Классификация основных функций религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация основных функций религии



Социальная функция Общество Личность
Мировоззренческая Религиозное мировоззре­ние задает «предельные» критерии Абсолюта, с точки зрения которых осмыслива­ется мир, общество и чело­век Удовлетворяет потреб­ность личности в опреде­ленном типе миропонима­ния, мировосприятия и ми­роощущения - в религиоз­ной вере
Коммуникативная Развивает личность члена религиозной общины, спо­собствует поддержанию традиций Удовлетворяет потреб­ность в общении с другими верующими и с Богом
Регулятивная С помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуще­ствляет управление созна­нием и поведением индиви­дов, групп, общин Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совер­шенного и ответственность перед собой и Богом
Компенсаторная Компенсация неудовле­творенности социальных групп своим положением в обществе и обретение наде­жды на лучшую жизнь Удовлетворение потреб­ности в психологической защите, утешении, восста­новлении душевного равно­весия
Интегрирующе-дезинтегрирующаяфункция Укрепляет социальное единство, сплачивает соци­альные группы (интегри­рующая). Ослабляет социальное единство, если в обществе существуют различные про­тивостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирую­щая) Удовлетворяет потреб­ность личности в единении с другими людьми. Удовлетворяет потреб­ность личности в «поиске врага»
Культуротрансли-рующая Способствовала разви­тию письменности, книго­печатания, искусства, со­хранению и развитию цен­ностей религиозной культу­ры, передаче накопленного наследия от поколения к поколению Участие в ритуальной церемонии подготавливает индивида к социальной жиз­ни, способствует формиро­ванию определенных по­требностей, интересов, об­разцов поведения и ценно­стных ориентации

 

23. Социодинамика религиозных систем: процессы институционализации религии, сакрализации и секуляризации. Сакрализация — это процесс вовлече­ния в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельнос­ти, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала процесс становления человеческого общества, фор­мирования его культуры. На ранних этапах человеческой истории сакрализация осуществлялась в рамках непосредственной деятель­ности и общения на основе введения в социальное взаимодействие обрядов, символов, определенного типа верований, связанных с при­знанием «священного». Позднее с созданием организации сакрали­зация углубляется на основе клерикализации общественной жизни. Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией. — это процесс освобождения из сферы религиозного санкцио­нирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Или, проще говоря, это процесс обмирще­ния. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приоб­ретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни об­щества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. И первоначально термин «секуляризация» озна­чал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, госу­дарства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отноше­ний собственности. Как известно, в Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имущества. И между церковью и государст­вом периодически возникала борьба за передел собственности. В ре­зультате этой борьбы нередко осуществлялся процесс секуляриза­ции собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то станов­ление буржуазных отношений поставило этот процесс на законо­мерную основу. Реформация в Западной Европе означала и развитие процесса секуляризации: в сфере имущественных отношений кон­фисковывалась земля, ликвидировались монастыри, национализи­ровалась собственность.

 

 

24. Понятие новых религиозных движений (неокультов). Новые религии можно определить по своему содержанию как симбиоз отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из разных религий и их течений, приспособленный к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества XX века. В итоге получается сложное духовное образование, искусственное сплетение и смешение разнотипных, противоречивых составляющих - рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического. Культовая сторона отличается особо сложной системой целенаправленного воздействия на психику прозелитов (новообращенных), изменяющей их сознание, вторгающейся в область подсознания. Главную роль в неокультах играет их основатель - «пророк», «гуру», «учитель», «наставник». В основном - это псевдорелигиозные образования, лишь эксплуатирующие идеи, образы традиционных религий, вплетенные в псевдонаучные учения в научной упаковке (терминологии), «обосновывающие» истинность древнейших идей бессмертия души, конца мира. Религиозный ренессанс, настоящий взрыв новых культов — характерная особенность XX столетия. Современное богоискательство проявляет себя на всех континентах в разнообразных формах. Быстрое распространение нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает нападки и критику, с другой — находит немалое число приверженцев и почитателей. Буквально из ничего вокруг пророка, еще вчера никому не известного, возникают крупнейшие религиозные центры. Ныне с мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом — соседствуют около 30 тыс. иных религиозных учений и культов. Без сведений о новых религиях, вновь появляющихся пророках и святых представление о духовных исканиях человечества было бы неполным.

Среди так называемых «новых» религий выделяется Общество «Сознание Кришны» (вайшнавы). Что же представляет собой движение членов Общества сознания Кришны (или, как они сами себя называют, вайшнавов)? Вайшнавизм — это одно из двух основных направлений в индуизме. Он основывается на поклонении Кришне (Вишну) как высшей личности Бога.

 

25. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.

Рост религиозности населения Республики Беларусь произошел в конце 90-х годов. По данным социологических опросов, в 1994 г. верующими себя признавали около 33%, а в 1998 г. – 47,5% опрошенных. Опросы показывают, что количество верующих в настоящее время менее 60%. По социологическим данным, среди верующих около 70% – православные, около 14% – католики, менее 1% – протестанты, 1,5% – лица, которые идентифицируют себя как верующие «христиане в целом» без конфессиональных различий. Рост религиозных организаций происходит в основном в восточном и центральном регионах, а также вдоль трансъевропейского коридора (Брест – Минск – Орша) в крупных населенных центрах.

Исследования показывают, что в структуре идентификационных процессов превалирует этноконфессиональный фактор (например, «православные – русские, белорусы и украинцы», «поляки, белорусы – католики», «татары – мусульмане», «евреи – иудеи», «старообрядцы – русские» и т.д.). Определяя социальные функции религии, граждане Республики Беларусь практически единодушно связывают феномен религии с этнической культурой и традициями и считают, что религия выполняет мировоззренческую, интегрирующую и социально-регулятивную функции. В национальном разрезе картина конфессиональной самоидентификации такова, что 77% белорусов, 76,7% украинцев, 71,6% русских, 6,3% поляков и почти половина (41,7%) представителей других национальностей отождествляют себя с православием. С католицизмом идентифицируют себя 89,1% поляков, 9,3% украинцев, 8,3% других национальностей, 5,8% белорусов и 3,4% русских. К мусульманской и иудейской религии относят себя соответственно 16,7% и 11,1% представителей других (кроме белорусов, русских, украинцев и поляков) национальностей.

Религиозность можно рассматривать как комплексную характеристику общественного сознания, которая проявляется в специфических особенностях веры (ее направленности на объект сверхъестественного мира, глубине психологических переживаний, степени воцерковленности, конфессиональной идентификации). При этом надо учитывать, что формирование социальных и политических ценностей у верующих происходит под влиянием двух информационных потоков: официальных религиозных доктрин (концепций, позиций теологов и иерархов) и собственных представлений о каждом конкретном объекте в сочетании с некоторыми принятыми общественным мнением (или его сегментом) идеями.

Далеко не все конфессиональные группы в Беларуси имеют официальную позицию по современным злободневным темам, к которым относится проблема смертной казни, социальной и гражданской активности верующих, межконфессиональных коммуникаций. Отчасти выявление степени конфессиональной идентичности позволяет увидеть те сегменты общества, которые потенциально открыты для конфессиональной работы по формированию определенных ценностей и социальных качеств верующих. Социологический «портрет» современной религиозности в Республике Беларусь позволил выделить наиболее существенные черты для понимания присутствия религиозного фактора в общественном пространстве Беларуси: а) преобладание этноконфессионального фактора, а не чисто религиозного; б) низкий уровень церковной дисциплины верующих не позволяет преувеличивать влияние конфессиональных доктрин и лидеров на верующих (особенно православных); в) стабильно высокий уровень взаимной веротерпимости у представителей всех конфессиональных групп; г) этатизм, который переносит акценты внимания верующих и конфессиональных лидеров от собственной социальной активности и ответственности на деятельность государства, направленную на удовлетворение потребностей конфессиональных групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.008 с.)