Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. VI в. до н. э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. VI в. до н. э.



Мардуку. Высота зиккурата равня­лась девяноста метрам, и именно его принято считать прототипом биб­лейской Вавилонской башни.

Единственное архитектурное со­оружение Вавилона, сохранившее­ся до наших дней, — ворота богини Иштар — одни из восьми парадных въездных ворог, носивших имена восьми главных божеств. От каждо­го из въездов вела священная доро­га к храму того же божества. Таким образом, ворота были частями хра­мовых комплексов, и вся терри­тория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение — от них мимо храма Мардука была про­ложена широкая Дорога процессий, по которой проходили торжест­венные шествия. Ворота представ­ляли собой огромную арку, по че­тырём сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые баш-

ни. Всё сооружение покрывал глазу­рованный кирпич с рельефными изображениями священных жи­вотных бога Мардука. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (жёлтое изображение на го­лубом фоне) этот монумент выгля­дел лёгким и праздничным. Чётко выдержанные интервалы между фи­гурами настраивали каждого подхо­дящего к воротам на ритм торжест­венного шествия.

В течение многих столетий новой эры о Вавилоне, как и об Ассирии, люди знали по библейским повест­вованиям. На их основе сложился об­раз агрессивного государства, попи­рающего все нормы политики и нравственности. Действительно, в стремлении к завоеваниям, в беспо­щадности к побеждённым Вавило­ния не уступала Ассирии: на её тер­ритории проживало немало народов, насильственно переселённых из

*Глазурь (от нем. Glas — «стекло») — стекловидное покрытие поверхности глиняного изделия, закреплённое обжигом.

Изразцовая облицовка ворот богини Иштар из Вавилона. Фрагмент, VI в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.

Ворота богини Иштар

Из Вавилона. VI в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.

Лев. Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора

Из Вавилона.

Фрагмент.

VI в. до н. э.

Государственные музеи,

Берлин

7 1

ИСКУССТВО СКИФОВ

Народы, кочевавшие в VII в. до н. э. — III в. н. э. на необъятных просторах евразийских степей, античные историки и писатели называли скифами. Они не име­ли письменности, а потому их происхождение и исто­рия полны тайн.

Кочевой образ жизни повлиял на искусство этих народов. Они не знали монументальных сооружений и живописи. «У скифов не в обычае воздвигать алта­ри и храмы богам...», — удивлялся древнегреческий ис­торик Геродот, путешествовавший по стране скифов в V в. до н. э. Художественные произведения скифов — это чаше всего небольшие предметы из золота, сере­бра и бронзы с изображениями животных. В фигур­ках зверей и птиц воссоздавались персонажи мифов, отражались представления о строении мира. Напри­мер, бегущий олень — символ солнца, постоянно сме­няющихся времён года; орёл — страж загробного ми­ра, символ бессмертия.

Практически все образцы скифского искусства бы­ли найдены во время раскопок курганов — холмов, на­сыпанных над захоронениями вождей и царей. По опи­саниям Геродота, для сложного погребального ритуала специально шили одежду, изготовляли конскую сбрую, ритуальные сосуды, украшения для ножен мечей и кол­чанов для лука и стрел.

При раскопках Чиликтинского кургана в Вос­точном Казахстане (VIII—VII вв. до н. э.) археологи об­наружили пятьсот двадцать четыре золотых изделия. Среди них олени с загнутыми на спину рогами, свернувшаяся в клубок пантера, голова орла с изогнутым клювом. Изображения животных чрезвычайно выра­зительны: в них передано и стремительное движение, и внутреннее напряжение при видимости покоя. В об­лике зверей и птиц мастера подчёркивали мощные рога, сильные копыта, крепкие зубы, зоркие глаза. Ху­дожественную манеру скифских мастеров учёные на­звали скифским звериным стилем.

В курганах долины Пазырык в Горном Алтае бла­годаря вечной мерзлоте хорошо сохранились вещи, из­готовленные из недолговечных материалов. Это выре­занные из кожи выразительные силуэты зверей, части тела которых выделены запятыми, полукружиями и спиралями; сшитые из войлока фигурки лебедей; тка­ни и ковры. До наших дней дошли даже татуировки на коже погребённых мужчин. Сами по себе эти татуи­ровки являются прекрасными образцами скифского искусства — рисунки зверей, украшенные спиралями, сливаются с деталями других изображений, создавая красивый и затейливый узор.

Скифское искусство в своём развитии неоднократ­но испытывало влияние других культур. В VII—VI вв. до н. э., во время походов скифов в Переднюю Азию и после них, в художественных произведениях скиф­ских мастеров появились восточные мотивы — изобра­жения фантастических животных, сцен нападения хищников на оленей. В VI—V вв. до н. э. на искусство скифов, обитавших в Северном Причерноморье, ока­зала сильное воздействие культура древних греков.

В начале новой эры скифские племена исчезли, смешавшись с другими народами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.005 с.)