Предпринимательства, ее цели, механизм реализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательства, ее цели, механизм реализации



Характерным показателем становления рыночной системы в постсоциа­листической экономике является процесс приватизации государственной и муниципальной собственности.

Приватизация - это выкуп гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность предприятий или их подразделений, которые выделены в самостоятельные. Это же относится к материальным и нематериальным активам предприятий, долям (паям, акциям) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ), а также принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

Приватизация в странах, в которых предстоит формирование предпринимательства - важнейшего элемента рыночных структур, имеет свои характерные цели, отличающиеся по целому ряду параметров от приватизации госсобственности в странах с развитой рыночной системой и господством частной собственности.

Приватизация при формировании рыночных отношений в переходной к ним экономике имеет целью создать слой частных собственников - предпринимателей; создать условия для повышения эффективности деятель­ности предприятий, включая формирование конкурентной среды; способство­вать демонополизации экономики, процессу стабилизации финансового положения в стране, собираемости налогов с предприятий всех форм собственности, которые должны находиться в равных условиях; открыть страну, ее экономику для иностранных инвестиций. Одновременно в процессе прива­тизации и деятельности частных, приватизированных предприятий государс­твом и местными органами власти должны осуществляться меры социальной защиты населения, развития объектов социальной инфраструктуры, включая и использование в этих целях средств, полученных от приватизации.

Иные цели имеет приватизация предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, например, широко проводимая в Великобритании в 70-80 гг. нашего века. Здесь, как и в других развитых странах, государственные предприятия оказались менее эффективными в условиях рынка, менее приспособленными к требованиям обновления производства, научно-технического прогресса и менее конкурентоспособными по сравнению с частными акционерными фирмами.

Цели приватизации в странах с рыночной экономикой были в основном следующие: дальнейшее эффективное функционирование рынка; сокращение задолженности государственного сектора; стимулирование частнопредпри­нимательской деятельности; расширение индивидуальных свобод в рыночных условиях; развитие акционирования собственности, включая дальнейший выпуск мелких акций (так называемого народного капитализма); ослабление деятельности профсоюзов.

Различаются и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах с различным состоянием рыночной экономики.

В России, например, они включают: а) использование приватизационных чеков (ваучеров) для приобретения акций приватизируемых предприятий; б) выкуп имущества предприятий, ранее переданного в аренду полностью или частично; в) организацию купли-продажи имущества приватизируемых предприятий по конкурсу или на аукционе; г) продажу долей (акций) в капитале предприятий после их преобразования в акционерные общества.

В странах же с господством рыночной экономики использовались нес­колько иные методы (способы) приватизации, что свойственно частнособст­венническим отношениям. Это полная продажа государственных предприятий частным предпринимателям и компаниям, возможно и в рассрочку с оплатой, допуск частного капитала в государственный сектор; практика продажи части активов в компаниях, в которых государство как акционер не имеет большинства голосов, частным лицам.

Российский и зарубежный опыт свидетельствует о наличии нескольких моделей приватизации: западной, восточноевропейской и российской. Западная приватизация на микроуровне проводится государством как собственником имущества. Она предусматривает такие элементы, как оценка имущества, перспектив предприятий, передача контроля пакетов акций в руки действительных инвесторов, включая иностранных, рациональное функционирование акционерного капитала, использование приватизации для поступления денежных средств в государственный бюджет и снижение государственных субсидий в сфере экономики.

Восточноевропейская модель приватизации (Венгрия, Чехия, Словакия, Польша) имеет значительный прагматический характер, нацеленный на получение практических полезных результатов, а именно: проведение в первую очередь малой приватизации, постепенный переход к приватизации средних и крупных предприятий, широкое привлечение иностранных инвестиций, отстранение от приватизации политическим путем бывшей господствующей номенклатуры, использование в процессе приватизации низового звена менеджеров. Все это ускорило возможность использования на приватизируе­мых предприятиях передовых западных технологий при организации производства и управления, включения экономики восточноевропейских стран в мировые рынки.

Российская модель приватизации была основана на попытке в короткие сроки разрушить последствия функционирования централизованной экономики. При этом директорам предприятий и местной администрации были переданы существенные права на проведение приватизации. Одновременно осуществлялся процесс приватизации, акционирования, коммерциализации и реорганизации направленности деятельности предприятий. Все это проис­ходило в условиях ускоренной ликвидации плановой экономики, начавшегося в стране специфического для нее системного кризиса, разрушения сложившихся ранее производственно-экономических связей предприятий и регионов. Существовавшая в стране система Госснаба де-факто была заменена коммерческими отношениями в реализации товарной продукции. Одновремен­но ваучеровый этап приватизации ускорил концентрацию собственности в руках немногих собственников за счет скупки ваучеров. Это привело к дальнейшей социальной дифференциации российского населения, его неравенству в отношении собственности. Произошла также существенная задержка с формированием среднего класса собственников, на что рассчитывали авторы программы приватизации.

Соответствующим образом это отразилось и на этапах приватизации в стране и формировании предпринимательских структур. Первый этап проходил в 1992-1994 гг., второй 1995-1996 гг. К лету 1993 года было приватизировано 68 тыс. различных предприятий. Однако на долю промышленности и строительства из них приходилось всего 8-9%, остальные - предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, транспорта. В числе приватизированных предприятий по формам собственности собствен­ность федеральных органов, муниципальная и собственность территорий в общем числе объектов в стране составили 15% (в 1992 г. - 7%) (Экономика и жизнь. 1993. № 31. С.21).

Активно продолжался процесс приватизации в последующие годы. Так, к середине 1995 года уже более половины из числа работающего населения было занято в негосударственном секторе.

 

 

В целом структура собственности в России на 1.08.1995 г. (в %) была следующая:

    Госсектор Частный сектор
Легкая промышленность    
Пищевая промышленность    
Строительство    
Промышленность стройматериалов    
Автотранспорт и авторемонт    
Торговля оптовая    
Торговля розничная    
Общепит    
Бытовое обслуживание    
Прочие    
Всего по России 49,5 50,5

Однако к лету 1995 г. только около 7% граждан страны включились в активную предпринимательскую деятельность, т.е. имели свое собственное дело или фирму. (Экономические новости России и содружества. № 14. Июнь 1995. С. 2).

Одновременно вскрылся и целый ряд недостатков приватизации с использованием аукционов, когда стоимость приватизируемого имущества, на них занижалась, была нереальной. Быстрые темпы приватизации не всегда были благом для переходной к рыночной экономике страны. Рост неплатежей за поставленную продукцию в частном секторе принял массовый характер. То же относится и к задержке с выплатой заработной платы на приватизированных предприятиях. Значительно возросла доля акции у директорского корпуса и сократилась у рабочих, ИТР и служащих.

Но приватизация продолжалась и далее. Намечалось в процессе реформ уменьшить число государственных предприятий до 30%, а остальные должны стать акционерными, кооперативными, различного рода товариществами, кооперативами. Но темпы приватизации в 1995-1996 гг. значительно снизились. Так, если в 1993 г. было приватизировано около 43 тыс. предприятий, в 1994 г. - менее 10 тыс., в 1995 г. - более 10 тыс., то в 1996 г. - 5 тыс. Всего же на 1 января 1997 г. были приватизированы 126793 объекта в различных отраслях хозяйства, что составило 55% ранее государственных предприятий (Известия. № 66. 9 апреля 1997. С. 2). Частный сектор уже стал к этому периоду производить в России около 70% объема валового национального продукта.

Таким образом, приватизация в стране состоялась. Приватизированные предприятия, как правило, работают эффективнее, чем государственные, хотя и в 1997 г. государство являлось крупнейшим собственником (в его собственности оставалось 30,5 тыс. предприятии). Предстоит большая работа и по совершенствованию использования государственной доли акций в приватизированных предприятиях, пополнению на их основе доходной части федерального бюджета. В частном же секторе намечается снижение налогового бремени, стимулирование развития производственной сферы, дальнейшее наращивание эффективности производства, усиление инвестиционной деятельности.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.009 с.)