Становление рыночного субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление рыночного субъекта



Образование новых субъектов хозяйства.

Типы предприятий и формы их взаимоотношений в

Переходной экономике

Образование новых субъектов хозяйства

Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, потребовал институциональных изменений в экономике. Среди них - образование новых субъектов хозяйства, адекватных этой системе.

Субъекты хозяйства в плановой экономике. В условиях плановой экономики главным субъектом хозяйства выступало государство, которое обладало монополией на собственность, управление хозяйством, материально-техническое снабжение, финансовые потоки, внешнеэкономическую деятель­ность и т.д. Основной формой предприятия в плановой экономике являлось государственное предприятие, функционирующее как хозрасчетное предприятие. Это означало, во –первых, есть "звено единого народохозяйственного комплекса" и, во-вторых, работает на началах частичной самооку­паемости и обладает некоторой степенью экономической самостоятельности в области оперативно-хозяйственного управления, использования части прибыли на нужды предприятия и его трудового коллектива и в некоторых других областях. Однако названные характеристики носили во многом формальный характер. Это порождалось двумя взаимосвязанными причинами: монополией государства в экономической сфере и патернализмом по отноше­нию к предприятиям. Последнее находило выражение в мягких бюджетных ограничениях, означающих недопущение государством банкротства государст­венных предприятий. Государство производило компенсацию (погашение, "списывание" и т.п.) денежных затрат предприятий. В условиях рыночной экономики предприятия, напротив, находятся в системе жестких бюджетных ограничений, когда, функционируя в реальном режиме самоокупаемости и самофинансирования, должны полагаться прежде всего на самих себя.

Высокая степень централизации хозяйственных отношений проявлялась и в слабости управленческих функций местных органов власти. Так, в первой половине 80-х гг. 94% промышленных предприятий в СССР находились в подчинении союзных и союзно-республиканских (т.е. дублируемых на уровне союзных республик) министерств и только 6% были предприятиями местной промышленности, т.е. управлялись не из центра.

Менее 10% стоимости основных производственных фондов приходилось на предприятия колхозно-кооперативной формы собственности; Причем по отношению к негосударственным предприятиям (колхозы, другие формы кооперации, предприятия профсоюзов и других общественных организаций) существовала высокая степень огосударствлении, которая находила свое выражение в регламентации различных сторон их деятельности: по производст­ву и реализации продукции и услуг, оплате труда, инвестициям и др.

Характерной чертой плановой экономики была высокая концентрация производства и - как следствие - крупный размер предприятий. Так, по основным отраслям промышленности в СССР в середине 80-х гг. на одно предприятие приходилось примерно 700 работавших (в машиностроительном комплексе - 1106 человек), в то время как,' например, в ФРГ на одном промышленном предприятии в 1985 г, было занято в среднем 150 человек. Естественно, что был низок удельный вес малых (мелких) предприятий.

Специфической для плановой экономики СССР была и отраслевая структура предприятий. Так, в 1986 г. на предприятиях в сфере промышлен­ности и строительства трудилось 42,1% от общего числа занятых в народном хозяйстве, в сельском и лесном хозяйстве - 10,6%, в розничной торговле -4,2%, в финансовой сфере (кредитование и страхование) - 0,56%. В ФРГ в конце 80-х гг. эти цифры составляли соответственно: 39%, 4%, 12,9%, 3,1%. В отмеченных пропорциях советской экономики находили свое выражение различные факторы: исторические особенности формирования материально-технической базы, неразвитость рыночных отношений, слабая нацеленность централизованного хозяйства на конкретного потребителя (господство "экономики производителя") и др.

Переход к рыночной экономике вызвал существенные изменения как в общих условиях функционирования субъектов хозяйства, так и в их собственной природе.

Факторы изменения субъектов хозяйства в переходной экономике. Основными факторами, обусловившими эти изменения в условиях усиления рыночных начал, являются следующие:

- разгосударствление экономики: существенное сокращение не­посредственного вмешательства государства в деятельность предприятий, децентрализация хозяйственных решении и т.п.;

- разгосударствление собственности: существенное сокращение доли государственной собственности, возникновение многообразия форм собственности, включая важную роль частной собственности;

- изменения в структуре экономики: в частности, возрастание роли торговли, сферы услуг (включая банковские, страховые и прочие деловые услуги), других видов деятельности по обеспечению функционирования рынка;

- усиление демонополизации экономики, возрастание роли рыночно-конкурентного механизма во взаимоотношениях между предприятиями;

- более высокая степень открытости экономики, усложнение и расширение форм взаимодействия с зарубежным бизнесом;

- введение механизма банкротства несостоятельных предприятий, ужесточение бюджетных ограничений;

- формирование правовой (законодательной) базы функционирования предприятий в условиях рыночной экономики;

- другие факторы, связанные со становлением предпринимательства и рыночного режима хозяйствования.

Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формировались двумя основными способами. Во-первых, это реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприя­тий резко интенсифицировали институциональные изменения в экономике.

Изменения количественных и структурных характеристик субъ­ектов хозяйства в переходной экономике России. В итоге значительно выросло количество предприятий и усилилось их многообразие.

По данным Госкомстата РФ на 1.01.1996 г. в России насчитывалось без малого 2 млн 250 тыс. предприятий (включая организации, объединения, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, включен­ные в Единый государственный регистр предприятий и организаций - ЕГРПО). Для сравнения отметим, что во всей экономике СССР на 1.01.1987 г. насчи­тывалось 514,3 тыс. самостоятельных предприятий, учреждений и организаций. При этом следует иметь в виду формальный характер многих предприятий: так, из общего количества зарегистрированных в России предприятий реаль­но работало и платило налоги примерно 50%.

Многообразной стала структура предприятий по формам собственности. Резко выросла доля предприятий, находящихся в частной собственности -63,4% всех предприятий. Доля государственных предприятий составила лишь 10,7%, из них: находящихся в федеральной собственности - 6,3%, в собственности субъектов федерации - 4,4%. Доля муниципальной собственности составила 8,8%, собственности общественных объединений (организаций) - 4,2%, прочих форм собственности (в том числе собственность совместных предприятий, иностранных юридических лиц и граждан, смешанная собственность) - 12,9%. Налицо кардинальное изменение структуры пред­приятий по формам собственности, решительное разгосударствление собственности и экономики. За годы российских реформ приватизировано 122 тыс. предприятий (все данные на 1.01.1996 г.). Однако за внешне ясными цифрами и пропорциями распределения предприятий по формам собственности скрываются присущие переходной экономике размытость прав собственности, неясность фактического распределения экономической власти между различными субъектами собственности, незавершенность законодатель­ной базы, некачественность статистической методологии. Так, в российском законодательстве и в официальной статистике отсутствует понятие "коллектив­ная собственность", к которой следовало бы относить кооперативы, а также коллективные предприятия, возникшие в ходе приватизации (в частности, через выкуп трудовыми коллективами арендованного ранее имущества и через акционирование по 2-му варианту предоставления льгот трудовым коллективам); все они, однако, включаются в графу "частная собственность". Далее, высокая степень институциональной неопределенности характерна для акционерных обществ (АО), которые в российском законодательстве и статистике проходят как частные предприятия, независимо от того, какие субъекты играют в них экономически решающую роль: государство, трудовой коллектив, администрация, крупный частный инвестор, мелкие вкладчики-акционеры. Между тем, из созданных в 1995 г. 2770 новых АО пакет акций был закреплен за государством в уставном капитале 688 АО (25% всех АО), причем в 194 АО за государством было закреплено от 38 до 51% акций; "золотую акцию" государство имело в 427 АО (15,4% всех АО).

Усилилось многообразие предприятий и по их размерам. Резко уве­личилась доля малых предприятий как за счет разукрупнения прежних предприятий, так и за счет создания новых фирм с небольшим количеством работников. Общее количество малых предприятий (МП) к началу 1996 г. составило в России более 900 тыс. (по ранее действовавшей классификации к ним были отнесены предприятия со средней численностью работающих: в промышленности и строительстве - до 200, в науке - до 100, других отраслях производственной сферы - до 50, розничной торговле, общественном питании, отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек)1. МП играют все более заметную роль в экономике с точки зрения насыщения товарного рынка (их доля в общем объеме промышленной продукции составила более 9%, в об­щем объеме подрядных строительных работ - более 30%, в розничном товарообороте торговых предприятий - около 20%), непосредственного обслуживания потребителей (43% МП приходилось на сферу торговли и общественного питания), развития новых форм коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: посреднические, маркетинговые, рекламные, аудиторские и прочие услуги (на долю МП приходится примерно 90% занятых в этой сфере), решения проблемы занятости (в МП работает 14 млн человек, из них 9 млн - это постоянно занятые, что составляет 15% всех занятых в экономике, и 5 млн работает в МП на условиях вторичной занятости), расширения экономической самостоятельности предприятий (85% МП нахо­дится в частной собственности и только по 2% в государственной и муниципальной). Таким образом, малое предпринимательство играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, становлении и развитии рыночных отношений в переходной экономике. Вместе с тем оно еще сильно отстает от уровня развитых стран: так, если в Западной Европе на 1 тыс. населения приходится примерно 40 МП, то в России лишь 6 МП. При этом, однако, нельзя механически копировать зарубежные "стандарты", а необходимо учитывать специфические условия страны: технико-экономические, экономико-географические, историко-экономические и др., которые, очевидно, обус­ловливают более высокий, по сравнению с западноевропейскими странами, удельный вес крупных предприятий. Кроме того, имеется целый ряд трудностей, тормозящих развитие малого предпринимательства в переходной экономике России: неразвитая инфраструктура по поддержке и обслуживанию МП, трудности получения кредитов (особенно на долгосрочные проекты) и их погашения в условиях высоких ставок банковского процента, поборы (рэкет) со стороны криминальных структур, а нередко и со стороны проверяющих и контролирующих органов, низкий уровень безопасности и т.п.

Более многообразной становится и структура предприятий по отраслям экономики. Увеличивается число предприятий, непосредственно связанных с расширением рыночных начал в переходной экономике: так, на начало 1996 г. количество предприятий, специализирующихся на коммерческой деятель­ности по обеспечению функционирования рынка (посреднические, маркетинго­вые и прочие услуги) достигло 66,7 тыс. (увеличение за 2 последних года составило 1,7 раза); предприятий, занятых операциями с недвижимостью -7,3 тыс. (увеличение - в 3,2 раза); предприятий в сферах финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения - 43,6 тыс. (увеличение - в 2 раза).

Таким образом, для переходной экономики характерными являются кардинальные изменения в количестве и структуре предприятий, отражающие образование новых субъектов хозяйства в условиях разгосударствления экономики и усиления в ней роли рыночных отношений.

КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ - ФОРМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.011 с.)