Ювелирное искусство 900—1066 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ювелирное искусство 900—1066 гг.



Эту главу мы закончим тем, с чего начали, а имен­но ювелирным искусством. Даже в позднюю эпоху ан­глосаксонские мастера любили работать с этим мате­риалом. К сожалению, самые прекрасные образцы англосаксонских ювелирных изделий до наших дней не сохранились, и до нас дошли лишь несколько незначи­тельных предметов, в которых видна скорее тень сла­вы английских ювелиров. Почти все золотые и сереб­ряные изделия были в свое время расплавлены, и до нас дошла лишь горстка фибул и безделушек и не­сколько образцов церковной утвари. Даже самый выда­ющийся образец, сохранившийся от этого периода, — золотая с серебром фибула из королевской школы (Кентербери) — является второразрядным изделием, выполненным в трухиддлском стиле, с достаточно при­митивным звериным орнаментом, нанесенным по чер­ни. Подобный черненый фон имеется на двух пласти­нах раки, хранящихся в Британском музее. Хотя звери на них изображены в трухиддлском стиле, автор, судя по всему, не был полностью свободен от влияния ху­дожественных стилей Еллинга и Рингерика. Примером англосаксонского украшения, выполненного в ринге-рикском стиле, является довольно грубая фибула из Сат-тона, остров Эли (фото 78), найденная в конце XVII сто­летия вместе с кладом монет Вильгельма Завоевателя. Звери и змеи, изображенные на этой фибуле, представ­ляют собой довольно качественную адаптацию викинг-


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 38. Звериный орнамент, изображенный на англосаксонской пластине раки X столетия. Британский музей

ского стиля, смягченного гротескными элементами, привлекавшими английских художников на протяжении многих столетий.

Винчестерский стиль также проникает в ювелирное дело. Яснее всего это видно на примере ряда бронзовых изделий, в декоре которых мы видим все элементы, ис­пользовавшиеся при оформлении рукописей, включая изображения зверей и лиственный орнамент. Один из этих предметов — футляр кадила из Кентербери (фото 79), украшенный изображениями птиц и аканфовыми листьями. Сходство со стилем винчестерских рукописей прослеживается и в декоре переносного алтаря (фото 16), теперь хранящегося в музее Клюни, о котором мы уже говорили выше.

Эту книгу, в которой я попытался изложить историю англосаксонской Англии, увиденную глазами археолога, завершает обзор англосаксонского искусства. Его часто недооценивают даже сами англичане. На протяжении столетий от падения Рима до Нормандского завоевания английское искусство несколько раз достигало расцве­та, и искусствовед может указать некоторые особеннос­ти современного английского искусства, восходящие к традициям англосаксонских времен.


ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Однако не только традиции англосаксонского искус­ства живут и поныне. Многие черты современной анг­лийской жизни впервые возникли в те времена. Наша административная система (и местная, и общенацио­нальная), наши законы, наш парламент, наш язык и наша литература в конечном счете имеют англосаксон­ское происхождение. За прошедшее столетия они изме­нились до такой степени, что англосакс, живший во времена короля Альфреда, едва узнал бы их и признал своими, но для историков их истоки очевидны. Под­тверждения этой преемственности можно видеть по­всюду; многие личные имена и географические назва­ния произошли от англосаксонских, и в те же времена возникли большинство деревень, и некоторые города возникли во времена англосаксов.

Границы наших округов и графств, и даже принцип датировки исторических событий от Рождества Христо­ва, появились в англосаксонские времена. Викинги, нормандские властители, французские государственные деятели, германская знать, французские протестанты и беженцы из Центральной Европы вливались в англий­скую нацию, которая в основе своей остается англосак­сонской.


ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ

Вследствие замечаний, сделанных во вступительной части, следует подчеркнуть, что даты приведены мной в примечании лишь для удобства читателя и являются относительными.

/. Пара застежек из захоронения в Саттон-Ху. Булавка с навершием н виде головы животного, прикреплена цепочкой к застежке и может быть вынута, после чего застежка распа­дется на две части. Застежка крепилась к одежде посредством петель с оборотной стороны. Украшена гранатами и эмалью (см. рис. 3). Начало VII в. Длина 12,4 см. Лондон, Британс­кий музей.

2. Золотые накладки рукояти меча из Саттон-Ху, некото­рые из которых инкрустированы гранатами. Две куполообраз­ные круглые накладки украшали ножны, накладка в виде усеченной пирамиды, вероятно, украшала пояс меча. Конец VI или начало VII в. Длина навершия рукояти 6,5 см. Лондон, Британский музей.

3. Две из десяти серебряных чаш византийского происхож­дения из погребального корабля в Саттон-Ху. Диаметр каждой около 20 см. Лондон, Британский музей.

4. Небольшая пряжка из погребения в Саттон-Ху. Золото
инкрустировано гранатами. Длина 4,5 см. Лондон, Британский
музей.

5. Золотая пряжка, инкрустированная гранатами, из погре­
бения в Саттон-Ху. Верхняя часть поворачивается на 90 гра­
дусов по отношению к позиции, в которой она изображена на


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

фото. Конец VI или начало VII столетия. Длина 5,3 см. Лон­дон, Британский музей.

6. Золотая пряжка, инкрустированная гранатами, из погребе­ния в Саттон-Ху. Конец VI—начало VII столетия. Длина 7,7 см. Лондон, Британский музей.

7. Большая застежка из погребения в Саттоп-Ху, на кото­рой чернью нанесены изображения змеи и другой звериный орнамент (см. рис. 32). Начало VII в. Длина 13,2 см. Лондон, Британский музей.

8. Шлем из погребения в Саттоц-Ху. Шлем, вероятно, в VI в. был сделан в Швеции. Он состоял из железного каркаса, покры­того сверху бронзовыми пластинами, со вставками из серебра и позолоченной бронзы. Шлем удалось почти полностью восста­новить. Надбровья украшены гранатами. Высота около 31,8 см. Лондон, Британский музей.

9. Крышка кошелька из погребения в Саттоп-Ху. Белый
фон — работа современных реставраторов. Содержит гранаты и
фрагменты мозаичного стекла. Кошелек содержал 37 меровинг-
ских золотых монет, 3 заготовки и 2 слитка. Начало VII столе­
тия, 18,8 см. Лондон, Британский музей.

10. Концевая часть большого точильного камня (скипетра)
из погребения в Саттон-Ху. Бронзовый корпус покрывал рас­
крашенный красным кончик. Конец VI или начало VII в. Дли­
на представленной на фотографии части приблизительно 13 см.
Лондон, Британский музей.

//. Фигура из подвесной чаши из Саттоп-Ху; бронзовая рыба на стойке, помещенной в середине покрытого эмалью диска. Конец VI или начало VII столетия. Длина рыбы 9,3 см. Лондон, Британский музей.

12. Башня церкви Всех Святых, Эрлз-Бартон, Нортгемп­тоншир. Это один из самых прекрасных образцов англосак­сонской арх>1тектуры в Англии. Верхний горизонтальный ряд кладки и парапетная стена башни построены позднее, но ос­новная часть постройки возведена в X столетии. Стены покры­ты штукатуркой и украшены пилястрами, аркадами и други­ми скульптурными деталями. Высота башни с современными надстройками почти 21 м.

13. Интерьер церкви в Эскомбе. Графство Дарем. Одна из сохранившихся лучше всего англосаксонских церквей. На фото изображена круглая, узкая арка алтаря, с радиальными


Подписи К ФОТОГРАФИЯМ

клинчатыми камнями, а также закругленные окна и прямо­угольная дверь. Конец VII столетия. Ширина нефа прибли­зительно 4,4 м.

14. Апсида церкви Всех Святых в Уингс (Бакингемшир) X столетия. Большая часть строения церкви сохранилась, но южный придел и башня церкви, присутствующие на иллюст­рации, построены в XIV—XV столетиях. Длина апсиды 7 м.

75. Церковь Святого Лаврентия, Бредфорд-на-Эйвоне в графстве Уилтшир. Построена Алдхсльмом в конце VII или в начале VIII столетия. Восстановлена вместе с достройками в X в. (ангел, изображенный на фото 73, был добавлен) и ис­пользовалась как домашняя церковь. Вновь открыта в 1858 г. после тщательной реставрации. Внешняя длина приблизитель­но 14,6 м.

16. Дубовый пересной алтарь из порфира с окантовкой из позолоченного серебра. Сверху изображено распятие Иисуса Христа, а внизу агнец Божий. Также изображены фигуры евангелистов, архангелы, Мария и святой Иоанн. IX столетие. Длина 26,4 см. Париж, музей Клюни.

17. Серебряная чаша из Трухиддлского клада (см. фото 63). Одна из двух сохранившихся англосаксонских чаш. Внутренняя часть была первоначально позолочена. Чаша была восстановле­на. IX столетие. Высота 12 см. Лондон, Британский музей.

18. Две пластины раки X столетия. Пластины были сдела­ны из серебра и покрыты чернью, верхняя пластина украше­на звериным орнаментом (см. рис. 38). Длина прямоугольной части 12,4 см. Лондон, Британский музей.

19. Англосаксонские серебряные монеты различных пери­одов. На фото показан и реверс и аверс каждой из монет. Монеты правителей слева направо: Оффы, около 785 г.; Аль­фреда, около 886 г.; Эдварда Старшего, около 920 г.; Эдварда Старшего, около 920 г.; Сигтрика Одноглазого, около 923 г.; Анлафа Гутфритсона, около 940 г.; Эдварда Мученика, около 975 г.; Этельреда II, лето 1009 г.; Этельреда II, около 1010 г.; Этельреда 11, около 1010 г.; Кнута, около 1025 г.; Эдуарда Исповедника, осень 1065 г. Лондон, Британский музей.

20. Группа крестообразных фибул. Найдены слева направо: Грин-Бенк, Дарем; Вест-Стоу-Хез, Суффолк; Баррингтон, Кем­бриджшир; Баррингтон, Кембриджшир. VI столетие. Длина са­мого большой фибулы 15 см. Оксфорд, музей Ашмола.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.008 с.)