Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным



Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

дисциплинам www.vusnet.ru\biblio

 

Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.

 

Об учебном портале РГИУ. www.vusnet.ru

Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.

 

Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.

 

В учебном Портале РГИУ имеется 100 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.vusnet.ru

 

Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите.

Пожалуйста, пишите на: elena@vusnet.ru, anna@vusnet.ru Или звоните: (905) 7211213 (Елена).

 

 

АНГЛОСАКСЫ



>ли кельтской Британии


ЫЖ 63.3(0)4 В46

Охраняется Законом РФ об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или любой ее части

воспрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона

будут преследоваться в судебном порядке.

Серия «Загадки древних цивилизаций» выпускается с 2002 года

Разработка серийного оформления художника И.А. Озерова

Вильсон Дэвид М.

В46 Англосаксы. Покорители кельтской Британии / Пер. с англ. П.В. Тимофеева. — М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2004. — 189 с. — (Загадки древних цивили­заций).

ISBN 5-9524-1276-9

Дэвид Вильсон попытался объединить псе имеющиеся научные све­дения, чтобы дать по возможности полную картину жизни германских племен, на рубеже V—VI веков появившихся на территории кельтской Британии и постепенно утвердивших там свое главенство. Особое вни­мание в книге уделяется своеобразию культурных традиций различных областей Англии. Архитектура, скульптура, вооружение, нумизматика, богатство книжной иллюстрации представлены в строгой периодизации от языческих времен до Возрождения X столетия.

ББК 63.3(0)4

© Перевод,

ЗАО «Центрполиграф», 2004

© Художественное
toiivt с пе*л fsis п. оформление серии,

ISBN 5-9524-1276-9 ЗАО «Центрполиграф», 2004


Введение

ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ

Эта книга, конечно, не претендует на то, чтобы дать исчерпывающую информацию, но я надеюсь, что для широкого круга читателей она будет полезна. Наши знания о материальной культуре англосаксов, как вы увидите, очень богаты, но с другой стороны — очень ограниченны. Для языческого периода основная труд­ность заключается в том, что почти все имеющиеся у нас находки — это погребальный инвентарь. Большую часть материала христианского периода, когда практи­ка языческих захоронений была прекращена, состав­ляют случайные находки, детали древних церквей и церковная утварь. Основанная на таких источниках картина, несомненно, будет неполной, но она отража­ет, насколько я могу судить, современное состояние знаний об англосаксонской эпохе.


Глава 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОЙ АНГЛИИ

Поскольку в ранний период завоевания в Англию приплыло множество племенных вождей, в Англии воз­никло множество королевских династий. Отношения между ними чаще были враждебными, нежели друже­ственными, но есть серьезные основания полагать, что поселенцы чувствовали себя в большей степени англо­саксами, нежели подданными какого-то отдельного ко­ролевства. Конец VI и VII в. историки обычно называ­ют «периодом Гептархии».

Однако, если перечислить все королевства, существо-павшие как самостоятельные единицы в то или иное вре­мя, в этот период их окажется больше, чем семь. Это были Портумбрия (иногда разделенная на два королевства — Ьсрницию, занимавшую земли между реками Тис и Форт, и Дсйру, лежащую между реками Хамбер и Тис), Линдси (приблизительно на месте нынешнего Линкольншира и Иосточной Англии), Мерсия (приблизительно там, где

Имеется в виду Эдуард Г Английский (1272—1307).


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

сейчас располагаются центральные графства Англии, вок­руг Бермингема), Эссекс, Мидлссекс, Кент, Узссекс и Суссекс; их короли вели свою родословную от Одина или другого германского бога, Сакснета. История Англии от 600 г. до Нормандского завоевания свидетельствует о по­степенном переходе роли главенствующего центра от се­верных земель к южным, от Нортумбрии — Уэссексу. Это также история уменьшения могущества самостоятельных королевств и их окончательного объединения под властью одного человека.

Одним из главных событий этого периода, несомнен­но, является принятие англосаксами христианства. Мис­сия святого Августина, приплывшая на остров в 596 г., и последующая христианизация принесли англосаксам письменность и идею централизованного правления, но, как указывал сэр Франк Стентон, церковь являлась ско­рее помехой, чем помощником в деле объединения стра­ны. Учреждение архиепископства Йоркского в 734 г., например, привело к разделению церковной и, до неко­торой степени, светской власти внутри страны. Нортум-брия в течение этого периода англосаксонской истории рассматривалась как некая отдельная территория, сви­детельством чему служит, в частности, тот факт, что король Альфред в своем предисловии к переводу «Обя­занностей пастыря» Григория Великого разделяет зем­ли «по эту сторону Хамбера» и земли «за Хамбером».

В начале англосаксонской христианской эпохи Нор-тумбрия стала главным королевством в Англии. В VII сто­летии короли Нортумбрии Эдвин1, Освальд и Осви были

1 Эдвин (Edwin, Eadwine, лат. Aeduinus) — король Нортумб­рии (585—633), сын Эллы, короля Дейры. После смерти Эллы (588 г.) король Берниции Этельрик завоевал Дейру. Эдвин нашел убежище у короля Восточной Англии Редвалда. В 617 г. Эдвин с помощью Редвалда отвоевал Дейру и Берницию, сделался королем всей Нор­тумбрии, постепенно объединил под своей властью почти всю анг­лосаксонскую Британию и достиг такого могущества, как ни один король до него. Он был в дружеских отношениях с королями Кента,


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

близки к тому, чтобы утвердить свое господство над всей Территорией Англии.

Но в 658 г. надежды на объединение всей страны рухнули из-за бунта мерсийцев, восставших после того, кик Вулфхере занял трон Мерсии. Хотя мы хорошо себе представляем историю королей Нортумбрии благодаря сочинениями Беды, который сам был нортумбрийцем, северное королевство никогда снова не достигло мощи, которую оно имело в правление Эдвина и Освальда.

Тем временем Мерсия поглотила королевства Эссек­са и Восточной Англии (вместе с Линдси); правители них двух областей стали отныне подчиняться мерсий­скому королю, как своему верховному повелителю. С 670 г. Лондон, главный торговый город Англии, также принадлежал Мерсии. В правление Вулфхере верховную нласть мерсийских королей признали Уэссекс, Суссекс и остров Уайт. Вулфхере потерпел поражение от нор-гумбрийцев в конце своей жизни, и на долю его пре­емника, Этельбальда, выпало окончательно утвердить юсподство Мерсии над всей Англией. Племянник >тельбальда Оффа (757—796) был самым могущест-пенным из королей мерсийской династии, rex totius

уже принявшими христианство, и женился на кентской принцессе ■>дильберге. Вместе с ней в столицу Эдвина Йорк прибыл христиан-i кий миссионер Паулинус и начал там свою проповедь. Корокь Уэс-'скса Квихсльм попытался убить Эдвина, но подосланный им убий-и,| только ранил его. Эдвин предпринял поход на Уэссекс, дав обет креститься в случае победы. После завоевания Уэссекса он собрал уигенагемот для обсуждения этого вопроса. И знатные люди, и даже лрецы высказались за принятие христианства. Эдвин с семьей и все­ми приближенными принял крещение от Паулинуса, который стал первым епископом Йоркским. Эдвин выстроил в Йорке большой мшенный собор и способствовал распространению христианства на micpe Англии. Он сумел также утвердить в своем королевстве поря­док и мир. Предание гласит, что «в дни Эдвина женщина с грудным ребенком на руках могла безопасно пройти от моря до моря». Одна­ко могущество Эдвина оказалось непрочным. Против него составили шюз король Мерсии Пенда и король Уэльса Кадваллон. В сражении при Гэтфильде нортумбрийцы потерпели поражение и сам Эдвин был уГ>ит. Его детям не удалось удержать власть, и его королевство рас­пил ось.


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Anglorum patriae (король всей Англии), как он титуло­вал себя в одной из своих грамот. В 796 г. Оффе на­следовал Кенвульф, и до 821 г., когда он умер, главен­ство Мерсии никем не оспаривалось и было прочным. Через несколько лет после смерти Кенвульфа Эгберт, король Уэссекса, после ряда военных кампаний против мерсийцев подчинил все земли, прежде управлявшиеся Оффой.

С этого времени начинается период господства уэс-секской королевской династии.

СКАНДИНАВСКАЯ ЭПОХА

В последние годы VIII столетия набеги викингов ста­ли опустошать побережья Англии и Западной Европы. «В этом году, — гласит запись «Англосаксонской хрони­ки* под 1793 г., — страшные знамения были видны над всей Нортумбрией и очень испугали людей. То были огромные смерчи, и зарницы, и огненные драконы ле­тали в воздухе. За ними немедленно последовал голод, а чуть позже в том же самом году, 8 июня, язычники разрушили до основания церковь Божью в Линдисфар-не, творя разбой и смертоубийство».

Викинги явились в земли богатые и сравнительно мирные, неся с собой разорение и смерть. Англия в то время была просвещенной страной с процветающей тор­говлей и зе'мледелием и оказалась совершенно не гото­ва к тому, чтобы противостоять нежданной угрозе, ис­ходящей из Скандинавских стран туманного Севера. Сначала захватчики приплывали небольшими группами просто для того, чтобы пограбить, но с середины IX сто­летия на Англию двинулись крупные организованные военные силы. Мерсия и Нортумбрия пали перед захват­чиками, а Уэссексу приходилось сдерживать постоян­ный жестокий натиск. Победа уэссекского короля Аль-

зо


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

|»рсда над викингами при Эдингтоне в 878 г. положила кшец их триумфу, благодаря которому скандинавы за­щитили большую часть Англии. С 878 г. Альфред и его феемники стали постепенно подчинять викингов, ко-трые осели на севере и востоке острова.

Традиционно первых викингов именуют данами, хотя, несомненно, в жилах английских «поселенцев» текла кровь разных скандинавских народностей. В первые годы Ч столетия Ланкашир и Чешир и вообще весь северо-за-млд были захвачены приплывшими из Ирландии норвеж­скими викингами, и постоянные столкновения между да-нлми и норвежцами немало способствовали тому, что мсрсийцам и западным саксам под предводительством) лиарда Старшего1, а впоследствии Этельстана2, удалось привести Нортумбрию под свое главенство одного из са­мых блестящих английских королей.

Этельстан не только покорил север и установил дру­жественные отношения с местной знатью, он также под-чинил Корнуолл и стал одним из самых авторитетных ■ иропейских властителей, к мнению которого прислу­шивался император Священной Римской империи, нор­манны и скандинавы. Он укрепил государство и преоб­разовал систему денежного обращения. После смерти Иельстана в 939 г. могущество и авторитет английских королей начали постепенно падать. Войны с викингами и внутренние раздоры подрывали силу королевства, и тлько в правление Эдгара (959—975) Англия обрела некое подобие былого величия. Главными заслугами >дгара считаются его покровительство искусствам и монастырской реформе (так называемому «бенедиктин-i кому возрождению»), во главе которой стояли такие иыдающиеся деятели церкви, как Освальд, Эстельвольд

'Эдвард Старший — англосаксонский король (901 — >25>, старший сын Альфреда Великого.

1 Этельстан — сын Эдварда Старшего, внук Альфреда Исликого.


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

и Дунстан (этого последнего один из хронистов более позднего времени назвал «вероломным святошей»).

Через несколько лет после смерти Эдгара набеги ви­кингов возобновились. Непрекращающиеся атаки завер­шились тем, что в первые годы XI столетия Англия была завоевана Свейном и его сыном Кнутом. Кнут вступил на английский трон в 1016 г., и в продолжение девят­надцати лет его правления Англия входила в состав «им­перии Кнута», простиравшейся от берегов Балтийского моря до островов Силли. Обширной англо-скандинав­ской империей мог управлять только очень сильный властитель, и она распалась сразу же после смерти сына Кнута — Хардакнута в 1042 г.

На английский трон после этого снова вступил пред­ставитель уэссекской династии в лице Эдуарда Исповед­ника, который вырос при дворе герцогов Нормандских. В течение его правления нормандское влияние в Англии усилилось, церковь, правовая и административная систе­ма испытали на себе воздействие соответствующих фран­цузских институтов. Этим пронормандским настроениям в какой-то мере противодействовал жесткий англосаксон­ский национализм ближайшего советника короля, Ха-рольда, сына Годвина. Когда после смерти Эдуарда Испо­ведника и недолгого правления Харольда Вильгельм, герцог Нормандский, захватил английский трон, Англия была уже в некоторой степени готова к нормандскому правлению. Нормандское завоевание привело к централи­зации правления и объединило Англию раз и навсегда.

САТТОН-ХУ

Размер книги не позволяет описать тысячи англосак­сонских захоронений, раскопанных в Англии, но одно из этих погребений, обнаруженное в Саттон-Ху около Вуд-бриджа в Суффолке, заслуживает особого внимания. В нем была найдена коллекция артефактов — богатейшая и ценнейшая из всех, которые когда-либо были открыты на Британских островах. По своей значимости она может равняться разве что с сокровищницей из погребения Хильдерика, франкского короля, умершего в 481 г.

Захоронение было раскопано в Бельгии в 1653 г., но только несколько вещей из него сохранились после того, как воры ограбили парижский музей в 1831 г. Много богатых погребений было найдено в Англии до Саттон-Ху: Таплоу в Бакингемшире, Брумфилд в Эссексе, Коу-лоу в Дербишире и огромное количество захоронений в Кенте — но все они не идут ни в какое сравнение с сокровищницей короля Восточной Англии.

В 1939 г. археологи, работавшие в Саттон-Ху, начали раскопки овального кургана с углублением посередине, который располагался среди других могильников, на краю откоса, спускавшегося к реке Дебен. Форма кур-


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Гана, как выяснилось, объяснялась тем, что внутри него находился корабль. Полость образовалась из-за того, что обрушилась крыша деревянной погребальной камеры в средней части корабля, а также благодаря усилиям ан­тикваров XVI или XVII столетия, которые, пытаясь про­никнуть внутрь кургана, прорыли шахту в его центре. От корабля сохранились только отпечатки на песке, остав­ленные сгнившим деревом. Но благодаря умелой рабо­те археологов эти отметины были зафиксированы так, что удалось восстановить строение судна и его общий пид (рис. 17). Первоначально длина судна составляла приблизительно 29 метров. Это было судно с обшивкой внакрой, похожее на то, которое было найдено в Ниде-ме на юге Ютландии. В отличие от знаменитых викинг-ских судов, этот корабль ходил только на веслах. На нем не было мачты, зато сохранились отпечатки уключин. Не было обнаружено ни следов палубного настила, ни скамей для гребцов, зато в центре сохранились останки погребальной камеры с остроконечной крышей, в кото­рой находился погребальный инвентарь.

На судне не нашли никаких остатков человеческих костей. Курган, вероятно, представлял собой кенотаф1, памятник знатному и прославленному человеку.

Сокровища и личные веши, найденные в захороне­нии, не оставляют сомнения в том, что это был коро­левский мемориал.

Предметы, найденные в погребении, можно разде­лить на три группы: а) домашняя утварь и простое ору­жие, б) личные украшения и личное оружие, в) королев­ские регалии. В первую группу входят разнообразные цепи, окованные железом деревянные ведра, котлы, гли-

1 Кенотаф (грен. — пустая могила) — ложная гробница, не 1'пдержащая тела. Кенотафы сооружались чаше всего в память тех, чьи icJiii не могли быть найдены или похоронены. Подобный обычай су­ществовал у многих народов мира и связан с поверьем, что дух умер­шею не находит успокоения, если у него нет могилы.


ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

святого Иоанна Крестителя и святого Иоанна Евангели­ста; все изображения идентифицируются по надписям. Цвета вышивки поблекли, и теперь трудно определить, какими они были первоначально. Недавняя реставрация, однако, показала, что наряду с самой распространенной в то время золотой нитью использовались также синевато-зеленая, серовато-зеленая, бледно-розовая, темно-корич­невая и темно-зеленая. Возможно, примерно такую епит­рахиль святой Дустан повелел вышить для леди Этелвюн несколькими годами позже. Эти одеяния представляют интерес не только с художественной, но и с исторической точки зрения, поскольку это единственные англосаксон­ские церковные облачения, сохранившиеся до наших дней.

Клад из Трухиддла по многим причинам является одной из самых значимых находок англосаксонского периода. Он был обнаружен в 1774 г. во время земля­ных работ в Трухиддле, около Сен-Остелла (Корнуолл). Клад содержал помимо множества монет, позволяющих датировать его приблизительно 875 г., оправу рога, ук­рашенную звериным орнаментом, который дал название художественному стилю того периода — «трухиддлский стиль». Большинство находок из этого клада хранится в Британском музее. Сейчас для нас представляют инте­рес два предмета церковной утвари — серебряный хлыст и потир. Говоря о потире, нужно отметить, что до на­ших дней сохранилось только два потира англосаксон­ской эпохи. «Трухиддлский потир» сделан из серебра, высота его около 13 сантиметров. По верхнему краю и у начала «ножки» проходит бусинный бордюр (фото 17). Потир, найденный в 1104 г. в гробнице святого Кутбер-та вместе с дискосом, не дошел до нас, но мы можем предположить, что он походил на позолоченный брон­зовый потир, обнаруженный в церкви, который основал святой Уилфрид в Хексхеме: небольшой, всего 6,5 сан­тиметров в высоту, он, вероятно, представлял собой «до-

X Я'зшвд М. Вильсон «Англосаксы» £5


ЛЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Рис. 7. Гандерсхеймский ларец. Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха

рожный вариант» и использовался вместе с переносным алтарем типа алтаря святого Кутберта. По форме он напоминает чашу из Трухиддла и в целом сходен с боль­шим потиром Тассило (высотой 26,7 сантиметров), глав­ным сокровищем монастыря Кремсмюнстер в Австрии (фото 61). Потир Тассило был изготовлен для монасты­ря по приказу герцога Тассило, между 777-м и 788 гг., возможно, англосаксонским мастером или ремесленни­ком, знакомым с англосаксонской техникой работы по металлу.

Второй артефакт из клада в Трухиддле — хлыст или бич — уникален. Помимо него, бичи нам известны


ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

"WibKO из письменных памятников. Их делали из сереб­ряной проволоки, заплетенной тем способом, который < сйчас называют «французским вязанием».

Ни один епископский посох англосаксонского перио- п;\ не сохранился, хотя по ирландским образцам и иллюс­трациям мы можем представить себе, как они выглядели. Судя по навершию посоха более позднего периода, веро­ятно из гробницы епископа Ранулфа Фламбарда Даремс-кого (умершего в 1128 г.), в те времена епископский по­сох ничем не отлииается от того, которым пользуются современные епископы. Посохи с Т-образным наверши-см также встречались, и один образец такого навершия, мыполненного из слоновой кости и датируемого началом XI в., был найден в Алнестере. Другой похожий посох англосаксонской работы находится в сокровищнице Кельнского кафедрального собора.

До нас дошли и некоторые другие предметы церковной утвари. Например, в Британском музее хранится крошеч­ный кувшин, который мог использоваться в литургичес­ких целях. Он сделан из позолоченной бронзы и, вероят­но, относится к XI столетию. В том же самом стиле иыполнены футляры для кадильницы из Перехора, Кен­тербери (фото 79) и Лондон-Бридж. Эти три футляра квадратные в сечении и сужаются кверху. Сама кадильни­ца, вероятно, имела сферическую форму, и всю конструк­цию подвешивали на четырех веревках или тонких цепоч­ках, которые пропускались через петли футляра, и таким образом можно было регулировать высоту. Подобное при­способление изображено на одной из миниатюр Псалты­ри XI столетия, хранящейся в Британском музее.

Единственный сохранившийся англосаксонский алтар­ный крест хранится в сокровищнице церкви Святого Го-дула в Брюсселе. Гораздо более роскошный образец мы видим в рукописи XI столетия из Винчестерского Нью-Минстера. Небольшое распятие XI в. с фигурой Христа из моржового клыка, которое хранится в Музее Виктории и


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Альберта, и крест, находящейся в сокровищнице в Маас­трихте, — вот и все, что осталось от бесчисленного мно­жество подобных предметов. Массивный деревянный крест, окованный серебром и называемый крестом Рупер­та, хранится в церкви Бишофсхофтен, около Зальцбурга в Австрии. Несомненно, его сделали в Англии в VIII в.

Большое количество кельтских реликвариев и рак до­шло до наших дней, но англосаксонских реликвариев по­чему-то уцелело не так много. Две черненые серебряные пластины из Британского музея, вероятно, некогда были частью раки в форме дома; подобный тип был распрост­ранен в свое время повсюду в Европе (фото 18). Подобные артефакты англосаксонской работы из самшита и моржо­вого клыка имеются в иностранных собраниях, например Гандерсхеймский ларец (рис. 7). Другой образец хранит­ся в собрании доктора Нельсона. Это самшитовая шкатул­ка с изображениями сцен религиозного содержания. На раке из Мортена (Франция) имеется надпись англосак­сонскими рунами.

В источниках говорится, что Бенедикт Бископ укра­шал церковь в Монквермуте изображениями сцен из Нового Завета, в то время как в церкви Ярроу, кроме подобных картин, имелись изображения, иллюстрирую­щие связь между Ветхим и Новым Заветом. Ни одно из произведений англосаксонской живописи не сохрани­лось, и мы понятия не имеем, что они собой представ­ляли. И поскольку в нашем распоряжении нет ничего, кроме остатков краски на мемориальных камнях и дру­гих резных каменных скульптурах (например, викинг-ский мемориальный камень с кладбища Святого Павла в Музее Гилдхалла, Лондон, фото 74), остается только сожалеть о том, что мы не можем, подобно Леланду в XVI столетии, любоваться великолепной росписью Ре-кулверской церкви в Кенте.

Одним из прекраснейших детищ англосаксонского христианства являются церковные книги и особенно


ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

Ьиблии, часто великолепно иллюминированные, кото­рые, к счастью, дошли до нас в достаточном количестве. Они представляют особую ценность для изучения анг­лосаксонского искусства, и мы поговорим о них подроб­нее в последующих главах. В англосаксонской Англии писцы достигали таких высот мастерства, что равных им трудно найти на континенте, и как англосаксонские умельцы изготовляли панели для алтаря церкви Свято­го Петра в Риме, так и англосаксонские писцы труди­лись в новых монастырях Германии и Франции. В то же самое время чужеземные мастера работали и в Англии. Мы уже говорили, что стекольщики и каменщики были приглашены в Нортумбрию Бенедиктом Бископом, а намного позднее кафедру и распятие в Беверли описы-нали как работу «немецких мастеров».

Влияние христианства заметно и в светских вещах. Так, на задней стороне большой серебряной фибулы из Саттона (остров Эли) начертано имя Господа (фото 78). На наноснике шлема из Бенти-Грейндж имеется инк­рустация серебром, изображающая крест. Король, ко­торому посвящен кенотаф в Саттон-Ху, владел парой ложек с выгравированными на них именами Савла и Павла, символизирующими крещение. На кольце коро­левы Этельсвит изображен агнец Божий. На винчестер­ской пластинке из моржового клыка вырезаны ангелы (фото 75), а рука Бога представлена на монетах Эдвар­да Старшего и других англосаксонских королей. Подоб­ные примеры использования христианской символики свидетельствуют о том, что христианство играло важ­ную роль в сознании повседневной жизни англосаксон­ского общества.


Глава 3

Повседневная жизнь людей

Сельские поселения и сельское хозяйство

Англосаксонское общество было, по сути, аграрным. Основой экономики служило сельское хозяйство, и люди всех сословий жили преимущественно на земле — в дерев­нях или на отдельных хуторах; только ремесленники про­живали в городах, но их было крайне мало. В течение пос­ледних нескольких лет были сделаны первые шаги к тому, чтобы описать жизнь англосаксонских сельских жителей с учетом новых данньг об их домах и поселениях. Имею­щиеся археологические свидетельства относятся к различ­ным периодам и равным экологическим и климатическим условиям. Однако несмотря на это, существует соблазн попытаться изобразить некую общую картину англосак­сонской жизни.

В англосаксонской Англии существовало четыре ос­новных сословия; терминология с течением времени ме­нялась, но для наших целей достаточно сказать, что это были: король, знать, йомены и рабы (я специально не использую древнеанглийских названий). Границы между этими классами оказывались достаточно размытыми. Пе­рейти из сословия в сословие при наличии соответствую­щих качеств оказывалось не так трудно; теоретически даже королевская власть не считалась наследственной.

Я не стану вдаваться в подробности, скажу только, что предложенная общая классификация удобна при описа-


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

пии разных типов жилищ. Поскольку большинство посе­лений, о которых здесь пойдет речь, были открыты архе­ологами относительно недавно, то мои рассуждения носят предварительный характер.

В настоящее время получены археологические дан­ные о двух королевских резиденциях: Иверинге в Нор-тумбрии и Чеддере в Уэссексе. В Иверинге доктор Хоуп-Тейлор обнаружил villa regalis, упомянутую Бедой в его «Церковной истории», в отрывке, посвященном приня­тию Нортумбрией христианства в 627 г.:

«Так велики были стремление нортумбрийцев к вере и их жажда спасения, что Паулин, придя однажды во дво­рец короля и королевы Гефрине, тридцать шесть дней проповедовал и крестил приходивших к нему. При на­следниках Эдвина этот дворец был заброшен и выстроен другой в месте, называемом Мэллинх»1.

Раскопки выявили три периода строительства: пер­вый начался на рубеже VII столетия, возможно в прав­ление Этельфрита (592—616), и продолжался во време­на Эдвина (умер в 632 г.). Во второй период город восстанавливали после пожара, возможно связанного с разорением Нортумбрии в 632 г. На третьем этапе го­род перестраивали, вероятно, по повелению Осви (654— 670), после второго пожара, который доктор Хоуп-Тей-лор соотносит с вторжением Пенды, короля Мерсии. В восточной части в конце VI столетия был построен форт, где жители в случае опасности могли скрываться. Город, вероятно, существовал во времена короля Эдви­на и включал в себя некоторое количество построек, из которых одна, самая внушительная, скорее всего, служи­ла королевским дворцом (рис. 9, а). Это прямоугольное здание имело две боковые пристройки и отгороженное от остального помещения отделение в восточном кон­це. Длина здания равнялась 27 метрам. Стены были

1 Перевод В. Эрлихмана. С. 66.


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

выстроены из вкопанных в землю стоячих бревен без поперечен. Крышу строения частично поддерживал ряд опор, стоявших вдоль стены. Неподалеку располагалось несколько меньших зданий той же конструкции, веро­ятно жилиша знати. Доктор Хоуп-Тейлор считает, что одно из них было языческим храмом, после принятия христианства превращенным в церковь.

Другое здание имело утопленный в землю пол. Но наиболее интересное сооружение из имеющихся — ряды скамей, расположенные так, что вместе они напомина­ют кусок, вырезанный из круглого пирога, и помост по центру этого клина, в его «клюве». Предположительно, это было место собраний. Возможно, именно здесь Па­улин проповедовал новую веру народу Берниции.

Во второй период здания перестраивались, но незна­чительно, рядом с ними была возведена деревянная цер­ковь, вокруг которой возникло кладбище.

Недалеко от Эдинбурга, в самой северной части Нор-тумбрии — в Дун-Хилле (Данбар), — доктор Хоуп-Тей­лор раскопал здание, обнесенное частоколом, очень похожее на «дворец» в Иверинге. Оно в свое время сго­рело, но было отстроено в первоначальном виде. Хотя этот дом короче своего собрата в Иверинге на 2,5 мет­ра, он имел такую же конструкцию и пропорции. Окон­чательные результаты раскопок еще не опубликованы, однако не приходится сомневаться, что это здание, по­строенное в VI в., сходно с постройкой в Иверинге. При этом такой тип постройки нельзя считать чисто англо­саксонским или германским, ибо известно, что в указан­ный нами в качестве датировки период в этой местности жили кельты. Соответственно, его можно счесть порож­дением местной традиции, не обязательно связанной с германским типом дома, которые обычно считают про­тотипом англосаксонских зданий.

Раскопки в другой королевской резиденции — Чед­дере — вел мистер Филипп Ратц. Это место весьма зна-


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

мснательно для англосаксонской истории. Уитэны (На­циональная Ассамблея) собирались в этом городе в 941, 956 и 968 гг.; он также упоминается в завещании коро­ля Альфреда и в грамоте короля Эдви (955—959). Его история продолжалась и после Нормандского завоева­ния, и наиболее впечатляющая его постройка — дворец XI [ в.

Самой ранней постройкой, обнаруженной в Чеддере, является здание со множеством пристроек, датируемое IX столетием. Оно (рис. 9, б) имело длину приблизи­тельно 25 метров, слегка наклонные стены и боковые входы. Стены были построены из вертикальных бревен, вкопанных в землю на расстоянии приблизительно 22 сантиметров друг от друга. Промежутки, вероят­но, были перекрыты досками и прутьями. Внутри зала был обнаружен участок обожженной глины (к югу от главного входа); там, вероятно, располагался очаг. По поводу двойного ряда столбов на западной стороне раз­горелся спор. Высказывалось предположение, что они поддерживали крышу или пол второго этажа. Но такая гипотеза, вполне допустимая с исторической точки зре­ния, в данном случае кажется маловероятной.

Ко второму периоду в Чеддере относится большое зда­ние (рис. 9, в), которое имело длину 19 метров и сохраня­лось, хотя и со множеством переделок, вплоть до XII в. Оно было прямоугольным; две двери располагались на фронтонах. И это здание, и его предшественник находи­лись в окружении других меньших построек. Маленькая часовня, например, датируется тем же временем, что и более поздний дом, как и небольшое четырехугольное зда­ние, а также некое строение, которое предположительно представляло собой «птичий двор».

Археологами изучены только два королевских жили­ща англосаксонского периода — в Иверинге и Чеддере, хотя в Олд-Виндзоре во время раскопок были обнару­жены останки англосаксонского дворца более позднего


ЛЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

времени. Королевские резиденции, вероятно, не слиш­ком отличались от жилищ самых богатых представите­лей знати. Лучшим примером такого жилища служит усадьба богатого землевладельца позднего периода анг­лосаксонской истории (XI столетие) в Сулгрейве в Нор-тхемптоншире. Брайен Дависон обнаружил там дом и ворота с башней; позднее усадьба была окружена зем­ляной насыпью. Раскопки еще не закончены, но у нас имеется достаточно фактов, чтобы сделать некие пред­варительные выводы.

Самая первая постройка, возведенная на этом месте, — длинный деревянный дом чрезвычайно сложной фор­мы — датируется примерно 1000 г. Стены, по всей види­мости, были обшиты досками. В западном конце здания находилась открытая веранда. Через дверной проем мож­но было пройти в маленькую комнату, а затем в главный зал. Две двери располагались друг напротив друга на бо­ковых стенах, в центре зала помещался очаг, а вдоль стен стояли скамьи. Самая восточная пристройка возвышалась на каменном основании высотой около метра. По-види­мому, у здания имелся и второй этаж, который был шире первого. Рядом с домом и на одной линией с ним у запад­ной части стены были обнаружены ямы от столбов неко­его квадратного сооружения.

К северу от дома располагалась башня, в стене ее (приблизительно 56 сантиметров толщиной) была про­рублена прямоугольная дверь шириной в метр. Усадьба донормандского периода в Сулгрейве включала в себя дом и башню, все, что требовалось тэну в ту эпоху. Со­гласно документу XI в.:

«Если кэрл (йомен) достаточно зажиточен и имеет пять гайд1 земли (церковь и кухню), колокол и ворота

1 Гайдн- участок земли, который можно возделать одним плугом с упряжкой в 4 пары волов. Такая гайда составляла 120 ак­ров. В некоторых источниках гайда считается рапной 80 или 100 ак­рам.


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

для замка, место и особую должность в королевских палатах, тогда он вправе именоваться тэном (благород­ным)».

Таким образом мы находим в Сулгрейве дом некоего шкиточного землевладельца, который позднее был пре­вращен в укрепленную резиденцию нормандского рыца­ря. Присутствие башни наводит на мысль, что башня церкви в Эрлз-Бартоне, расположенная на расстоянии нескольких миль от Сулгрейва, которая также обнесена (смляными укреплениями, могла быть частью подобно­го же комплекса, состоящего из церкви и дома. Пока Сулгрейв — единственное обнаруженное в ходе раскопок жилище, которое идентифицируется как усадьба тэна, хотя останки здания, которые профессор Барри Кан-ииффом обнаружил в пределах римского форта в Порт-честере (Гэмпшир), могут оказаться чем-то подобным.

В Портчестере обнаружены следы постройки V сто­летия с утопленным полом и ямы от столбов, располо­женные на северо-запад от нее. Прямоугольное здание VIII —IX вв., около семи метров длиной, представляет следующий этап застройки. Но наибольший интерес для нас представляет группа зданий, построенных в период с IX по XI столетия. Они (рис. 9, г) датируются исходя из loro, что их останки находятся под слоем, содержащим обломки керамики XII в., а по черепкам, обнаруженным и культурном слое, можно сказать, что поселение суще­ствовало на протяжении достаточно длительного пери­ода. Было обнаружено пять строений: строение 1 — деревянное здание со стенами из вертикальных столбов, переплетенными тростником, обмазанными глиной; строение 2 — здание, которое два раза перестраивалось, скорее всего, отдельно стоящая башня, обмазанная сна­ружи глиной; строение 3 — зал длиной около 13 метров; строение 4 — еще одно прямоугольное здание длиной приблизительно 10 метров; и строение 5, также прямо­угольной формы.


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.061 с.)