II. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека



Родина, данная ему судьбой, завешанная его предками

 

Это гениально выразил А.С.Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека –

Залог величия его.

О патриотизме написано и сказано, пропето и нари­совано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматри­вается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Русский мазохизм опять заяв­ляет о себе как о типичной национальной черте. Со всех эстрад, с экранов и известных газетных страниц идет сладострастное самобичевание. С необыкновенной лег­костью произносятся категоричные оценки. Порой для этого просто меняются знаки: плюсы на минусы и наоборот. Кажется, самым популярным образом стал приз Страны дураков. Разумеется, такая самооценка отнюдь не способствует укреплению авторитета когда-то великой державы. Русский человек за рубежом уже ловит ирони­ческие и сочувственные взгляды.

Автора этих строк могут упрекнуть в намеренном сгущении красок. Ведь есть еще и другое: глубокий анализ исторического прошлого, попытки патриотического возрождения. Конечно, есть. Но я говорю прежде всего о том, что наиболее сильно влияет на молодежь. Отрицание авторитетов, отчаянное саморазоблачение очень привлека­тельны. Они хорошо накладываются на особенности возрас­та подростков и юношества. Сегодня нигилизм сильно помолодел. Недавно я видел конкурс детских рисунков на асфальте. Его участники - ученики начальных классов. На самом видном месте крупно, печатными буквами было написано: «Жизнь - помойка!»

Вот и получается, что сегодняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувст­во жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Неслучайно, как показывают опросы социологов, 80% сегодняшних старшеклассников Москвы и Петербурга хотят уехать из России.

Люди, далекие от детей и молодежи (а именно такие руководят страной), не чувствуют всей остроты ситуа­ции, как это знает любой учитель. Поэтому, когда педагоги бьют тревогу, им далеко не все верят. И опять школе приходится рассчитывать на себя. Что же делать?

Прежде всего надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя – она этого никому не прощает. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Есть силы, смелость, идеи – делай ее лучшей, нет – молчи, а то и так тошно. Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети. В этом смысле у меня вызывает большое сомнение правомерность утверждения о том, что не дело учителя – исторический комментарий; его задача познакомить учащихся с разными точками зрения, с разными трактов­ками исторических событий, а там - пусть сами разби­раются. Говорить так, значит, бросить детей на самом важном этапе познания. Это не годится. Раньше учитель вешал истину, сегодня он сам в ней не уверен и приглашает учеников своих к совместному поиску, и не­гоже ему трусливо уходить в сторону. Нельзя отбирать у учителя право на собственную точку зрения. Кстати сказать, педагог без своей личной позиции сегодня детям не интересен. Тем более что они могут с ней и не соглашаться. Возникает очень полезная мировоззренческая ситуация – возможность научиться уважать взгляды, не совпадающие с твоими.

Воспитательная практика нашей школы всегда была богата патриотическим содержанием, интересными формами работы. Сегодня большую популярность приобретают раз­личные патриотические движения, клубы, объединения, идет активное освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучается национальный фольклор, возрож­даются народные ремесла и промыслы, немало школьников трудится на реставрации и восстановлении храмов и памятников старины. К сожалению, рядом с этим проис­ходит и разрушение монументов, осквернение могил, распродажа наград и знамен, оскорбление исторической памяти старших поколений. В отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном – глубо­кое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества, позиция предателя. Между ними несчетное множество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится боль­шая часть молодежи. И опять величайшая ответственность ложится на школу.

Мы, например, большое значение придаем эмоциональ­но-практическому приобщению растущего человека к историческим святыням Отечества. Вообще историю нельзя познавать только через книгу, фильм, наглядное пособие. За десять школьных лет, по нашим замыслам, каждый ученик проходит по маршрутам, связанным с историческим прошлым своей страны, начиная с Красной площади, городов Золотого кольца и кончая Мамаевым курганом и Пискаревским кладбищем. Когда в школе падает настроение и начинает «заедать» повседневная обыденность, мы проводим какое-либо яркое массовое действие. Например, снимаем уроки и вывозим всю школу в Дубосеково, к величественному мемориалу защитников Москвы. Старше­классники возлагают гирлянду Славы на могилу героев-панфиловцев; дают клятву верности; все вместе посещают местный музей; малыши и подростки с интересом разбредаются по старым, заросшим солдатским окопам. К вечеру все, просветленные, переполненные впечатлениями, возвращаются домой.

Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – непростое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства.

В двадцати минутах ходьбы от нашей школы расположен старинный парк. Мы нередко бываем в нем, особенно когда настает пора экскурсий в природу. Всегда считалось, что парк хорош для прогулок в свободное время, не более того. Но вот один из шестых классов, ко­торым руководила учитель словесности Юлия Владимировна Уварова, знаток и энтузиаст литературного краеведения, решил заняться изучением истории парка. Началась увлекательная исследовательская работа, к которой под­ключились все учителя-предметники, работавшие в классе, сотрудники парка, Музея К.Паустовского, ученики дру­жественного 11-го класса, родители. Работа шла сразу по нескольким направлениям. Природа, история и культура постепенно в своей неразрывной связи создали целостную картину мира ближайшего окружения, образ малой родины как части большого Отечества.

Дети узнали, что в глубокой древности здесь жило племя голядь, которое постепенно смешалось с новым пле­менем кривичей. Память о первых поселениях осталась в названии речки Голядки, протекавшей здесь вместе с речкой Чурилихой. В течение 3-4 столетий эти земли, известные как Кузьминская пустошь, принадлежали Симо­нову монастырю. По преданию, здесь жил мельник Кузьма, мужик настолько яркий и самобытный, что от него и пошло название места. Никто из последующих владельцев так и не смог преодолеть, изменить традиционное название парка - «Кузьминки». В этих местах, к юго-востоку от Москвы, любил охотиться Петр I. До наших дней сохранил­ся фундамент его охотничьего домика. Проводя секуляри­зацию, государь лишает монастырь его владений и дарит эти земли своим сподвижникам. Так Кузьминская пустошь в 1702 году переходит во владения знаменитого пермского промышленника, владельца крупнейших чугунолитейных заводов Строганова.

Строганов начинает со строительства здесь деревни и церкви. В 1720 году была построена церковь во имя пресвятой Богородицы Влахернской с приделом А.Невского. А в 1722 году сюда, в подмосковную усадьбу Строгановых, возвращались с победой из Персидского похода войска Петра I, и он сам их встречал здесь. О той далекой истории напоминают дубы Петра I, свидетели тех событий. А рядом с дубами - лиственницы, посаженные в честь Екатерины II, тоже побывавшей в Кузьминках.

Новый этап в истории усадьбы начинается с того, что Строганов выдает замуж дочь за князя Голицына и в качестве приданого передает ему Кузьминки. Голицын, стремясь поразить Екатерину II, приглашает знаменитых архитекторов для строительства дворца и других усадеб­ных построек, выписывает из Германии садовников. Силами крепостных вырыты три пруда в руслах рек, строится пристань для катания гостей на гондолах. Жемчужиной Кузьминок был музыкальный домик архитектора Росси. Фронтон сооружения был украшен скульптурной группой Аполлон и музы», арку украшали знаменитые кони скульптора Клодта. На территории дворца был устроен лучший в России музей под открытым небом из русского чугунного литья. В 1812 году в усадьбе стояла конница Мюрата. После войны застройка усадьбы продолжалась.

Голицыным удалось полностью осуществить замысел, и в XIX веке усадьба Кузьминки занимала третье место в Европе по садово-парковому искусству, после Петродворца и Павловска.

В Кузьминках бывали многие известные в истории России люди. Исследователи предполагают, что сюда приезжал и А.С.Пушкин. Будучи дальним родственником Галицыных, гостил в Кузьминках А.В.Суворов. Поэт В. А. Жуковский, сопровождая императорскую семью в качестве воспитателя молодого царя Александра I, подолгу жил здесь. В местной больнице работал врачом брат художника Перова. Здесь же от чахотки скончался и сам художник. Рассказ А.П.Чехова «У знакомых» начи­нается словами: «Однажды я поехал к знакомым врачам в Кузьминки».

Словом, наш парк Кузьминки оказался выдающимся памятником русской природы, русской истории и русского искусства. Он таит в себе еще много неразгаданных загадок, так что познание Кузьминок только начинается.

Работа шестиклассников увлекла всю школу. Она хорошо вписалась в нашу программу «Духовная история России». Одно из ключевых школьных дел мы назвали «Загадки старинного парка». Каждый класс выбрал для изучения одну из подмосковных усадеб. В течение года дети посетили Кусково, Царицыно, Лефортово, Измайлово, Архангельское, Останкино, Коломенское, Абрамцево. Мураново, Новый Иерусалим и другие природно-исторические и культурные памятники.

Проведенная работа дала простор для поисков и открытий. Ребята по-новому взглянули на традиционные школьные предметы (историю, биологию, географию, родной язык, литературу, ИЗО), ставшие инструментом познания и установившие неразрывную связь всех предметов с окру­жающей жизнью. В совместной познавательной деятельности лучше сплотились классные коллективы, появились новые лидеры, раскрылись незаметные ранее творческие способ­ности ребят, развились наблюдательность, склонность к обобщениям, эстетические чувства, повысилась общая культура детей. А главное, всем нам ближе и понятнее стали слова А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.01 с.)