Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миф умирает, но его пытаются реанимировать ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
С первых же послевоенных лет Харлампиев, как всегда проявляя свою очень высокую активность, становится несомненным лидером самбо. Влияло, конечно, и то, что шедшие впереди него специалисты первого поколения - В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Б.А. Сагателян, A.M. Ларионов, В.П. Волков уже ушли из самбо, переключившись на иной род деятельности, а Р.А. Школьников и В.Г. Кузовлев оказались «заблокированными» тяжелейшими условиями послевоенной провинции. И слишком много и тренеров, и спортсменов лежало в братских могилах, рассеянных от Норвегии до Югославии и от Берлина до Манчжурии... Но, пожалуй, самым главным было то, что Анатолий сразу же начал работать помощником начальника Первого отделения оборонно-спортивного отдела Центрального совета спортобщества «Динамо». Это обслуживавшее чекистов общество находилось под опекой МГБ и лично товарища Берия, который требовал от своих подопечных только побед. Естественно, что «Динамо» имело значительно лучшее финансирование, чем любое другое спортобщество, и туда стекались лучшие спортсмены страны, в том числе и самбисты. На первом же послевоенном первенстве Советского Союза в 1947 году, где главным судьей был Харлампиев, динамовцы одержали блестящую победу, не только завоевав все чемпионские звания, но и уступив соперникам всего лишь одно второе и два третьих места. За этот убедительный успех Анатолий, тренировавший динамовцев, был удостоен звания «Заслуженный мастер спорта СССР», так как звание «Заслуженный тренер СССР» учреждено еще не было, и тренерам присваивали то же самое почетное звание, что и спортсменам. Впоследствии это чисто «спортсменское» звание будет вводить в заблуждение журналистов, уверенно повествовавших о бесчисленных победах Харлампиева на самбистском ковре. Как бы автоматически этот динамовский сотрудник в том же 47-ом становится и председателем Всесоюзной федерации борьбы самбо. И я думаю даже, что если бы не такой надежный «железный» динамовский щит, едва ли Анатолий осмелился бы объявить себя создателем самбо. Ветераны-то, конечно, знали истинную цену этому «рукотворному» мифу. Сейчас, задним числом, кое-кто пытается обвинять их в том, что тогда они промолчали. Однако едва
ли подобные обвинения справедливы. После войны в самбо оставалось не так уж много тех, кто начинал у Ощепкова. Да и не молчали они. Яростно протестовал Галковский в Госкомспорте и в устной, и в письменной форме. Только вот спорить в те годы с официальной прессой было невероятно трудно, если возможно вообще. А уж в данном случае особенно. Да и не мог никто из них напрямик сказать Харлампиеву: - Ну, что ты там выдумываешь?! Мы же отлично помним, как ты пришел к Василию Сергеевичу стерильным новичком, и он обучил тебя всему! Имя Ощепкова было уже опасно-непроизносимым, и каждый, кто решился бы начать такую филиппику, был бы наверняка вынужден заканчивать ее в значительно более северных широтах. И все-таки они не молчали и протестовали в меру своих очень ограниченных возможностей. Один из них - кандидат педагогических наук, опытный борец И.И. Алиха-нов по достоинству оценил титанические потуги мифотворчества. Когда вышла в свет первая книга Харлампиева «Борьба самбо», Алиханов на страницах декабрьского номера журнала «Теория и практика физической культуры» (1950 года) опубликовал рецензию на это издание. Отметив серьезные недостатки претендовавшей даже на некоторый научный анализ первой печатной работы Харлампиева, он завершил свою рецензию словами: «Наконец, нельзя не сказать о том, что в журнальных и книжных статьях (книга «Победители», журнал «Физкультура и спорт») автор, воспользовавшись услугами доверчивых и недальновидных авторов,... пытался создать себе дешевый авторитет, приписывая себе заслугу создания борьбы самбо. В статье «История самбо» (И. Рахта-нов), наряду с многочисленными дифирамбами по адресу А. Харлампиева, читаем: «Только проделав все это, поднявшись на базу такой теоретической высоты и мощности, Анатолий Аркадьевич Харлампиев начал преподавать свою борьбу, первая мысль о которой пришла к нему на полке вагона». Не говоря о «теоретической высоте и мощности», оказавшейся весьма невысокой, автору не мешало бы иметь некоторую скромность, которая должна была бы напомнить ему людей, вложивших до него много творческого труда и энергии в дело создания и развития этого вида спорта. В связи с этим
уместно привести (из рецензируемой книги Харлампиева - М.Л.) пункт шестнадцатый из главы одиннадцатой «Советы начинающим самбистам»: «Относитесь с уважением к своим товарищам, не хвалитесь, пусть лучше вас хвалят другие»». Разумеется, назвать фамилию истинного основоположника этой борьбы Алиханов тогда не мог, но он прямо указал на труды его учеников - Н.М. Галковского, И.В. Васильева, Б.А. Сагателяна и A.M. Ларионова, вышедшие в свет лет на десять ранее первой книги Харлампиева. Увы, но справедливые возражения Алиханова так и остались тогда гласом вопиющего в пустыне, услышанным всего лишь очень узким кругом. Разве могла «Теория и практика физической культуры» с ее мизерным тиражом, рассчитанным исключительно на специалистов, переспорить «Огонек» при его редкостной всесоюзной популярности и огромными по тем временам тиражами? Спортивные журналисты, к узкому кругу специалистов, к сожалению, отнюдь не принадлежали. Вместо самостоятельного сбора и проверки материала они наперебой бросились разрабатывать завлекательный сюжет рахта-новского очерка. И легенда продолжала буйно расцветать на страницах и в спортивной, и в неспортивной печати. Должен признаться, что и я сам отдавал дань вездесущему мифу. Моим длительным заблуждением было преувеличение и без того достаточно больших заслуг Харлампиева. Очень долго я просто никак не мог представить себе, что подтасовка в истории самбо может иметь столь беспардонный масштаб и характер. Был уверен, что решающий вклад в создание самбо сделал именно Анатолий Аркадьевич, а не его предшественники и учителя. Многого я еще не знал, во многом заблуждался, однако с глубоким удовлетворением думаю о том, что даже при этих условиях я, в меру своих знаний, всегда старался быть объективным и ни разу не сказал ни того, что, якобы, Харлампиев был первым, ни тем более - единственным. Первопроходцами всегда для меня оставались Спиридонов и Ощеп-ков. Наступило время не только отыскивать необходимые материалы, но и анализировать их, почти вслепую нащупывая затерявшиеся, запутанные дороги, по которым должно было проходить самбо на пути к своему современному состоянию. Именно тогда я понял, что все это интересно и важно не только для меня самого, но и еще для очень многих. То, хотя еще очень немногое, что мне уже удалось узнать, было таким новым и почти никому неизвестным, что в самом начале шестидесятых годов я решился рассказать о нем в небольшой газетной публикации «От джиу-джитсу к самбо». Лет через двадцать пять сын Анатолия Аркадьевича Александр показал мне эту, одну из моих статей, хранившуюся в архиве отца и сплошь испещренную его возмущенными вопросительными знаками на полях. Харлампи-ев-старший всю жизнь очень внимательно и ревниво следил за публикациями об истории самбо и частенько сам «организовывал» их, придавая желательный характер. Разумеется, без какого-либо упоминания о Спиридонове или своем учителе Ощепкове, даже после реабилитации Василия Сергеевича. А в той старой моей статье речь шла как раз о еще неизвестном читателям Спиридонове и его работе по созданию самбо. Вообще-то, я пытался сказать там и то немногое, что успел узнать об Ощепкове, но сверхбдительный ответственный секретарь «Советского спорта» Иткин, не устававший рекомендовать себя «старым правдистом», имя это решительно вычеркнул, так как никаких документальных подтверждений реабилитации Василия Сергеевича я тогда еще не имел. Так что в статье осталось только упоминание о том, что кроме спиридоновского джиу-джитсу в те годы практиковалось еще и дзюдо. Получил же я этот документ о реабилитации лишь несколько лет спустя, когда разыскал, наконец, в тихом Благовещенском переулке вдову Ощеп-кова, Анну Ивановну. И вот ведь причудливые капризы судьбы: в течение всех этих лет я работал в «Советском спорте» бок о бок с зятем Анны Ивановны, мужем падчерицы Ощепкова, даже не подозревая об этом!
Что же касается той, не понравившейся Харлампиеву моей старой статьи, то, может быть, он имел какие-то основания исчеркать ее красным карандашом. Основания не только субъективно личные, но отчасти и объективные. В моих первоначальных публикациях было немало пробелов, неточностей и прямых заблуждений, неизбежно возникавших как из-за запутанности и сложности самого предмета, так и еще из-за невысокого уровня моих познаний о нем в те годы. Между тем, постепенно у меня набиралось все больше интереснейших, еще неизвестных материалов, однако, выяснилось, что опубликовать их было, пожалуй, даже труднее, чем отыскать. «Еретическая» тема отпугивала любую редакцию, где «твердо знали», что самбо создал никто иной, как Харлампиев. Обратился я и в сверхпопулярное в те годы известинское приложение «Неделю», предложив большой очерк о рождении самбо. Тогда работал там большой энтузиаст всех систем самозащиты Евгений Месяцев, который наверняка хорошо известен читателям как сценарист. И в его, имевших большой успех фильмах «В зоне особого внимания», «Ответный ход» и других, совсем не случайно можно видеть яркие сцены безоружного рукопаш- ного боя. Еще тогда, в середине шестидесятых, Евгений дал в «Неделе» много интересного на эту тему и начал даже публикацию учебных материалов по самозащите, которые, увы, очень скоро оказались под запретом МВД. Много писал он и о Харлампиеве. Заинтересовавшись моим очерком, в котором речь шла не столько о Харлампиеве, сколько о Спиридонове и об Ощепкове, Месяцев сказал мне:
- Мы это опубликуем, это интересно, Я не Разумеется, я показал. Харлампиев был очень радушен и доброжелателен, внимательно прочитал очерк, сделал некоторые несущественные замечания и в целом одобрил: - Когда я пришел в «Динамо», где до меня Обрадованный я поспешил в «Неделю», и попытайтесь-ка представить себе мое огорчение и разочарование после того, как я вдруг услышал: - Опубликовать мы не сможем: Анатолий Аркадьевич считает, что получается так, будто бы мы все заимствовали у японцев... Ох! Как мне были знакомы эти сверхпатриотичные антияпонские потуги: мы-де никогда ни у кого и ничего не заимствовали! Харлампиев был, разумеется, вправе иметь любое мнение о моем очерке, но зачем же обманывать и действовать за моей спиной?! Едва выйдя из редакции и кипя от возмущения, я из ближайшего же автомата позвонил Харлампиеву: - Анатолий Аркадьевич! Как же так получи И что же вы думаете, я услышал в ответ: - А кто вы такой, чтобы я говорил вам, что После этого я пытался предлагать очерк нескольким другим редакциям, но совершенно безуспешно. Однако года через два-три все-таки смог опубликовать его, и на целую газетную полосу, в таком «спортивном» издании, как «Литературная Россия»... Между тем, Харлампиев, вероятно, понимая, что отмалчиваться уже нельзя, в очередном издании своей популярнейшей книги «Самбо», наконец, решил нарушить свой «обет молчания» и впервые упомянул фамилии Спиридонова и Ощепкова. Эти фамилии, вопреки любому противодействию, уже замелькали на страницах массовой прессы и принесли с собой понятную необходимость объяснить, как все-таки соотносятся они с традиционной харлампиевской версией самостоятельного создания им этой борьбы. Сделал он это, нужно сказать, весьма своеобразно. В редакционной аннотации, разумеется, со слов автора книги, прямо утверждалось, что Харлампиев якобы уже сорок лет работает в области борьбы самбо, то есть, начиная с середины двадцатых годов. Сам же он, «скромно» не называя самого себя, в этакой безличной форме рассказал, что борьба самбо была создана и «стала бурно развиваться». И лишь затем мы читаем: «Параллельно (подчеркнуто мной - М. Л.) с совершенствованием и распространением борьбы самбо активную пропаганду японской спортивной борьбы дзю-до проводил В. С. Ощепков». Далее узнаем, что хотя было это полезно и для самбо, но произошло на десять лет позднее начала деятельности самого Харлампиева: лишь только в начале тридцатых годов. И, конечно, ни слова об ученичестве у Василия Сергеевича, который уже десять лет как был реабилитирован. А ощепковский чемпионат Москвы по дзюдо 1935 года назван «общегородскими соревнованиями по борьбе самбо». И ни слова о ведущем коллективе инфизкульта: на первом месте - харлампиевский кружок в «Крыльях Советов»...
Что же касается роли в создании самбо динамовца Спиридонова, то ее Анатолий Аркадьевич оценил еще более строго и до смешного скуповато: «Каждый занимавшийся борьбой самбо стремился внести и вносил какой-то свой вклад в ее развитие и распространение. Так для боевой части борьбы самбо динамовцы еще в 1923 году нашли хорошее название - «САМозащита Без Оружия». Сначала сокращенно они называли ее «САМ», затем -«САМОЗ» и, наконец, - «САМБО»»... Не очень красивый поступок Харлампиева по отношению ко мне должен был бы положить конец моему с ним знакомству. Однако, признаюсь откровенно, мне очень хотелось до конца выяснить все закрывшиеся уже плотной завесой повороты в создании и развитии самбо. Да и сама противоречивая личность Анатолия Аркадьевича не могла меня, в связи с этим, не интересовать. Вот поэтому-то, когда после длительного перерыва он позвонил мне домой, я, вместо того, чтобы бросить трубку, терпеливо выслушал его. А, выслушав, весьма удивился. Он рекомендовал мне написать о самбо в связи с пятидесятилетием этой борьбы, которое, по его словам, должно было исполниться в 1972 году. - Это, по какому же счету - пятидесятилетие, Анатолий Аркадьевич? - изумился я и в ответ услышал уже сильно модернизированный вариант мифа о появлении самбо на свет божий. Оказалось, что надоумил Анатолия Аркадьевича начать работать в этом направлении вовсе не отец, а непосредственно известный революционный деятель, начальник Всевобуча Н.И. Подвойский. И не просто надоумил, а, придя к Харлампиевым домой осенью 1922 года, дал Анатолию поручение создать на базе национальных видов борьбу и систему самозащиты. Думаю, что дата была избрана здесь не случайно. Харлампиев, не зная о первом этапе работы Спиридонова во Всевобуче еще с 1920 года, считал, что тот начал свою деятельность в области самозащиты лишь в 1923 году в «Динамо», и пытался таким образом «опередить» конкурента хотя бы на год. Однако по этому новому варианту получалось, что «задание» было дано пятнадцатилетнему подростку, который еще не успел завершить среднюю школу. И это при том условии, что начальник Всевобуча имел в своем подчинении лучших в стране специалистов и среди них - Спиридонова, который уже два года успешно преподавал именно «защиту и нападение без оружия», и именно во Всевобуче. Не знаю, действительно ли была уже у Харлампиева предварительная договоренность с «Литературной газетой», но он заверил меня, что та готова обнародовать подобный материал. И еще пояснил, что пятидесятилетие создания самбо очень удачно совпадает по време- ни с полувековым юбилеем образования Советского Союза, который будет праздноваться тоже в 1972 году, а это придаст материалу дополнительный интерес. Разумеется, ничего подобного писать я не стал, однако и без моего участия новая версия - с участием Подвойского - была многократно тиражирована на страницах различных газет и журналов. Не хочу все же обвинять авторов, которые просто-напросто не знали и не могли знать правды, ведь для этого были необходимы годы поисков. Почему же Харлампиев, несмотря на нашу размолвку, все-таки обратился ко мне? Причина, вероятно, была следующей. Незадолго до этого вышла в свет посвященная его отцу, Аркадию Георгиевичу Харлампиеву, книга «Этот неистовый русский», которую Эдуард Хруцкий написал по рассказам Анатолия Аркадьевича. Книга вызвала настоящий скандал из-за многих ошибок, ее главному герою были приписаны такие спортивные достижения и революционные заслуги, каких он в действительности никогда не имел. В отличие от ряда других, откровенно разгромных рецензий, я тоже написал тогда об этой книге, однако, достаточно корректно. Постаравшись объективно отметить, как грубые ошибки автора, так и вполне реальные и несомненные заслуги его героя. Думаю, это и стало причиной телефонного звонка Харлампиева ко мне. Та моя рецензия тоже до сих пор хранится в его архиве. Я немало беседовал впоследствии с этим очень интересным человеком и выдающимся специалистом. Узнал от него очень много нового и полезного, но частенько возникали у нас, да и не могли не возникать, серьезные разногласия. Однако же, я не думаю, что самые любимые и послушные из его учеников смогут похвастаться такой дарственной надписью, какую сделал мне Анатолий Аркадьевич на своей книге: «В память наших полезных споров»... Время от времени я печатал небольшие материалы по истории самбо, разумеется, не в рахтановской версии. Но только в самом начале восьмидесятых годов, уже после смерти Анатолия Аркадьевича, мне удалось, наконец, прорваться в большую спортивную печать. Издательство «Молодая гвардия», работавшее на высоком профессиональном уровне и считавшееся «элитным», опубликовало мою небольшую книжку, где я очень мягко и корректно поведал о подлинной истории создания самбо... Когда десять лет назад я отдал «Красной звезде» свой очерк об Ощепкове, то один лихой редакционный полковник, не поинтересовавшись моим согласием, «сварганил» из него «интервью». Там «обозвал» эту мою книжку -«Десять тысяч путей к победе» - бестселлером и утверждал, что якобы она «выдержала десятки изданий». Но в действительности же первое и единственное издание эпатажной книги едва не стало вообще моей последней публикацией. Слишком большой она вызвала скандал... Наша пресса очень много писала о том, как в былые времена «единодушному и гневному осуждению партии и широких масс трудящихся» подвергались «безыдейные» произведения известнейших литераторов: Зощенко, Ахматовой, Пастернака. Но вот, чтобы высочайший партийный гнев мог обрушиться на скромную, чисто спортивную книжку, трудновато даже вообразить. И все же, как говорится, такой случай имел место. Не поймите превратно: у меня и в помине нет глупой мысли поставить себя в один ряд с названными корифеями высокой литературы. Однако же подобное трагикомическое происшествие случилось именно со мной, когда в 1982 году вышла в свет моя книга «Десять тысяч путей к победе». В ней я впервые смог приоткрыть покров тайны над механизмом фабрикации прочно утвердившегося и официально одобренного мифа о создании самбо А.А. Харлам-пиевым. И прямо назвал создателем этой замечательной борьбы и самозащиты его неблагодарно забытого учителя B.C. Ощепкова, репрессированного в 1937 году. И тогда против меня единым фронтом ополчились ученики Харлампиева самых разных поколений. Даже сейчас, после всех бурных и не слишком приглядных событий у меня не может не вызывать уважения это благородное и вполне естественное побуждение защитить своего учителя. Все они, как один, не ведая истины, свято верили каждому слову Анатолия Аркадьевича, были убеждены, что самбо возникло именно так, как он это утверждал, и любое сомнение в этой аксиоме воспринимали лишь только как оскорбительное и кощунственное святотатство. Только вот, к сожалению, при всем этом довелось им лишний раз доказать очевидную истину: невозможно бороться даже за самую благородную цель нечистоплотными средствами. Они начали борьбу не с концепцией, ошибочной, на их взгляд, а против высказавшего ее человека. Вместо того, чтобы смело доказывать мою неправоту в честной, открытой дискуссии, они просто-напросто накатали на меня пространный и достаточно некрасивый донос, отправив его «на самый верх» - в ЦК КПСС. Я, разумеется, знаю авторов этого беспардонного послания; там работала целая команда. Но с достаточной доказательностью могу назвать лишь фамилию некого Жеглова, который впоследствии на заседании Федерации борьбы самбо СССР сам публично подтвердил этот факт. В ответ на мои «происки» начальник спорт-сектора отдела пропаганды ЦК «сам товарищ Гончаров» заклеймил мою работу на высоком издательском совещании, а его заместитель Рогатин повелел Госкомспорту обсудить мою книжку. Сценарий подобных «обсуждений» отработан был давно и безотказно служил для разгрома журналов и книг, не моей чета. Да только вот, члены президиума Федерации самбо СССР доказали, что они были смелыми не только на борцовском ковре, и почти единодушно дали моей книжке, быть может, и не вполне заслуженную, весьма высокую оценку. Взбесившаяся партократическая свора, разумеется, не могла не отомстить за такое «возмутительное» неповиновение. И главному тренеру сборной страны С.Ф. Ионову, который опубликовал положительную рецензию на мою работу, влепили строгий партийный выговор «с занесением». Вот так трудно пробивались ростки подлинной, правдивой истории самбо сквозь глухой цемент угодной верхам традиционной официальной лжи... Моя книжка была рассчитана только на молодого читателя: рассказы о боевых системах всего мира, а главным образом об истории самбо, перемежались в ней материалами для самостоятельного изучения этой борьбы. И меня очень удивило, что книжка совершенно неожиданно всерьез заинтересовала многих ветеранов самбо - тех, кто внес немалый вклад в дело его распространения, развития и совершенствования. Разумеется, их интересовали не заочные уроки: любой из них мог поучить меня самого и очень, очень многому. Привлекла внимание ветеранов история их вида спорта, впервые правдиво и более или менее полно описанная. Отлично зная, как в действительности рождалось самбо, ветераны решили прийти на обсуждение и сказать там свое веское слово вне зависимости от того, как это будет встречено в верхах. Особую активность проявил двукратный чемпион Советского Союза, один из самых первых учеников Харлампиева, однако не пожелавший покривить душой ради этого, Андрей Александрович Будзинский. Он уже давно собирал материалы по истории своего любимого вида спорта, и со временем у него на квартире образовался настоящий музей самбо. Андрей Александрович не поленился даже притащить из своего «музея» на обсуждение в Госкомспорт громоздкие стенды со старыми фотографиями, наглядно подтверждавшими мою правоту в споре о создателе самбо. Сказали там свое убедительное слово и два других ветерана, чьи фамилии вы уже встречали на страницах этой книги: ученик Спиридонова, почетный динамовец и почетный судья по спорту B.C. Харитонов и ученик Василия Сергеевича, бывший однокурсник Харлампиева, кандидат педагогических наук Б.А. Сагателян. Все невразумительные и совершенно бездоказательные заявления моих строгих обвинителей оказались совсем уже начисто стертыми после искренне взволнованных и убедительно обоснованных выступлений ветеранов. Этих уже немолодых людей до глубины души возмущали продолжавшиеся попытки превратить белое в черное. И вот еще один яркий довод за то, что у современной молодежи нет никаких оснований обвинять всех подряд представителей старшего поколения в том, что те в свое вре- мя, якобы, лишь трусливенько отмалчивались и спешили угодливо поднимать руку при голосовании. Нет, далеко не так! Конечно же, я был благодарен ветеранам, решительно выступившим на мою защиту. Но, пожалуй, еще в большей степени я испытывал гордость за всех этих настоящих людей, прославленных атлетов, которые когда-то в прошлом вели честную и бескомпромиссную борьбу на самбистском ковре и которые и в своей дальнейшей жизни не склонили головы перед столь выгодным криводушием конъюнктуры. Этот критический эпизод закончился для меня вполне благополучно, но резонанс, вызванный книгой, не переставал меня удивлять. Неутомимый Будзинский на волне интереса к биографии самбо, пробудившегося в душах ветеранов, очень скоро создал Совет ветеранов этого вида борьбы. И очень важным было то, что интерес ветеранов имел отнюдь не пассивно-теоретический характер. Вовсе нет! Они поднимали свои собственные личные архивы и архивы своих знакомых, обращались в государственные хранилища старых документов, отыскивали своих бывших коллег по спорту, которых осталось, к сожалению, совсем немного; списывались с музейными работниками даже таких отдаленных местностей, как остров Сахалин. И совсем неудивительно, что им удалось обнаружить целый пласт новых и очень ценных документов. Материалы, поднятые ими «на гора», оказались на редкость интересными. Они позволили не только существенно уточнить и расширить уже имевшиеся у меня данные, но принесли и совершенно неизвестные ранее факты. Все это дало возможность заново и со значительно большей точностью восстановить биографию самбо. Материалы, относящиеся к этой проблеме, я отыскиваю и изучаю уже несколько десятилетий и, вроде бы, собрал немало ценных данных, но, положа руку на сердце, скажу, что в одиночку я никогда не достиг бы того, что по- могли сделать эти доблестные и бескорыстные рыцари истории самбо. Вот почему я считаю своей обязанностью выразить искреннюю и глубочайшую благодарность, к сожалению, уже покойным ныне чемпионам СССР первого призыва: мастеру спорта А.А. Будзинскому; заслуженному мастеру спорта и заслуженному тренеру СССР, профессору Е.М. Чумакову; ветеранам самбо: заслуженному тренеру СССР Н.М. Галковскому; заслуженному тренеру СССР В.М. Андрееву; одному из основоположников ленинградского самбо и неоднократному чемпиону этого города A.M. Ларионову; кандидату педагогических наук Б.А. Са-гателяну; первому московскому ученику Ощепкова В.В. Сидорову; старейшему динамовскому самбист)' B.C. Харитонову, а также и здравствующему ныне энтузиасту изучения истории самбо Л.С. Матвееву. Думаю, что не без влияния выхода в свет «Десяти тысяч путей» и в противовес им Александр Харлампиев вскоре решил опубликовать посмертные мемуары отца «Два горизонта самбо», которые тот писал долгие годы и в которых пытался наиболее обстоятельно обосновать версию своего авторства. Не сомневаюсь, что сын действовал, как говорят юристы, под влиянием добросовестного заблуждения и неколебимо верил всему, что написал отец. В президиуме Федерации стало известно о предстоящем выходе этой книги, и вполне естественно, что с ее рукописью пожелали ознакомиться. Учитывая характер рукописи, для ее оценки была создана специальная компетентная комиссия. Мне, как долгие годы специально занимавшемуся историей самбо, тоже довелось при- нять участие в ее работе и отсидеть не одно бурное заседание. Во избежание обострения и без того слишком «оживленных» дебатов было решено раздельно заслушать как сторонников, так и противников версии о харлампиев-ском авторстве. В то же время на каждом заседании представители и одной, и другой стороны вели непрерывную запись всего, что было сказано, на магнитофонную пленку. Ветеранов крайне возмущало то, что было изложено в рукописи, и что только в порядке эвфемизма можно было назвать мифом. Их прошло перед комиссией десятка три, и ни один не подтвердил авторства Харлампиева, но все говорили только об Ощепкове. Причем говорили отнюдь не голословно, а подтверждая свои слова документами, рукописями, печатными изданиями, фотографиями. Противная сторона выглядела куда как пожиже. От нее выступило всего лишь два человека: Александр Харлампиев и Жеглов, который в качестве «крупного специалиста» по истории самбо дал на рукопись благоприятную внутреннюю, то есть только для издательства, рецензию. О «рецензенте» сказать ровным счетом нечего, что же касается Харлампиева-младшего, то он не смог представить комиссии буквально ни одного документа, хотя бы косвенно подтвердившего факт знакомства Анатолия Аркадьевича с борьбой в двадцатых - начале тридцатых годов. Все документальные материалы датировались ни в коем случае не ранее, чем 1934 годом, то есть временем, когда он уже начал получать уроки у Ощепкова. Решение комиссии было вполне понятным: публиковать рукопись можно только после того, как она будет переработана в точном соответст-
вии с действительными фактами. К сожалению, материалы комиссии так и не были обнародованы, а они могли бы многое объяснить и снять все вопросы, вполне естественно возникающие у любителей самбо. В связи с этим я хочу, хотя бы очень коротко, рассказать о том, с чем встретилась комиссия при своей работе. Рукопись Харлампиева была полна самовосхвалением, причем похвала эта самому себе основывалась не только и не столько на действительных, сколько на вымышленных фактах. На сотнях страниц рукописи он пытался доказать, что именно он и в одиночку создал самбо; что был очень искусным и сильным борцом и, наконец, что принимал активное участие в боевых действиях на фронте во время Великой Отечественной войны. Ни одно из этих утверждений, как удалось достоверно установить комиссии, не соответствовало действительности. Стремясь во что бы то ни стало доказать свое «авторство», Харлампиев беззастенчиво перечеркивал приоритет своего учителя, утверждая, что, якобы, «из основного ничего нового не узнал у Ощепкова». Выходило так, что и вообще к моменту встречи с этим своим выдающимся наставником в начале тридцатых годов Харлампиев уже успел не только создать «свою» борьбу, но даже и разработать методику преподавания - «ступени обучения». При этом, правда, возникала весьма скользкая необходимость объяснить читателям, почему же абсолютно никто из его товарищей-борцов ровным счетом ничего не знал об уже созданной харлампиевской «интернациональной борьбе». А сокурсники по инфизкульту все были уверены, что он пришел в вуз к Ощеп-кову «стерильным новичком». Оказывалось, что Анатолий намеренно и очень искусно скрывал свои обширнейшие познания создателя новой борьбы, он всего лишь прикидывался на ковре абсолютным новичком. Такое, мягко выражаясь, странное объяснение, правда, вызывало новые и столь же недоуменные вопросы. Ведь перед этим сам автор рукописи очень подробно рассказывал, как он еще с двадцать пятого года регулярно проводил публичные доклады о якобы создаваемой им «интернациональной борьбе» в таком людном месте, как Воробьевы горы, на спортплощадке Общества строителей международного красного стадиона (ОСМКС). А принимала такие «отчеты» специальная комиссия во главе с Подвойским, в присутствии таких знаменитостей, как В.Э. Мейерхольд, киноактер и режиссер Борис Барнет, «генерал Ракитин», представители Коминтерна и Спортинтерна. Как же могли оставаться тайной для московских спортсменов и для вездесущей прессы столь заметные события? Вот этого Харлампиев уже не объяснял. Зато объяснил заслуженный мас- тер спорта И.И. Рогачев, бывший соратник Анатолия по ОСМКС, который категорически заверил, что ничего подобного никогда на Воробьевых горах вообще не происходило! В рукописи также обильно цитировались записи Анатолия, которые он, якобы, систематически вел, «создавая» борьбу, в двадцатых годах, и которые удивительно напоминали уже послевоенные его же методические выкладки. Продемонстрировать комиссии эти цитировавшиеся записи отца Александр Харлампиев, однако, не смог, объяснив, что они пропали еще во время войны. Каким же образом, уже исчезнувшие, они, тем не менее, цитировались, он не объяснил. Точно так же, в качестве изученных Анатолием еще 1923 году, цитировались источники, попавшие к нему лишь почти два десятилетия спустя. Вместе с тем, сопоставление работ Харлампиева, созданных им по сорок девятый год включительно, с более ранними руководствами других учеников Ощепкова и с фотографиями, запечатлевшими технический арсенал самого Василия Сергеевича, убедительно показывают, что «создатель интернациональной борьбы» не дал почти ничего своего, а лишь добросовестно воспроизвел все то, что узнал от своего учителя, и то, что родилось в самбистской практике за истекшие одиннадцать лет. Дневниковая запись второй половины двадцатых годов, сообщенная комиссии Александром Харлампиевым, доказывала, что его отец в то время вообще еще не думал посвящать свою жизнь созданию какой-либо борьбы, а мечтал стать известным музыкантом и объехать весь мир. Работа инструктором физкультуры в различных коллективах все это время лишь давала ему дополнительные средства. В точном соответствии со своими жизненными планами Анатолий окончил в начале тридцатых музыкальный техникум по классу валторны и лишь после этого, отказавшись от профессии музыканта, в инфизкульте вплотную познакомился с борьбой у Ощепкова.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.054 с.) |