Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дзюдо теряет японское и приобретает русское лицоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ощепков с головой был погружен в свою полезнейшую, увлекательную работу и меньше всего думал о том, чтобы как-то публично обозначить, «застолбить» свой приоритет, свое и без того очевидное лидерство. А уж тем более, документально оформить и официально закрепить за собой право основоположника отечественной борьбы в одежде. Да в этом, собственно говоря, и не было никакой нужды: любой мало-мальски причастный к спорту человек отлично знал, кем является Василий Сергеевич, и что им было сделано. Точно так же не спешил он и дать своей, несомненно, новой и оригинальной системе особое, точно характеризующее ее название, а по инерции все еще именовал ее «борьба вольного стиля дзюу-до». Ведь он, действительно, когда-то начинал именно с этого японского единоборства, которое являлось лучшей в мире, технически очень богатой прикладной борьбой, располагавшей не только бросками и удержаниями, но еще и болевыми приемами и удушениями. Но, будучи одним из лучших, если не самым лучшим, специалистом европейско-американского мира, он, в отличие от множества бездумных адептов дзюдо, отчетливо видел не только его несомненные достоинства, но и недостатки. Именно поэтому под руками Василия Сергеевича традиционное дзюдо из года в год все заметнее теряло свое былое японское лицо. Абсолютно чуждый любых личных честолюбиво-авторских амбиций и «этикеточных» вопросов, мастер думал только о главном и совсем не заботился о таких мелочах, как кричащее, политически выгодное название своей системы. Однако ближайшее будущее со своей беспощадностью доказало смертельную опасность подобных «подозрительно» японских мелочных следов... И даже потом, несколько десятилетий спустя после посмертной реабилитации Василия Сергеевича, злосчастное название оказалось способным одних ввести в добросовестное заблуждение, а другим - открыло широкое поле для нечистоплотных спекуляций. И первый шаг в этом сомнительном направлении сделал никто иной, как А.А. Харлампиев. Облыжно объявив себя создателем самбо, единственным и совершенно самостоятельным, он прямо-таки самоотверженно оберегал свой «самокройный» миф. На протяжении многих лет десятки интервью раздавал этот «творец», во множестве печатал книги и статьи, но ни разу не нашлось ни в одной из них места для фамилии Ощепкова. Уж очень хотелось по-прежнему красоваться в завидной роли «создателя самбо». А ведь стоило лишь только упомянуть имя подлинного основоположника, как самозванный «создатель» сразу же превратился бы, хоть и в очень старательного, но всего лишь одного из многих учеников Василия Сергеевича. Даже после полной реабилитации своего безвинно замученного учителя Харлампиев долгие годы старался умолчать о нем. И нипочем не желал признаваться в своем четырехлетнем институтском обучении у Василия Сергеевича. Лишь только в 1964 году «благодарный» ученик был вынужден впервые произнести имя своего мудрого наставника. Только не подумайте, что были это слова раскаяния и запоздалой благодарности. Вовсе нет.
Прошло уже почти десять лет после полной реабилитации Ощепкова, уже появились первые публикации о нем, и теперь было просто необходимо что-то сказать о характере его работы. Но только так, чтобы,' избави Бог, не пошатнуть свой липовый пьедестал «творца». Вот здесь-то и
очень пригодилось опрометчиво сохраненное Василием Сергеевичем японское название своей борьбы в одежде. Изо всех сил пыжась доказать, что его учитель, якобы, не имел никакого отношения к созданию нового вида борьбы, что Ощепков - это дзюдо и только дзюдо, Харлампиев писал: «Параллельно с совершенствованием и распространением борьбы самбо активную пропаганду японской спортивной борьбы дзю-до проводил В. С. Ощепков. В начале 30-х годов его деятельность сыграла положительную роль и в развитии борьбы самбо: он организовал много соревнований, где спортсмены, занимавшиеся дзюдо, встречались с самбистами и борцами разных национальных видов борьбы («чидаубо», «ку-раш» и др.)».1 Читателям внушалось, будто бы существовало два совершенно раздельных и самостоятельных направления, два лагеря: ощепков-ские дзюдоисты и противостоящие им некие самбисты, разумеется, харлампиевские. Но как же обстояло все на самом деле? Действительно ли Ощепков всего лишь механически перенес на русскую почву дзюдо и практиковал его «параллельно» с мифическим харлампиевским самбо? Или же, использовав японский технический материал, сумел создать собственную, самостоятельную систему? А если создал, то как его детище соотносится с современным самбо и генезисом этого нашего вида борьбы?
Сначала давайте разберемся с одним вопросом, который, похоже, еще никому не приходил в голову: как, чисто по-человечески, воспринимал Василий Сергеевич боевые японские искусства? «С восхищением! В высшей степени положительно!» - такой ответ представляется поначалу единственно возможным. Действительно, как еще мог оценивать дзюдо великий знаток и неутомимый энтузиаст, внедрявший его в российскую практику? Однако, подобное, лежащее на поверхности решение будет абсолютно неправильным, как это ни удивительно. Ведь здесь мы подсознательно подменяем сложный психологический портрет мастера примитивными контурами некоторых наших доморощенных сэнсэев, которые спят и видят, только бы стать «настоящим японцем». Между тем, в отличие от этих наших современников, Василий получил в духовной семинарии добротное русское воспитание в старинных православных традициях. Могучее благотворное влияние такой замечательной и необыкновенно яркой личности, какой являлся создавший в Токио семинарию архиепископ Японский Николай (сопричисленный ныне даже к лику святых), наделяло семинаристов высокими духовными ценностями, прямо противоположными самурайским. Под его неотразимым, чисто психологическим воздействием даже сами самураи отрешались от прежних языческих убеждений и принима- 1 А. Харлампиев. Борьба самбо. М. 1964, с. 16. ли православие. А уж тем более, для русского юноши были противоестественными «доблести» «самураев», с удовольствием рубивших головы своим беспомощным пленникам. Что, кроме отвращения, могли вызывать у него такие варварские традиции? Ощепков откровенно ненавидел все это, о чем сохранилось его собственноручное свидетельство. Здесь не могло не повлиять и совсем нелепое недавнее поражение огромной России в войне с небольшой и только набиравшей силы Японии. Вот под каким углом воспринимал юный семинарист японские реалии. И возвратившись на Родину, он меньше всего старался «ояпонить» своих учеников, но в предвидении неизбежной и беспощадной будущей войны всеми силами стремился донести до соотечественников весьма полезное японское «тайное оружие» рукопашного боя. Донести отнюдь не в каноническом, а в значительно улучшенном, научно модернизированном, советском варианте. Василий Сергеевич целенаправленно ориентировался на физкультурную практику России, как одной из стран европейской циви- лизации. И именно в этом заключались концептуальные основы, которые достаточно очевидно просматриваются в его работе. Ученики Ощепкова боролись не на жестком дзюдоистском татами, а на мягком ковре, который и в России, и в других европейских странах повсеместно использовали в греко-римской или, как ее у нас называли, «французской» борьбе. И так же, как в этой борьбе, приветствуя друг друга перед началом схватки, не отбивали кондовых японских поклонов, а обменивались рукопожатием. Потом делали еще один-два шага вперед, поворачивались лицом к сопернику и начинали схватку. Боролись не босиком, а обували обычные «борцовки», а затем и специально сконструированные легкие ботиночки. Вместо не очень удобного дзюдоги с неприкрепленным к нему поясом, которое распахивалось при первом же захвате за отворот, стала использоваться соответствовавшая нашему типу одежды ладно сидящая куртка с пришитым поясом. На смену брюкам пришли привычные спортивные трусы с плавками. Стоит отметить, что некоторые зарубежные специалисты, познакомившись впоследствии с самбо, справедливо отмечали более современный, аккуратно спортивный вид самбистского костюма по сравнению с дзюдоистским.
Отказ от непременных японских обрядовых поклонов, японского спортивного инвентаря и костюма поначалу вполне можно принять за незначительные и чисто внешние перемены, но это было совсем не так. Прежде всего, все эти отличия неизбежно и весьма заметно повлияли на технический рисунок исполнения приемов. Каждый, кому доводилось облачаться в кимоно после привычной самбисткой куртки, хорошо помнит, как существенно приходилось приноравливаться и к специфике японской одежки, и к жесткому татами. Но и этим дело вовсе не ограничивалось. За таким, казалось бы, чисто механическим и поверхностным антуражем в действительности стояли очень серьезные национально-психологические, даже идеологические моменты. Сейчас уже редко кто вспомнит, если вообще знает, о тех сверхзадачах, какие ставил перед собой Кано Дзигоро, исходя из социально-экономической обстановки в Японии конца XIX в. И о том, что создание дзюдо явилось не только, и даже не столько спортивным, сколько необходимым и полезнейшим национально-идеологическим событием. Дело в том, что реформы Мэйдзи, направленные на ускоренную европеизацию страны, внесли опасный разлад, разрушая тысячелетние традиционные социально-психологические устои японского народа. Особенно угрожающе это коснулось молодежи. Тогда ее настроения были похожи на те, которые пачкают Россию в течение всех последних десяти лет. Молодые японцы начинали презирать и стыдиться своей культурно и промышленно отсталой страны. Мощные и богатые западные государства вызывали неукротимую зависть и бездумное обожание. Самые «продвинутые» уже щеголяли в крахмальных воротничках, котелках, визитках и, уж конечно, не знали ничего более престижного и увлекательного, чем европейские виды спорта. Вот тогда-то мудрый педагог Кано на основе старинных японских боевых искусств и создал свое дзюдо, в котором даже название было не придумано им, а бережно перенесено из былого самурайского лексикона. Создал и щедро предложил японской молодежи, уже готовой было стать презренными отщепенцами, столь же, если даже не более увлекательное, чем европейские виды спорта, и во всех отношениях полезное чисто национальное спортивное единоборство. И по старине традиционное, и по современному модернизированное.
Спорт, в котором были не только умно и бережно сохранены, но и умело, сконцентрированы знакомые и родные с детских лет древние обычаи предков. В нем все не то что говорило, а прямо-таки кричало о своем японском, родном, касавшемся самых глубин души и генетической памяти. Так, татами, маты из рисовой соломы, -непременная часть интерьера традиционного японского жилья: ими застилают в доме полы. И ни один японец не наступит на татами обутой ногой: непременно разуется и оставит обувь за порогом. Именно отсюда - татами в качестве дзюдоистского «ковра» и «босоногость» дзюдоистов. Точно так же, и дзюдоги родилось из старинного национального японского одеяния кимоно. А неизменные и обязательные в быту поклоны имеют весьма солидный, более чем тысячелетний, «стаж». И совсем не случайно преподавание дзюдо со временем было предусмотрено во всех школьных программах, с ранних лет воспитывая японцев в духе патриотических национальных традиций. И сегодня, более ста лет спустя, можно уже воочию убедиться, какую огромную пользу принесла такая мудрая национальная укорененность, не только не помешавшая, но даже способствовавшая успехам Японии в сфере международной науки и техники. Однако же, если упомянутый национальный колорит был необходимым и весьма полезным в Стране Восходящего Солнца, то в России являлся не только излишней, но и нарочито искусственной, чуждой экзотикой. Что и стало вполне разумной причиной отказа от неё. Практически полностью была отвергнута также и японская терминология. Харлампи-ев в упомянутой выше книге также написал: «B.C. Ощепков, чутко прислушиваясь к критике нашей молодежи, во многом отошел от японских правил дзю-до, а затем частично отказался и от японской терминологии». Что касается правил, то о них немного позже. А вот от чуждой японской терминологии мастер отказался задолго до того, как в инфизкульт в обучение к нему поступила премудро-критическая харлампиевская «наша молодежь», под которой, несмотря на множественное число, надлежит, конечно, понимать только лишь самого липового «создателя самбо». В действительности же, еще в конце двадцатых годов, когда студент музыкального техникума Анатолий Харлам-пиев все еще старательно дудел на своей валторне, Василий Сергеевич, работая над руководством «Физические упражнения в РККА», использует уже исключительно русские названия приемов. А ко времени поступления Анатолия в институт, под крыло Ощепкова, у того уже оставался в ходу всего-навсего один-единственный японский термин - «гяку», т.е. болевое воздействие на суставы, которому пока еще не был подобран подходящий русский эквивалент. Во всем остальном - исключительно русская терминология, до сих пор употребляющаяся в самбо: «отхват», «отхват изнутри с захватом ноги», «зацеп», «боковая подсечка», «бросок через голову», «бросок через бедро», «удержание» и другие. В этом совсем нетрудно убедиться, полистав инфизкулъ-товский «Сборник материалов по учебным дисциплинам 1932 - 1933 учебного года» -того самого, когда зеленый абитуриент Хар-лампиев еще только-только переступил порог института.
Но, конечно же, самым главным в процессе создания новой, самостоятельной системы была разработка техники, правил и методики в точном соответствии с придаваемым ей современным характером. С благодарностью и уважением воспринимая все полезное, созданное мэтром Кано, его русский ученик столь же решительно критиковал недостатки дзюдо, стремился поднять свою систему до мирового уровня науки физического воспитания. Свое мнение на этот счет он сформулировал достаточно ясно и безапелляционно: «...Мы должны основательно вооружиться знанием этой интересной и полноценной для нас системы, стараясь достигнуть в применении ее приемов той высокой техники, которая пока является достоянием только японцев... Мы не только должны изучить ее, как распространенную систему, но и добиться применения ее в деле укрепления обороноспособности нашей страны, обогатив ее нашими достижениями в смысле методики ее изучения и техники выполнения ее приемов... Среди обильной литературы по дзюу-до на иностранных языках... абсолютно не имеется материалов, освещающих методическую установку по изучению этой системы. Крайне мало уделено вниманию вопросам методики дзюу-до и в японских источниках... Поэтому наша задача состоит в том, чтобы поднять дело изучения дзюу-до, особенно с методической и гигиенической стороны, на значительно более высокую ступень, чем это достигнуто, например, немцами, у которых эта система в последние годы вылилась в форму массового вида спорта... В методическом отношении по изучению дзюу-до мы расходимся не только с немцами, но и с институтом Кодокан... Он до сего времени не удосужился разработать отдел подготовительных упражнений общеразвивающего характера. Это свидетельствует о том, что многие адепты дзюу-до из института Кодокан остаются сторонниками консервативного взгляда, считая, что падения (с чего собственно начинается изучение дзюу-до в Японии), а затем приемы могут считаться достаточной подготовкой организма для занятий дзюу-до, и что никаких других упражнений общеразвивающего порядка вводить в эту систему нет смысла... Но мы считаем, что этими упражнениями ограничиваться нельзя, так как при падениях и приемах в работе участвуют далеко не все мышцы тела и, следовательно, возможность равномерного развития организма без специальных упражнений достигнута быть не может». Стремясь к возможно более широкому распространению в стране своей борьбы в одежде, Василий Сергеевич основательно готовил к этой ответственной миссии целую плеяду своих воспитанников. В полном объеме давал им знания и навыки, необходимые квалифицированному преподавателю и тренеру тех лет. Предусмотрено было все, вплоть до мелочей: характер помещения, необходимый для занятий, и его оборудование; принципы разбивки на группы, в соответствии с физическими кондициями учащихся, их возрастом, подготовленностью и «успешностью освоения», а также построение занятий и поурочный расклад с учетом этих факторов и длительностью срока обучения. Приводилась также «примерная схема практического урока». Обязательным являлось составление плана занятий группы и индивидуальных планов для каждого из ее членов. Степень нагрузки, продолжительность занятий и конкретные формы тренировки в индивидуальном плане определялись физическими и психологическими возможностями ученика. При этом непременным был строгий контроль за оптимальной нагрузкой по данным систематического врачебного контроля: «...Работа преподавателя должна проходить в тесном контакте с врачом»2. Сюда же следует отнести и строгое соблюдение личной гигиены учащимися. Особое внимание уделялось антитравматическим мерам. Принципиально важное значение придавалось общефизической подготовке, необходимость которой в те годы многие японские дзюдоисты еще отвергали. Она реализовалась за счет «общеразвивающих упражнений», специально подобранных из европейских систем Мюллера, Бука, Сюрена и шведской системы с использованием соответствующего спортивного инвентаря. Те же функции исполняли и разработанные Ощепковым специальные «подготовительные упражнения», состоящие из «асимметричных движений», имитирующих движения различных бросков. Была четко регламентирована последовательность преподнесения и освоения техники: сначала спортивной, а только затем и на ее основе - прикладной. При этом давалась «примерная схема практического урока», предусматривающая обязательные «подготовительные, общеразвивающие упражнения» в начальной части урока и «успокаивающие» - в заключительной. Затем рекомендовался самомассаж или массаж и душ.
Последовательность преподавания техники предусматривала постепенный переход от легких в исполнении приемов ко все более сложным. При этом нельзя было переходить к изучению следующего приема до тех пор, пока не будет «технически хорошо усвоен» предыдущий. Освоение каждого приема начиналось с подробного и понятного его объяснения. Затем прием демонстрировался в медленном темпе, чтобы обучающиеся имели возможность в общих чертах увидеть его технический рисунок. Вторично прием показывался уже в боевом темпе. В рамках общей методики были особо предусмотрены наиболее рациональные методы освоения каждого отдельного приема. Так, изучение бросков начиналось с ими- 2 Здесь и далее цитируется «Сборник...» и излагаются положения ощепковского конспекта «Дзюу-до», опубликованного в нем. Слитное выполнение бросков с целью технической их отшлифовки производится в «условной тренировке». К «учебным же вольным схваткам» можно переходить только тогда, когда очень хорошо будет проработан известный комплекс бросков, которыми можно было бы свободно оперировать в вольной схватке... Учебные вольные схватки на все броски и на приемы в партере проводятся после качественной проработки всех приемов как в стойке, так и в партере. Учебные вольные схватки могут проводиться в конце каждого урока, начиная с 3 - минутного срока без перерыва и до 10 минут с минутным перерывом после первых пяти минут». Четко определив стадии обучения, Василий Сергеевич специально подчеркивает: «Изучение всех разделов прикладной части дзюу-до начинается после того, как будет изучена спортивная часть дзюу-до». Этот кардинально важный принцип спортивной основы сохранен Ощепковым даже в программе краткосрочного, всего тридцатичасового, курса в рамках норм ГТО - П. Даже там «проведение 10-минутных вольных схваток являлось совершенно обязательным, так как без сохранения спортивных принципов нельзя достичь практического освоения этой системы, невозможно овладеть техникой и развить ориентировку в комбинированном применении изученных приемов...». В своих не слишком обширных, но достаточно емких методических наставлениях мастер не забыл ни вопросов психологической подготовки учеников, ни способов поддержания их постоянного интереса к занятиям. Должен заметить, что изложенное выше отнюдь не исчерпывает опубликованные Василием Сергеевичем концепции. Александр Харлампиев сообщил мне, что в архиве его отца лежат «замурованные» вот уже 65 лет и еще неизвестные ощепковские «методички». Едва ли не самой главной и ценной концепцией ощепковской работы было создание не только современной, но еще и открытой системы, способной к постоянному развитию. Открытость системы давала отличную возможность творчески использовать лучшие элементы любых иных систем, в том числе, и в первую очередь, того же дзюдо. Как бы глубоко это не возмущало некоторых фальсификаторов патриотически-квасного, антикосмополитического разлива, есть все основания утверждать, что наше самбо начиналось именно с японского дзюдо. В сущности единственное, что Ощепков изначально взял из дзюдо и в значительной степени сохранил - основы техники. В двух дошедших до нас работах он рассмотрел международные единоборства и целый ряд национальных видов борьбы, указал их достоинства и недочеты и пришел к выводу, что ни один из этих «соперников» дзюдо не располагает равным японскому арсеналом разнообразных и действенных приемов. Богатейшим арсеналом, где кроме широкого выбора оптимально разработанных бросков со способами безопасного падения, практиковались бы еще различные болевые приемы, удушения, удержания, удары руками и ногами в боевом разделе и т.п. Вот почему, особенно в начале своей работы, Василий Сергеевич во многом опирался на дзюдо. Но это вовсе не было этаким «всеядным потреблением». Улавливая преимущества и столь же ясно видя недоработки японского «наследства», он проводил жесткую селекцию приемов: дорабатывал их или даже во- обще отбрасывал те, которые считал сомнительными. Обогащение технического арсенала своей системы вызывало особую заботу Ощепко-ва. Мастер постоянно пополнял и совершенствовал его, отчего напрямую зависело повышение прикладной ценности системы и зрелищной яркости состязаний на ковре. Стремясь расширить арсенал, он не только в боевой, но и в спортивный раздел ввел болевые на ноги, которые в японском дзюдо запрещены к использованию на соревнованиях. Ощепков был убежден, что дзюдо решительно превосходит любой международный или национальный вид единоборства, но это вовсе не мешало ему увидеть, что и они располагают рядом действенных приемов, неизвестных в японской борьбе. А открытый характер его системы позволял легко и органично воспринимать и усваивать любой из таких эффективных приемов. Он тщательно проанализировал все существовавшие тогда международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения применимости их техники в боевой схватке. В орбите его пристального внимания оказались не только удары ушу, английского и французского бокса, но еще и приемы «финско-французской», а также целого ряда иных видов борьбы, которые Василий Сергеевич именовал «вольной»: вольно-аме- риканской, швейцарской, кавказской и персидской. Он специально отметил, что некоторые приемы и особенно броски всех этих видов «вольной» борьбы могут с успехом применяться и в целях самозащиты. В правилах соревнований, разработанных в 1933 году, в качестве разрешенных указывались не только японские, но также и приемы финско-французской и вольно-американской борьбы в партере, а в стойке, помимо бросков из этих видов спортивных единоборств, еще из швейцарской и кавказской борьбы. Необходимо пояснить, что представляли собой эти виды борьбы. «Финско-французской» называлась в те годы французская (то есть греко-римская) борьба, чем отмечался серьезный вклад в ее технику, сделанный финскими борцами. Вольно-американская -это вольная борьба, которая в то время располагала более жесткими, по существу, болевыми приемами. Швейцарской или русско-швейцарской еще со времен старых цирковых чемпионатов именовалась простая русская борьба на поясах, которой таким образом придавался рекламный заграничный колорит. Однако Ощепков имел в виду ту технически более богатую разновидность поясной борьбы, в которой применялись подножки. Под кавказской в первую очередь подразумевались грузинская чидао-ба и азербайджанский гюлеш, мало отличающийся от персидской борьбы. Так, Ощепков дал в своих правилах зеленую улицу национальным единоборствам и обратился к изучению их. В результате, традиционная японская техника, сталкиваясь с новыми для нее приемами международных и национальных видов борьбы, не просто обогащалась в количественном отношении, но и выигрывала в качестве. Этот плодотворный процесс рождал совершенно новые, неизвестные ни в одном из «исходных» единоборств технико-тактические варианты. Главную роль здесь сыграли смелые творческие разработки Ощепкова и его учеников, тренировочная и состязательная практика, в которых реально воплощалось основополагающее требование Василия Сергеевича об обогащении дзюдо «нашими достижениями в смысле... техники выполнения ее приемов». Именно эти, вошедшие в арсенал ощеп-ковской системы приемы с похвальным тщанием заносил в свои пресловутые тетради мнимый «основоположник» самбо. А на обложке первой из них, которая датирована годом начала его учебы у Ощепкова -1934-ым, прямо указано, что это студенческие записи Харлампиева техники дзюдо, которая преподносилась Василием Сергеевичем в институте физкультуры. Адепты Харлампиева утверждают, что после кончины «врага народа» ничего не осталось: сплошной «документальный вакуум». Но здесь они явно обманываются в своих радужных надеждах! Книгу Ощепкову действительно не дали завершить, однако сохранились три его, упоминавшиеся мной, публикации технического характера и работы его учеников Васильева, Ларионова, Галковского, Школьни-кова, Сагателяна, несколько десятков фотографий, запечатлевших исполнение Василием Сергеевичем различных приемов. (Многие из этих фото были приведены в составленном А.А. Будзинским и изданном в 1998 г. Всероссийской федерацией самбо альбоме «Самбо довоенного периода России».) Все эти материалы своих учителей и предшественников Харлампиев практически полностью воспроизвел в своей первой книге «Борьба самбо» в 1949 году. По подсчетам Будзинского, заимствованы 124 приема из 176, описанных в книге. И имеются только 42 новых, родившихся в самбист-ских коллективах за истекшие десять лет... Свой вариант дзюдо Василий Сергеевич трактовал, главным образом, как систему рукопашного боя. Об этом он говорил и в лекции для курсантов Центральной школы милиции, и в методических материалах ин-физкульта. (Едва ли в этом не могла не ска- заться неизбежная дань социальному заказу того времени.) Система подразделялась на спортивный и прикладной разделы. При этом спортивная борьба являлась основой борьбы невооруженных прикладного раздела. Ощепков неоднократно специально подчеркивал важность спортивной основы, которая давала не только определенный технический арсенал прикладного характера, но и вырабатывала необходимые психологические качества бойца: «...Без сохранения спортивных принципов нельзя достичь практического освоения этой системы, невозможно овладеть техникой и развить ориентировку в комбинированном применении изученных приемов». Прикладная часть состояла из разделов борьбы невооруженных, борьбы невооруженного против вооруженного и борьбы вооруженных. О последнем разделе говорилось, что в него «входят все приемы спортивной и прикладной части дзюу-до, которые применяются в комбинациях, когда оружие не может быть использовано». При этом ученикам преподносилось не только обезоруживание в вооруженной схватке, но и работа ножом, палкой, оружием типа кистеня, фехтование винтовкой. Один из тактических принципов мастера, о котором впоследствии поведал его ученик Н.М. Галковский: удар - прием - удар. Василий Сергеевич яростно отрицал столь популярные у Спиридонова болевые в положении стоя. ««Рычаги» в стойке, в условиях серьезной рукопашной схватки не имеют практического значения и могут быть действительны лишь тогда, когда противник добродушно поддается или вообще не имеет в виду сам нападать. Значение их тем более уменьшается, если на них делается ставка, как на самостоятельный прием. «Рычаг» может быть действителен только в сочетании с подножкой или с ударом...» Я уже говорил, что в этом споре Ощепков был не совсем прав, если говорить именно о полицейской системе. Василий Сергеевич предложил богатейший выбор приемов безоружного боя как с безоружным, так и с вооруженным противником. Болевые приемы, контрприемы, защиты, комбинирование болевых с бросками, удушения, обезоруживания, множество способов освобождения от различнейших захватов с приведением противника в беспомощное состояние, превращение спортивных бросков в боевые за счет усиления удара о землю или «втыкания» головой в землю (ученики, по шутливой аналогии, называли такой бросок «огнетушителем»). Подобного широчайшего «ассортимента» еще никогда не бывало у нашей армии. И именно ощепковскую технику в дальнейшем широко использовали все наши специалисты, и даже в настоящее время, после невероятного наплыва восточных новинок, она, в основе, сохраняет свое значение. Боевые приемы Ощепков предложил и для свободного изучения гражданским населением в рамках норм ГТО второй ступени. В этом отношении он занимал принципиально иную позицию, чем Спиридонов. Современное всевластие ударов ногами, пришедшее из восточных единоборств, убедительно доказывает, как провидчески безошибочно предвидел мастер пути будущего развития средств рукопашного боя. Одним из первых в европейско-американском мире и еще за несколько десятилетий до всемирного триумфа каратэ он осознал подлинную и далеко не полностью используемую мощь подобного оружия. Однако для полноценного овладения им были необходимы тренировочные схватки и, желательно, в полную силу. «Спортизация ударов ногами заключается в том, что для проведения схваток мною сконструированы перчатки для ног, как это сделано для рук в английском боксе, фанерный нагрудник и щиток, закрывающий промежность. В настоящее время мною разрабатываются формы тренировок по спортивному боксу ногами и я думаю, что в ближайшем будущем удастся добиться того, что система ударов ногами выльется в спортивную форму», - писал наш неутомимый новатор и энтузиаст рукопашного боя. Закончить эту работу, как и очень многое другое, ему так и не удалось... Создание новой, современной системы никак не могло иметь и, действительно, не имело революционного, одномоментного характера. Оно потребовало длительного и вдумчивого творческого труда, где неизбежным был и отрицательный опыт, помогавший найти правильные пути. Особенно наглядно показывает это работа по созданию правил борьбы, которые должны были точно отвечать принципиально новому, прогрессивному характеру создаваемого единоборства. Учитывая, какое большое значение для формирования борьбы имеют ее правила, Ощепков уделял сугубое внимание их тщательной отработке. На общемосковском собрании дзюдоистов 5-го сентября 1936 года он рассказал, что вначале использовал японские правила, но затем пять-шесть раз изменял их. Однако необходимых результатов это не давало, и, в конце концов, были разработаны независимые от японских, собственные специальные пра
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.200 (0.022 с.) |