Статуя молящегося (возможно, царя Хаммурапи). 1792—1750 гг. До Н. Э. Лувр, Париж. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статуя молящегося (возможно, царя Хаммурапи). 1792—1750 гг. До Н. Э. Лувр, Париж.



Богиня Иштар с двумя жрицами. Рельеф из дворца в Мари. XIX—XVIII вв. до н. э. Музей Дейр-аз-Зур, Сирия.

Жертвоприношение. Настенная роспись из дворца в Мари. II тысячелетие до н. э. Лувр, Париж.

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

Государства, созданные хеттами (ин­доевропейским народом) и хурритами (племенами неизвестного проис­хождения), существовали недолго, но их творчество отразилось в ис­кусстве последующих эпох. Художественное видение окружающего мира хеттов и хурритов было во многом сходным: памятники хетт­ского и хурритского искусства пора­жают суровостью и особой внутрен­ней энергией.

Хеттское царство, возникшее в XVIII в. до н. э., достигло расцвета к XIV—XIII вв. Военная мощь позво­ляла ему конкурировать с Египтом

и Ассирией. Однако в конце XII в, до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племён — так называе­мых «народов моря». Основная тер­ритория Хеттского царства — полу­остров Малая Азия — представляет собой обширную горную котлови­ну. Вероятно, горы для хеттов бы­ли чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их рели­гиозного и художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным.

Большинство памятников хетт­ского искусства известно по раскоп­кам их столицы — Хаттусы (ныне Богазкёй в Турции). Город окружала мощная стена с пятью воротами, а центром его была находившаяся на скале крепость. Все постройки хет­ты возводили из крупных каменных или глиняных блоков. Хеттские со­оружения обычно асимметричны, перекрытия у них плоские, в качест­ве опор использовались не колонны, а мощные четырёхгранные столбы. Нижняя часть здания (цоколь), как правило, оформлялась большими каменными плитами — ортоста'тами, украшенными рельефами.

Бережное, исполненное религи­озного трепета отношение хеттов к камню определило главные черты

хеттской скульптуры: предпочтение отдавалось рельефу, в котором ост­рее, чем в статуе, чувствовалась связь с формой каменного блока. Пожа­луй, самое замечательное в искусст­ве хеттов заключается в том, что их памятники гармонично вписыва­лись в окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеоб­разную «естественную архитекту­ру». В трёх километрах от Хаттусы было открыто горное святилище, названное Язылы-Кая (Расписные Скалы). Это два связанных друг с другом ущелья; на их гигантских «стенах»-скалах расположены рель­ефы со сценами торжественного шествия богов. Процессии богов в виде воинов в конических шлемах, вооружённых мечами, и богинь в длинных одеяниях движутся на­встречу друг другу. В центре компо­зиции изображены фигуры бога грозы Тешуба и его супруги — боги­ни Хебат.

Не только хетты создавали святи­лища в скалах. Многие народы Древнего Востока стремились пре­вратить окружающий мир в гранди­озный храм. Но из-за монументаль­ного размаха и суровой простоты скульптурных изображений именно святилище Язылы-Кая производит особенно сильное впечатление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.68.180 (0.16 с.)