Дополнительные принципы международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительные принципы международного права



 

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Данный принцип зародился достаточно давно в форме международного обычая и долгое время действовал как принцип pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»). В современный период он превратился в договорную норму и нашел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г., а также Декларации о принципах международного права 1970 г.

В Преамбуле Устава ООН подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». В п. 2 ст. 2 Устава закреплена обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства.

Важным шагом в договорном закреплении этого принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В преамбуле Конвенции отмечается, что «принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». А в ст. 26 Конвенции установлено: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора (п. 1 ст. 27).

В соответствии с Декларацией 1970 г. сущность принципа добросовестного выполнения международных обязательств сводится к следующему. Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, государства обязаны добросовестно выполнять свои договорные обязательства. В случае, когда обязательству членов ООН по ее Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному соглашению, в соответствии со ст. 103 Устава ООН преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу.

В процессе развития рассматриваемого принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву. Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств является недопустимость одностороннего отказа от принятых на себя обязательств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нарушение. Следует отметить, что указанный принцип распространяется только на действительные с точки зрения международного права соглашения, т.е. заключенные добровольно и на основе равноправия. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме общего международного права, определенной в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Принцип мирного разрешения международных споров. Этот принцип по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой. Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г. и 1907 г. были приняты Конвенции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда. В Конвенциях содержалась лишь рекомендация обращаться к добрым услугам или посредничеству, прежде чем прибегнуть к военным методам урегулирования спора. Статут Лиги Наций содержал правило об обязательном обращении государств к мирным средствам разрешения споров. И лишь в случае, если такое обращение не принесло положительного результата, государства могли прибегать к войне. В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 предусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конфликтов должно осуществляться только мирными средствами.

В качестве одного из основных принцип мирного разрешения международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

В соответствии с данным принципом государства должны, стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по их собственному выбору. В поисках урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Примерный перечень мирных средств разрешения споров содержится и в Уставе ООН (глава VI «Мирное разрешение споров»).

Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.

Государства обязались добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве. В случае, если стороны не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора. Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным. Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.

Принцип сотрудничества государств. Сотрудничество государств в качестве принципа международного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность государств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Многие положения Устава ООН содержат ссылки на принцип сотрудничества. Так, например, в числе функций ГА ООН - организация исследований и выработка рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, а также в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и осуществлении прав человека (ст. 13). Глава IX Устава ООН посвящена международному экономическому и социальному сотрудничеству. После принятия Устава ООН этот принцип был подтвержден в уставах многих международных организаций, в международных договорах, резолюциях и декларациях.

Развивая положения Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...»

Содержание принципа сотрудничества государств Декларация определяет следующим образом:

а) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;

б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм расовой нетерпимости;

в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства.

Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных Наций. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содержание этого принципа применительно к общеевропейскому сотрудничеству. В разделе IX этого документа отмечается, что, «развивая свое сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках СБСЕ, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства». Особо подчеркивается стремление государств развивать свое сотрудничество, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости.

Развивая свое сотрудничество, государства - участники ОБСЕ будут стремиться повышать благосостояние народов, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Государства взяли на себя обязательство предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.

Принцип нерушимости государственных границ. Принцип нерушимости государственных границ тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях и с принципом суверенного равенства государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа неприменения силы или угрозы силой: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

В качестве самостоятельного принцип нерушимости государственных границ был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Они обязались воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. В то же время была предусмотрена возможность изменения государственных границ в соответствии с международным правом мирным путем по договоренности.

Тем самым государства — участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и поэтому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.

Однако поскольку ни одно государство не выступило против этого принципа, можно предположить, что молчаливое согласие способствует тому, что принцип нерушимости государственных границ преобразуется в общепризнанный. Кроме того, указание на этот принцип содержат многие международные договоры, в частности, уставные документы региональных международных организаций. Так, в Соглашении о создании СНГ и Алма-Атинской декларации 1991 г. подтверждается признание и уважение принципа неприкосновенности существующих границ. Исходя из содержания вышеуказанных международных документов, основное содержание принципа нерушимости государственных границ сводится к трем элементам:

а) признание государствами юридически установленных в соответствии в международным правом границ;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.

Нерушимость государственных границ связана с принципом неприкосновенности государственной границы, суть которого состоит в недопущении незаконного пересечения границы с другим государством, в том числе праве контролировать движение через границу. Кроме того, этот принцип тесно связан с принципом территориальной целостности государств. Принцип уважения прав человека и основных свобод. Эволюция данного принципа происходила уже после Второй мировой войны и носила более длительный характер. Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области. Однако при всей абстрактности уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных принципов международного права.

В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным сво бодам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1), содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55).

Нормативное содержание данного принципа разрабатывалось путем принятия специальных документов, к числу которых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пакты о правах человека, а также ряд других деклараций и конвенций. В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии». Исходя из положений указанного документа, основное содержание принципа уважения прав человека и основных свобод сводится к следующему: государства-участники обязуются уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они «будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития». Государства признают, что уважение прав и свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. особо выделяется положение об уважении прав и законных интересов национальных меньшинств. Государства - участники ОБСЕ согласились признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному их уважению.

В Итоговом документе Венской встречи СБСЕ в 1989 г. государства признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны, полностью осуществляться всеми надлежащими способами. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 21) обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.026 с.)