Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль дыхания в формировании речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дыхательная система человека помимо своей основной функции – обеспечение газообмена в легких принимает непосредственное участие в создании звуков речи. Звуковая речь образуется при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию. Основными способами создания акустических эффектов является или прерывание воздушной струи ритмически смыкающимися и размыкающимися голосовыми связками, ведущее к возникновению тональных звуков, или же возбуждение шумовых звуков при протекании воздуха с достаточно большой скоростью через сужения, образуемые в том или ином месте по ходу верхних дыхательных путей. Благодаря действиям дыхательной системы обеспечиваются необходимые давления и потоки воздуха в речеобразующем тракте. Как дыхательная система, так и подвижные элементы верхних дыхательных путей, принимающие участие в речеобразовании – артикуляторы, приводятся в действие многими мышцами, которые являются исполнительными органами. Необходимость одновременного обеспечения функций легочного газообмена и создания определенных акустических эффектов и определяет своеобразие картины речевого дыхания. Равномерные циклы нормального дыхания характерным образом преображаются при речи. Перед началом произнесения фразы возникает более глубокий вдох. Фраза произносится на выдохе. Речевой выдох происходит в основном через рот, лишь небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия (назальные звуки). На работу дыхательного центра при речи оказывают влияние расположенные на высоких уровнях ЦНС нервные механизмы, производящие синтез и организующие реализацию речевой программы. РЕЧЬ – форма общения между людьми, является основой сигнальной системы у человека. Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью аппаратов дыхания, жевания и глотания, обеспечивающих процессы голосообразования и артикуляции. Выделяют два основных вида речи: импрессивную (понимание речи) и экспрессивную (устная активная речь). У человека имеется специализированный голосовой аппарат – гортань и голосовые связки. Органы, участвующие в речеобразовании, делятся на две группы: 1) органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей)
2) органы, непосредственно участвующие в звукообразовании. Среди последних различают активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. К активным относится гортань, глотка, мягкое небо, язык, губы, к пассивным – зубы, твердое небо, полость носа и придаточные пазухи. Все эти образования можно представить как три взаимосвязанных отдела речеобразовательного аппарата: генераторный, резонаторный и энергетический. Различают два генератора – тоновый (гортань) и шумовой (за счет создания щелей в полости рта); два модулирующих резонатора – рот и глотка и один немодулирующий – носоглотка с придаточными полостями; два энергодатчика – дыхательные мышцы и гладкие мышцы трахеобронхионального дерева. Акустические сигналы речи обладают двумя независимыми переменными параметрами: информация о высоте звука и его фонемном составе (характеристика гласного звука в слоге). Оба эти параметра обеспечиваются двумя различными механизмами. Первый контролирует высоту звука и называется фонацией, он локализован в гортани, его физической основой является колебание связок. Второй – артикуляция, он работает в так называемом голосовом тракте. Физической основой механизма артикуляции является резонанс полых пространств. Подтверждением наличия двух механизмов является шепотная речь. При шепоте нет звукового тона (голоса), фонация отсутствует и речь обеспечивается только лишь механизмом артикуляции. Немаловажное значение в звукообразовании имеют сосудистые реакции в слизистых оболочках дыхательных путей и голосового тракта. От состояния кровенаполнения данных отделов зависит резонаторная функция. Увеличение кровенаполнения приводит к изменению окраски (тембра) звука. Секреция желез слизистой оболочки дыхательных путей и голосового тракта так же оказывает влияние на речепроизводство. Ее усиление сказывается и на резонаторных свойствах голосового тракта. Обильная секреция в носоглотке создает затруднение для произношение носовых звуков, придает им оттенок гнусавости. Гиперсоливация влияет на формирование всех звуков, в которых участвует полость рта, зубы, язык и губы. Эта сфера уже стоматологического аспекта речеобразования, на что врач - стоматолог должен обращать внимание.
Одним из важных исполнительных отделов речеобразовани является голосовой тракт, где за счет артикуляции формируются фонемная и шепотная составляющие речи. Деятельность этого отдела большей своей части является областью компетентности врача стоматолога. Нарушение целостности зубных рядов, особенно резцовой группы, приводит к изменения и затруднению в формировании зубных звуков (Т, Д, С, Ц), при этом могут наблюдаться шепелявость, присвист и т.д. Патологические образования на спинке языка приводят к затруднению производства фрикативных звуков (З, Ч, Ж, Ш, Щ). Нарушение в области губ осложняют произношение взрывных (Б, П) и фрикативных звуков (В, Ф) и др. На результат фонации большое влияние оказывает измененный прикус. Особенно это проявляется при открытом, перекрестных прикусах, прогнатии и прогении. Существует несколько видов нарушения речеобразования: Палатолалия – нарушение фонации, связанное с расщелиной твердого неба. Глоссолалия – артикуляционные расстройства при аномалиях строения и функций языка. Дислалии – нарушение артикуляции при неправильном строении зубов и их расположении в альвеолярных дугах, особенно передней группы (резцы, клыки). Хирург – стоматолог при операциях на органах полости рта должен заранее прогнозировать возможность нарушения речеобразовательной функции. Особенно важно знание механизмов артикуляции для стоматолога-ортопеда. Производство съемных протезов, особенно при обширных адентиях или полном отсутствии зубов, приводит к изменению артикуляции в полости рта, что, естественно, сказывается и на резонирующей функции голосового аппарата и, следовательно, на словообразовании. Часто у больных со съемными протезами проявляются те или иные признаки дислалий, которые выражаются в затруднении звукообразования фонем, дополнительного пришептывания, шепелявости, присвистывания и т. д. Все это необходимо учитывать при конструировании и создании зубных протезов, особенно людям, в своем трудовом процессе использующим речь (артисты, певцы, лекторы, дикторы, педагоги). Врач-стоматолог должен восстанавливать или предупреждать не только нарушение функции пищеварения в области рта, но и функции речеобразования в стоматогенном аспекте, диагностируя причины дислалий, прогнозируя их появление при терапевтических, хирургических и ортопедических вмешательствах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.58.191 (0.009 с.) |