Частный вопрос: экономия, обусловленная агломерацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частный вопрос: экономия, обусловленная агломерацией



Давайте более детально разберем и объясним экономические причины развития города. Во-первых, необходимым условием этого развития является способность сельского хозяйства страны производить избыток продовольствия и технических культур. Быстро увеличивающаяся продуктивность американского сельского хозяйства высвободила большую часть нашего населения из сельского хозяйства, в результате чего эта рабочая сила могла заняться производством несельскохозяйственных товаров и услуг. Поскольку мы - существа общественные и поскольку специализированное промышленное производство требует большого количества рабочих, вполне естественно, что рабочая сила, высвобожденная из все более эффективного сельского хозяйства, должна была сосредоточиться в поселках, малых и крупных городах.

И если растущая эффективность агросектора "вытолкнула" рабочую силу из сельского хозяйства, то экономия, обусловленная агломерацией, напротив, "притянула" население и промышленность в поселки, малые и большие города. Что же такое экономия, обусловленная агломерацией? В целом экономия, обусловленная агломерацией, означает "удешевление" производства или сбыта как результат того, что фирмы расположены относительно недалеко друг от друга. Экономия, достигнутая в результате такой агломерации, подразделяется на несколько взаимосвязанных и, предположительно, перекрещивающихся типов.

Внутренняя экономия от роста масштабов производства. Вероятно, простейшей основой пространственной концентрации является экономия от крупномасштабного производства. Вспомните, что там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно лишь в том случае, если рынок в целом охвачен небольшим числом производителей. Это означает, что одному крупному производителю обслуживание ряда разрозненных рынков может обойтись дешевле, чем множеству небольших, децентрализованных производителей. Население городов велико, и, следовательно, они представляют собой потенциально крупные рынки, что дает производителям возможность переместиться вниз по кривой средних долгосрочных издержек и добиться низких затрат на единицу продукции, как показано на рисунке 36-1 а. Такая экономия носит название внутренней экономии от роста масштабов производства, так как ее достижение зависит от уровня производства внутри самой фирмы,

Экономия на местоположении (транспортировке). На местоположение производственного предприятия существенное влияние оказывает доступность транспортных средств. Транспортные издержки фирмы будут выше, если необходимые ресурсы и рынки сбыта не находятся в непосредственной близости. Поэтому выбор местоположения фирмы будет в большой степени зависеть от существующей транспортной сети. Не случайно наши наиболее крупные города исторически сложились вокруг дешевых естественных или искусственных транспортных узлов, то есть вдоль побережья (Нью-Йорк, Сан-Франциско), на крупных реках (Сент-Луис) или рядом с железнодорожными терминалами (Чикаго).

Вероятно, менее очевидной причиной агломерации является феномен "индустриальных цепочек". Технологический прогресс привел к тому, что процесс товарного производства и сборки удлинился и стал сложнее. Все большее число фирм и отраслей промышленности выпускает продукцию, которая представляет собой ресурсы для других форм и отраслей. Эта растущая специализация производства означает, что промышленно связанные фирмы могут достичь существенной экономии на издержках транспорта и связи, если они будут размещены в непосредственной близости друг от друга. Нетрудно понять, почему приток в города производственных мощностей, а следовательно, и населения становится самовоспроизводящимся процессом. По очевидным причинам размещение автосборочного предприятия в данном городе может привести к тому, что производители, скажем, автомобильных покрышек и стекол разместят свои предприятия в том же районе. В свою очередь, существование стекольных и шинных предприятий может заставить, еще одного производителя автомашин разместить автосборочный завод в этом районе. И так далее...

 

Рисунок 36-1. Внутренняя и внешняя экономия от роста масштабов производства а) Внутренняя экономия от роста масштабов производства. Крупные рынки. создаваемые городами, обычно позволяют фирмам переместиться вниз по кривой средних долгосрочных издержек и добиться низких затрат на единицу продукции в результате внутренней экономии от роста масштабов производства. б) Внешняя экономия от роста масштабов производства. Если фирмам требуется сравнительно небольшое количество определенных ресурсов, то, производя их для себя собственными силами, они не сумеют достичь экономии от роста масштабов производства. Например, на рисунке а) затраты на единицу продукции будут равны 100 дол., если фирме требуется только 10 единиц ресурсов и она производит их сама.

Но если, скажем, пять фирм, нуждающихся в данном ресурсе, расположены в непосредственной близости, тогда отдельная фирма, специализирующаяся на производстве этого ресурса, может добиться эффективного производства 50 единиц стоимостью 50 дол. за единицу. Как показано на рисунке б), это понижает цену ресурса для потребителей и перемещает кривые средних издержек вниз с АСi до АСe. Это явление известно под названием внешней экономии от роста масштабов производства.

 

Внешняя экономия от роста масштабов производства. Приведенных выше рассуждений о внутренней экономии от роста масштабов и экономии на местоположении недостаточно для исчерпывающего объяснения феномена городского роста. Более полное объяснение включает в себя рассмотрение внешней экономии от роста масштабов и инфраструктуры городских территорий.

Вспомните, что в случае внутренней экономии от роста масштабов более низкие затраты на единицу продукции могут быть достигнуты за счет увеличения объема продукции, выпускаемой самой фирмой. Иными словами, технология задает фирме определенную кривую средних долгосрочных издержек, которая понижается в очень значительном диапазоне, как показано на рисунке 36-1 а; и уже от самой фирмы зависит, достигнет ли она высокого уровня производства, являющегося условием снижения затрат на единицу продукции. Теперь мы должны рассмотреть другой тип экономии от роста масштабов. А именно: существуют некие факторы экономии, которые, как указано на рисунке 36-16, смещают вниз кривую средних долгосрочных издержек фирмы. Это смещение вниз кривых средних долгосрочных издержек отдельных фирм зависит от расширения всей отрасли или группы фирм, а не отдельной фирмы. Именно поэтому такая экономия называется внешней экономией от роста масштабов, ведь ее достижение находится вне сферы действий и решений любой отдельной фирмы, то есть зависит от внешних условий.

А именно, если ряд фирм объединяется, то они как группа могут достичь более низкой цены на ресурсы, а следовательно, и более низкой кривой издержек, чего невозможно добиться при их географической разбросанности. То есть в случае объединения специализированным фирмам становится выгоднее выполнять определенные функции в рамках отрасли на более широкой основе, а следовательно, и с меньшими издержками, чем могла бы каждая фирма в одиночку.

Возьмем, к примеру, компьютерное производство. Производителям компьютеров периодически требуются работники с высокой специализацией для ремонта оборудования. Географически изолированный производитель компьютеров может иметь два варианта решения проблемы. Первый - это нанять собственных специалистов по ремонту, работающих полную неделю. Но, так как объем ремонтных услуг относительно невелик, эти специалисты не будут использованы полностью, что сделает данное решение дорогостоящим. Как видно из рисунка 36-1 а, объем ремонтных работ недостаточно велик, чтобы позволить фирме достичь потенциальной внутренней экономии от роста масштабов путем собственного "производства" ремонтных услуг. Вторым вариантом решения могло бы быть привлечение специалистов-ремонтников со стороны. Данное решение также потребовало бы значительных затрат как времени, так и денег.

Однако когда фирмы группируются, появляется третье, менее дорогостоящее решение. Когда ряд производителей компьютеров размещается в одном и том же районе, совокупного спроса отрасли достаточно, чтобы поддержать существование одной (или более) отдельной фирмы, специализирующейся на ремонтных услугах в данном географическом районе. Специалист выполняет объем работ, достаточный для достижения внутренней экономии от роста масштабов. Следовательно, он может обеспечить более низкие затраты на единицу ремонтных услуг по сравнению с производителем компьютеров, нуждающимся в его услугах. Как показано на рисунке 36-1 а, отдельному производителю компьютеров требуется, скажем, только 10 единиц ремонтных услуг в неделю стоимостью 100 дол. за единицу в случае, если они обеспечиваются его собственными работниками. Но независимая фирма, специализирующаяся на ремонтных услугах, предоставляет, скажем, 50 единиц этих услуг целой группе, состоящей, к примеру, из пяти производителей компьютеров, которые образовали агломерат. Этот возросший объем ремонтных услуг позволяет специалисту полностью реализовать возможности экономии от роста масштабов и, таким образом, предоставить услуги по цене, скажем, 50 дол, за единицу. Проще говоря, каждая фирма в отрасли компьютерного производства может купить ремонтные услуги у фирмы, специализирующейся на них, - это будет дешевле, чем самостоятельно обеспечивать себя этими услугами. Установленная в результате более низкая цена на ресурсы, необходимые для оказания ремонтных услуг, в конечном счете позволит переместить вниз кривую долгосрочных издержек производителей компьютеров. Это отображено на рисунке 36-16, где кривая средних долгосрочных издержек компьютерного производства "с внутренним обеспечением" ремонтными услугами АС, расположена выше кривой АСе с "внешним обеспечением" ремонтными услугами. В оптимальном диапазоне выпуска компьютеров - обозначенном Qo на рисунке 36-16 - средние издержки производства компьютеров падают с С1 до С2. Этот пример потенциально верен для производства комплектующих деталей, исследований в области технологии и рынка, финансовых услуг и множества других ресурсов. В любом случае именно внешняя экономия от роста масштабов помогает объяснить причины концентрации компьютерной промышленности в таких районах, как Силиконовая долина в Калифорнии, шоссе 128 под Бостоном и "Исследовательский треугольник" в Северной Каролине.

Подобная специализация ведет к усилению взаимозависимости между производственными предприятиями и центрами обслуживания различных типов. Таким образом, месторасположение отдельных, в значительной мере взаимозависимых предприятий определяется одновременно. Вообще говоря, производители готовых товаров должны иметь непосредственный доступ и к промежуточным товарам и услугам, рассматриваемым как ресурсы, и к рынкам сбыта своей готовой продукции. Точно так же поставщики промежуточных товаров и услуг должны иметь непосредственный доступ к рынкам, размеры которых позволяют достичь внутренней экономии от крупномасштабного производства. Из этого следует, что решение для обеих групп одинаково - сосредоточиться в городах, ибо только они способны обеспечить ресурсы и рынки в достаточных размерах, а также полностью удовлетворить разнообразные потребности. Отсюда нетрудно понять, почему npитяжение производства, а следовательно, и населения в города представляет собой самовоспроизводящийся кумулятивный процесс.

Инфраструктура. Подобно внешним факторам экономии от роста масштабов инфраструктура городской территории также является источником экономии или преимуществ в издержках. А именно: город предоставляет расположенным в нем фирмам необходимые им важные услугой удобства, самообеспечение которыми в нужных каждой фирме незначительных размерах обошлось бы ей слишком дорого. Эта инфраструктура включает в себя такие очевидные элементы, как водо- и электроснабжение, очистные сооружения, транспортные средства, исследовательские и технологические услуги, финансовые учреждения и банки, консультационные службы управления и рекламы, специализированные юридические услуги и т. д.

Богатая и разнообразная инфраструктура, возможно, является самой значительной интегрирующей силой, воздействием которой объясняется не прекращающийся рост наших крупнейших городских территории. Например, одним из выводов исследования, проведенного на территории Нью-Йорка, является тот факт, что хотя из городской зоны Нью-Йорка устранены практически все производственные предприятия, которые когда-то здесь находились, -мукомольные, литейные, текстильные, кожевенные, мясоперерабатывающие заводы и т. п. - его территория продолжает расти и приносить высокие доходы. Как следует из доклада, своей способностью к росту и высоким доходам Нью-Йорк обязан своей богатой инфраструктуре, которая привлекает новые предприятия, нуждающиеся в высокоспециализированных и технологически сложных услугах.

Учет фактора спроса

Будучи необходимым условием реализации фирмами и отраслями внутренней и внешней экономии от роста масштабов, рыночный спрос помимо этого играет и другую важную роль, объясняющую рост городов. Большая населенность крупных городов означает наличие в них широкого разнообразия товаров и услуг. Проще говоря, если население Чикаго и Филадельфии создает рыночный спрос, достаточный для существования различных этнических ресторанов и магазинов с экзотическими товарами, то спрос на такую продукцию в Гранд-Маунде (штат Айова) или Юрике (штат Монтана) будет недостаточным для обеспечения рентабельности подобных предприятий. Подобным образом существование театров, симфонических оркестров, высокоспециализированных медицинских услуг, профессионального спорта возможно с коммерческой точки зрения лишь в крупных городах. В целом многие изысканные удобства современной жизни присущи городам именно вследствие наличия там адекватного спроса. Это означает, что города являются не только местом более дешевого производства товаров и услуг, но и местом, где потребители могут наиболее полно удовлетворить свои запросы благодаря более полному соответствию последних широкому диапазону предлагаемых товаров и услуг.

Дезинтегрирующие силы

Невозможно бесконечно пожинать плоды агломерации. За неким критическим и трудно определимым рубежом - который, вероятно, уже прошли некоторые наши наиболее крупные города - дальнейший рост городов и географическая концентрация промышленности имеют тенденцию создавать себе противодействие, которое выражается в увеличении издержек производства. То есть дальнейшие попытки достичь экономии от агломерации могут породить определенные нежелательные последствия, или то, что называется дезинтегрирующими силами.

Определенные издержки, связанные с географической концентрацией, представляют собой внутренние издержки самих производителей и, следовательно, должны ложиться на их плечи. Например, растущая концентрация производства в данном географическом районе будет означать более высокие цены на землю и ренту. В свою очередь, повышение цены земли приведет к дальнейшему удорожанию размещения в данном районе новых фирм или затруднит расширение уже имеющихся. Более того, повышенный спрос на рабочую силу, который сопутствует производственной агломерации, может привести к усилению требовательности рабочих и росту издержек на заработную плату. Не случайно примерно половина всех рабочих, состоящих в профсоюзах, размещена в шести наиболее урбанизированных штатах.

Однако многие недостатки и проблемы, связанные с урбанизацией, возникают под воздействием побочных эффектов, или эффектов перелива. То есть в самом городе рынок просто не способен правильно оценить то или иное решение отдельных лиц или предприятий. Давайте рассмотрим проблему издержек перелива. По мере того как производители концентрируются в городской зоне, загрязнение воды и воздуха может стать столь сильным, что город потеряет свою привлекательность для новых фирм и просто жителей. Подобным образом существует некий рубеж, за которым транспортные заторы (также представляющие собой проблему побочных эффектов) тормозят доставку как ресурсов, так и готовой продукции, что приводит к удорожанию производственной деятельности в городе. Упадок городов является, в основном, проблемой издержек перелива. Землевладельцы, в корыстных интересах позволяющие ветшать своей недвижимости, тем самым способствуют ухудшению качества всего квартала, делая размещение в нем предприятий и жителей непривлекательным для них. Запущенность сооружений в принципе "загрязняет" квартал точно так же, как и дымовые трубы производственных предприятий.

Стали ли дезинтегрирующие силы столь значительными за последние годы, чтобы свести на нет некоторые преимущества агломерации? Недавние изменения в характере урбанизации, видимо, указывают на это. Рост пригородов за счет городов-центров является свидетельством действия дезинтегрирующих сил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.013 с.)