ТОП 10:

Краткая история развития принципов международного права.



 

Принцип неприменения силы или угрозы силой появился в международном праве в период между двумя мировыми войнами сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил существовавшее ранее в международном праве право государства на войн, в соответствии, с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними. Выдвинутые Россией в октябре 1917 года идеи противоправности и преступности агрессивной войны нашли широкую поддержку народов.

Пример первой мировой войны показал бессмысленность войны как средства решения международных проблем. Статуc Лиги Наций ограничивал традиционное право государства на войну. Члены Лиги в случае возникновения спора должны были использовать мирные средства для его разрешения и только в случае неудачи могли прибегнуть к войне. Предусматривалась возможность применения санкций к государствам, нарушившим это ограничение. На деле, однако, данные постановления Статута Лиги остались мертвой буквой, так как для применения санкций требовалось единогласное решение Совета Лиги[1].

Идеи запрещения и преступности агрессивной войны нашли отражение в ряде документов Лиги Наций, например в проекте договора о взаимной помощи, принятом Ассамблеей Лиги Наций в 1923 году (но не получившем дальнейшего движения), в Декларации об агрессивных войнах, принятой Ассамблеей Лиги Наций в 1927 году, в которых агрессивная война квалифицировалась "как международное преступление". Парижский договор (пакт Бриана – Келлога) от 27 августа 1928 г. явился первым многосторонним международным договором, который, несмотря на некоторые несовершенства его постановлений, содержал запрещение агрессивной войны. Статья I Договора гласила: "Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики". Статья II предусматривала обязательство участников разрешать свои споры мирными средствами. Присоединяясь к Парижскому договору, СССР заявил тогда же, что "идея устранения в международной политике войн и вооруженных конфликтов есть основная руководящая идея советской внешней политики". Как бы предвосхищая дальнейшее развитие этого принципа, Советское правительство отметило также, что "должна быть запрещена всяческая международная война, как в качестве орудия так называемой "национальной политики", так и служащая другим целям (например, целям подавления освободительных народных движений и т.п.). Должны быть запрещены не только войны в формально-юридическом толковании этого слова (то есть предполагающие "объявление" войны и т.д.), но и такие военные действия, как, например, интервенция, блокада, военная оккупация чужой территории, чужих портов и т.д."

Старое международное право не знало принципа мирного разрешения международных споров. Оно исходило из того, что споры между государствами можно решать не только мирными, но и немирными средствами, включая войну. Например, Римляне заключали большое число различных международных договоров. Одни из них устанавливали "вечный" мир и дружбу, другие лишь временное перемирие. Существовали договоры о покровительстве, о союзе. Союзные договоры были наступательными и оборонительными. Различались договоры равноправные и неравноправные. Последние преобладали. Ими Рим закреплял свое господство над побежденными народами в результате жестоких войн. Военные обычаи Древнего Рима были суровы. Хотя древнеримское правило гласило, что "воюют оружием, а не ядом", разрешалось истребление безоружных и превращение в рабов не только военнопленных, но и мирных жителей завоеванной территории, разрушение и полное уничтожение захваченных городов. Стали крылатыми слова римского деятеля Катона в эпоху Пунических войн: "Карфаген должен быть разрушен!" В этом случае отпадала необходимость заключать мирный договор. Так случилось и с Карфагеном, который Рим сровнял с землей.

Римские папы заключали особые соглашения – конкордаты. Они же выступали гарантами важных договоров. Вообще, надо сказать, римская католическая церковь оказала большое влияние на формирование феодального международного права Западной Европы, например, она, издавала правила об ограничении права частных войн (федов), не разрешала их в праздники и в определенные дни недели ("божий мир" и "божье перемирие"), предоставляла убежище в церквах, запрещала некоторые средства войны (Латеранский собор 1139 г. запретил пользование луками и арбалетами). Но в целом законы и обычаи войны, считавшейся законным средством решения споров между государствами, были суровы: не проводилось различия между воинами и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, захваченные города и селения отдавались на милость победителя и разграблялись. Несколько мягче были законы и обычаи войны на Руси. Здесь существовал обычай заранее ее объявлять ("иду на вы", как предупреждали киевские князья). Известны соглашения о неприкосновенности "челяди", т.е. мирных жителей, во время войны. Пленными нередко обменивались[2].

В период позднего средневековья и абсолютизма появляются зачатки попечения о раненых и больных. Строже начинают определяться права и обязанности нейтральных государств, гарантии их нейтралитета во время войны. Существенный вклад в эту область международного права внесла Россия. Декларация Екатерины II о вооруженном нейтралитете 1780 года провозгласила свободное плавание нейтральных судов у берегов воюющих государств, неприкосновенность неприятельского груза на нейтральном судне и принцип эффективности морской блокады. Неприкосновенность торговли и мирных жителей во время войны стала предусматриваться и договорами. В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов содержалась лишь рекомендация обращаться к добрым услугам или посредничеству, "прежде чем прибегнуть к оружию", "насколько позволят обстоятельства". В Статуте Лиги Наций была предпринята попытка сделать обязательным обращение государств к мирным средствам для разрешения споров, "могущих повлечь за собой разрыв". Однако применение мирных средств здесь не исключало обращения государств к войне. И лишь в 1928 году принцип мирного разрешения был зафиксирован в многостороннем договоре – в Парижском пакте об отказе от войны (пакт Бриана – Келлога). В ст. II этого Договора стороны признали, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов, независимо от характера их происхождения, должно осуществляться только мирными средствами.

Таким образом, еще до второй мировой войны в международное право вошел новый принцип – принцип мирного разрешения международных споров. Принцип суверенного равенства государств сформировался в период перехода от феодализма к капитализму и стал одним из основных принципов международного права. Однако в старом международном праве наряду с принципами уважения государственного суверенитета имелись принципы, санкционировавшие его нарушение, прежде всего, право государства на войну. Кроме того, принцип суверенного равенства, как и другие принципы международного права, распространялся только на "цивилизованные" государства. Он не применялся, во всяком случае в полном объеме, к государствам Востока, где «цивилизованные» государства не считались с суверенитетом этих государств (протектораты, вмешательство во внутренние дела, иностранные сеттльменты, консульская юрисдикция, неравноправные договоры и т.д.). В большей части феодальные договоры были двусторонними. Но заключались и многосторонние, прежде всего мирные, договоры. Важнейшим таким договором феодальной эпохи был Вестфальский трактат 1648 года, которым закончилась Тридцатилетняя война. На Вестфальском конгрессе впервые за круглым столом собрались как равноправные участники представители европейских государств независимо от их религии и форм государственного строя.

Здесь были юридически закреплены территориальные изменения, была создана новая европейская политическая карта. Конгресс признал суверенитет за 355 княжествами, входившими в состав Германской империи, чем способствовал ее дальнейшему ослаблению, а также признал независимость Швейцарии и Голландии. Была провозглашена свобода плавания по Рейну для прибрежных государств; взимание пошлин прибрежными феодалами отменялось. Определив границы европейских государств, Вестфальский конгресс и подписанные на нем документы стали юридической основой для многих последующих международных соглашений вплоть до Великой французской буржуазной революции. Практически здесь был сформулирован принцип политического равновесия, призванный увековечить статус-кво, сложившийся в результате Тридцатилетней войны. Вестфальский конгресс положил начало многостороннему согласованию и решению европейских проблем не на религиозной, а на светской основе. В период абсолютизма все большее значение приобретали идеи суверенитета и равноправия государств, хотя оба принципа имели в то время феодально-династическую окраску. Суверенитет государства провозглашался в форме суверенитета монарха, поскольку монарх считался его единственным носителем (например, Людовик XIV говорил: "Государство – это я"). Равенство государств также сводилось к равенству монархов ("равный над равным власти не имеет").

В то же время получило развитие посольское право. Обмен посольствами становится регулярным, а временные посольства превращаются в постоянные. Значительно расширяются их привилегии: неприкосновенность распространяется на посольские помещения, признается неподсудность послов перед местными судами за долги и преступления. Возникают целые посольские кварталы, изъятые из-под местной юрисдикции, в посольствах гарантируется право убежища[3]. 70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия. Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов.

Изменилось и соотношение сил на международной арене. США, не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства. Военный блок западных государств – НАТО – присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН. Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии. Обострение противоречий между капиталистическими державами в конце XIX – начале XX века, борьба за раздел, а затем и передел мира ознаменовались открытыми нарушениями таких демократических принципов международного права, как принципы уважения суверенитета государств и наций, невмешательства в их внутренние дела, неприкосновенности территории отсталых и слабых стран и народов.

Территориальные захваты закрепляются в соответствующих международных актах. Особым объектом колониальной экспансии государств в конце XIX века стала Африка (Заключительный акт Берлинской конференции 1885 г. о разделе Африки). В нем также устанавливались новые правила первичной оккупации в целях приобретения территории: она должна быть действительной, а не номинальной, как прежде (принцип эффективности), и признана другими державами (правило нотификации). Широко распространилась практика прямых аннексий, т.е. насильственного присоединения чужих земель. Для их маскировки применялись и такие институты, как аренда территории (например, в Китае), занятие и управление (Босния и Герцеговина в 1878 г.), кондоминиум, совладение (в Судане), и др. Плебисцит не применялся в отношении народов Азии и Африки. Значительно возросло число неравноправных договоров со странами Азии и Латинской Америки как формы установления и удержания их народов в колониальной зависимости.

Аннексии, в том числе полученные путем войн, считались законным способом приобретения государственной территории. С аннексиями были тесно связаны контрибуции (дань, которой победитель имел право облагать побежденных и размер которой целиком зависел от усмотрения государства-победителя). Столкновение интересов капиталистических держав, борьба всех прогрессивных сил привели к тому, что еще в старом международном праве появились отдельные нормы о защите прав человека. К ним относились запрет работорговли, постановления некоторых международных договоров о защите национальных меньшинств и др. В 1919 году была создана Международная организация труда, объявившая своей целью улучшение условий труда. Военные преступления Гитлера поставили со всей остротой вопрос о необходимости международной защиты прав человека. Принцип уважения основных прав и свобод человека был зафиксирован, хотя и в весьма общей форме, в Уставе ООН. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, и в рамках ООН началась подготовка международных Пактов о правах человека, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. Зарождение принципа самоопределения народов (наций) относится еще к периоду буржуазных революций. Однако этот принцип не стал общепризнанным даже в рамках европейского международного права. Существование колониальной системы, а также некоторых европейских многонациональных империй находилось в резком противоречии с принципом самоопределения наций.

Выдвинутый Октябрьской революцией принцип самоопределения наций и народов был гораздо более широким. Он распространялся на все народы мира. Этот принцип реально был направлен, прежде всего, против колониальной системы. Поэтому он встретил решительное сопротивление колониальных держав. В результате данный принцип лишь почти через 30 лет стал нормой общего международного права[4]. Широкое демократическое и национально-освободительное движение, вызванное борьбой против фашизма во второй мировой войне, обеспечило включение принципа самоопределения народов в Устав ООН. Хотя и в весьма общих формулировках, этот принцип нашел отражение в ряде постановлений Устава и, таким образом, был закреплен как один из основных принципов современного международного права.

В послевоенный период велась ожесточенная борьба за реализацию рассматриваемого принципа, за его конкретизацию и развитие. Борьба шла широким фронтом, прежде всего на обширных территориях Африки и Азии, где колониальные народы один за другим восставали против иностранного господства, в Организации Объединенных Наций, в политической и правовой доктринах. И так, рассмотрев вышесказанное, можно сказать, что принципы международного права созревали на протяжении многих веков. Еще в древнем Риме создавались договоры, связанные с зарождением принципов международного права, правда, эти договоры в большинстве случаев были неравноправными и более сильная сторона ущемляла интересы более слабых. Но уже при переходе от феодализма к капитализму принципы международного права стали выглядеть намного цивилизованней. На Вестфальском конгрессе впервые за круглым столом собрались как равноправные участники представители европейских государств независимо от их религии и форм государственного строя.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.008 с.)