Тема 5 (16). Гемодинамическая функция сердца. Свойства сердечной мышцы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5 (16). Гемодинамическая функция сердца. Свойства сердечной мышцы



Мотивация изучения темы: Сердечно-сосудистая система обеспечивает кровоснабжение органов и тканей, транспортируя к ним кислород, метаболиты, гормоны, доставляя СО2 из тканей в легкие, а другие продукты метаболизма - в почки, печень и др. органы. Основная функция сердечно-сосудистой системы – транспортная. Эта система жизненно необходима для регуляции гомеостаза. Циркуляцию крови по сердечно-сосудистой системе обеспечивает насосная функция сердца - непрерывная работа миокарда, характеризующаяся чередованием систолы и диастолы. При изучении темы студенты на практике усваивают гемодинамическую функцию сердца, прослеживают связь кровообращения с работой сердца. Знания насосной функции сердца, а также методов ее оценки позволяет выявить состояние этой функции у здоровых и больных людей, определить пути профилактики и принципы лечения сердечной недостаточности. Знания физиологических свойств миокарда (автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость), для понимания механизмов функционирования сердца в целом организме при его различных состояниях.

 

Цели занятия.

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

 

Конкретные цели и задачи:

В результате освоения темы студенты должны:

 

«Знать» общую морфофункциональную характеристику системы кровообращения и ее роль в поддержании жизнедеятельности организма, усвоить современные представления о гемодинамической функции сердца, изучить фазы сердечного цикла, физиологические свойства сердечной мышцы, обеспечивающие функциональные особенности деятельности сердца. Знать основные показатели насосной функции сердца.

«Уметь» пользоваться полученными знаниями для понимания механизмов функционирования сердца в целом организме при его различных состояниях при решении ситуационных задач, уметь объяснять особенности электрических и сопряженных процессов в миокарде.

«Владеть» навыками определения длительности сердечного цикла у человека по пульсу, физиологическим понятийным аппаратом при количественной оценке нагнетательной функции сердца,

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы

1. Морфофункциональные особенности сердечно-сосудистой системы (каф.анатомии человека, каф. гистологии, эмбриологии и цитологии),

2. Электрические явления в живых тканях (физика)

 

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов:

1. Значение кровообращения для организма. Кровообращение как компонент различных функциональных систем, определяющих гомеостаз.

2. Фазовый анализ сердечного цикла: состояние клапанного аппарата.

3. Динамика изменения кровяного давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы сердечного цикла.

4. Ударный и минутный объем сердца, систолический резерв, конечно-диастолический объем желудочков и другие гемодинамические показатели.

5. Возбуждение сердца. Потенциал действия (ПД) кардиомиоцитов предсердий и желудочков.

6. Автоматия сердца. Характеристика, компоненты проводящей системы. Потенциал действия Р-клеток СА и АВ узлов. Пейсмекер (водитель ритма) сердца. Градиент автоматии.

7. Проводимость (проведение возбуждения в сердце), проведение ПД в различных отделах сердца.

8. Возбудимость сердца. Изменение возбудимости кардиомиоцита в течение ПД и фаз сердечного цикла.

9. Сократимость сердца. Функциональная структура кардиомиоцита, электромеханическое сопряжение, механизм расслабления, некоторые особенности сокращения сердца.

10. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости в разные фазы сердечного цикла.

11. Реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражтели. Узловые, суправентрикулярные, предсердные и желудочковые экстрасистолы, компенсаторная пауза.

12. Возрастные особенности физиологических свойств сердечной мышцы.

 

Задания для СРС во внеучебное время

1. Анатомическое строение сердца человека (полости, клапаны, циркуляция крови).

2. Приносящие и выносящие сосуды сердца.

3. Микроструктура миокарда.

4.Нарисуйте график соотношения потенциала действия, возбудимости и сократимости в сердечной мышце.

5. Нарисуйте схему экстрасистолы и компенсаторной паузы. Объясните их происхождение.

 

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Направление движения крови в большом и малом кругах кровообращения.

2. Что такое систолический объем сердца? Его величина, от чего зависит?

3. Как определить минутный объем сердца?

4. Периоды систолы и диастолы желудочков.

5. Какому периоду диастолы желудочков соответствует систола предсердий?

6. Какова основная функция сердца?

7. Какой объём получил название «конечно-диастолический»?

8. Какой объём является характеристикой производительности сердца?

9. Назовите метод определения МОК.

10. Назовите норму сердечного выброса для взрослого и новорождённого.

11. Назовите структуру, обладающую наибольшей способностью проведения возбуждения в сердце.

12. Какой ритм сокращений задаёт синусовый узел?

13. Какой ритм сокращений задаёт предсердно-желудочковый узел?

14. Какая фаза сердечного цикла совпадает с фазой абсолютной рефрактерности?

15. Чем отличается режим сокращения сердечной мышцы от скелетной?

16. Чему равна продолжительность фазы абсолютной рефрактерности кардиомиоцитов желудочков сердца?

17. Чем отличается ПД синусового узла, кардиомиоцитов предсердий и желудочков?

18. Чему равна продолжительность ПД кардиомиоцитов предсердий?

19. Как повлияет на сокращение сердца уменьшение уровня Са++ в крови?

20. Каков механизм компенсаторной паузы после экстрасистолы?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.007 с.)