Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия древнего индии и востока

Поиск

Философия древнего индии и востока

Главная идея философии древней Индии состоит в том, что живое едино, тесно связано друг с другом, может перетекать, менять формы и превращаться.

Души могут переселяться в разные оболочки в соответствии с накопленной кармой. Карма представляет собой некий вариант небесной бухгалтерии: все мысли и поступки человека за множество жизней, которые он проживает на земле, относятся в дебет или кредит. В конце жизни подводится сальдо: если карма вышла со знаком минус — человек может потерять свой высокий общественный статус, а то и вообще возродиться животным или растением; если карма получается со знаком плюс, человек имеет возможность в следующей жизни родиться, например, в семье, относящейся к более высокой касте.
Чем лучше карма у человека, тем больше у него шансов в один прекрасный момент соскочить с житейской карусели постоянных смертей и рождений — сансары и получить мокшу (в буддистской традиции она называется нирваной), то есть просветление и блаженство. Чтобы повысить свои шансы на просветление человеку надо следовать дхарме — или пути благочестия.

Основные философские тексты древних индусов Веды написаны на санскрите — мистическом языке, на котором с человеком говорит вселенная. Веды создавались в 15 веке до нашей эры (само слово веды в переводе с санскрита означает знать, ведать). Одна часть Вед шрути — это записи откровений, стенография космических истин, которая доступна только посвященным. Другая часть Вед — смрити — адаптированные тексты для людей не столь одаренных — женщин, рабочих и представителей низших каст (к смрити относятся индийские саги Рамаяна и Махабхарата).

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

конфуцианство;

моизм;

школа закона;

даосизм;

школа "инь-янь" (натурфилософы);

школа имен.

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

Философия досократиков. Атомизм Демокрита

Древнегреческая (античная) Ф охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

Милетская школа

Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник ев­

ропейской науки и философии; кроме того, он математик, астро-26 Глава 1. Античная философия

ном и политический деятель, пользовавшийся большим уваже­

нием сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского

рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять

на практике. Он — автор многих технических усовершенствова­

ний, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в

Египте Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдви­

нув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многооб­

разие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она

пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые по­

пытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и

в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду

же обращается. Вода как естественное начало оказывается носи­

телем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле ге­

ниальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о «первосущности»

представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зре­

ния она чрезвычайно важна: в положении «все из воды» была дана

«отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете

мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному

объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца

европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве

мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не уми­

рала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников...

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма

воззрения, по которому ясизнь — имманентное свойство материи,

сущее — само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное.

Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем.

Элейская школа

Представители: Парменид, Зенон.

Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория "летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.
Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. В этом они близки к своим предшественникам - орфикам, последователям учения, проповедывавшего чистейшую нравственность и суровый аскетизм; основателем его считается легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых - приобретение внутреннего опыта, достижение катарсиса, очищения от наследия ранних этапов развития.
Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие для размышлений - следовало окинуть мысленным взором все, что сделано и что предстоит еще сделать: "В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?"
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.
В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.
Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

Атомизм проявился как движение античной мысли к фило­

софской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипо­

теза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом

(ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости), связана с

Древним Востоком

Таким образом, первоначала других античных мыслителей Де­

мокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух,

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М.,

По ряду свидетельств, Демокрит обучался у халдеев и магов, вначале у при­

сланных в дом его отца для воспитания детей, а затем в Мидии. Демокрит не

приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у

мидян, в частности у магов, жреческой касты, господствовавшая идея которых —

внутреннее величие и могущество, сила знания и мудрости. Античная философия

и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различа­

ющихся по своей качественной специфике, но по отдельности чув­

ственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как

единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайпгих

неделимых частичек — атомов, движущихся в пустоте. В самом

понятии атома (неделимый) высвечивается его элеатское проис­

хождение. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие

своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежут­

ков и исключительной малости. Атомы и пустота — единственная

реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не

имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцеп­

ляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многооб­

разие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их

извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним

атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных

атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным — с

единой субстанцией. Атомы складываются в различные конфигу­

рации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей,

различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное

разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий

между атомами. Так была создана существующая более двух ты­

сячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслится

состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек

вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип

взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством

атомов.

Демокрит софисты.Сократ

Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию исти­

ны ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объ-

единяли духовные интересы. В спорах они делились своими идея­

ми, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не

создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация измени­

лась. Во многих городах Греции на смену политической власти ста­

ринной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой

демократии. Возникали новые выборные учреждения — народные

собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей,

владеющих искусством политического и судебного красноречия,

силой убедительного устного слова и логической доказательностью

своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэ­

там стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учите­

ля — сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже

словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя

умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрос­

ти, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а

также знаменитых «семь мудрецов». Впоследствии смысл этого по­

нятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла.

Софистов было немало, но мы остановимся на трех наиболее

характерных для сути этого направления — Протагор (ок. 480 —

ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483—375 до н.э.), Продик (род. между

470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индиви­

дуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.

Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только техни­

ке политической и юридической деятельности, а заодно обучали

и вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредо­

точили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на

проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и поли­

тической деятельности, а также конкретно-научным и философ­

ским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам

убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности

доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам

мысли, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не поте­

рял рога, следовательно, ты их имеешь». В своем стремлении к

убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко

и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опроверг­

нуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к

безразличному отношению к истинности в доказательствах и оп­

ровержениях. Так складывались приемы мышления, которые

стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди

прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

По этому вопросу Платон в своем трактате «Горгий» утверждал,

что искусство софистов является более великим благом, чем все

другие искусства; оно есть «мастер убеждения: в этом вся его суть

и вся забота... Оно обладает способностью убеждать словом и судей

в суде... и во всяком ином собрании граждан... а что до нашего

дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого

и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу»

. Отсюда, кстати, и название сродного с софистическим демагогичес­

кого типа мышления (от греч. demos — народ), ориентированного

на угождение публике, а в дурном смысле — толпе. Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор.

Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех

вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих,

что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей

Сократ

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились

воззрения Сократа (469—399 до н.э.). Его имя стало нарицатель­

ным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего

не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на

улицах и площадях, всюду вступал в философские споры

Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в

том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения

истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Со­

крат критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы.

Его антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий

на обладание достоверным знанием. Сократ применял так назы­

ваемое повивальное искусство, именуемое майевтикой — искус­

ство определять понятия при посредстве наведения. С помощью

искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и

находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий

(благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по сло-

вам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные дока­

зательства и давать общие определения понятий, что явилось бес­

ценным вкладом в формирование науки логики.

Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из

родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при

помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа за­

ключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседни­

ка и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он

первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной при­

знак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесооб­

разность и разумность как мира, так и человека. Он совершил по­

ворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего фи­

лософствования человека, его сущность, внутренние противоречия

его души. Благодаря этому познание переходит от философского со­

мнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посред­

ством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаме­

нитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!»

Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, по­

колебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ

сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражае­

мого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к со­

вершенству общения, дабы уяснить истину. Софисты не считались

с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине

и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ

твердил: он знает только то, что он ничего не знает.

Платон

Платон (427—347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизы­

вающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую. Здесь слово «Бог» впервые употребляется с большой буквы (применительно

к языческим богам это не принято). Платон, говоря о Сократе, утверждает, что

Сократ говорит о единственном Боге. Это очень существенно. Сократ явился про­

возвестником идеи единого личного Бога, т.е. монотеизма.

Ксенофонт. лософскую культуру; он — предмет нескончаемых споров в исто­

рии философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен

в философию: все философствование этого мыслителя является

выражением его жизни, а его жизнь - выражением его филосо­

фии. Он не только философ, но и блестящий мастер художествен­

ного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой

души и, затронув их, настроить на гармонический лад. По Плато­

ну, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам филосо­

фию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было

и не будет» (Г. Гегель).

Космос. Об отношении идей к вещам. Платон говорит: «Мир —

это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явле­

ния: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с чело­

веческим*. Космос — это своего рода художественное произведе­

ние. Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет,

дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а уп­

равляется он силами, образующими общие закономерности. Кос­

мос полон божественного смысла, являющего собой царство идей

(эйдосов, как говорили тогда), вечных, нетленных и пребывающих

в своей лучезарной красоте

. По Платону, мир по природе двойст­

вен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и

невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исче­

зают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой

истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые

вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени

идей, их слабые копии

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея

вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не

1 По греч. «идея» означает «то, что видно», но не просто глазом, а «умным

глазом».

Для объяснения своего понимания идей Платон приводит как символ знаме­

нитую легенду о пещере. В ней сидят прикованные узники. Свет огня освещает

вход в пещеру. Перед ней какие-то существа носят на длинных палках чучела

зверей, птиц, людей, различные изображения. Узники не видят ни этих существ,

ни манекенов. Они не могут повернуть головы, и лишь тени, рожденные в мерца­

ющем свете огня, скользят перед их глазами. Узники не знают другого мира,

кроме мира теней. Если кому-нибудь из этих узников посчастливится в дальней­

шем освободиться от оков и заглянуть в мир действительных явлений, он будет

несказанно поражен его богатством и разнообразием. И если в дальнейшем ему

придется снова быть в этой пещере, он будет жить в мечтах о реальном красочном

мире.

В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они об­

ладают регулятивной энергииностью и управляют Вселенной. Им

свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — веч­

ные образцы, парадигмы (от греч. paradigma — образец), по кото­

рым из бесформенной и текучей материи организуется все мно­

жество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие бо­

жественные сущности. Они мыслились как целевые причины,

заряженные энергией устремления, при этом между ними суще­

ствуют отношения координации и подчинения. Высшая идея —

это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве

идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества.

Но это еще не личный божественный Дух (как потом в христиан­

стве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего

сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших

душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона яв­

ляется вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устой­

чивости общественного миропорядка. По Платону, распростране­

ние «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно

на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к

попранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу «все

дозволено», говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал

к суровому наказанию «нечестивцев».

Аристотель

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей вы­

соты в творениях Аристотеля (384—322 до н.э.), воззрения кото­

рого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной

науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и

собственно философского знания в его удивительной глубине,

тонкости и масштабности. Образованное человечество училось,

учится и в веках будет учиться у него философской культуре.

Аристотель — ученик Платона, но по ряду принципиальных

вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал,

что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объ­

яснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принад­

лежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стре­

мился преодолеть платоновский разрыв между миром чувствен­

ных вещей и миром идей.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из призна­

ния объективного существования материи, Аристотель считал ее

См.: Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. Изд. 3-е. М., 1915.

Ч. 2. С. 50—51. 60 Глава 1. Античная философия

вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может воз­

никнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться

в своем количестве Однако сама по себе материя, по Аристотелю,

инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникнове­

ния действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор

содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность

превратить в действительность, надо придать материи соответст­

вующую форму. Под формой Аристотель разумел активный твор­

ческий фактор, благодаря которому вещь становится действитель­

ной. Форма — это стимул и цель, причина становления многооб­

разных вещей из однообразной материи: материя — своего рода

глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, не­

обходим гончар — бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя

Эллинтническая философия

Киники и скептики

Наиболее видные представители школы киников — ученик Со­

крата Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 —

ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни (чем-то

это напоминает Л.Н. Толстого), отказ от каких-либо потребностей.

Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они;

проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную филосо­

фию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к приро­

де. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной

собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали раб­

ство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и

стремление к наслаждению. Призывы киников к простой жизни, которая сделалась слиш­

ком уж простой, не вызывали симпатии. По преданию, один киник

сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не

пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча».

Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески пре­

уменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу.

Эпикур и эпикурейцы

Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпи­

кур (341—270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.). Это

философское направление относится к рубежу старой и новой эры.

Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­

ти в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной

существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непо­

средственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого про­

странства между телами следует из того, что иначе было бы невоз­

можно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся

от трактовки атомов Демокритом. Это идея об «отклонении» ато­

мов, когда атомы движутся в «связном потоке». По Демокриту,

мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания»

атомов. Но уже просто тяжесть атомов противоречит концепции

Эпикура и не позволяет объяснить самостоятельность каждого

атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие

капель дождя, в пустую бездну. Если следовать Демокриту, без­

раздельное господство необходимости в мире атомов, будучи пос­

ледовательно распространенным на атомы души, сделает невоз­

можным допущение свободы воли человека. Эпикур решает вопрос

так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклоне-ния, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым

актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли»,

которая и определяет «непременное отклонение».

Стоики

Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас

в виде полных книг.

Уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возни­

кает представление о мудром человеке, который весьма мужест­

венно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным несмотря

на все неприятности и несчастья, им переживаемые. Действитель­

но, стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый

план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бес­

чувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней сво­

боды, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

Согласно Хрисиппу (ок. 280—208 до н.э.), существует мировая

душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женст­

венно-нежный, как бы тончайший вид материи

Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121—180;

римский император с 161 г. н.э.) был убежден, что Бог дает каж­

дому человеку особого доброго гения в руководители. (Эта идея

возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя.) Для него

Вселенная — тесно связанное целое; это единое, живое существо,

обладающее единой субстанцией и единой душой. Приведем неко­

торые из афоризмов Марка Аврелия: «Чаще размышляй о связи

всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении»,

«Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века.

И сплетение причин с самого начала связало твое существование

с данным событием». И еще: «Люби человечество. Следуй Богу...

И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем».

НЕОПЛАТОНИКИ

Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

Неоплатонизм — направление античной философии позднего

эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Пла­

тона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неопла­

тонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личнос­

ти и ее защите от различного рода потрясений, характерных для

данного периода истории Римской империи и связанных с ее дрях­

лением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма являлся

Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 362. §17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

ляется разработка диалектики платоновской триады единое —

ум — душа и доведение ее до космического масштаба. Так, разви­

валось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его само­

сознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом,

и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную мате­

рию».

Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 —

ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура

всего неоплатонизма — душа, как отмечает А.Ф. Лосев, не есть

тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее

существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не су­

ществовало бы никакого организованного тела. Материя нахо­

дится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода

организация, а всякая организация требует для себя материал,

без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая

организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что

кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умо­

постигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а

именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «миро­

вой души» по всему Космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского

учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внима­

ния уделяли разработке логических проблем — определениям по­

нятий и классификациям, а также филологическим исследова­

ниям.

Cредневековая схоластика

СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКИ

Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как“служанку теологии”. Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI—XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего “Категории”Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить “истины веры”. Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV —XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

Эмпиризм нового времени

Эмпири́зм, эмпирици́зм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему

Дж. Локк

Английский философ Джон Локк (1632—1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: «Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, хотя Он не запечатлел в нашем уме никаких первоначальных знаков, по которым можно было бы прочесть о Его бытии, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил

о себе свидетельство... Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и для нашего счастья» Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного — чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры — знание.Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Р. Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденныхидеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они

были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, — основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления.

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ. Получил образование в Оксфорде, где занимался классическими языками;перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский.

За свои сочинения часто подвергался гонениям и взависимости от политических обстоятельств жил то в Англии, тона материке.

Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о тел<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.014 с.)