Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ювелирные изделия VII—ix веков

Поиск

Археологи часто забывают, что кенотаф в Саттон-Ху был возведен через тридцать или сорок лет после мис­сии Августина и что большинство драгоценностей, най­денных в Саттон-Ху, и по крайней мере большая часть украшений в «стиле № 2» были сделаны после офици­ального принятия христианства. Следует подчеркнуть, что мастера, изготовлявшие языческие украшения, не бросили своего ремесла с принятием христианства. Мы


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 33. Звериный орнамент, изображенный на булавке из Уитхема, в увеличенном масштабе. Булавка изображена на фото 55

видели, как они применяли свои умения для сохранения христианских артефактов, таких, как наперсный крест святого Кутберта (фото 40) и другие подобные кресты. Умельцы сменили религию, но продолжали работать в традициях своих предков, совершенствуя свое мастер­ство и расширяя собственные возможности. Естествен­но, новое искусство оказывало на них влияние, но они придерживались знакомых форм. Последний пример использования гранатов в полихромной технике мы на­блюдаем на застежке в виде трилистника, найденной в киркосвальдском кладе (фото 62). О живучести прежней гравировальной традиции свидетельствуют булавки из Уитхема (фото 55): на позолоченных бронзовых пласти­нах «звериные» фигуры умело вплетены в новый и бо­лее натуралистический вариант декора в «стиле № 2». Не стоит думать, что англосаксонские мастера этого периода использовали исключительно «звериные» моти­вы. Орнамент-плетенку можно видеть на фибуле из


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Рис. 34. Орнамент, изображенный на кольце из Послингфорда, Суффолк. Лондон, Британский музей

Киркосвальда, периодически появляются элементы ли­ственного орнамента. Иногда звериный и лиственный орнаменты сочетались, примером этого служит декор кольца, найденного несколько лет назад в Послингфор-де в Суффолке (рис. 34).

Гравировка по позолоченной бронзе в конце VIII сто­летия сменяется гравировкой по серебру, которую иног­да дополняли чернью или золотой инкрустацией (фото 64). Фигуры зверей и другие элементы декора намечались неглубокой гравировкой и прорисовывались концом до­лота. Рисунки, конечно, наносились на металл заранее, и следы этих наметок можно иногда заметить. Порой мас­тер пробовал свой узор на костяных пластинках. Один из таких пробных образцов для гравировки по серебру был найден в XIX столетии в Йорке (фото 67). Один из лучших образчиков этой техники — оправа рога из клада в Трухид- дле (Корнуолл) (фото 63), по которому получил название данный стиль (рис. 35).

Мастерство англосаксонских ювелиров славилось по всей Европе. В Риме англосаксонский умелец из сак­сонской школы делал сосуды для алтаря святого Петра. Когда герцог Тассило в Австрии основал монастырь Кремсмюнстер в 777 г., он подарил аббатству потир (фото 61), носящий его имя и, несомненно, сделанный мастером, обучавшимся в Англии или в англо-каролинг­ской школе. На поверхности этой позолоченной чаши выгравированы звериный и лиственный орнаменты анг­лийского происхождения, а также изображения Хрис­та и апостолов (что является, несомненно, следствием средиземноморского влияния). Звериный орнамент не


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 35. Звериный орнамент с встаиок для питьевого рога. Трухиддл, Корнуолл. См. фото 63

имеет прямых английских аналогов, но столь близок по стилю к английским, что его можно рассматривать как образчик англо-континентального стиля (рис. 36). Анг­лийское влияние также прослеживается в работах ир­ландских и шотландских мастеров. Звериный орнамент на Келлском посохе, например, очень похож на декор трухиддлских накладок, а некоторые звериные орнамен­ты, украшающие находки из клада Сент-Ниншан на Шетлендских островах, напоминают ранний англосак­сонский звериный орнамент, лучше всего представлен-


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Рис. 36. Германский, ирландский и английский орнаменты:

а — изображенный на чаше Тассило; б — Келлском посохе;

в — вставках, обрамлявших рог из Трухиддла

ный в Линдисфарнском Евангелии. Этот стиль затем стал главенствующим в европейском искусстве. Блестя­щим образчиком его является фибула Фуллера (фото 65), которая достойна занять свое место среди шедевров мирового искусства. VIII и IX вв. были периодом вели­чайшего расцвета ювелирного дела в англосаксонской Англии: свидетельством тому служит «яблоко» меча из Феттер-Лейн в лондонском Сити (фото 24), на котором чернью и позолотой нанесены звериный и лиственный орнаменты, или украшение, возможно, сделанное по указанию короля Альфреда Великого — Драгоценность Альфреда (фото 57, 58), — одно из главных сокровищ Оксфордского университета.

Драгоценность Альфреда, теперь хранящаяся в музее Ашмола, была найдена в 1693 г. в Ньютон-парке, не­подалеку от острова Этелни в Сомерсете. Кусок обра­ботанного хрусталя, оправленного в золото, прикрывает выполненное эмалью поясное изображение человека, держащего два скипетра. Оправа камня заканчивается раструбом, выполненным в форме звериной головы; на самом камне имеется надпись золотыми буквами на древнеанглийском языке: «Aelfred mec heht gewyrcan» (Альфред повелел меня сделать). На обратной стороне золотой подложки выгравирован лиственный орнамент, сочетающий в себе англосаксонский и каролингский стили. Раструб, заканчивающийся звериной головой, украшенный филигранью и золотыми гранулами, дол­жно быть, первоначально крепился к деревянной или


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

костяной рукояти или древку. Назначение этой вещи не известно. Единственным ее аналогом является укра­шение из Минстер-Ловелл (фото 59), которое также хранится в музее Ашмола в Оксфорде. Эти предметы представляют собой два редких образца позднесаксон-ской перегородчатой эмали. Третий пример — круглая брошь из Доугейт-Хилл (фото 60), на которой изобра­жена фигура с нимбом или с короной на голове, по стилю очень напоминающая изображение на Драгоцен­ности Альфреда.

РУКОПИСИ VII—IX СТОЛЕТИЙ

В конце IX столетия в ювелирном искусстве появляют­ся новые мотивы, но мы должны прерваться и обсудить другие виды искусства, существовавшие в христианскую эпоху у англосаксов. Церковь научила язычников, насе­лявших Англию, переписывать и иллюстрировать книги. У художников, украшавших рукописи, было три образца. У своих средиземноморских собратьев они позаимствова­ли идею относительно натуралистического изображения человеческой фигуры и некоторые другие приемы, как, например, использование аркад в качестве декоративно­го элемента для канонических таблиц (перечень парал­лельных мест в разных Евангелиях).

От ирландцев они, вероятно, позаимствовали идею буквиц, например, таких, как в 18-м стихе главы I Еван­гелия от Матфея, Christi autem generatio sic erat. Из искон­ного англосаксонского искусства пришло использование ленточного и звериного орнаментов, а также обычай по­крывать целые страницы орнаментом, в результате чего получалисьтак называемые «ковровые страницы». Суще­ствует много нюансов внутри этой простой схемы, и по мере того, как древний варварский англосаксонский дух брал верх, средиземноморское влияние становилось все

ft Дэнид М. Вильсон «Англосаксы* \Ь\


ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

менее заметным в работе писцов, и три перечисленных выше составляющих слились в итоге и характерный анг­лосаксонский иллюстраторский стиль.

Самой ранней рукописью англосаксонского происхож­дения является Евангелие из Дарроу (фото 46), которое, хотя и считалось когда-то произведением ирландских ма­стеров, в настоящее время признано образцом работы нортумбрийцев. Рукопись датируется второй половиной VII столетия и, вероятно, была создана около 675 г. В де­коративном оформлении этой книги использованы ост­ровной вариант «ленточного орнамента» и кельтский спиральный орнамент, аналогичный тому, который при­сутствует в декоре подвесных чаш. Изображение еванге­листов, которые предваряют каждое Евангелие, весьма далеки от натурализма и средиземноморских прототипов, но тем не менее узнаваемы. Стилистическое сходство Евангелия из Дарроу с эмалевыми плашками подвесных чаш становится явственным, если посмотреть на цветовое решение. Красный и желтый цвета, доминирующие в оформлении книги, характерны также для эмали того вре­мени. Орнаменты Евангелия из Дарроу восходят к языче­ским англосаксонским образцам. «Ковровые страницы» Евангелия из Дарроу можно сравнить с декором некото­рых находок из Саттон-Ху, то же самое справедливо и для звериного орнамента. Один из новых декоративных эле­ментов, простая плетенка, впервые появившаяся в Еван­гелии из Дарроу, часто встречается в декоре предметов позднего англосаксонского периода.

Вскоре после Евангелия из Дарроу в Нортумбрии были созданы еще несколько рукописей (фото 47—50), из кото­рых для нас наибольший интерес представляют три: Ко­декс Амиатинус, Линдисфарнское Евангелие и Эктернак-ское Евангелие. Все они датируются рубежом VI—VII вв. Две из этих рукописей — Линдисфарнское Евангелие и Эктернакское Евангелие — являются продолжением тра­диции, начатой Евангелием из Дарроу, однако в них она


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

доведена до невиданного прежде совершенства. Третья книга (фото 47), известная как Кодекс Амиатинус (теперь хранящаяся в Библиотеке Святого Лаврентия во Флорен­ции), была одной из трех копий Евангелия («trespandectes novae translationis», как назвал их Беда), написанных по повелению первого настоятеля монастыря в Ярроу (Кеол-фрита, умершего в 716 г.). Одна копия предназначалась для монастыря Монквермута, одна — для монастыря Яр­роу и одна — для римского папы. Кеолфрит отправился в Рим, чтобы лично ее передать, но по пути умер в Лангре во Франции, и книгу доставили его спутники. Она была, очевидно, создана по образцу книг, привезенных из Ита­лии Бенедиктом Бископом, и все ее оформление выпол­нено в итальянском стиле. Влияние местной нортумбрий-ской традиции практически не заметно, что кажется довольно удивительным, если учесть, что почти в то же время, когда составлялся Кодекс Амиатинус, всего в не­скольких милях от Ярроу на небольшом острове непода­леку от побережья Нортамберленда, было создано Лин-дисфарнское Евангелие (фото 48, 49), написанное и оформленное в характерном англосаксонском стиле. Его создателем был Эадфрит, епископ Линдисфарне в 698— 721 гг. Недавние исследования говорят о том, что оно было написано около 698 г., с разбросом в год-два. Эта книга, которая является одним из самых прекрасных про­изведений искусства, когда-либо созданных в Англии, объединила на своих богато украшенных страницах тра­диции трех миров: Средиземноморья, кельтского севера и англосаксонской Англии. Четыре портрета евангелистов, например, восходят к итальянским прототипам, немного обрезанных художником ради экономии места. Буйство сплетающихся звериных форм на ковровых страницах вместе с ювелирной точностью прорисовки являются чи­сто англосаксонскими особенностями. Звери отчасти на­поминают изображения на булавках из Уитхема (фото 35). Третья из этой группы рукописей — Эхтернахское Еван-


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

гелие — стилистически родственна Линдисфарнскому Евангелию, хотя и не столь совершенна. Она была созда­на, вероятно, в Нортумбрии, вероятно (согласно профес­сору Брауну), в том же скриптории, что и Линдисфарн-ское Евангелие, и вскоре была передана вновь основан­ному монастырю Эхтернах в Германии, где послужила образцом для нового стиля книжной иллюминации, пра­родиной которого, таким образом, можно считать Нор-тумбрию.

Эти знаменитые, великолепно украшенные рукописи конца VII начала VIII столетия затмевают своей красотой более скромные манускрипты, рукописи, созданные меж­ду 725-м и 850 гг. Некоторые рукописи, такие, как Еван­гелие Святого Чада (фото 51), хранящееся в Библиотеке Личфилдского собора, выполнены в традиции Евангелий из Дарроу и Эхтернаха, а оформление большей части ру­кописей середины VIII — середины IX столетий из Кен­тербери, сохраняя многие из черт, характерных для Линдисфарнского Евангелия, постепенно вбирает в себя также элементы и континентального декора, и орнамен­тов каролингского возрождения. Самые роскошные из этих рукописей — Кодекс Оуреус, хранящийся в Королев­ской библиотеке в Стокгольме, и Евангелие (фото 52) из Британского музея. Внешний вид рукописей несколько испорчен тем, что по крайней мере в книге из Британ­ского музея серебряные буквы окислились и потускнели. Портреты евангелистов и рамки вокруг них в этом Еван­гелии можно сравнить с аналогичными рисунками в каро­лингских рукописях, в то время как принцип оформления канонических таблиц сближает его с Линдисфарнским Евангелием.

Однако в одной из более ранних рукописей этой шко­лы, Кентерберийской псалтыри, находящейся в Британ­ском музее, рамка, обрамляющая изображение Давида,


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

выполнена в кельтском стиле. Арка, под которой он си­дит в окружении музыкантов, состоит из спиралей, похо­жих на те, которые встречаются на подвесных чашах, в то время как колонны, которые поддерживают арку, покры­ты орнаментом-плетенкой, напоминающем орнамент в Линдисфарнском Евангелии. Точно так же в Псалтыри и стокгольмском Кодексе Ауреус содержится много буквиц. В первой из рукописей в оформлении буквиц использова­ны изображения библейских сцен; впервые такая практи­ка возникает в этой книге, но впоследствии она становит­ся обычной для средневековых английских рукописей. Интересно отметить, что в самой богатой и самой поздней из названных рукописей, Евангелии из Британского му­зея, буквиц нет. Даже в оформлении этих книг можно за­метить влияние ювелирного искусства. Небольшие фигур­ки зверей помещены на черном фоне, что напоминает нам применение серебра и черни в трухиддлском стиле. Кен-терберийский скрипторий стал центром английской книжной иллюминации, после того как нортумбрийские монастыри пришли в упадок из-за постоянных смут на севере. Но и его в период викингских нашествий постиг­ла та же судьба. Сетования короля Альфреда по поводу упадка учености и просвещения в Англии, которыми он предварил свой перевод «Обязанностей пастыря» Григо­рия Великого, были вполне оправданны, и это подтверж­дается тем фактом, что у нас нет рукописей, написанных в Англии в конце IX столетия.

СКУЛЬПТУРА VII—IX ВЕКОВ

Развитие искусства книжной иллюминации в Англии шло параллельно с возникновением, хотя и в меньшем масштабе, монументального искусства. Об этой группе памятников сэр Томас Кендрик писал в 1938 г.: «Ни одна достопримечательность, доставшаяся там от про-


ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

шлого, не требует в такой мере систематического изу­чения, как английские кресты... принципиальные воп­росы хронологии и смены стилей едва ли могут быть решены, прежде чем будет собран весь необходимый материал». В 1970 г. это замечание все еще не потеряло своей актуальности. Обзор, задуманный Кендриком, не был закончен, и, хотя работа продолжается, едва ли можно ожидать в течение ближайших лет публикации какого-либо обобщающего труда. Любые суждения ка­сательно хронологии выносятся только на основе сти­листических особенностей, что чревато серьезными опасностями. Здесь я приведу лишь краткий очерк это­го весьма запутанного материала.

Происхождение англосаксонской скульптуры не впол­не ясно. Мемориальные камни VI — начала VII сто­летия в Западной и Северной Британии, судя по все­му, не оказали заметного влияния на англосаксонскую скульптурную традицию, и разумно предположить, что скульптура пришла в Англию вместе с христианством из Средиземноморья, первоначально в качестве элемен­та архитектурного декора. Лишь позже (к концу VII сто­летия) появляются самостоятельные скульптурные про­изведения: памятные кресты или кресты для поклонения, Такие памятники, кажется, были англосаксонским нов­шеством, поскольку ни в Европе, ни на Британских островах не найдены каменные кресты более раннего времени. Хотя скульптура продолжала использоваться и в качестве декора зданий, именно кресты являются наиболее замечательными образчиками этого вида ис­кусства в англосаксонской Англии.

В VII—VIII вв. искусство резьбы по камню достигло своего расцвета в Нортумбрии. Как и в случае книжной иллюминации, к концу VIII столетия центром каменной скульптуры становятся Мерсия и Южная Англия, так что, когда в начале X столетия на севере снова начали возрождать резьбу по камню, первые изделия были


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

очень грубыми и тяжеловесными. Образцов англосак­сонской скульптуры настолько много, что мне не хва­тило бы и всей книги, чтобы описать их. Поэтому я намерен описать только самые выдающиеся из них, по возможности вписав их в более широкий контекст.

Одним из самых выразительных произведений нор-тумбрийской скульптуры является 5,5-метровый Рутвел-ский крест из Дамфрисшира (фото 53), о котором мы уже упоминали ранее. Хронологически его, вероятно, можно сопоставить с Линдисфарнским и Эхтернахским Евангелиями. На четырех перекладинах креста первона­чально находились портреты четырех евангелистов, но только две перекладины сохранились. Ниже перекрес­тья на широком основании креста изображены много­численные персонажи и сцены из христианской исто­рии: Иоанн Креститель, Господь во Славе, Павел и Антоний в пустыне, бегство в Египет, Мария Магдали­на, омывающая ноги Христа, Благовещение и Распятие Христа. На боковых поверхностях основания изображен орнамент из виноградных лоз, украшенный фигурками птиц и животных. Сцены и орнамент обрамляет простой бордюр: бордюр на боковых сторонах представляет со­бой записанный рунами текст одной из самых прекрас­ных англосаксонских поэм «Видение Креста». На бор­дюре, обрамляющем изображения, помещены латинские надписи, поясняющие содержание изображенных сцен. Резные фигурки на этом кресте были выполнены очень искусным мастером, линии резьбы глубоки и плавны, сами изображения более натуралистичны, чем это было свойственно англосаксонскому искусству того периода. Но тот факт, что здесь трудился англосаксонский скуль­птор, не вызывает сомнений. Фигуры чересчур статич­ны для работы средиземноморского скульптора. Кенд-рик указал, что в сцене с участием Марии Магдалины женщина изображена грубо и линиям ее одеяния недо­стает той плавности, которая, безусловно, присутствует




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.132.71 (0.012 с.)