О том, что духовное прозрение обычно бывает постепенным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О том, что духовное прозрение обычно бывает постепенным



 

18 декабря 1946 г.

 

Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть всё ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении" (Мк. 8, 22-26).

Почему Господь Иисус Христос на этот раз не так, как всегда, исцелил слепого? Обыкновенно исцелял сразу, а этого постепенно: сперва частично возвратил зрение, а потом, опять возложив на него руки, исцелил его полностью.

Не знаем, почему так, не можем знать всех мыслей Господа. Можем лишь догадываться, почему. Очень может быть, что Господь Иисус Христос этим постепенным исцелением научает тому, что и духовное прозрение не может быть и не бывает процессом внезапным, а постепенным.

Так и есть. Мы же знаем, что сразу стать духовно зрячим, стать святым, стать праведником нельзя. Это процесс постепенного развития, который часто длится целую жизнь. И должен длиться целую жизнь человека и всего человечества. Смотрите: Откровение Божие, данное человечеству, не пришло сразу.

Сперва праотцам: Аврааму, Исааку, Иакову только немногое было открыто из тайн Божиих. Это Откровение, которое получили они, было небольшим, начальным. Прошли века, и народ еврейский получил гораздо большее, более глубокое Откровение через Моисея. Получены десять заповедей, был установлен закон. Дело не остановилось на том. Господь благоволил Сам прийти в мир и принести самое большое Откровение — полное великое Откровение Евангельское.

Только со времени Господа Иисуса получено полное Откровение,- такое полное, какое только возможно для всего человечества; получена возможность развиваться и совершенствоваться духовно, очищать и просвещать Свое сердце. Нового откровения больше не будет. Не может быть откровения высшего, чем великое Откровение Евангельское.

До конца мира остается Откровение Господа Иисуса Христа самым высшим, самым полным. В истории человечества, в истории мира происходит то же, что при исцелении слепого: не сразу открыл Господь глаза человечеству, не сразу исцелил, не сразу дал людям прозрение. Постепенно давалось оно в течение веков.

Так бывает и с каждым отдельным человеком, приходящим в мир, ибо Господь его просвещает, и это просвещение идет весьма постепенно. Зрение телесное дается сразу при рождении, а зрение духовное чрезвычайно медленно и ценою больших трудов.

Постепенно открывает Господь всё, что нужно открыть. Постепенно и медленно, по мере собственных усилий человека в деле прозрения. Человек должен приложить великие усилия, чтобы получить это зрение от Христа. Должен неустанно просить Его о помощи. Такой человек должен очищать себя молитвой и постом, должен исполнять заповеди Христовы. И тогда, по мере очищения сердца его, дается прозрение. Медленно, страшно медленно идет процесс духовного развития.

Многое множество людей совсем не ищут прозрения. А те лучшие, которых избрал Бог, получают прозрение по мере своих усилий. Если усилия постоянны, неуклонны, неустанны, процесс прозрения идет дальше, дальше и дальше.

Святые и праведные люди достигали великого прозрения. Не может быть никакого сравнения между степенью прозрения рядовых христиан и великих святых, например, преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, ибо их прозрение было неизмеримо больше нашего.

Они получили такой дар Святого Духа, что могли читать в сердцах и в мыслях. Преподобный Серафим Саровский знал заранее, зачем пришел, о чем будет говорить, чего ждет от него пришедший к нему человек, и нередко, не ожидая вопроса пришедшего, давал ему ответ — и несказанно этим поражал. Человек только хотел сказать что-нибудь, а св. Серафим уже отвечал. Таково было духовное прозрение святых. Неизмеримо большее прозрение, даже больше этого их духовного прозрения, должно открыться у нас тогда, когда мы увидим Бога лицом к лицу.

Смотрите, что говорит св. апостол Иоанн в первом соборном послании: "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (3, 2). Видите: когда откроются полностью духовные очи наши в Царствии Небесном, мы войдем в прямое общение с Богом и всё увидим, увидим Бога лицом к лицу. Будем постепенно уподобляться Ему Самому, уподобляться усовершенствованием нашего разума, нашего сердца, нашей праведности.

 

Кто больше из святых Божиих обладал умом Христовым, чем апостол Павел? В 13-й главе своего первого послания к Коринфянам он говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу" (ст. 12). Даже он не понимал, видел гадательно, а тогда, когда мы предстанем пред лицом Божиим, то увидим с полной ясностью, лицом к лицу.

Как идет процесс прозрения человека и человечества, идущего за Христом? Идет медленно и постепенно, как Господь медленно и постепенно исцелил слепого. Идите шаг за шагом к духовному прозрению. Надо, чтобы все хотели и искали духовного прозрения, чтобы прошли, дабы Господь отверз духовные очи.

Да отверзет же вам Господь ваши очи духовные. Аминь.

 

 

На слова: "Кто хочет быть первым, будь всем слугою"

 

(Мк. 9, 35) 21 декабря 1946 г.

 

Вникните в эти слова Христовы, навсегда их запомните: "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою".

В человеческой жизни так не бывает. Чтобы быть первым, не поступают так, как говорит Господь Иисус Христос; другим не служат; ищут, чтобы им служили. Господь говорил не о первенстве среди людей, первенстве земном. Он говорил о тех, кто хочет быть первым в глазах Божиих, но не в глазах человеческих. Им говорится, что они должны быть последними, а не первыми, должны всем служить. Это рассуждение не человеческое. Как видите, ставится требование совсем особенное, неведомое миру: быть последним, быть всем слугой — того называет Господь первым в очах Божиих.

Трудно ли это исполнить? Нет, несравненно легче, чем быть первым среди людей, чем стать первым в глазах человеческих. Чтобы стать первым в глазах человеческих, нужно добиться влияния, добиться власти, добиться богатства. Здесь ничего этого не требуется: будь всем слугой, тогда будешь первым в очах Божиих. Это совсем не трудно, только будь смирен духом и прост. Невозможно это для тех, которые полны гордости и превозношения.

Кто способен быть слугою всем, исполнить эту заповедь Христову? Только добрые, тихие, очень скромные люди, ничего не желающие от людей. Такие всем служат, никогда не добиваются первенства, а желают быть последними. Таких незаметных, тихих, бедных, иногда даже презираемых людей много-много среди христиан. Бывают такими простые старушки, бедные женщины, бедные старички. Они не помышляют о первенстве, не добиваются уважения и чести в глазах людских, а только тихо и незаметно делают свое великое дело, которое требует Господь Иисус Христос.

Есть много-много самых незначительных, самых малых людей, которые исполняют эту заповедь Христову. Никому не ведомые, никем не замечаемые, они творят это святое дело — служат всем, чем могут: каждого стараются обласкать, каждому услужить, каждому что-нибудь сделать нужное; стараются утешить хорошим, добрым словом. У них есть живая, постоянная потребность всем служить, ибо всех они любят, всех жалеют.

Эта любовь, эта жалость делают их исполнителями сей великой Христовой заповеди. Они даже не осознают, не замечают того, что творят; не придают никакого значения этим малым услугам. Не думают, что это может быть велико и свято в очах Божиих, не думают, что эту заповедь Христову исполняют; желают только быть последними, желают только всех обласкать, всем доброе слово сказать. Такие неведомые для людей являются первыми в очах Божиих.

Видите, как это велико. В Деяниях Апостольских есть прекрасное место: "Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед и ходом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: "Взгляни на нас". И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: "Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи". И, взяв его за правую руку, подмял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога" (Деян. 3, 1-8).

Зачем же сказал апостол Петр: "Взгляни на нас"? Ему нужно было посмотреть в его глаза. Он был, конечно, прозорлив, ведал сердца человеческие и по глазам видел сердце человека. Ему нужно было увидеть, верует ли этот человек, способен ли получить чудесное исцеление. Тот пристально смотрит на апостола, надеясь что-либо получить. И вот Петр исцеляет его во имя Христово.

Эти слова запомните: "Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе". Не думайте, что благотворить можно только деньгами, серебром и золотом, что только богатые могут исполнять заповедь о милосердии, о подаянии. Святой апостол Петр научил нас, что, и не имея ничего ценного, можно дать чрезвычайно много. Каждый может дать людям чрезвычайно много, не имея денег, если в сердце имеет святую любовь, сострадание, жалость и милосердие. Можем пожалеть человека, чем-нибудь услужить ему, сделать одно из малых дел, о котором мы говорили. Можно добрым словом смягчить ожесточенное сердце ближнего своего, множеством са-мых простых дел помочь ему, позаботиться о нем, услужить ему.

Такого великого дара, какой получил несчастный калека от апостола Петра, нет у нас, но каждый из христиан может сказать доброе слово ближнему своему; каждый может услужить ближнему своему. Исполняйте эту святую заповедь, и будете первыми в глазах Божиих!

 

 

Все течет и все изменяется

 

26 декабря 1946 г.

 

"И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: "Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!" Иисус сказал ему в ответ: "Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне" (Мк. 13, 1-2).

Исполнилось это слово Христово, как и все святые слова Его. Разрушен был храм Иерусалимский через 70 лет после Его рождения, разрушен дотла. Разрушили римляне весь Иерусалим, камня на камне не оставили.

Об этом говорил Христос непосредственно в сих словах евангельских, но, как во многих других случаях, имеют они и иной — духовный — смысл.

На этом остановимся. Всё проходит, всё уничтожается. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил: "Всё течет". Всё течет безостановочно, ничто не стоит на месте. Жизнь наша течет, как быстрый ручей, и всё изменяется в мире со дня на день. Течет и изменяется жизнь всего мира, всего человечества, и всё приближается к концу, к тому концу, о котором говорит Господь, Все красивые здания, все прекрасные города погибнут, как погиб храм Иерусалимский. Всё, что мы считаем драгоценным, исчезнет, будет отнято. Всё то, ради чего люди живут и угрызают друг друга, всё это исчезнет, будет разрушено, как разрушен был, по слову Господа, Иерусалим, как разрушен знаменитый во всем мире храм Иерусалимский.

Мы знаем из слов святого апостола Петра: "Земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3, 10). Всё исчезнет, всё преходящее канет в вечность. И настанет страшный день, когда сбудутся слова Христовы, возвещенные в Откровении Иоанна Богослова: "Се, творю все новое" (21, 5). Будет новая земля и новый Иерусалим, в котором наследуют жизнь вечную праведники.

Всё течет, всё изменяется, и с каждым днем приближается к нам наш конец. У многих из нас теряется всё, что приобрели они в жизни великими трудами. Разрушается наше здоровье, уходит молодость, иссякают силы. Увядаем мы, как цвет, как трава полевая: заменяется красота наша мрачными чертами старости, теряют блеск свой очи наши и глубоко втягиваются в орбиты. Исчезает яркий румянец лица, и вместо него ложится на лицо наше густая сеть морщин. Всё, чем дорожили мы в жизни, постепенно отнимается: умирают близкие, разрушается здоровье, нередко рушится благосостояние наше.

Всё подходит к концу, как Иерусалим пришел к концу, по слову Христову. Апостол Павел говорит: "Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего" (1 Кор. 7, 29-31).

Проходит образ мира сего, проходит с каждым днем. Как понять эти слова? "Имеющие жен должны быть, как не имеющие". Это не значит, что должно брак разрушить. Состоящие в браке не должны всеми силами прилепляться к браку, не должны любить превыше всего жен своих.

"Плачущие, как не плачущие". Многие плачут, и горюют, и сокрушаются духом о том, о чем обычно плачут люди, — о преходящем. Не надо прилежать сердцем ко временному, так любить земное, чтобы проливать из-за него потоки слез. Раз должно всё это кончиться, не должны мы привязываться ко всему этому. Надо радоваться той радостью, которой радовались сердца святых, — радостью о Духе Святом. А к радостям земным, которыми так дорожат люди, не должны мы прилепляться.

Как обновленные сердца святых не радовались благам мира сего, так не будем прилепляться сердцем к торговле, к купле, к профессии нашей; будем как святые, не покупавшие и договоров не заключавшие. Жили они в глубинах сердца своего, имея в нем Святого Духа. Сокру-шаться о бренности сего мира, тосковать, что красота проходит, что благополучие наше, на которое мы употребили все свои силы, которое приобрели, живя ради благ земных, — ни к чему. Не должны мы прилепляться ни к чему земному. Должны мы быть, как святые отшельники, которые, уходя в пустыню, отрешались от всех благ мира сего.

"Проходит образ мира сего". Всё пройдет, всё изменится, настанет конец нашей земле. Еще раз напомню вам: "Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи" (Лк. 12, 35).

 

 

Рождество Христово

 

1947 г.

 

Почти две тысячи лет тому назад вблизи малого Палестинского городка Вифлеема, в пещере, служившей загоном для скота в ненастную погоду, никому неведомая молодая Еврейка родила Сына. Могло ли быть более, незаметное, более неважное событие в очах тогдашнего мира?

Кто Он был, для кого пришел в мир? Мир этого не знал, а ангелы на небесах воспели это рождение как величайшее из всех событий мира. Отверзлось небо над полем Вифлеемским, на котором пастухи стерегли стадо свое ночью, осиял их свет небесный, и Ангелы, воспев, возвестили великую радость, ибо родился в этот час в Вифлееме Спаситель мира, Мессия, Христос Бог наш.

По сравнению со всеми теми событиями истории, которые считались важнейшими и величайшими, это событие было так огромно, так безмерно, как океан безбрежный по сравнению с ничтожной дождевой лужицей. А люди не знали того, что это рождение в пещере вифлеемской всё радикально изменило, жизнь новую дало человечеству.

Не только явлением ангелов пастухам, не только небесным пением ангелов "Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение", не только этими совершенно неслыханными событиями было ознаменовано Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Ни одно из событий истории не было так возвещено: никогда небо не отверзалось, никогда не воспевали святые ангелы.

Но и задолго-задолго, за тысячи лет до этого события онo было Богом предвещено — еще тогда, когда Адам и Ева были изгоняемы Богом из рая. Господь сказал змию-диаволу, прельстившему их: "Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3, 15). Этим семенем был ныне воплотившийся Бог-Слово, Господь наш Иисус Христос. Его сатана жалил в пяту. Ему причинял такие мучения и в течение всей земной жизни Его и, в особенности, на страшной Голгофе.

В глубокой древности патриарх Иаков, благословляя своих двенадцать сыновей, каждому из них предрек то, что ожидает его потомство. И что же сказал он Иуде? "Не отойдет скипетр от Иуды, и жезл от чресл его, пока не приидет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт. 49, 10). И так и было, и это пророчество сбылось: в этом пророчестве своем патриарх Иаков указал то время, когда придет Примиритель-Спаситель, Господь Иисус Христос. Это время наступило вскоре после того, как народ Израильский и колено Иудино, из которого должен был произойти Господь Иисус Христос, потеряли свою политическую независимость: как раз ко времени рождения Господа Иисуса Христа народ израильский подпал под власть римлян, отошел жезл от чресл Иуды, отнят был скипетр от него. А это было предсказано за 2000 лет до Рождества Христова.

Всё важнейшее, что относилось к земной жизни Господа Иисуса, было предсказано великими пророками. Время пришествия Его самым точным образом предсказано великим пророком Даниилом, который жил за 400 лет до Рождества Христова. Когда никому не было ведо-мо имя Христа, он точно телесными очами видел Господа, знал Его имя, ибо так написал он в своей удивительной книге: "Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и 62 седмины, и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены" (Дан. 9, 25).

"С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима" — это значит, когда истекут Богом назначенные 70 лет этого плена, тогда царь Вавилонский Артаксеркс издаст повеление, чтобы разрешено было иудеям вернуться в свою землю, разрешено построить стены города и самый храм.

И вот с того времени, когда выйдет это повеление Артаксеркса, должно было пройти 69 седмин, т.е. 483 года. Это 15-й год правления Кесаря Тиверия в Риме, а в 3-й главе Евангелия от Луки читаем, что именно в 15-м году правления Тиверия явился миру Предтеча Господень, а вы знаете, что он был на полгода старше Господа Иисуса Христа,

Так чудесно, так дивно сбылось это предсказание святого пророка Даниила о времени пришествия Господа. Так совершенно точно предсказано время страшного разрушения Иерусалима полководцами римскими Титом и Веспасианом, которое было страшной карой Божией за убиение Мессии, Спасителя нашего.

Итак, время пришествия Господа нашего Иисуса Христа было точно определено пророками за многие сотни лет до Его пришествия; было предсказано, что Он родится из дома Давидова, из колена Иудина. Предтеча Господень и Его Креститель явился точно по предсказанию Святого Пророка Малахии, который предсказал, что он придет уравнять путь Господу (3, 1). А самое дивное из предсказаний о Господе Иисусе было произнесено великим пророком Исайей, сказавшим: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог" (7, 14).

Как мог он сказать, что должен Христос родиться от Девы, где, когда было слыхано, чтобы Дева без мужа родила Сына, а он знал, знал за 700 лет до исполнения пророчества, знал, точно своими глазами видел, что Дева без семени мужского восприняла во чреве от Духа Святого и родила Сына.

Это же исполнилось, но когда слышите вы это дивное пророчество, возникает у некоторых мысль, что нарекли имя Ему Эммануил, тогда как Иосифу Обручнику Ангел Господень сказал, что имя Ему Иисус. Что же здесь, неточность пророчества, неясность его? Пророчества изрекают не люди, а Дух Святой: противоречия здесь быть не может. Нет противоречия между двумя именами Господа, ибо что значит имя Эммануил? Оно значит: "С нами Бог". А что значит имя Иисус? Оно значит: "Спаситель". Что разлучает нас от Бога? Нас разлучают, как говорит пророк Исайя, грехи наши, а ангел Господень, говоривший Иосифу о рождении от Духа Святого Мессии, Спасителя, которому нарекут имя Иисус, сказал, что Он избавит людей Своих от грехов их.

Мы знаем, что цель Его пришествия, цель воплощения Сына Божия состояла в том, чтобы избавить нас всех от власти греха, от смерти вечной в нашем подчинении диаволу. А когда побежден был грех, отделявший нас от Бога, тогда мы соединились с Богом через Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Он был Спасителем, Он был "С нами Богом" — Эммануилом.

Видите, что оба имени как нельзя более соответствуют тому, чем был по Божественному существу Своему Господь наш Иисус Христос. Оба имени истинны, в каждом свидетельство о Его Божественном достоинстве. Итак, нет никакого противоречия между словами святого пророка Исайи и словами Ангела Иосифу Обручнику.

Мы находим у святых пророков удивительные изображения основных и важнейших черт жизни и личности Господа нашего Иисуса Христа. Вот что говорит святой пророк Исайя: "Вот Отрок Мой, Которого я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит" (42, 1-3). Это ли не яркое изображение нашего смиренного, кроткого Господа Иисуса, Который был презрен по низкому происхождению в глазах многих современников. Это Он, Кроткий и Тихий, который "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит", это Он стоял перед духовными очами святого пророка за 700 лет до Своего пришествия.

Святого пророка Исайю называют ветхозаветным евангелистом, ибо у него изображено все самое важное, что надо знать о Христе; изображены не только смирение и кротость Его, изображена Его Крестная Жертва, разъяснен смысл того дела, которое Спаситель совершил на земле. Слушайте его удивительные слова: "Господи, кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск, и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, Муж скорбей и изведавший болезни, и мы от-вращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом" (53, 1-4). Разве не так относились к Господу очень многие евреи — Его современники: первосвященники, книжники, фарисеи? Это всё видел заранее святой Исайя: "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (53, 5).

Разве это не то, что мы знаем из Евангелия, разве это не изображение Его крестных страданий, Его уничижения? И это было сказано за 700 лет. "Ему назначен гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Ис. 53, 9). Разве не должны были бросить Его в яму вместе с разбойника-ми, с которыми Он был распят, разве не уготовали Ему этот гроб со злодеями, — но Он был погребен в саду Иосифа Аримафейского. И это видел и знал святой пророк.

Может быть, еще изумительнее пророчество, которое читаем в 21-м псалме царя Давида: "Все видящие Меня, ругаются надо Мною, говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа, пусть избавит Его, пусть спасет, если Он угоден ему" (ст. 8-9).

А разве этих самых слов не слышите вы, когда читаются Евангелия Страстные, как книжники и фарисеи, проходя мимо Креста Его, издевались и говорили: "Уа! Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, Сын Божий" (Лк. 23, 25). Эти слова слышал святой Давид за тысячу лет: "Ибо псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня" (Пс. 21, 17). "Пронзили руки Мои и ноги Мои" — гвоздями пронзили — "можно было бы перечесть все кости Мои. А они смотрят и делают из Меня зрелище. Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий" (ст. 17-19). Даже это было предсказано, даже то, что о нешвенном хитоне Его бросали жребий распявшие Его.

И у святого пророка Захарии читаем мы необыкновенное пророчество о торжественном Входе Господнем в Иерусалим: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (9, 9— 10).

Вы знаете, что Иуда предал Господа за тридцать сребренников; а когда был распят Христос, он в ужасе и раскаянии пришел к первосвященникам в храм, бросил деньги на пол и сказал: "Согрешил я, предав кровь невинную". Они ответили ему: "Что нам до того? Смотри сам" (Мф. 27, 4). А потом призадумались, что делать с этими деньгами, кровью запятнанными: нельзя было класть их в сокровищницу, и они порешили купить землю горшечника для погребения странников. А это было предсказано пророком Захарией: "Если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте. И они отвесят в уплату Мне 30 сребренников. И сказал Мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника" (Зах. 11, 12-13).: Ну что же сказать еще нужно вам, каких еще пророчеств, чем еще более можно засвидетельствовать всё небесное величие нынешнего праздника? Казалось бы, всякая душа человеческая должна быть потрясена этими событиями, этими пророчествами, должна проникнуться священным трепетом, должна гореть любовью к Тому, на Ком исполнились все эти пророчества.

"И мир Его не познал, пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. 1, 10-11). Свои Его распяли, свои до сих пор продолжают распинать Его. О как это страшно, как потрясает наши души! Ничего не можем сделать кроме пролития горьких слез.

Так угодно Богу, так предсказано было Господом Иисусом: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк. 18, 8.) Видите, как безмерно множество людей во всех народах, которые не веруют в Него, ругаются над Ним.

Слава Богу, великая радость в том, что сохранилось еще малое Христово стадо, радость в том, что наполнен и вчера и сегодня до отказа храм наш. Но горе в том, что видим много тех, которых не видим в меньшие праздники, и во дни воскресные, когда Церковь воспевает вос-кресение Христа, которые приходят в храм только 2-3 раза в год, в самые великие праздники, не чтут дня воскресного, не хотят хоть капельку уподобиться тем волхвам, тем языческим мудрецам Востока, которые пришли из очень дальней стороны, неся Христу дары своего преклонения пред Ним: золото, ладан и смирну; золото, как Царю, ладан — как Первосвященнику, смирну — как мертвецу трехдневному, Который воскрес.

Уподобимся же хоть немного этим мудрым халдеям, пришедшим поклониться из далекой-далекой земли, ведомым чудесной звездой. Что принесем мы Христу? Веру, горячую, пламенную веру в Него; любовь, которая приличествует Одному Истинному Богу. И да побудит нас эта любовь, это трепетное благоговение пред Богом часто-часто приходить туда, где слышим мы проповедь о Господа Иисусе Христе, где слышим Его собственные святые слова, где присутствует Он Сам среди нас, ибо Он сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Аминь.

 

 

На слова: "Не судите, да не судимы будете"

 

(Мф. 7, 1) 1 февраля 1947 г.

 

"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "Дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7, 1-5).

И что же: запрещает ли Господь Иисус Христос говорить, что прелюбодеец грешит, запрещает ли говорить, что убийца, вор, грабитель достойны осуждения? Нет, не запрещает Господь всего этого. Господь Иисус Христос запрещает другое. Он запрещает то же, что запрещает и святой апостол Павел: "А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов" (Рим. 14, 10). Видите, и святой апостол Павел решительно запрещает суд над братом своим, но он же в посланиях к Тимофею говорит: "Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением" (2 Тим. 4, 2) и "Согрешающих обличай перед всеми" (1 Тим. 5, 20).

Вся 23-я глава Евангелия от Матфея — грозная речь обличения: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры" (ст. 15). Господь Иисус Христос в довольно резких словах осуждал книжников и фарисеев. Господь осудил их, назвал лицемерами. Есть ли здесь противоречие, как кажется некоторым? Что же это значит, как примирить это? Разве может быть противоречие в Господе Иисусе Христе и в Его святом, блаженном апостоле? Противоречия нет, нужно вникнуть, что запрещает Господь.

Увидим, найдем объяснение в словах Самого Господа Иисуса Христа. Он сказал после этих слов: "Что ты смотришь на сучек в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не чувствуешь?" Это значит, что Господь Иисус, Христос запрещает нам быть строгими судьями над братьями нашими, запрещает поступать, как обыкновенно поступаем мы: своего тяжкого греха не замечаем, а сучек, маленькую соринку в глазу брата своего — небольшое прегрешение — зорко видим и наблюдаем. Будучи сами полны греха, судим брата своего, совершившего небольшое прегрешение перед Богом. Видим монаха не довольно скудно питающегося — судим его, что он не постится.

А кто же эти осуждающие? Каждый день пьянствуют они, объедаются, а монаха, который не питается одним хлебом и водой, строго осуждают. Бревна в своем глазу не чувствуют, а сучек в глазу брата своего видят. Осуждают его, будучи сами достойны более строгого и тяжкого осуждения Божьего. Мы всегда чрезвычайно зорки в отношении грехов ближних наших, не замечая бревна в глазу своем.

Так было и в древности, во времена Господа Иисуса Христа. Книжники, ученые иудеи того времени, резко осуждали Его и апостолов за то, что не хранят они субботы, едят неумытыми руками, общаются с грешниками, а за собой не замечали тех тяжких грехов, в которых так грозно обличил их Господь.

Что же, неужели нужно молчать, когда утопает в грехах брат наш, неужели мы должны равнодушно, молча наблюдать, как грешат люди? Нет, вовсе нет. Ибо вы только что слышали слова Павловы, в которых велит он обличать и запрещать. Это говорит он любимому ученику своему — Тимофею-епископу. Значит, обличать и запрещать должно, но дело в том, что велика разница между осуждением и обличением.

Мы нехорошо относимся к грехам ближних своих: видим, что согрешают и со злорадством становимся судьями их. Вот что запрещает Господь Иисус Христос, ибо можно поступить совсем иначе. Не должны мы молчать, но обличать должны кротко, тихо, не с осуждением, а с любовью, с желанием исправить, без злорадства и злобы.

Так поступают те, у которых нет бревна в глазу их. Так поступают люди чистые сердцем. Кротко и тихо убеждают они грешников отстать от своих прегрешений. Это и есть обличение, это не осуждение — это желание спасти их душу, это желание исправить их. Это исполнение заповеди Господней. Господь велит: когда согрешит против тебя брат твой, — не трезвонь о грехе его, не обличай перед всеми, начни с обличения его наедине. Пойди с ним в отдельную комнату, поговори с братом своим и обличи его. Если послушает он тебя, приобрел ты брата своего: не только спасешь, исправишь ты его, но и приобретешь его сердце. Если не послушает он тебя, возьми с собой двоих-троих свидетелей. Не послушает их — скажи церкви, а если и церкви не послушает — да будет тебе как язычник и мытарь. Отвергни его, как язычника и мытаря, совсем отвергни.

Видите, можно судить о грехах ближних своих различно: строгою мерою мерить, осуждать со злобою и раздражением, можно с любовью и кротостью обличать. Вот почему Господь Иисус Христос продолжил речь Свою: "Каким судом судите, таким будете судимы". Кто, где будет судить? Он Сам на Страшном Суде. Если поступать будем, как Господь указывает, то и Господь на Суде Своем этой же мерой будет мерить нам — мерою милосердия, любви и прощения; если мы с кротостью и тихостью обличаем согрешающих — то и Господь с кротостью и прощением отнесется к грехам нашим.

А если мерою недоброй и злорадной мерим мы грехи братьев наших, трезвоним о грехах их, — то получим тяжкое и строгое воздаяние от Господа Иисуса Христа, когда будет Он нас судить.

Первая и важнейшая обязанность наша — видеть и замечать бревно в собственном глазу, видеть и судить собственные грехи; а в отношении соринки в глазу брата своего должны мы быть долготерпеливы, — тогда долготерпелив будет к нам Господь Иисус Христос в день Страшного Суда.

 

 

На слова: "Без Меня не можете делать ничего"

 

(Ин. 15, 5) 11 февраля 1947 г.

 

Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим, что уже приблизился предающий Его, что Сын Человеческий предается в руки грешников, на смерть, что отвергнутся Его апостолы. Что ответили ученики Его? "Никогда, никогда не оставим, не отвержемся от Тебя!" И всех горячее говорил святой апостол Петр. Он страстно, всем сердцем любил Господа Иисуса Христа. Смотрите, что ответил Господь: "Не пропоет дважды петух, как ты трижды отвергаешься Меня" (Мк. 14, 30). И так и было: отвергся святой апостол Петр Господа Иисуса Христа.

Отчего это случилось, отчего такое падение апостола, для чего эти слова Господа? Для того, чтобы искоренить в апостолах, а затем и во всех нас — людях, самомнение наше. Ибо апостолы полагались всецело на свою любовь ко Христу, на свою горячую веру в Него. Отверглись, все разбежались, когда пришли арестовать Господа Иисуса Христа.

Господь посрамил их самомнение, а через них научает и нас никогда не иметь самомнения. Господь говорил раньше апостолам, а через них и нам всем: "Без Меня не можете делать ничего". В эти слова вложил Он великое Свое учение. Без Господа не можем делать ничего.

Как ничего, неужели не творили великих и славных дел без Господа Иисуса? Разве мало было людей и народов, которые не исповедовали имени Господа Иисуса Христа, и тем не менее немало сотворили они дел великих и славных?

Да, они творили великие и славные дела, творили без Господа Иисуса. А какая судьба постигла дела эти? Эти дела рухнули. Было великое Ассиро-Вавилонское царство, которое властвовало над вселенной. Где это царство? Давным-давно, бесконечно давно рухнуло оно, и исчезла слава его, забылись великие дела его.

Было великое и славное государство Римское, господствовавшее над всем тогдашним миром, всю землю завоевавшее, и слава Рима была безмерна. А где теперь империя Римская? Рухнул Рим, как рухнуло ранее царство Ассиро-Вавилонское.

И вот на наших глазах совершилось крушение еще одной великой империи, которая строила великое здание государства своего без Бога, руководилась жестокостью безмерной, с презрением относилась ко всем другим людям, желая властвовать над миром. Рухнуло с громом и потонуло в потоках крови великое создание народа германского. Видите, как рушатся дела людские, которые не построены на камне краеугольном, которые строятся без веры в Господа Иисуса Христа, Его благодатной помощи. Рушатся дела эти, рушатся одни за другими.

Так было, так будет всегда и в делах отдельных людей. Много неверующих, Даже не знающих Господа Иисуса Христа, множество язычников, мусульман, евреев достигают благосостояния на время, только на время, а потом всё рушится. Без Господа Иисуса Христа, по Его Святому Слову, не можем творить ничего. Но эти слова Христовы в гораздо большей мере, чем к делам мирским, делам государственным, относятся к делам веры, к отдельному человеку, к делам добра. Нужно всегда помнить, что ни одно доброе дело не совершается нашими собственными силами, всё доброе получаем от Бога, всё доброе творится силою Господа. Его помните, Его благословите, Его благодарите. Это прежде всего надо помнить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.076 с.)