Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дэвид М. Вильсон. Англосаксы

Поиск

Рот часто открыт, а губы вывернуты наружу. Рисунок выполнялся в технике неглубокой чеканки на плоской поверхности, а полихромный эффект часто достигался за счет позолоты, если основой служило серебро, или серебрением, если изделие было из бронзы. Такие жи­вотные (рис. 31, а) изображены на большой пряжке из Макинга (Эссекс); такого типа, какой носили римские воины в провинциях, что свидетельствует о связи этого стиля с искусством римского мира. Отдельные его эле­менты встречаются в декоре римских ложек и других изделий. Миссис Хоукс предположила, что стиль при­надлежал ютам и что он зародился на юге Скандинавии. Эта гипотеза большинством исследователей была отвер­гнута, и кажется, что более удовлетворительным объяс­нением сходства скандинавских находок с кентскими служит идея, что они имели общий римский прототип. Если в характере этого декора есть нечто германское (теория, предложенная другими учеными), то эти эле­менты должны были быть привнесены в него задолго до конца римского периода, поскольку мы видим образчи­ки этого стиля на римской столовой утвари и на рим­ских пряжках. Но каково бы ни было его происхождение, этот стиль получил распространение среди англосаксон­ских мастеров в начале V столетия.

Римские пряжки позднего периода, типа той, что была найдена в Макинге, оформлялись в технике, кото­рую первоначально использовали для резьбы по твердо­му дереву. Метод состоял в следующем. На поверхность наносился орнамент из Х-образных крестов; затем резец устанавливали в центре креста и наносили резьбу таким образом, чтобы она была глубже всего в центре, а к кон­цам сходила на нет. После изъятия вырезанной части на месте крестов получались пирамидальные углубления.

Эта техника стала использоваться в мастерских рим­ских провинций для работы по металлу, и в Англии най­дено некоторое количество образцов (фото 30—32). По-


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 3]. Раннеанглосаксонский звериный орнамент: а — животные, изображенные в «стиле кольцевых фибул» с застежки из Макипга, Эссекс; б и в — животные, выполненные в «стиле № 1» с круглой фибулы из захоронения № 46, Лонг-Уиттенхем, Беркшир, и с круглой фибулы из Суффолка; г — животные, выполненные в «стиле № 2» с обрамляющих вставок рога для питья из Таплоу, Ба­кингемшир

знакомившись с ней, германские ремесленники Южной Скандинавии попробовали применить ее к звериному орнаменту, и в таком измененном виде она вскоре ста­ла известна всей Западной Европе. Одним из первых примеров использования этой техники не римлянами является фибула из Хаслингфилда (Кембриджшир), сде­ланная в Англии или, возможно, в Германии (фото 34). Фибула покрыта спиральным орнаментом подобным тому, который мы видим на пряжках, и изображением смотрящих в разные стороны животных.

Многие работы англосаксонских мастеров V—VI сто­летий украшены орнаментом, выполненным в описан­ной выше технике. Наибольшее распространение (рис. 31, б и в) в то время получил звериный орнамент, кото­рый, как пишет сэр Томас Кендрик, «утратил свою зоо­логическую реальность и превратился просто в узор. Головы и ноги, хвосты и зубы образуют беспорядочную


ЛЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

и притягательную смесь, и это хитросплетение линий и фигур покрывает каждый квадратный дюйм поверхнос­ти предмета». Подобный декор встречается на предме­тах, найденных в Германии и Скандинавии, а также в Венгрии и Восточной Европе. Трудно установить, где зародился «звериный стиль», но практически наверня­ка к англосаксам он пришел из Южной Скандинавии.

Этому стилю шведский ученый Бернхард Салин дал название «стиль № 1». В рамках «стиля № 1» встречает­ся большое количество разнообразных, сходных по фор­ме орнаментов, и английские образцы полностью под­падают под эту классификацию. Расцвет его приходится на период с конца V до конца VI столетия, когда на смену ему пришел «стиль № 2». В нем динамика и рез­кость первых звериных орнаментов уступали место (рис. 31, г) более простому декору, основу которого составля­ло переплетение лентоподобных тел животных и змей. В действительности смысл этого нового декоративного приема был тем же: заполнить поверхность сложным узором. Здесь по-прежнему не проявлялось никакого стремления к реализму. Симметрия либо присутствова­ла, либо нет по желанию мастера. На «яблоке» рукояти меча из Крандейл-Даун (рис. 32, справа) симметрия пол­ностью нарушена; на золотой застежке из Саттон-Ху (рис. 32, слева) только головы зверей расположены сим­метрично, а «плетенка» — нет. Место зарождения этого «ленточного стиля» неизвестно, но, очевидно, что он появился не в Англии.

У англосаксов мы наблюдаем интересное смешение двух стилей, ярким примером которого служит декор оп­равы рога из Таплоу: в нем фрагментарный узор первого стиля сочетается с плетеным орнаментом «стиля № 2». (Интересно, что в оформлении разных частей этого арте­факта представлены оба стиля, а также «смешанный вари­ант».) Любопытная особенность «стиля № 2», которую можно проследить на примере застежки и пряжки из Тап-


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 32. Ленточный стиль звериного орнамента пряжки

из Саттон-Ху и с набалдашника меча из Крандейл-

Даун. Лондон, Британский музей

лоу (фото 44), состоит в сочетании эффекта ложной резь­бы с филигранью. Эффект ложной резьбы достигается за счет того, что одним из наиболее впечатляющих образцов англосаксонского языческого искусства являются поли-хромные драгоценности из Кента и Восточной Англии. Они инкрустированы гранатами и сине-зеленым стеклом, также при их изготовлении использовалась чернь. Суще­ствует два главных типа этих украшений. Первый — рос­кошные драгоценности (фото 35), в котором плоские кам­ни и стекло помещены в золотые и серебряные ячейки на золотом или серебряном основании. (На французском языке эта техника получила название клуазоне, от cloison — ячейка.) Пространство между ячейками украшал орна­мент из филиграни, филигрань также использовалась в оправах камней. На дне ячеек позади граната помещалась фольга. Солнечные лучи, отражаясь от нее, проходили через камень под разными углами, создавая игру света, без которой камень казался бы довольно тусклым и плоским. Гранаты из некоторых ячеек креста Уилтона (фото 42) по­теряны, но фольга сохранилась.

Второй вид более скромен (фото 36, 37); основание и ячейки отлиты из одного куска металла; в промежут-


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

ках выгравирован орнамент, иногда имитирующий фи­лигрань. Эти ячейки были заполнены гранатами; цвет­ное стекло встречается реже. По краям многих украше­ний этого типа наносились чернью маленькие кольца.

Чаще всего в подобной технике делались круглые фи­булы, которые часто находят в Кенте, но известны случаи, когда ее применяли при изготовление других украшений; гранатами, например, часто декорировали верхнюю квад­ратную часть больших разомкнутых фибул.

Формы ячеек в более богатых полихромных украшени­ях дали повод для дискуссии относительно происхожде­ния этой техники. Многие черты, характерные для нее, обнаруживаются у изделий из Италии, Швеции или Ни­дерландов. Хотя образцы, найденные в Англии, безуслов­но, более высокого качества, трудно на основании этого судить, сделана ли застежка из Уиналдама (фото 39), об­наруженная недавно в Голландии, датским или англий­ским мастером или она была, по словам Бруса-Митфор-да, «работой мастера, обученного в Кенте или Суффолке, но трудившегося для своего континентального покрови­теля». Древнейшие прообразы полихромных украшений можно найти у готов Причерноморья, а готские мастера, вероятно, унаследовали некоторые приемы и навыки у скифов. Украшения IV в., найденные в Румынии и Венг­рии, свидетельствуют о популярности техники клуазоне в Восточной Европе, а качество драгоценностей из захоро­нения Хильдерика (умершего в 481 г.), найденного в Бель­гии, говорит о том, что в Западной Европе она достигла высокой степени развития. В Англии, в частности в Кен­те, техника изготовления гюлихромных украшений стала известна в начале VI столетия, вероятно, от обитателей франкских земель. Поначалу она сводилась к инкруста­ции гранатами (фото 36, 37), но к концу VI столетия уже создавались роскошные вещи, подобные кингстонской фибуле (фото 35). В VII столетии эта техника распростра­няется повсеместно в Англии (например, фото 38, 40—42).


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

По большей части ювелирные изделия, изготовленные в Англии, были такого же качества, как и в англосаксон­ский период континентальные, но в некоторых случаях, как мы видим на примере в украшениях Саттон-Ху (фото 1 и 4), мастера достигали невиданных высот, не имеющих аналогов в Европе.

В конце нашего краткого очерка искусства англосак­сонского языческого периода мы должна рассмотреть вопрос о кельтском влиянии. Кельтские мотивы появ­ляются обычно в декоре довольно обширной группы предметов, классифицируемых как подвесные чаши (фото 43, 45). Все они, за исключением последних двух образцов, сделан;.: из бронзы и имеют диаметр от 20 до 45 сантиметров. Три колечка для подвешивания крепи­лись к чаше с помощью заклепок-крючков, которые являлись продолжением декоративных плашек с орна­ментом. В более поздних образцах плашки покрывали эмалью, и еще одна пластина крепилась узором на дне чаши. Эти пластины украшены спиральным, восходя­щим к бриттскому кельтскому орнаменту. Об этих под­весных чашах мы уже говорили, когда обсуждали захо­ронение в Саттон-Ху. Декор чаш, однако, отражает лишь один аспект вновь возникшего интереса к кельт­ским формам и темам. Кабан на шлеме из Бенти-Грейндж (фото 28, 29) является прямым потомком мно­жества кабанов, которых изображали в сходной манере кельты до римского периода. Кабаны также изображе­ны на мече, найденном в реке Ларк. В изображениях людей также прослеживаются любопытные кельтские аллюзии. Маски, вырезанные на точильных камнях из Саттон-Ху и Хуг-он-Хилл (фото 10), например, имеют безусловно кельтское происхождение и, возможно, про­никли в англосаксонское искусство через Шотландию или Ирландию. Вообще кельтские мотивы широко пред­ставлены в работах англосаксонских мастеров. В VII и VIII столетиях мы встречаем их в оформлении рукопи-


АЭ8ИЛ М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

си, также как в декоре изделий из кости и металла. Изящные спиральные орнаменты, выполненные с таким совершенством в Линдисфарнском Евангелии (фото 48), датируются приблизительно 700 г., являются развитием орнаментальных мотивов, присутствующих на пластине из Миддлтона (фото 43). Декор шкатулки из моржового клыка (рис. 7) из Гандерсхейма (теперь хранящейся в музее в Браунсвике) выполнен в англосаксонском «зве­рином стиле». Но на одной из стенок этой шкатулки помещена панель, покрытая спиральным орнаментом, — это одно из последних четких проявлений данного мо­тива в англосаксонском искусстве.

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА

До сих пор мы говорили только о произведениях де­коративно-прикладного искусства. Христианство при­несло в Англию новый вид искусства — живопись — и пробудило интерес к монументальной скульптуре. Есте­ственно, это происходило постепенно, как и само хри­стианство было принято не сразу. У нас нет ни одной рукописи, созданной ранее второй половины VII столе­тия, то же относится и к скульптуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.012 с.)