Философия отрицания права. Идеология и практика коммунизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия отрицания права. Идеология и практика коммунизма



1. От капитализма к коммунизму: отрицание собственности, права и государства

 

Право и государство, согласно марксистскому историко-материалистическому учению, являются надстроечными явлениями (формами), обусловленными базисными (производственными, экономическими) отношениями частнособственнического общества. Правовые отношения (и право в целом) возникают, согласно марксизму, из экономических отношений частной собственности, обслуживают эти отношения, являются необходимой формой их выражения и существования. Поэтому марксистское негативно-коммунистическое отношение к частной собственности полностью распространяется и на все надстроечные явления (право, государство и т. д.), порожденные частнособственническим способом производства.

Данное принципиальное положение четко сформулировано Марксом и Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии", где подчеркивается, что "коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности". Причем это "может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения".

 

В своем политическом выражении социализм представляет собой диктатуру пролетариата. "Между капиталистическим и коммунистическим обществом, - утверждал Маркс, - лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем, кроме как революционной диктатурой пролетариата" [Там же. Т. 19. С. 27.].

 

2. Концепция буржуазного "равного права" при социализме

 

Уничтожение частной собственности и обобществление ее объектов еще не дает искомого коммунистического потребительского равенства. Это, по мысли Маркса, означает сохранение буржуазного права при социализме (в первой фазе коммунистического общества) для распределения предметов потребления по труду. "Поэтому, - писал он, - равное право здесь по принципу все еще является правом буржуазным... Право производителей пропорционально доставляемому ими труду; равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой - трудом" [Там же. С. 19. ].

 

Сохраняющееся при социализме при распределении предметов потребления буржуазное равное право Маркс относит к числу "родимых пятен" капитализма, которые могут быть преодолены лишь при полном коммунизме. "На высшей фазе коммунистического общества, - писал он, - после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе со всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: "Каждый по способностям, каждому по потребностям!" [Там же, с. 98-99. ].

 

Марксистское положение о буржуазном праве при социализме отстаивал и В. И. Ленин [Там же, с.90, 97. ].

 

3. "Свобода" без права и государства: негативная природа коммунизма

 

Логика коммунистической "экспроприации экспроприаторов" и освобождения от господства капитала по сути дела означает отрицание экономической и правовой самостоятельности и независимости отдельного человека, индивида, каждого отдельно взятого члена общества, основанного на тотальном обобществлении средств производства.

 

Свобода, которая отрицается коммунизмом, известна и понятна, - это всеобщая формальная (правовая) свобода и равенство индивидов в условиях буржуазного строя. Будущая же "свобода" ("свобода" при отрицании права, государства, индивидуальной собственности, моральной автономии личности и утверждении всепоглощающего, тотального коллективизма, господства обобществленных средств и форм жизни, плановой централизации и т.д.) как раз и невозможна как свобода ни логически, ни, как показал исторический опыт социалистического тоталитаризма, практически. Отрицание правовой свободы в действительности оказалось утверждением несвободы и тоталитаризма.

 

Отрицание присущих капитализму экономико-правовых форм свободы вовсе не означает, вопреки марксистским ожиданиям, позитивного утверждения каких-то других форм свободы. Коммунистическое освобождение от капитализма оказывается негативной "свободой "- свободой от экономико-правового типа общественных отношений, "свободой" от права и без права.

 

Глава 2.

СОЦИАЛИЗМ И ПРАВО

 

1. Трудовая мера "равенства"

 

Марксистское положение о сохранении при социализме буржуазного "равного права" для распределения предметов потребления "по труду" ("равная оплата за равный труд") по сути дела имеет в виду замену права - трудом, правового регулятора - трудовым регулятором, всеобщего правового масштаба и равной правовой меры - всеобщим трудовым масштабом и равной трудовой мерой. И надо признать, что процесс становления и утверждения реального социализма (по логике его идеологического, социального, политического и хозяйственного развития) по-своему подтверждает подобную замену - полное вытеснение права как специфического регулятора по принципу формального равенства (в том числе из сферы труда и распределительных отношений) и попытку внедрения прямой и непосредственной властно-принудительной "трудовой регуляции" во все сферы жизни общества.

 

Труд не может заменить право и выполнять его функции. Дело в том, что правовое равенство, равная мера права, право как всеобщий масштаб регуляции ("измерения"), с одной стороны, и трудовое "равенство", "равная мера" труда, труд как масштаб "измерения" общественных отношений, с другой стороны, - это два принципиально различных феномена. Право - это абстрактно-всеобщая форма, принцип, мера, норма, масштаб для регулируемых ("измеряемых" и оцениваемых) фактических отношений, и оно (право) как регулятор и "измеритель" абстрагировано от самих этих регулируемых и "измеряемых" отношений, не совпадает с ними. Труд же сам по себе - это некая фактичность, фактический процесс, фактическое отношение, и он не может сам себя измерять и регулировать, не может быть собственной формой, принципом и нормой.

 

В условиях уничтожения частной собственности (и всякой индивидуальной собственности, в том числе и на свою рабочую силу) и обобществления всех богатств, средств производства фактически обобществленными, социализированными и "огосударствленными" оказываются все производительные силы страны, включая "рабсилу", "трудовые ресурсы" и т.д., словом - труд и его носители. Это находит свое выражение во всеобщей обязанности трудиться, во всеобщей трудовой повинности, в принудительном характере труда.

 

2. Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности

 

Тотальное обобществление (социализация) всех средств производства означает поголовное лишение всех членов общества индивидуальной собственности на средства производства и их переход к какому-то абстрактно-всеобщему (не индивидуализированному, надиндивидуальному) тотальному целому - обществу в целом, всему народу, "всем вместе, никому в отдельности". Негативная сила тотального социалистического целого ("все вместе"), официальным выразителем которого является диктатура пролетариата, направлена всей своей уничтожающей мощью прежде всего против индивида ("каждого в отдельности"), против людей, против всех форм, отношений и явлений, обособляющихся от целого, отличающих себя от него. Здесь лежат глубинные корни тоталитарности социализма, истоки и объективные основания реально сложившегося тоталитарного социализма.

 

В юридическом плане сказанное, в частности, означает следующее: если вообще применительно к ситуации социалистического обобществления средств производства пользоваться (по существу - условно, по аналогии, во многом метафорично) терминами "собственность", "собственник", "субъект собственности", " государство " и т.д., то т.н. "государство" при социализме - это не собственник социализированных средств производства, а лишь официальный (политико-властный) представитель собственника, каковым в отношении социалистической собственности является только общество в целом, весь народ. Этим по существу определены смысл и границы полномочий "государства" при социализме по защите и управлению обобществленными средствами производства.

 

В силу отсутствия у "государства" при социализме права на социалистическую собственность социалистическая конструкция "государство - собственник" представляет собой антиправовую фикцию. На самом деле социалистическое "государство" - это квазисубъект квазиправа на общественное достояние (квазисобственность).

 

Глава 3.

СОВЕТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ

 

1. Новое советское " право ": основные направления интерпретаций

 

В условиях диктатуры пролетариата в общем русле марксистско-ленинского подхода к праву стали постепенно складываться различные направления и концепции понимания и трактовки права. При всех своих внешних различиях эти концепции были внутренне едины в своем отрицании права, его объективной природы и смысла, в оправдании диктатуры и его приказных норм. Под видом отрицания буржуазного права все они вместе и каждая по-своему отвергают суть и смысл права вообще, права как права, а за качественно новое "право" выдают антиправовые установления пролетарско-коммунистической диктатуры, антиправовое законодательство новой партийно-политической власти.

 

Так, уже в первые послереволюционные годы многие марксистские авторы (П.И. Стучка, Д.И. Курский, М. Ю. Козловский, Н. В. Крыленко и др.) стали трактовать большевистские декреты как "пролетарское право". "Переходный строй от капитализма к социализму, переживаемый впервые на земном шаре после Октябрьской революции в России, - писал М. Ю. Козловский, - творит в процессе социалистической революции особое, невиданное нигде право, право не в подлинном его смысле (системы угнетения большинства меньшинством), а право пролетарское, которое все же право, в смысле средства подавления сопротивления меньшинства трудящимися классами" [ Козловский М. Пролетарская революция и уголовное право. // Пролетарская революция и право, 1918, 1. С.24. ].

 

Хотя концепция "пролетарского права" по своему смыслу явно противоречила марксистскому прогнозу об остаточном буржуазном праве при социализме, однако марксистские теоретики всячески замалчивали это принципиальное обстоятельство и акцентировали внимание на единстве пролетарского классового подхода к праву и государству, присущем и марксистской доктрине, и советской теории права и государства.

 

В условиях диктатуры пролетариата, подчеркивал Д. И. Курский, действует "пролетарское коммунистическое право", и здесь нет места для "норм вроде Habeas Corpus", для признания и защиты прав и свобод индивида [ Курский Д. И. Избранные статьи и речи. М., 1948. С. 41, 56.].

 

Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П. И. Стучка. Основными началами такого нового, революционно-марксистского правопонимания, согласно Стучке, являются: 1) классовый характер всякого права; 2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики); 3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из закона или правовых идей). При этом советское право он характеризовал как "пролетарское право" [ Стучка П. И. Мой путь и мои ошибки // Советское государство и революция права, 1931, 5-6. С. 70.].

 

Представления о классовом характере права нашли свое отражение в общем определении права, данном в официальном акте НКЮ РСФСР (декабрь 1919 г.) "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР" [См.: СУ РСФСР. 1919. 66. Ст. 590. Первоначальный проект документа был подготовлен М. Ю. Козловским, доработка его шла при активном участии и под руководством П. И. Стучки.]. Позднее Стучка писал об этом: "Когда перед нами, в коллегии Наркомюста... предстала необходимость формулировать свое, так сказать, "советское понимание права", мы остановились на следующей формуле: "Право - это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его (т.е. этого класса)" [ Стучка П. И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964. С. 58.].

 

С этих пролетарских позиций даже советский Гражданский кодекс периода нэпа Стучка критиковал как "буржуазный кодекс". "Наш кодекс, - пояснял он, - наоборот, должен ясно и открыто показать, что и гражданский кодекс в целом подчинен социалистической плановости рабочего класса" [Там же. С. 593.].

 

Эта идея вытеснения права (как буржуазного явления) планом (как социалистическим средством) имела широкое распространение и по сути дела отражала внутреннюю, принципиальную несовместимость права и социализма, невозможность юридизации социализма и социализации права.

 

По-другому классовый подход к праву был реализован в трудах Е.Б. Пашуканиса и прежде всего в его книге 1924 г. "Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий". Право, по Пашуканису, - это буржуазное явление, и после буржуазного права невозможен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал возможность "пролетарского права".

 

В силу негативного отношения ко всякому праву теория права для Пашуканиса - это марксистская критика основных юридических понятий как мистификаций буржуазной идеологии. Сближая форму права и форму товара, он генетически выводил право из меновых отношений товаровладельцев. В этой связи его теория права в литературе получила название меновой. Иногда ее именовали и "трудовой теорией" права (Стучка и др.), с чем сам Пашуканис был в принципе согласен, поскольку в его концепции "категории трудовой стоимости соответствует категория юридического субъекта" [См.: Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 187-188.].

 

В подходе Пашуканиса, как и в марксистско-ленинском учении в целом, принципиальное отрицание права сочетается с отрицанием государства как правового явления частнособственнического строя.

 

В середине 30-х годов Пашуканисом была выдвинута концепция т.н. "социалистического права". С учетом партийных положений о том, что в стране в основном построено "бесклассовое социалистическое общество", он стал говорить о необходимости развертывания "исследований социалистического государства, о роли социалистического советского права" [ Пашуканис Е. Государство и право при социализме // Советское государство. 1936. 3. С. 4.].

 

Концепция "социалистического права", воспринятая в дальнейшем всеми советскими авторами, была в условиях победы социализма естественным продолжением иллюзий о наличии какого-то небуржуазного, послереволюционного, качественно нового (пролетарского, советского) права.

 

С позиций психологической теории права классовую концепцию права развивал М.А. Рейснер. Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. Петражицкий [См., в частности: Рейснер М. А. Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология. Спб. 1908; Он же. Государство. Спб. 1911 (2-е изд. 1918); Он же. Основы Советской Конституции. М., 1918; Он же. Государство буржуазии и РСФСР. М., 1923; Он же. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л., 1925 (в дальнейшем цитировании - просто "Право").].

 

Всякое так называемое "общее" право (общий правопорядок) - как при капитализме, так и после победы пролетарской революции - представляет собой, по Рейснеру, компромисс и объединение наличных в данном обществе субъективных классовых прав. "Ибо, - замечает он, - одинаково и буржуазное государство и наше Советское точно так же включает в свой общий правопорядок и право пролетарское, крестьянское, и буржуазное. Одного только, пожалуй, "права" у нас нет - это права землевладельческого в смысле частного землевладения, хотя зато мы имеем грандиозного помещика в лице самих Советов, владеющего порядочным количеством имений в виде советских хозяйств" [Рейснер М.А. Право. С. 198.]. Разница, однако, в том, что при капитализме господствующее положение в общем правопорядке занимает право буржуазии, а в советском правопорядке - пролетарское право.

 

Вся история права - это, по Рейснеру, "история его угасания" [Там же. С. 274.]. При коммунизме оно угаснет навсегда.

 

Такое классовое перетолкование интуитивного права фактически отвергает основание и суть психологического правопонимания вообще - индивида с его правовой психикой, правовыми притязаниями, эмоциями и т.д. И на примере рейснеровской концепции классовости права хорошо видно, как классовость убивает право.

 

Проблемам построения марксистской теории права в 20-е годы был посвящен также ряд публикаций И. Разумовского [См.: Разумовский И. Понятие права у Маркса и Энгельса //Под знаменем марксизма. 1923. 2-3; Он же. Проблемы марксистской теории права. М., 1925.]. Как идеологическое опосредование (идеологическая форма) классовых материальных (экономических) отношений право, по Разумовскому, - это форма общественного сознания.

 

Отмирание "буржуазного права", по Разумовскому, будет означать "смерть права как идеологии" и переход в коммунистическом обществе "к сознательно регулируемой и сознающей характер своей связи с материальными условиями производства системе общественного поведения" [ Разумовский И. Проблемы марксистской теории права. С. 23.].

 

Диктатуру пролетариата как "правовое государство" и советскую концепцию октроированных прав в середине 20-х годов развивал А. Малицкий. В обоснование правового характера диктатуры пролетариата он в работе "Советская конституция" приводил следующие соображения: "подчиненность всех органов государственной власти велению закона, т.е. праву, носит название "правового режима", а само государство, проводящее правовой режим, называется "правовым государством"; "советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового режима" [ Малицкий А. Советская Конституция. Харьков, 1924 (2-е изд., 1925). С. 27, 28.].

 

При этом Малицкий под правом имел в виду установления диктатуры пролетариата.

 

Подход Малицкого, представлявший собой причудливую смесь советско-апологетического рвения и буржуазной экзотики, был подвергнут критике его более осмотрительными коллегами.

 

Под воздействием партийно-политических решений и установок конца 20-х - начала 30-х годов о нэпе, коллективизации, темпах индустриализации, борьбе против различных "уклонов" и т.д. представители различных направлений советской правовой идеологии вносили существенные изменения и коррективы в свои подходы и в целом были заняты поисками некоей единой правильной позиции и линии в вопросах правопонимания - по аналогии с "генеральной линией" партии.

 

2. Советский легизм

 

Искомая "генеральная линия" в советской юридической науке была утверждена на I Совещании по вопросам науки советского государства и права (16-19 июля 1938 г.). Его организатором и дирижером был подручный Сталина на "правовом фронте" А. Я. Вышинский. Совещанию был придан всесоюзный характер, и в его работе участвовало около 600 научных работников, преподавателей, практиков из различных регионов страны.

 

Цели и задачи совещания состояли в том, чтобы в духе потребностей репрессивной практики тоталитаризма утвердить единую общеобязательную "единственно верную" марксистско-ленинскую, сталинско-большевистскую линию в юридической науке на основе нового общего определения права.

 

В письменном тексте доклада Вышинского и в одобренных совещанием тезисах его доклада формулировка общего определения права дана в следующей "окончательной редакции": "Право - совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу" [Основные задачи науки советского социалистического права. М., 1938. С. 37, 183. ].

 

Совещанием было одобрено также следующее определение советского права: "Советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества" [Там же. С. 183.].

 

По своему типу "правопонимание", предложенное Вышинским и принятое совещанием, является легистским, поскольку в его основе лежит отождествление права и закона. Такое отождествление прямо и откровенно признавалось и утверждалось Вышинским. "Право, - писал он, - совокупность или система правил (законов), имеющих своим назначением заботу о подчинении членов общества "общим условиям производства и обмена", т.е. о подчинении господствующим в данном обществе классовым интересам" [Там же. С. 170. ].

 

Характеристики подхода Вышинского и его последователей как "нормативного", "нормативистского", "узконормативного" и т.п. нельзя признать адекватными, поскольку понятие "норма" в его трактовке не имеет никакого самостоятельного юридико-смыслового значения.

 

Если отбросить демагогические ухищрения Вышинского, то суть его определения права состоит в том, что право - это приказы диктаторской власти.

 

Приказное советско-легистское "правопонимание", одобренное "с подачи" Вышинского совещанием 1938 г., стало на все последующие годы официальной позицией в советской юридической науке.

 

3. В поисках новых подходов к праву

 

Уже с середины 50-х годов некоторые юристы старшего поколения - в противовес "узконормативному" определению права - стали трактовать право как единство правовой нормы и правоотношения (С. Ф. Кечекьян, А. А. Пионтковский) или как единство правовой нормы, правоотношения и правосознания (А. К. Стальгевич, Я. Ф. Миколенко) [См.: Кечекьян С. Ф. Нормы права и правоотношения // Советское государство и право, 1955, 2; Он же. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958; Пионтковский А. А. Некоторые вопросы общей теории государства и права // Советское государство и право, 1956, 1; Он же. К вопросу о взаимоотношении объективного и субъективного права. // Советское государство и право, 1958, 5; Он же. К вопросу об изучении общенародного права // Советское государство и право, 1962, 11; Он же. Юридическая наука, ее природа и метод // Советское государство и право, 1965, 7; Стальгевич А. К. Некоторые вопросы теории социалистических правовых отношений // Советское государство и право, 1957, 12; Он же. Ценная книга // Советское государство и право, 1965, 7; Миколенко Я. Ф. Право и формы его проявления. - Советское государство и право, 1965, 7.].

 

При этом правоотношение (и связанное с ним субъективное право - в трактовках Кечекьяна и Пионтковского) и соответственно правоотношение и правосознание (согласно Стальгевичу и Миколенко) предстают как реализация и результат действия "правовой нормы", производные от нее формы и проявления права. Исходный и определяющий характер "правовой нормы", т.е. "нормативность" права в смысле определения 1938 г. и последующей "официальной" традиции, следовательно, продолжали признаваться, но эту "нормативность" предлагалось дополнить моментом ее осуществления в жизни.

 

Таким образом, трактовка проблемы "социалистического права" (у Кечекьяна, Пионтковского и др.), как и в определении права 1938 г., исходит (сознательно или по недоразумению - другой вопрос!) из некорректной и неадекватной неправовым реалиям социализма презумпции о наличии "правовой нормы" там, где ее нет и не может быть. В таком допущении - суть дела, сердцевина и т.н. "узконормативного" правопонимания Вышинского и его последователей, и так называемого более "широкого" правопонимания в трактовках Кечекьяна, Пионтковского, Стальгевича, Миколенко и других авторов, предлагавших "правовую норму" (а на самом деле - норму неправового законодательства) дополнить ее производными (формами ее реализации) - "правоотношением", "правосознанием".

 

В целом полемика представителей "широкого" понимания права против сторонников "узконормативного" подхода носила непринципиальный характер, поскольку в фактически неправовой ситуации оба направления в одинаковой мере базировались на априорной предпосылке о наличии "советского социалистического права", под которым имелось в виду антиправовое законодательство.

 

В 60-е и особенно в 70-80-е годы активизировался отход от официального "правопонимания". Это особенно отчетливо проявилось на проведенном журналом "Советское государство и право" заседании "круглого стола" по теме "О понимании советского права", где в ходе острых дискуссий группа ученых подвергла критике официальное правопонимание и выступила с обоснованием иных трактовок права [См.: Советское государство и право, 1979, 7, 8. ].

 

Выйти из порочного круга антиправового советского легизма можно было лишь на основе последовательного юридического (антилегистского) правопонимания. Поэтому для выяснения и критики неправового характера так называемого "социалистического права" и законодательства, определения путей движения от неправового социализма к правовому строю, к правовому государству и правовому закону принципиально важное значение имело именно различение права и закона и анализ с этих позиций сложившейся ситуации. В таком контексте и была выдвинута либертарно-юридическая концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов [См., в частности: Нерсесянц В. С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973; Он же. Право и закон. М., 1983; Он же. Право и закон: их различение и соотношение // Вопросы философии, 1988, 5.].

 

Неправовые реалии социализма в сочетании с установкой на продвижение к неправовому коммунизму полностью лишали советскую теорию и практику всякой правовой перспективы развития, движения к какому-нибудь варианту постсоциалистического права, правового закона и правовой государственности.

 

Либертарная теория правопонимания, напротив, выражала как раз правовую перспективу развития от наличного (неправового) социализма к будущему правовому строю.

 

Существенный момент либертарного правопонимания состоит в том, что с позиций такого подхода можно выявить те объективные условия, при которых вообще возможно право. Это же позволяет показать, что для наличия права нужны такие условия, которые объективно не согласуемы с социализмом и отрицаются им. Именно здесь коренятся определяющие объективные причины отсутствия и невозможности "социалистического права", а не в чьих-то субъективных установках и противодействиях. Тем самым либертарно-юридическая концепция содействовала теоретическому обоснованию необходимости выхода за социально-исторические рамки социализма как правоотрицающего переходного строя, уяснению логики постсоциалистического пути к праву.

 

Интерес к теории различения права и закона, к идее правовой свободы и т.д. заметно усилился (и не только в юридической науке, но и в массовой печати) в условиях перестройки и особенно в 90-е годы, когда стали возможны первые шаги в сторону права и правовой государственности1. Вместе с тем во все большей мере становилось ясно, что предстоящие преобразования - это во многом по своей сути движение от неправового строя к свободе и праву и что, следовательно, подобные преобразования не стыкуются с произвольными властно-приказными представлениями о праве и их можно осмыслить и осуществить лишь с позиций нового правопонимания, исходящего из прав и свобод индивидов и ориентированного на утверждение и дальнейшее развитие общечеловеческих достижений в сфере общественной и государственно-правовой жизни.

 

Глава 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.09 с.)