Зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э.



та, как правило, окрашивали в чёр­ный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Символика фор­мы зиккурата — «лестницы в не­бо» — проста и понятна во все вре­мена. В XXI в. до н. э. в Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высота которого составляла двад­цать один метр. Позже его перестро­или, увеличив число ярусов до семи.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохра­нилось очень мало. Отлитая из ме­ди голова, возможно, является порт­ретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благо­родства и внутренней силы. Чувству­ется, что мастер стремился вопло­тить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульпту­ры чёткий, детали выполнены тща­тельно — всё свидетельствует о пре­красном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

В шумерский и аккадский перио­ды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились ос­новные направления искусства (ар­хитектуры и скульптуры), которые получили дальнейшее развитие.

«Голова Саргона Великого» из Ниневии. XXIII в. до н. э. Иракский музей, Багдад.

Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э. Лувр, Париж.

После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. По некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность, в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша (около 2080—2060 гг. до н. э.), прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя — выдающееся произведение шумеро-аккадской скульптуры.

 

ИСКУССТВО СТАРОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Ак­када прекратило своё существование, после того как в его пределы вторг­лось войско соседнего с ним Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII в. до н. э. на­зывают старовавилонским, поскольку самым важным политическим цент­ром Междуречья в то время стал Ва­вилон. Его правитель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) после жесто­кой борьбы вновь создал на этой территории сильное централизован­ное государство — Вавилонию.

Старовавилонская эпоха считает­ся золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания

Стела вавилонского царя и основателя государства Хаммурапи запечатлела текст его двухсот сорока семи зако­нов, записанных клинописью. Этот самый древний из из­вестных сборников законов был обнаружен французскими археологами в 1901 г. при раскопках в городе Сузы, сто­лице древнего Элама.

Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э.

Лувр, Париж.

о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном пра­вителе города Урука в Шумере. Про­изведений изобразительного искус­ства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз под­вергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, изо­бражающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные при­ёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его зако­нов. Стелу венчает рельеф, запечат­левший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи ат­рибуты царской власти.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изобра­жения становится совершенно иной. Примером тому служит не­большой рельеф из Вавилона, пред­ставляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструмен­те, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэ­ты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями му­зыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного ва­вилонского наследия.

Оба стиля изображения при­чудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоё­ванном и разрушенном Хаммурапи, Сцены из жизни богов представля­ют собой строгие, лишённые движе­ния композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в рос­писях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.004 с.)