![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарнымСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным дисциплинам www.vusnet.ru\biblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
Об учебном портале РГИУ. www.vusnet.ru Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.
Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.
В учебном Портале РГИУ имеется 100 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.vusnet.ru
Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите. Пожалуйста, пишите на: elena@vusnet.ru, anna@vusnet.ru Или звоните: (905) 7211213 (Елена).
АНГЛОСАКСЫ >ли кельтской Британии ЫЖ 63.3(0)4 В46 Охраняется Законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке. Серия «Загадки древних цивилизаций» выпускается с 2002 года Разработка серийного оформления художника И.А. Озерова Вильсон Дэвид М. В46 Англосаксы. Покорители кельтской Британии / Пер. с англ. П.В. Тимофеева. — М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2004. — 189 с. — (Загадки древних цивилизаций). ISBN 5-9524-1276-9 Дэвид Вильсон попытался объединить псе имеющиеся научные сведения, чтобы дать по возможности полную картину жизни германских племен, на рубеже V—VI веков появившихся на территории кельтской Британии и постепенно утвердивших там свое главенство. Особое внимание в книге уделяется своеобразию культурных традиций различных областей Англии. Архитектура, скульптура, вооружение, нумизматика, богатство книжной иллюстрации представлены в строгой периодизации от языческих времен до Возрождения X столетия.
ББК 63.3(0)4 © Перевод, ЗАО «Центрполиграф», 2004 © Художественное ISBN 5-9524-1276-9 ЗАО «Центрполиграф», 2004 Введение ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ Эта книга, конечно, не претендует на то, чтобы дать исчерпывающую информацию, но я надеюсь, что для широкого круга читателей она будет полезна. Наши знания о материальной культуре англосаксов, как вы увидите, очень богаты, но с другой стороны — очень ограниченны. Для языческого периода основная трудность заключается в том, что почти все имеющиеся у нас находки — это погребальный инвентарь. Большую часть материала христианского периода, когда практика языческих захоронений была прекращена, составляют случайные находки, детали древних церквей и церковная утварь. Основанная на таких источниках картина, несомненно, будет неполной, но она отражает, насколько я могу судить, современное состояние знаний об англосаксонской эпохе. Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОЙ АНГЛИИ Поскольку в ранний период завоевания в Англию приплыло множество племенных вождей, в Англии возникло множество королевских династий. Отношения между ними чаще были враждебными, нежели дружественными, но есть серьезные основания полагать, что поселенцы чувствовали себя в большей степени англосаксами, нежели подданными какого-то отдельного королевства. Конец VI и VII в. историки обычно называют «периодом Гептархии». Однако, если перечислить все королевства, существо-павшие как самостоятельные единицы в то или иное время, в этот период их окажется больше, чем семь. Это были Портумбрия (иногда разделенная на два королевства — Ьсрницию, занимавшую земли между реками Тис и Форт, и Дсйру, лежащую между реками Хамбер и Тис), Линдси (приблизительно на месте нынешнего Линкольншира и Иосточной Англии), Мерсия (приблизительно там, где Имеется в виду Эдуард Г Английский (1272—1307). ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ сейчас располагаются центральные графства Англии, вокруг Бермингема), Эссекс, Мидлссекс, Кент, Узссекс и Суссекс; их короли вели свою родословную от Одина или другого германского бога, Сакснета. История Англии от 600 г. до Нормандского завоевания свидетельствует о постепенном переходе роли главенствующего центра от северных земель к южным, от Нортумбрии — Уэссексу. Это также история уменьшения могущества самостоятельных королевств и их окончательного объединения под властью одного человека.
Одним из главных событий этого периода, несомненно, является принятие англосаксами христианства. Миссия святого Августина, приплывшая на остров в 596 г., и последующая христианизация принесли англосаксам письменность и идею централизованного правления, но, как указывал сэр Франк Стентон, церковь являлась скорее помехой, чем помощником в деле объединения страны. Учреждение архиепископства Йоркского в 734 г., например, привело к разделению церковной и, до некоторой степени, светской власти внутри страны. Нортум-брия в течение этого периода англосаксонской истории рассматривалась как некая отдельная территория, свидетельством чему служит, в частности, тот факт, что король Альфред в своем предисловии к переводу «Обязанностей пастыря» Григория Великого разделяет земли «по эту сторону Хамбера» и земли «за Хамбером». В начале англосаксонской христианской эпохи Нор-тумбрия стала главным королевством в Англии. В VII столетии короли Нортумбрии Эдвин1, Освальд и Осви были 1 Эдвин (Edwin, Eadwine, лат. Aeduinus) — король Нортумбрии (585—633), сын Эллы, короля Дейры. После смерти Эллы (588 г.) король Берниции Этельрик завоевал Дейру. Эдвин нашел убежище у короля Восточной Англии Редвалда. В 617 г. Эдвин с помощью Редвалда отвоевал Дейру и Берницию, сделался королем всей Нортумбрии, постепенно объединил под своей властью почти всю англосаксонскую Британию и достиг такого могущества, как ни один король до него. Он был в дружеских отношениях с королями Кента, ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ близки к тому, чтобы утвердить свое господство над всей Территорией Англии. Но в 658 г. надежды на объединение всей страны рухнули из-за бунта мерсийцев, восставших после того, кик Вулфхере занял трон Мерсии. Хотя мы хорошо себе представляем историю королей Нортумбрии благодаря сочинениями Беды, который сам был нортумбрийцем, северное королевство никогда снова не достигло мощи, которую оно имело в правление Эдвина и Освальда. Тем временем Мерсия поглотила королевства Эссекса и Восточной Англии (вместе с Линдси); правители них двух областей стали отныне подчиняться мерсийскому королю, как своему верховному повелителю. С 670 г. Лондон, главный торговый город Англии, также принадлежал Мерсии. В правление Вулфхере верховную нласть мерсийских королей признали Уэссекс, Суссекс и остров Уайт. Вулфхере потерпел поражение от нор-гумбрийцев в конце своей жизни, и на долю его преемника, Этельбальда, выпало окончательно утвердить юсподство Мерсии над всей Англией. Племянник >тельбальда Оффа (757—796) был самым могущест-пенным из королей мерсийской династии, rex totius уже принявшими христианство, и женился на кентской принцессе ■>дильберге. Вместе с ней в столицу Эдвина Йорк прибыл христиан-i кий миссионер Паулинус и начал там свою проповедь. Корокь Уэс-'скса Квихсльм попытался убить Эдвина, но подосланный им убий-и,| только ранил его. Эдвин предпринял поход на Уэссекс, дав обет креститься в случае победы. После завоевания Уэссекса он собрал уигенагемот для обсуждения этого вопроса. И знатные люди, и даже лрецы высказались за принятие христианства. Эдвин с семьей и всеми приближенными принял крещение от Паулинуса, который стал первым епископом Йоркским. Эдвин выстроил в Йорке большой мшенный собор и способствовал распространению христианства на micpe Англии. Он сумел также утвердить в своем королевстве порядок и мир. Предание гласит, что «в дни Эдвина женщина с грудным ребенком на руках могла безопасно пройти от моря до моря». Однако могущество Эдвина оказалось непрочным. Против него составили шюз король Мерсии Пенда и король Уэльса Кадваллон. В сражении при Гэтфильде нортумбрийцы потерпели поражение и сам Эдвин был уГ>ит. Его детям не удалось удержать власть, и его королевство распил ось.
ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ Anglorum patriae (король всей Англии), как он титуловал себя в одной из своих грамот. В 796 г. Оффе наследовал Кенвульф, и до 821 г., когда он умер, главенство Мерсии никем не оспаривалось и было прочным. Через несколько лет после смерти Кенвульфа Эгберт, король Уэссекса, после ряда военных кампаний против мерсийцев подчинил все земли, прежде управлявшиеся Оффой. С этого времени начинается период господства уэс-секской королевской династии. СКАНДИНАВСКАЯ ЭПОХА В последние годы VIII столетия набеги викингов стали опустошать побережья Англии и Западной Европы. «В этом году, — гласит запись «Англосаксонской хроники* под 1793 г., — страшные знамения были видны над всей Нортумбрией и очень испугали людей. То были огромные смерчи, и зарницы, и огненные драконы летали в воздухе. За ними немедленно последовал голод, а чуть позже в том же самом году, 8 июня, язычники разрушили до основания церковь Божью в Линдисфар-не, творя разбой и смертоубийство». Викинги явились в земли богатые и сравнительно мирные, неся с собой разорение и смерть. Англия в то время была просвещенной страной с процветающей торговлей и зе'мледелием и оказалась совершенно не готова к тому, чтобы противостоять нежданной угрозе, исходящей из Скандинавских стран туманного Севера. Сначала захватчики приплывали небольшими группами просто для того, чтобы пограбить, но с середины IX столетия на Англию двинулись крупные организованные военные силы. Мерсия и Нортумбрия пали перед захватчиками, а Уэссексу приходилось сдерживать постоянный жестокий натиск. Победа уэссекского короля Аль- зо ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ |»рсда над викингами при Эдингтоне в 878 г. положила кшец их триумфу, благодаря которому скандинавы защитили большую часть Англии. С 878 г. Альфред и его феемники стали постепенно подчинять викингов, ко-трые осели на севере и востоке острова.
Традиционно первых викингов именуют данами, хотя, несомненно, в жилах английских «поселенцев» текла кровь разных скандинавских народностей. В первые годы Ч столетия Ланкашир и Чешир и вообще весь северо-за-млд были захвачены приплывшими из Ирландии норвежскими викингами, и постоянные столкновения между да-нлми и норвежцами немало способствовали тому, что мсрсийцам и западным саксам под предводительством) лиарда Старшего1, а впоследствии Этельстана2, удалось привести Нортумбрию под свое главенство одного из самых блестящих английских королей. Этельстан не только покорил север и установил дружественные отношения с местной знатью, он также под-чинил Корнуолл и стал одним из самых авторитетных ■ иропейских властителей, к мнению которого прислушивался император Священной Римской империи, норманны и скандинавы. Он укрепил государство и преобразовал систему денежного обращения. После смерти Иельстана в 939 г. могущество и авторитет английских королей начали постепенно падать. Войны с викингами и внутренние раздоры подрывали силу королевства, и тлько в правление Эдгара (959—975) Англия обрела некое подобие былого величия. Главными заслугами >дгара считаются его покровительство искусствам и монастырской реформе (так называемому «бенедиктин-i кому возрождению»), во главе которой стояли такие иыдающиеся деятели церкви, как Освальд, Эстельвольд 'Эдвард Старший — англосаксонский король (901 — >25>, старший сын Альфреда Великого. 1 Этельстан — сын Эдварда Старшего, внук Альфреда Исликого. ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ и Дунстан (этого последнего один из хронистов более позднего времени назвал «вероломным святошей»). Через несколько лет после смерти Эдгара набеги викингов возобновились. Непрекращающиеся атаки завершились тем, что в первые годы XI столетия Англия была завоевана Свейном и его сыном Кнутом. Кнут вступил на английский трон в 1016 г., и в продолжение девятнадцати лет его правления Англия входила в состав «империи Кнута», простиравшейся от берегов Балтийского моря до островов Силли. Обширной англо-скандинавской империей мог управлять только очень сильный властитель, и она распалась сразу же после смерти сына Кнута — Хардакнута в 1042 г. На английский трон после этого снова вступил представитель уэссекской династии в лице Эдуарда Исповедника, который вырос при дворе герцогов Нормандских. В течение его правления нормандское влияние в Англии усилилось, церковь, правовая и административная система испытали на себе воздействие соответствующих французских институтов. Этим пронормандским настроениям в какой-то мере противодействовал жесткий англосаксонский национализм ближайшего советника короля, Ха-рольда, сына Годвина. Когда после смерти Эдуарда Исповедника и недолгого правления Харольда Вильгельм, герцог Нормандский, захватил английский трон, Англия была уже в некоторой степени готова к нормандскому правлению. Нормандское завоевание привело к централизации правления и объединило Англию раз и навсегда.
САТТОН-ХУ Размер книги не позволяет описать тысячи англосаксонских захоронений, раскопанных в Англии, но одно из этих погребений, обнаруженное в Саттон-Ху около Вуд-бриджа в Суффолке, заслуживает особого внимания. В нем была найдена коллекция артефактов — богатейшая и ценнейшая из всех, которые когда-либо были открыты на Британских островах. По своей значимости она может равняться разве что с сокровищницей из погребения Хильдерика, франкского короля, умершего в 481 г. Захоронение было раскопано в Бельгии в 1653 г., но только несколько вещей из него сохранились после того, как воры ограбили парижский музей в 1831 г. Много богатых погребений было найдено в Англии до Саттон-Ху: Таплоу в Бакингемшире, Брумфилд в Эссексе, Коу-лоу в Дербишире и огромное количество захоронений в Кенте — но все они не идут ни в какое сравнение с сокровищницей короля Восточной Англии. В 1939 г. археологи, работавшие в Саттон-Ху, начали раскопки овального кургана с углублением посередине, который располагался среди других могильников, на краю откоса, спускавшегося к реке Дебен. Форма кур-
Гана, как выяснилось, объяснялась тем, что внутри него находился корабль. Полость образовалась из-за того, что обрушилась крыша деревянной погребальной камеры в средней части корабля, а также благодаря усилиям антикваров XVI или XVII столетия, которые, пытаясь проникнуть внутрь кургана, прорыли шахту в его центре. От корабля сохранились только отпечатки на песке, оставленные сгнившим деревом. Но благодаря умелой работе археологов эти отметины были зафиксированы так, что удалось восстановить строение судна и его общий пид (рис. 17). Первоначально длина судна составляла приблизительно 29 метров. Это было судно с обшивкой внакрой, похожее на то, которое было найдено в Ниде-ме на юге Ютландии. В отличие от знаменитых викинг-ских судов, этот корабль ходил только на веслах. На нем не было мачты, зато сохранились отпечатки уключин. Не было обнаружено ни следов палубного настила, ни скамей для гребцов, зато в центре сохранились останки погребальной камеры с остроконечной крышей, в которой находился погребальный инвентарь. На судне не нашли никаких остатков человеческих костей. Курган, вероятно, представлял собой кенотаф1, памятник знатному и прославленному человеку. Сокровища и личные веши, найденные в захоронении, не оставляют сомнения в том, что это был королевский мемориал. Предметы, найденные в погребении, можно разделить на три группы: а) домашняя утварь и простое оружие, б) личные украшения и личное оружие, в) королевские регалии. В первую группу входят разнообразные цепи, окованные железом деревянные ведра, котлы, гли- 1 Кенотаф (грен. — пустая могила) — ложная гробница, не 1'пдержащая тела. Кенотафы сооружались чаше всего в память тех, чьи icJiii не могли быть найдены или похоронены. Подобный обычай существовал у многих народов мира и связан с поверьем, что дух умершею не находит успокоения, если у него нет могилы. ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ святого Иоанна Крестителя и святого Иоанна Евангелиста; все изображения идентифицируются по надписям. Цвета вышивки поблекли, и теперь трудно определить, какими они были первоначально. Недавняя реставрация, однако, показала, что наряду с самой распространенной в то время золотой нитью использовались также синевато-зеленая, серовато-зеленая, бледно-розовая, темно-коричневая и темно-зеленая. Возможно, примерно такую епитрахиль святой Дустан повелел вышить для леди Этелвюн несколькими годами позже. Эти одеяния представляют интерес не только с художественной, но и с исторической точки зрения, поскольку это единственные англосаксонские церковные облачения, сохранившиеся до наших дней. Клад из Трухиддла по многим причинам является одной из самых значимых находок англосаксонского периода. Он был обнаружен в 1774 г. во время земляных работ в Трухиддле, около Сен-Остелла (Корнуолл). Клад содержал помимо множества монет, позволяющих датировать его приблизительно 875 г., оправу рога, украшенную звериным орнаментом, который дал название художественному стилю того периода — «трухиддлский стиль». Большинство находок из этого клада хранится в Британском музее. Сейчас для нас представляют интерес два предмета церковной утвари — серебряный хлыст и потир. Говоря о потире, нужно отметить, что до наших дней сохранилось только два потира англосаксонской эпохи. «Трухиддлский потир» сделан из серебра, высота его около 13 сантиметров. По верхнему краю и у начала «ножки» проходит бусинный бордюр (фото 17). Потир, найденный в 1104 г. в гробнице святого Кутбер-та вместе с дискосом, не дошел до нас, но мы можем предположить, что он походил на позолоченный бронзовый потир, обнаруженный в церкви, который основал святой Уилфрид в Хексхеме: небольшой, всего 6,5 сантиметров в высоту, он, вероятно, представлял собой «до- X Я'зшвд М. Вильсон «Англосаксы» £5
Рис. 7. Гандерсхеймский ларец. Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха рожный вариант» и использовался вместе с переносным алтарем типа алтаря святого Кутберта. По форме он напоминает чашу из Трухиддла и в целом сходен с большим потиром Тассило (высотой 26,7 сантиметров), главным сокровищем монастыря Кремсмюнстер в Австрии (фото 61). Потир Тассило был изготовлен для монастыря по приказу герцога Тассило, между 777-м и 788 гг., возможно, англосаксонским мастером или ремесленником, знакомым с англосаксонской техникой работы по металлу. Второй артефакт из клада в Трухиддле — хлыст или бич — уникален. Помимо него, бичи нам известны ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ "WibKO из письменных памятников. Их делали из серебряной проволоки, заплетенной тем способом, который < сйчас называют «французским вязанием». Ни один епископский посох англосаксонского перио- п;\ не сохранился, хотя по ирландским образцам и иллюстрациям мы можем представить себе, как они выглядели. Судя по навершию посоха более позднего периода, вероятно из гробницы епископа Ранулфа Фламбарда Даремс-кого (умершего в 1128 г.), в те времена епископский посох ничем не отлииается от того, которым пользуются современные епископы. Посохи с Т-образным наверши-см также встречались, и один образец такого навершия, мыполненного из слоновой кости и датируемого началом XI в., был найден в Алнестере. Другой похожий посох англосаксонской работы находится в сокровищнице Кельнского кафедрального собора. До нас дошли и некоторые другие предметы церковной утвари. Например, в Британском музее хранится крошечный кувшин, который мог использоваться в литургических целях. Он сделан из позолоченной бронзы и, вероятно, относится к XI столетию. В том же самом стиле иыполнены футляры для кадильницы из Перехора, Кентербери (фото 79) и Лондон-Бридж. Эти три футляра квадратные в сечении и сужаются кверху. Сама кадильница, вероятно, имела сферическую форму, и всю конструкцию подвешивали на четырех веревках или тонких цепочках, которые пропускались через петли футляра, и таким образом можно было регулировать высоту. Подобное приспособление изображено на одной из миниатюр Псалтыри XI столетия, хранящейся в Британском музее. Единственный сохранившийся англосаксонский алтарный крест хранится в сокровищнице церкви Святого Го-дула в Брюсселе. Гораздо более роскошный образец мы видим в рукописи XI столетия из Винчестерского Нью-Минстера. Небольшое распятие XI в. с фигурой Христа из моржового клыка, которое хранится в Музее Виктории и ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ Альберта, и крест, находящейся в сокровищнице в Маастрихте, — вот и все, что осталось от бесчисленного множество подобных предметов. Массивный деревянный крест, окованный серебром и называемый крестом Руперта, хранится в церкви Бишофсхофтен, около Зальцбурга в Австрии. Несомненно, его сделали в Англии в VIII в. Большое количество кельтских реликвариев и рак дошло до наших дней, но англосаксонских реликвариев почему-то уцелело не так много. Две черненые серебряные пластины из Британского музея, вероятно, некогда были частью раки в форме дома; подобный тип был распространен в свое время повсюду в Европе (фото 18). Подобные артефакты англосаксонской работы из самшита и моржового клыка имеются в иностранных собраниях, например Гандерсхеймский ларец (рис. 7). Другой образец хранится в собрании доктора Нельсона. Это самшитовая шкатулка с изображениями сцен религиозного содержания. На раке из Мортена (Франция) имеется надпись англосаксонскими рунами. В источниках говорится, что Бенедикт Бископ украшал церковь в Монквермуте изображениями сцен из Нового Завета, в то время как в церкви Ярроу, кроме подобных картин, имелись изображения, иллюстрирующие связь между Ветхим и Новым Заветом. Ни одно из произведений англосаксонской живописи не сохранилось, и мы понятия не имеем, что они собой представляли. И поскольку в нашем распоряжении нет ничего, кроме остатков краски на мемориальных камнях и других резных каменных скульптурах (например, викинг-ский мемориальный камень с кладбища Святого Павла в Музее Гилдхалла, Лондон, фото 74), остается только сожалеть о том, что мы не можем, подобно Леланду в XVI столетии, любоваться великолепной росписью Ре-кулверской церкви в Кенте. Одним из прекраснейших детищ англосаксонского христианства являются церковные книги и особенно
Ьиблии, часто великолепно иллюминированные, которые, к счастью, дошли до нас в достаточном количестве. Они представляют особую ценность для изучения англосаксонского искусства, и мы поговорим о них подробнее в последующих главах. В англосаксонской Англии писцы достигали таких высот мастерства, что равных им трудно найти на континенте, и как англосаксонские умельцы изготовляли панели для алтаря церкви Святого Петра в Риме, так и англосаксонские писцы трудились в новых монастырях Германии и Франции. В то же самое время чужеземные мастера работали и в Англии. Мы уже говорили, что стекольщики и каменщики были приглашены в Нортумбрию Бенедиктом Бископом, а намного позднее кафедру и распятие в Беверли описы-нали как работу «немецких мастеров». Влияние христианства заметно и в светских вещах. Так, на задней стороне большой серебряной фибулы из Саттона (остров Эли) начертано имя Господа (фото 78). На наноснике шлема из Бенти-Грейндж имеется инкрустация серебром, изображающая крест. Король, которому посвящен кенотаф в Саттон-Ху, владел парой ложек с выгравированными на них именами Савла и Павла, символизирующими крещение. На кольце королевы Этельсвит изображен агнец Божий. На винчестерской пластинке из моржового клыка вырезаны ангелы (фото 75), а рука Бога представлена на монетах Эдварда Старшего и других англосаксонских королей. Подобные примеры использования христианской символики свидетельствуют о том, что христианство играло важную роль в сознании повседневной жизни англосаксонского общества. Глава 3 Повседневная жизнь людей Сельские поселения и сельское хозяйство Англосаксонское общество было, по сути, аграрным. Основой экономики служило сельское хозяйство, и люди всех сословий жили преимущественно на земле — в деревнях или на отдельных хуторах; только ремесленники проживали в городах, но их было крайне мало. В течение последних нескольких лет были сделаны первые шаги к тому, чтобы описать жизнь англосаксонских сельских жителей с учетом новых данньг об их домах и поселениях. Имеющиеся археологические свидетельства относятся к различным периодам и равным экологическим и климатическим условиям. Однако несмотря на это, существует соблазн попытаться изобразить некую общую картину англосаксонской жизни. В англосаксонской Англии существовало четыре основных сословия; терминология с течением времени менялась, но для наших целей достаточно сказать, что это были: король, знать, йомены и рабы (я специально не использую древнеанглийских названий). Границы между этими классами оказывались достаточно размытыми. Перейти из сословия в сословие при наличии соответствующих качеств оказывалось не так трудно; теоретически даже королевская власть не считалась наследственной. Я не стану вдаваться в подробности, скажу только, что предложенная общая классификация удобна при описа- ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ пии разных типов жилищ. Поскольку большинство поселений, о которых здесь пойдет речь, были открыты археологами относительно недавно, то мои рассуждения носят предварительный характер. В настоящее время получены археологические данные о двух королевских резиденциях: Иверинге в Нор-тумбрии и Чеддере в Уэссексе. В Иверинге доктор Хоуп-Тейлор обнаружил villa regalis, упомянутую Бедой в его «Церковной истории», в отрывке, посвященном принятию Нортумбрией христианства в 627 г.: «Так велики были стремление нортумбрийцев к вере и их жажда спасения, что Паулин, придя однажды во дворец короля и королевы Гефрине, тридцать шесть дней проповедовал и крестил приходивших к нему. При наследниках Эдвина этот дворец был заброшен и выстроен другой в месте, называемом Мэллинх»1. Раскопки выявили три периода строительства: первый начался на рубеже VII столетия, возможно в правление Этельфрита (592—616), и продолжался во времена Эдвина (умер в 632 г.). Во второй период город восстанавливали после пожара, возможно связанного с разорением Нортумбрии в 632 г. На третьем этапе город перестраивали, вероятно, по повелению Осви (654— 670), после второго пожара, который доктор Хоуп-Тей-лор соотносит с вторжением Пенды, короля Мерсии. В восточной части в конце VI столетия был построен форт, где жители в случае опасности могли скрываться. Город, вероятно, существовал во времена короля Эдвина и включал в себя некоторое количество построек, из которых одна, самая внушительная, скорее всего, служила королевским дворцом (рис. 9, а). Это прямоугольное здание имело две боковые пристройки и отгороженное от остального помещения отделение в восточном конце. Длина здания равнялась 27 метрам. Стены были 1 Перевод В. Эрлихмана. С. 66. ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ выстроены из вкопанных в землю стоячих бревен без поперечен. Крышу строения частично поддерживал ряд опор, стоявших вдоль стены. Неподалеку располагалось несколько меньших зданий той же конструкции, вероятно жилиша знати. Доктор Хоуп-Тейлор считает, что одно из них было языческим храмом, после принятия христианства превращенным в церковь. Другое здание имело утопленный в землю пол. Но наиболее интересное сооружение из имеющихся — ряды скамей, расположенные так, что вместе они напоминают кусок, вырезанный из круглого пирога, и помост по центру этого клина, в его «клюве». Предположительно, это было место собраний. Возможно, именно здесь Паулин проповедовал новую веру народу Берниции. Во второй период здания перестраивались, но незначительно, рядом с ними была возведена деревянная церковь, вокруг которой возникло кладбище. Недалеко от Эдинбурга, в самой северной части Нор-тумбрии — в Дун-Хилле (Данбар), — доктор Хоуп-Тейлор раскопал здание, обнесенное частоколом, очень похожее на «дворец» в Иверинге. Оно в свое время сгорело, но было отстроено в первоначальном виде. Хотя этот дом короче своего собрата в Иверинге на 2,5 метра, он имел такую же конструкцию и пропорции. Окончательные результаты раскопок еще не опубликованы, однако не приходится сомневаться, что это здание, построенное в VI в., сходно с постройкой в Иверинге. При этом такой тип постройки нельзя считать чисто англосаксонским или германским, ибо известно, что в указанный нами в качестве датировки период в этой местности жили кельты. Соответственно, его можно счесть порождением местной традиции, не обязательно связанной с германским типом дома, которые обычно считают прототипом англосаксонских зданий. Раскопки в другой королевской резиденции — Чеддере — вел мистер Филипп Ратц. Это место весьма зна- ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ мснательно для англосаксонской истории. Уитэны (Национальная Ассамблея) собирались в этом городе в 941, 956 и 968 гг.; он также упоминается в завещании короля Альфреда и в грамоте короля Эдви (955—959). Его история продолжалась и после Нормандского завоевания, и наиболее впечатляющая его постройка — дворец XI [ в. Самой ранней постройкой, обнаруженной в Чеддере, является здание со множеством пристроек, датируемое IX столетием. Оно (рис. 9, б) имело длину приблизительно 25 метров, слегка наклонные стены и боковые входы. Стены были построены из вертикальных бревен, вкопанных в землю на расстоянии приблизительно 22 сантиметров друг от друга. Промежутки, вероятно, были перекрыты досками и прутьями. Внутри зала был обнаружен участок обожженной глины (к югу от главного входа); там, вероятно, располагался очаг. По поводу двойного ряда столбов на западной стороне разгорелся спор. Высказывалось предположение, что они поддерживали крышу или пол второго этажа. Но такая гипотеза, вполне допустимая с исторической точки зрения, в данном случае кажется маловероятной. Ко второму периоду в Чеддере относится большое здание (рис. 9, в), которое имело длину 19 метров и сохранялось, хотя и со множеством переделок, вплоть до XII в. Оно было прямоугольным; две двери располагались на фронтонах. И это здание, и его предшественник находились в окружении других меньших построек. Маленькая часовня, например, датируется тем же временем, что и более поздний дом, как и небольшое четырехугольное здание, а также некое строение, которое предположительно представляло собой «птичий двор». Археологами изучены только два королевских жилища англосаксонского периода — в Иверинге и Чеддере, хотя в Олд-Виндзоре во время раскопок были обнаружены останки англосаксонского дворца более позднего ЛЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ времени. Королевские резиденции, вероятно, не слишком отличались от жилищ самых богатых представителей знати. Лучшим примером такого жилища служит усадьба богатого землевладельца позднего периода англосаксонской истории (XI столетие) в Сулгрейве в Нор-тхемптоншире. Брайен Дависон обнаружил там дом и ворота с башней; позднее усадьба была окружена земляной насыпью. Раскопки еще не закончены, но у нас имеется достаточно фактов, чтобы сделать некие предварительные выводы. Самая первая постройка, возведенная на этом месте, — длинный деревянный дом чрезвычайно сложной формы — датируется примерно 1000 г. Стены, по всей видимости, были обшиты досками. В западном конце здания находилась открытая веранда. Через дверной проем можно было пройти в маленькую комнату, а затем в главный зал. Две двери располагались друг напротив друга на боковых стенах, в центре зала помещался очаг, а вдоль стен стояли скамьи. Самая восточная пристройка возвышалась на каменном основании высотой около метра. По-видимому, у здания имелся и второй этаж, который был шире первого. Рядом с домом и на одной линией с ним у западной части стены были обнаружены ямы от столбов некоего квадратного сооружения. К северу от дома располагалась башня, в стене ее (приблизительно 56 сантиметров толщиной) была прорублена прямоугольная дверь шириной в метр. Усадьба донормандского периода в Сулгрейве включала в себя дом и башню, все, что требовалось тэну в ту эпоху. Согласно документу XI в.: «Если кэрл (йомен) достаточно зажиточен и имеет пять гайд1 земли (церковь и кухню), колокол и ворота 1 Гайдн- участок земли, который можно возделать одним плугом с упряжкой в 4 пары волов. Такая гайда составляла 120 акров. В некоторых источниках гайда считается рапной 80 или 100 акрам. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ для замка, место и особую должность в королевских палатах, тогда он вправе именоваться тэном (благородным)». Таким образом мы находим в Сулгрейве дом некоего шкиточного землевладельца, который позднее был превращен в укрепленную резиденцию нормандского рыцаря. Присутствие башни наводит на мысль, что башня церкви в Эрлз-Бартоне, расположенная на расстоянии нескольких миль от Сулгрейва, которая также обнесена (смляными укреплениями, могла быть частью подобного же комплекса, состоящего из церкви и дома. Пока Сулгрейв — единственное обнаруженное в ходе раскопок жилище, которое идентифицируется как усадьба тэна, хотя останки здания, которые профессор Барри Кан-ииффом обнаружил в пределах римского форта в Порт-честере (Гэмпшир), могут оказаться чем-то подобным. В Портчестере обнаружены следы постройки V столетия с утопленным полом и ямы от столбов, расположенные на северо-запад от нее. Прямоугольное здание VIII —IX вв., около семи метров длиной, представляет следующий этап застройки. Но наибольший интерес для нас представляет группа зданий, построенных в период с IX по XI столетия. Они (рис. 9, г) датируются исходя из loro, что их останки находятся под слоем, содержащим обломки керамики XII в., а по черепкам, обнаруженным и культурном слое, можно сказать, что поселение существовало на протяжении достаточно длительного периода. Было обнаружено пять строений: строение 1 — деревянное здание со стенами из вертикальных столбов, переплетенными тростником, обмазанными глиной; строение 2 — здание, которое два раза перестраивалось, скорее всего, отдельно стоящая башня, обмазанная снаружи глиной; строение 3 — зал длиной около 13 метров; строение 4 — еще одно прямоугольное здание длиной приблизительно 10 метров; и строение 5, также прямоугольной формы. ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ Профессор Канлифф истолковал историю поселения так: строения 1, 3 и 5 и первый вариант здания 2 принадлежат одному периоду. Во втором периоде строение 3 было снесено, и на его месте возникло кладбище из приблизительно восемнадцати могил. В это же самое время была возведена заново западная часть строения 1, сооружено строение 4 и перестроено здание 5. На третьем этапе перест
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.189 (0.02 с.) |