Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.

Поиск

Основы философии

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения

 

 

Преподаватель: Зарипова Юлия Ралефовна

 

Екатеринбург, 2016

Содержание методических указаний.

 

1. Пояснительная записка

 

2. Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы

 

3. Содержание дисциплины «Основы философии»

 

4. Задания для домашней контрольной работы

 

5. Рекомендуемая литература

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

 

Цель курса - сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

 

Студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

 

В первом разделе «Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» представлены темы: «Философия античного мира и Средних веков», «Философия Нового и новейшего времени». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

 

Во втором разделе «Человек - сознание - познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «Учение о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

 

В третьем разделе «Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)» изучаются темы: «Философия и научная картина мира», «Философия и религия», «Философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

 

Четвертый раздел «Социальная жизнь» раскрывается через темы «Философия и история», «Философия и культура», «Философия и глобальные вопросы современности». В разделе описываются философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей ХIХ-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.

 

Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

 

Требования к оформлению контрольной работы:

 

1) Объем контрольной работы должен составлять до 10 страниц компьютерного текста (формат А4, шрифт - 12, интервал - 1,5).

 

2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком источников (в т.ч. электронных);

 

3) Контрольная работа должна быть предоставлена в печатном виде секретарю заочного отделения до начала сессии.

 

4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа возвращается студенту с указанием на недочеты и должна быть переделана в установленные сроки.

 

5) Номер темы работы определяется двумя последними цифрами номера шифра студента по прилагаемой таблице в пересечении двух линий: горизонтальной – последняя цифра шифра и вертикальной – предпоследняя цифра шифра студента

 

    Последняя строка шифра
                       
Предпоследняя цифра шифра                      
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Пример: Иванов Петр (шифр 1234) – вариант 35

Петров Иван (шифр 2597) – вариант 18

 

 

Содержание дисциплины «Основы философии»

 

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.

 

 

Тема 2.2. Проблема сознания

 

Философия о происхождении и сущности познания. Три стороны сознания:

предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

 

Тема 2.3. Учение о познании

 

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление. Воображение и их роль в познании. Что такое знание? Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.

 

 

Раздел IV. Социальная жизнь

Задания для домашней контрольной работы

№ варианта Вопрос
1. Философия как разновидность мировоззрения. Возникновение и развитие философии
2. Предмет и структура философского знания. Основные категории и методы философии
3. Основной вопрос философии
4. Философия Древнего Востока
5. Античная натурфилософия. Поиск первоначала мира
6. Учение Сократа, Платона и Аристотеля
7. Основные идеи философских школ: киники, киренаики, скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники
8. Средневековая философия: периоды, основные идеи, представители. Средневековая арабская философия
9. Философия эпохи Возрождения: направления, основные идеи, представители
10. Философия Нового времени: основные идеи, представители. Спор эмпириков и рационалистов
11. Философия французского Просвещения XVIII в.
12. Немецкая классическая философия
13. Философия жизни: представители, основные идеи
14. Экзистенциальная философия
15. Философия марксизма
16. Фрейдизм и неофрейдизм
17. Основные идеи направлений современной философии: феноменология, позитивизм и постпозитивизм, прагматизм
18. Основные идеи направлений современной философии: герменевтика, структурализм и постструктурализм, постмодернизм.
19. Общая характеристика русской философии. Специфика и этапы развития. Русская философия IX-XVIII века
20. Русская философия XIX века: основные идеи, направления, представители
21. Русская философия XX века: основные идеи, направления, представители
22. Учение о бытии: категория бытия в философии, формы бытия, основные категории философии
23. Проблема пространства и времени в философии.
24. Проблема сознания в философии: происхождение и сущность сознания, сознание и бессознательное. Мышление.
25. Теория познания: уровни познания, основные направления в теории познания, проблема истины. Ложь и заблуждения
26. Философия науки: сущность науки, эволюция науки, методология и функции науки. Лженаука.
27. Учение о человеке: проблема антропогенеза, человек как объект философского осмысления, определение человека, основные характеристики человека. Индивид и личность.
28. Проблема смысла жизни человека
29. Социальная философия: эволюция философских взглядов на общество и государство, сферы общественной жизни. Общественное сознание
30. Гражданское общество и правовое государство: эволюция идей, сущность.
31. Теория ценностей
32. Философия морали
33. Философия культуры: понятие культуры, культура и цивилизация
34. Массовая культура и массовый человек
35. Философия любви
36. Философия истории: концепции исторического развития К. Маркса, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса
37. Философия и религия
38. Философия искусства
39. Глобальные проблемы современности
40. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества

Основная литература

 

 

  1. В.Д. Губин. - Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних

 

специальных заведений. - М.: ТОН, 2004 г.

 

  1. В.Д. Губин. - Философия. Элементарный курс. - М.: Гардарики, 2003 г.

 

  1. В.А. Канке. Основы философии. М. 2002

 

  1. В.П. Кохановский. Философия. М. 2003

 

  1. А. Г. Спиркин. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999.

 

  1. А. А. Сычев. Основы философии: учеб. пособие /. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2008

 

 

Дополнительная литература

 

 

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М.:

 

Мысль, 1979.

 

2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая

 

гвардия, 1993.

 

3. Ортега-и-Гассет. X. Ч то такое философия? // Что такое философия. — М.: Наука,1991.

 

4. Ортега-и-Гассет. X. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. - М.:

 

Искусство, 1991.

 

5. Паскаль Б. Мысли. М., Изд-во имени Сабашниковых, 1995.

 

6. Толстой Л.Н. Путь жизни. — М.: Высшая школа, 1994.

 

7. Чаадаев П.Я. Философские письма. // Статьи и письма. - М., 1919.

 

8. Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.

 

9. Фромм Э. Искусство любить. - М.: Педагогика, 1990.

 

 

Основы философии

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения

 

 

Преподаватель: Зарипова Юлия Ралефовна

 

Екатеринбург, 2016

Содержание методических указаний.

 

1. Пояснительная записка

 

2. Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы

 

3. Содержание дисциплины «Основы философии»

 

4. Задания для домашней контрольной работы

 

5. Рекомендуемая литература

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

 

Цель курса - сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

 

Студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

 

В первом разделе «Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» представлены темы: «Философия античного мира и Средних веков», «Философия Нового и новейшего времени». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

 

Во втором разделе «Человек - сознание - познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «Учение о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

 

В третьем разделе «Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)» изучаются темы: «Философия и научная картина мира», «Философия и религия», «Философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

 

Четвертый раздел «Социальная жизнь» раскрывается через темы «Философия и история», «Философия и культура», «Философия и глобальные вопросы современности». В разделе описываются философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей ХIХ-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.

 

Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

 

Требования к оформлению контрольной работы:

 

1) Объем контрольной работы должен составлять до 10 страниц компьютерного текста (формат А4, шрифт - 12, интервал - 1,5).

 

2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком источников (в т.ч. электронных);

 

3) Контрольная работа должна быть предоставлена в печатном виде секретарю заочного отделения до начала сессии.

 

4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа возвращается студенту с указанием на недочеты и должна быть переделана в установленные сроки.

 

5) Номер темы работы определяется двумя последними цифрами номера шифра студента по прилагаемой таблице в пересечении двух линий: горизонтальной – последняя цифра шифра и вертикальной – предпоследняя цифра шифра студента

 

    Последняя строка шифра
                       
Предпоследняя цифра шифра                      
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Пример: Иванов Петр (шифр 1234) – вариант 35

Петров Иван (шифр 2597) – вариант 18

 

 

Содержание дисциплины «Основы философии»

 

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.

 

 

Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.012 с.)