­цию монументаль­ного зодчества и скальной скульптуры эпохи Ахеменидов. Возведённые на высоких каменных террасах величест­венные хра­мовые ком­плексы и высеченные на скалах гигант­ские рельефы прославляли могу­щество и утвержда­ли божественную сущ­ность царской власти.

В эпоху Сасанидов в ансамбле иранского зороастрийского храма огня появился чартак (от перс. «чахартак» — «четыре арки»). В плане это квадратное четырёхарочное зда­ние с куполом в центре. Обычно его строили из тёсаного камня и покры­вали штукатуркой. Чартаки возводи­ли на склоне или вершине горы, не­далеко от ручья, реки или пруда; в них совершали религиозные цере­монии перед огнём.

В архитектуре сасанидских двор­цов важное место занимал айва'н — высокий сводчатый парадный зал без передней стены. Установлен­ный перед квадратным купольным залом, айван придавал зданию осо­бую торжественность. Дворец Сасанидов в Ктесифоне, в пятидесяти километрах от Багдада (Ирак), по­строенный в V—VI вв. и разрушен­ный землетрясениями и временем, благодаря своему всё ещё существу­ющему айвану, даже в руинах сохра­нил образ небывалой мощи и цар­ственного величия.

Резчики по камню времён Сасанидов продолжали художественную традицию, сложившуюся в офици­альном искусстве империи Ахеменидов. Гигантские изображения на рельефах представляли военные триумфы, охоты царя, сцены вруче­ния ему богом венца власти.

В сасанидских рельефах сформи­ровался канон официального порт­рета. Лицо шахиншаха, наследника престола или знатного вельможи изображали на рельефах в профиль, С особой тщательностью мастера изображали причёску и головной убор со знаками отличия портрети­руемого и сложной символикой, связанной с его божественным по­кровителем. Изображения царей со­провождались надписью, в которой указывался стандартный титул ша­хиншаха: «Поклоняющийся Ахура-Мазде, владыке, царь царей Ирана, происходящий от богов». Сложи­лись и правила изображений зороастрийских божеств в облике чело­века. Ахура-Мазда на рельефах выглядел так же, как и шахиншах, но бога венчала зубчатая корона. Сол-

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

ИСКУССТВО

СТАРОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

ИСКУССТВО АССИРИИ

ИСКУССТВО

НОВОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ АХЕМЕНИЛОВ

ИСКУССТВО ПАРФИИ

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ САСАНИДОВ

Территория Передней Азии включает в себя очень разные природ­ные зоны: Междуречье — долину рек Евфрата и Тигра, которую гре­ки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкаю­щие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древ­ности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечатель­ные произведения искусства.

Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, пред­ставления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, вы­ходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов; ра­зобраться в нём современному человеку непросто: Символикой наполнены не только сцепы из жизни богов, но и изображения исторических собы­тий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния.

История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубе­же IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает огромный период — несколько тысячелетий.

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповтори­мый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячеле­тий до н. э. О происхождении шуме­ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче­летия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бес­плодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был от­дельным государством со своим пра­вителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых гли­няных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные пред­ставления и мифы.

Архитектурных памятников Шу­мерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не бы­ло ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долго­вечного материала — необожжён­ного кирпича. Самыми значитель­ными из дошедших до наших дней построек (в небольших фраг­ментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200— 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной

 

глиняной платформе, которая за­щищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные пло­щадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделы­вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Припод­нятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерастор­жимой связи Неба и Земли. Храм -низкое толстостенное прямоуголь­ное здание с внутренним двором -не имел окоп. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой — стол для жертвоприно­шений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими кры­шами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также сво­ды и купола. По такому же принци­пу строились дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее рас­пространённым типом скульптуры был адора'нт (от лат. «adore» — «по­клоняться»), который представлял собой статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сло­женными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкру­стировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне­египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность — это условность изо­бражения.

Стены шумерских храмов укра­шались рельефами, повествовав­шими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по­вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких яру­сов. События разворачивались пе­ред зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя

всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа мо­жет служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое место в шумерском изо­бразительном наследии принадле­жит глиптике — резьбе по драго­ценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохра­нилось множество шумерских рез­ных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тща­тельно выстроенной композицией. Большинство изображённых на пе­чатях сюжетов посвящено противо­борству различных животных или фантастических существ. Для жите­лей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисма­ны, дарили храмам, помещали в за­хоронения.

В конце XXIV в. до н э. террито­рию Южной Месопотамии завоева­ли аккадцы. Их предками считают­ся семитские племена, поселившиеся



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.089 с.)