ТОП 10:

Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления



Лекция №15 Региональная структура управления

Некоторые проблемы функционирования органов региональной власти в современный период. Принципы организации региональных органов государственной власти. Вопросы регулирования экономического развития региона.

В сентябре 1999 г. Правительством РФ была одобрена разработанная Госкомимуществом концепция «Управление государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации на 2000-2001 годы». В концепции определены цели, задачи, критерии и методы управления государственным имуществом, способы контроля государства за постприватизационным развитием предприятий.

Органам исполнительной власти предстоит решить ряд неотложных укрупненных задач:

1. Построение эффективной системы управления.

Систему управления следует рассматривать в неразрывном единстве, куда входят следующие элементы: обязательный порядок определения способа достижения цели; регламентация процедуры принятия управленческих решений государственными органами, выбора управляющих; контроль за объектами управления и деятельностью управляющих; предоставление отчетности государственными органами и управляющими, анализ результатов контроля и отчетности; ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Принципы и порядок взаимодействия государственных органов управления должны быть регламентированы соответствующими правовыми актами.

2. Обеспечение эффективности управления.

Эффективность управления заключается в достижении цели управления (качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Это обязательный критерий при оценке деятельности государственных органов и управляющих.

3. Повышение профессионализма управления.

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении своим имуществом и поэтому остро нуждается в разработке системы подготовки и аттестации управляющих. В декабре 1999 г. вступило в силу постановление Правительства РФ «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения». В этой связи Мингосимуществом РФ подготавливаются перечни госпредприятий, которые предполагается реорганизовать, ликвидировать, продать как имущественные комплексы или использовать для создания федеральных казенных производств. Постановление содержит перечень отраслей, в которых допускается закрепление акций в госсобственности и выпуск «золотой акции». К этим отраслям относятся сфера добычи, переработки и сбыта нефти, а также предприятия трубопроводного транспорта, электроэнергетики, морского и речного транспорта, связи, производства вооружений, военной и космической техники, производства продуктов детского питания. Предполагается передать определенную часть унитарных предприятий в собственность субъектов РФ.

Лекция №22 Регионы России

Макроэкономическое районирование страны. Административно-

территориальное деление: от Руси до современной России. Северо - Запад России. Центральный и Центрально - Черноземный районы. Поволжский район. Северный Кавказ. Урал. Сибирь. Дальний Восток

Классификация регионов. Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

• объем валового регионального продукта;

• темпы экономического роста;

• тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

• коэффициент плотности населения;

• характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

• депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

• стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

• пионерные регионы - регионы нового освоения;

• программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).

Деление территории на регионы называется районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. Рассмотрим некоторые виды районирования в России.

1. Административно-территориальное деление. В истории Российского государства было проведено множество изменений административно-территориального устройства. С начала 18 века и вплоть до октябрьской революции 1917 года основной административно-территориальной единицей была губерния. Петр 1 в 1708 году учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало. В начале 20 века Россия была разделена на 99 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости. Сведения об административно-территориальном устройстве царской России приведены в таблице 1.

Таблица 1

Административно-территориальное устройство Российской империи

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР как одна из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные округа. Данные об административно-территориальном устройстве страны в предвоенный период приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Административно-территориальное устройство РСФСР, 1934 г.

В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 89 регионов -субъектов федерации. Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и Санкт - Петербург).

Можно выделить следующие наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования:

1. Регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу, но тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта федерации.

2. Спецификой России является районирование на основе двух критериев. Первый - это административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края). Второй - национально-территориальное деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий.

3. Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.

Субъекты федерации делятся на более мелкие административно-территориальные образования (административные районы, города, городские районы, поселки городского типа, сельские администрации). В настоящий момент в России насчитывается 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов, 1867 районов, 1091 город, 329 городских районов, 1922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). Сравнительная информация о единицах и уровнях административно-территориального деления современной России и РСФСР в предреформенный период приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Административно-территориальное устройство СССР и современной России

В мае 2000 года на территории России образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.

2. Общее экономическое районирование. В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область.

Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения,

экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования в форме координации.

Наряду с экономическими районами, для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны: Запад (Европейская часть и Урал) и Восток (Сибирь и Дальний Восток). Кроме того в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например, выделение европейского ядра и периферийных северных, южных и восточных регионов.

Таким образом, общее экономическое районирование - это не механическое деление территории. Оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, повышении эффективности национального рынка.

3. Проблемное экономическое районирование. Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в социально-экономической политике Правительства России предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как отсталые (слаборазвитые), депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы. Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно - территориальными единицами.

К регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которых осуществляются общегосударственные целевые программы. Например, это программа развития Дальнего востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Другим примером проблемного экономического районирования является выделение зоны Севера.

Особенностью рассматриваемого вида экономического районирования состоит в том, что оно не является сплошным, непрерывным. Т.е. выделяемые проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.

4. Трансгосударственные и межгосударственные регионы. Интернационализация и глобализация экономики приводят к определенной унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных или трансгосударственных регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках европейского союза.

Статистическое бюро ЕС (евростат) применяет многоуровнее территориальное деление. Территориальная единица называется НАТС (nats - nomenclature of Territorial Units for Statistics). Регионы первого ранга - (НАТС- 1) - это субъекты федерации, автономные образования, крупные регионы (всего 77 регионов в 15 странах). Регионы второго ранга (НАТС - 2) - провинции, департаменты, правительственные округа (всего 206). Регионы третьего ранга (НАТС - 3) - графства, префектуры и т.п. (всего 1031). Кроме того, в Европе образуются так называемые еврорегионы, включающие территории сопредельных государств. Например, еврорегион "Сарлотлюкс" включает Саар (ФРГ), Лотарингию (Франция) и государство Люксембург. В еврорегион "Нейсе" входят ряд восточных земель ФРГ, западные воеводства Польши и западные округа Чехии (все они расположены вдоль реки Нейсе). Еврорегионы имеют свои органы управления и права, частично выходящие за рамки юриспруденции государств, особенно в ЕС.

Приграничные регионы России также вовлекаются в процесс формирования транснациональных регионов. Этот феномен наблюдается на границах с Финляндией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, где трансграничные регионы объединены в ассоциации сотрудничества.

Понятие регион применяется и по отношению к международным сообществам -регионам мира. Некоторые из них имеют наднациональные институты координации и (или) управления - например, регион ЕС, регион СНГ, северо-американская ассоциация свободной торговли. Другие крупные региональные сообщества, прежде всего Азиатско - Тихоокеанский регион, только формируют межгосударственные институты. Так, в 1998 году создан межправительственный форум "Азиатско - Тихоокеанское сотрудничество" (АТЭС). В настоящее время АТЭС объединяет 21 страну, в нее принята и Россия.

Либерализация национальных рынков товаров, труда, капитала, информации, стимулирует развитие отношений между национальными регионами и формирование транснациональных регионов. Современный мир - мир регионов.

Любой регион, за исключение мира в целом, является элементов некоторой иерархической системы регионов.

Рисунок 1.

Иерархия регионов России в мировом сообществе

Таким образом, в мире существует множество регионально-государственных иерархий. Но поскольку в большинстве стран, за исключением предельно централизованных и тоталитарных, регионы являются открытыми системами и могут контактировать с другими регионами за пределами страны, связующим элементом иерархической системы регионов являются не только вертикальные, но и горизонтальные связи.

Основные показатели рынка труда

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения относительно рабочих мест по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах. Он является социально-экономической категорией, включающей в себя исторически сложившийся специфический общественный механизм, реализующий социально-трудовые отношения, которые способствуют соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством.

Рынок труда — важнейший элемент рыночной экономики. Это обусловливает важность изучения основных закономерностей его формирования и функционирования как на общероссийском, так и на региональном уровне. Ситуация в сфере труда в значительной степени определяет социальный климат в обществе. Недаром проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов, трудовых отношений выделяются в развитых странах в качестве государственных приоритетов. На состояние сферы труда и занятости влияет не столько государство, сколько экономическая конъюнктура, научно-технический прогресс, демографические и миграционные процессы, степень вовлеченности страны в мировое хозяйство. На рубеже XXI в. действие этих факторов породило в РФ принципиально новые тенденции на рынке труда.

Современный рынок труда в России формируется в беспрецедентно сложной обстановке — после длительного периода командно-административных методов в экономике и иждивенческого настроя общества, в условиях накапливающихся экономических проблем переходного периода.

На состояние российского рынка труда влияют социально-экономические процессы, происходящие в стране в последнее десятилетие. Просчеты в ходе экономических реформ необратимым образом отразились на демографической ситуации и трудовом потенциале страны. Одной из его составляющих является категория «трудовые ресурсы», к которой относится население страны, находящееся в трудоспособном возрасте, обладающее

способностью к трудовой деятельности. В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 15-59 лет и женщины 15-54 лет, за исключением неработающих инвалидов детства, труда и войны. К трудовым ресурсам относятся также работающие пенсионеры и работающие подростки в возрасте от 14 лет.

Доля трудоспособного населения зависит от ее пополнения населением моложе трудоспособного возраста.

Анализ региональной структуры населения по возрастным труппам показывает, что в среднем по РФ доля старших возрастов превышает долю молодых возрастов, однако в шести районах (Северном, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном) доля населения моложе трудоспособного возраста сохраняется высокой по сравнению с долей населения старших возрастов. Противоположный процесс характерен для пяти экономических районов (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Поволжский) и Калининградской обл.

Самая высокая доля трудоспособного населения (64,1%) на Дальнем Востоке, а самая низкая (56,6%) в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах. Самая высокая доля молодых возрастов в Восточной Сибири (29,9%) и на Северном Кавказе (29,8%).

Лидеры по доле лиц старших возрастов также два района — Центрально-черноземный (24,8%) и Центральный (24,3%). Таким образом, определенный резерв пополнения трудовых ресурсов в России имеется, их формирование будет зависеть от проводимой социально-экономической политики и будущих законодательных решений.

Для того чтобы оценить современное состояние российского рынка труда, следует рассмотреть его основную категорию — экономически активное население. Это часть населения, включающая в себя занятых общественно-полезной деятельностью, приносящей доход, и безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней.

Характеристику рынка труда дополняют производные показатели экономически активного населения: уровень его активности и уровень занятости населения.

Уровень экономической активности населения в определенных возрастных группах представляет собой отношение численности экономически активного населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы

Анализ изменений на российском рынке труда опирается на оценку перемещения населения между тремя альтернативными состояниями рынка труда (или категориями занятости): занятости, безработицы и экономической неактивности

К категории занятых относится трудоспособное население в возрасте от 16 лет и старше, которые имеют работу, находятся в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске, включая работающих студентов и пенсионеров.

Уровень занятости населения в определенных возрастных группах — это отношение численности занятого населения к общей численности населения ответствующей возрастной группы.

К категории безработных относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

• не имели работы (доходного занятия);

• занимались поискам работы, т. е, обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались, к администрации предприятий или работодателю, использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

• были готовы приступить к работе;

• учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К категории экономически неактивного населения относится все остальное население в возрасте 16 лет и старше.

К числу основных показателей рынка труда относится уровень безработицы, который определяется в соответствующих возрастных группах как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Структурные изменения на российском рынке труда

Возраст оказывает существенное влияние на динамику и интенсивность движения населения по секторам экономики и категориям занятости. Для представителей старших возрастных групп характерна наиболее низкая вероятность потери работы по всем формам занятости. Однако им присущи не только относительно стабильная занятость, но и довольно длительные периоды безработицы. После потери работы такими лицами шансы ее найти у них значительно ниже, чем у представителей более молодого поколения.

Еще один важный фактор, оказывающий влияние на динамику российского рынка труда — уровень образования. С одной стороны, по всем секторам экономики с повышением уровня образования снижается риск потери работы, с другой — в случае ее потери образование может как помощь индивиду найти работу, так и препятствовать быстрому трудоустройству. С повышением уровня образования возрастают требования работников к условиям труда и его оплаты, более высоко оценивается духовный уровень отдачи затраченного труда и в результате период поиска подходящей работы становится более продолжительным.

Уровень занятых умственным трудом — это важный показатель качества трудовых ресурсов страны: специалисты с высшим образованием, администраторы и управляющие, административно-вспомогательный

персонал, торговые работники.

Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель безработицы. К ним относятся число безработных на одну заявленную вакансию (коэффициент напряженности на рынке труда); средняя продолжительность безработицы; масштабы «скрытой» безработицы и др.

Коэффициент напряженности на рынке труда рассчитывается как отношение численности зарегистрированных в органах службы занятости граждан, не занятых трудовой деятельностью, к заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках.

В большинстве регионов страны существуют, районы с очаговой безработицей. Она локализуется на определенных территориях и устранить ее без вмешательства извне практически невозможно. Этому способствуют различные факторы, например низкий уровень территориальной мобильности населения, которые сдерживают транспортные расходы и высокие цены на жилье.

В РФ актуальным явлением стала скрытая безработица. Существуют два наиболее характерных ее проявления — перевод работников на неполный рабочий день (неделю) или отправление их в отпуска (именуемые вынужденными или отпусками по инициативе администрации) без сохранения, с полным или частичным сохранением заработной платы. Крупнейший ареал распространения перевода работников на неполный рабочий день — это территории к востоку и юго-востоку от столицы, в особенности Волго-Вятский экономический район, Урал и Поволжье, обширные территории южной Сибири. Скрытой безработицы почти нет на Крайнем Севере и северо-востоке России, в регионах нового освоения и на Северном Кавказе, а наиболее сложная ситуация — в старопромышленных регионах Европейского Центра.

В аграрных районах со слабой промышленностью и небольшими предприятиями скрытая безработица, очевидно, не регистрируется, тем более что у работников есть возможность хоть как-то себя обеспечить во время простоев предприятий личным подсобным хозяйством. На Севере же проявления скрытой безработицы сдерживаются высокой ценой содержания работников. Общая тенденция такова, что чем ниже уровень скрытой безработицы в данном регионе, тем дальше к северу, востоку или югу от центра он расположен. Практически нигде восточнее Урала уровни скрытой безработицы и вынужденных отпусков одновременно не превышают среднероссийской величины, относительно часто здесь практикуется лишь перевод работников на неполный рабочий день.

Инвестиционно-инновационный потенциал регионов России.

Как правило, предпринимательский потенциал различных территорий с точки зрения региональных факторов является не «лучше» или «хуже», а просто «разным».

В условиях катастрофической нехватки государственных средств для осуществления инвестиционных программ на местах предпринимаются отчаянные и порой небезуспешные усилия по привлечению частных капиталов для преодоления беспрецедентного кризиса в экономике регионов России.

интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями,

- согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности,

- разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, используя для этого финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики,

Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

Отметим ряд классификационных секторов науки:

1. в зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три подсистемы: естественная, общественная, техническая,

2. по отношению к непосредственной человеческой деятельности - наука фундаментальная и прикладная.

Фундаментальная наука исследует общественные законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Фундаментальная наука развивается с опережением по отношению к прикладной науке, создавая для последней некоторые теоретические заделы.

На базе научных исследований создаются наукоемкие производства, которые приносят самые высокие доходы регионам в процессе их продажи на внешнем рынке. Т.к. в настоящее время соотношение цен на сырье, материалы и энергоносители, с одной стороны, и на продукцию высокой степени переработки, с другой, изменяются в сторону последней.

Наукоемкая продукция- новая и сложная технологическая, техническая система определенного класса изделий, созданная высококвалифицированным персоналом на базе научных разработок часто с использованием патентов на изобретения.

Наукоемкая продукция по своим технико-экономическим параметрам соответствует уровню мировых стандартов или его превышает, особенно по таким показателям как производительность труда, экономичность в расходовании ресурсов, экологическая чистота окружающей среды.

Уровень жизни. Доходы. Потребление. Социальное развитие. Социальная защита и социальная поддержка граждан

Социальная политика государства - система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития:

рост доходов и потребления населения,

повышение качества жизнедеятельности,

социальная защита граждан.

В условиях переходного периода, когда происходит становление нового политического устройства страны, социальная политика государства имеет несколько уровней своей разработки и реализации:

1) межгосударственный уровень взаимодействия

социально-экономических, политических и других служб, предусмотренных договорами и соглашениями сторон для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, для развития спортивных и культурных связей,

2) федеральный (РФ) уровень,

3) региональный (субъектов РФ) и внутрирегиональные уровни,

4) уровень действующих отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим гражданским законодательством (АО, ассоциации, союзы, фонды, товарищества),

5) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы общество ветеранов, общество потребителей),

6) уровень личностный и семейный.

Формы проведения социальной политики: коллективная (массовая) и индивидуальная (личностная).

При коллективных формах все субъекты социальной политики получают гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, зарплаты.

При индивидуальной форме — государственные меры касаются конкретных граждан. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам.

4 группы методов социальной политики:

1. экономические, 2. административно- распорядительские, 3. правовые (законодательские), 4. идеологические.

1. включают тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, зарплату, доходы, социальные выплаты всех видов,

2. меры разрешительного (запретительного характера)- установление квот и выдача лицензий, запреты на продажу спиртного вблизи школ,

3. связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, в области регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости,

4. методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества.

В РФ известны следующие социальные программы:

1) "продовольственные"

2) "жилище"

3) "совершенствование оказания скорой неотложной медицинской помощи"

4) "безопасное материнство"

5) "дети России"

6) "развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой"

7) "социальная поддержка инвалидов"

8) "развитие санитарно-эпидемиологической службы"

9) "взаимопрофилактика"

10) 10)"антиспид"

11) развитие образования

12) сохранение и развитие культуры и искусства

13) развитие экономики малочисленных народов Севера

14) развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ -Кавказских минеральных вод

15) улучшение ритуального обслуживания населения.Все эти программы дополняются подпрограммами.

К сожалению, в настоящее время в РФ социальная сфера находится в плачевном состоянии:

1) преимущественно пассивный характер социальной политики,

2) низкая степень координации действий органов и служб, занимающихся решением социальных задач и проблем,

3) неразработанность федеральных законодательных и нормативных актов, регулирующих социальную политику,

4) недостаточное количество квалифицированных работников социальной сферы,

5) отсутствие государственной концепции и долгосрочной стратегии реализации социальной политики,

6) излишняя степень регионализации социальной сферы, отсутствие согласованности усилий федеральных и местных властей,

7) отказ государства поощрять и регулировать спонсорскую и благотворительную деятельность в области социального развития, поддержки,
8) слабая степень привлечения свободных денежных средств населения, направленных на социальные нужды.

Уровень жизни населения (УЖН)

Основные понятия и показатели

УЖН наряду с доходами и потреблением включает усилия труда и быта, объем и структуру рабочего времени и свободного, параметры культурного и образовательного развития, показатели здоровья населения, показатели социально-демографической и экологической ситуации в РФ и ее регионах.

В классической экономической теории и практике под УЖН понимают количество материальных благ и услуг на душу населения. В состав этого понятия входят материальные, культурные, духовные, социальные потребности граждан. Однако необходимые человеку потребности должны удовлетворятся в разумных пределах, исходя из возможностей производства и требований рационального, научнообоснованного потребления.

Для международного сопоставления УЖН используется индекс человеческого развития . Для его расчета используются 3 интегральных индикатора: 1. преобразование национального дохода в расчете на душу населения, 2. продолжительность жизни населения, 3. образовательный уровень.

В 1993 г. среди 173 стран мира РФ занимала 73 место, в 1997 г. - 71 место.

Для отдельных стран мира УЖН измеряется десятью показателями.

В состав показателей РФ входят 5:

1) потребление важнейших видов материальных благ и услуг,

2) обеспечение жилищными, коммунальными, бытовыми и транспортными услугами,

3) развитие просвещения, здравоохранения, культурного обслуживания, социальное страхование и социальное обеспечение,

4) продолжительность рабочего и свободного времени,
5) доходы населения.

Кроме того, показатели могут быть общими и частными, экономическими, социально-демографическими, стоимостными, натуральными, количественными и качественными, распределение населения по уровню благосостояния.

Доходы и потребление населения

Распределение доходов осуществляется через систему государственного бюджетного устройства путем дифференциации налогообложения различных групп получателей доходов и социальных групп населения.

При расчетах показателя "реально располагаемые доходы населения" в состав денежных доходов населения стран с экономикой социально-ориентированной включаются:

1. оплата труда работников, занятых в отраслях производственной и непроизводственной сфер,
2. социальные трансферты,

3. доходы от предпринимательской деятельности и т.д.

Анализ структуры денежных доходов населения показывает, что в экономике РФ доля оплаты труда в составе денежных доходов населения упала.

В 90г. - 75,8 %, 98 г. - 40, 5 %. Однако уровень трансфертов повысился с 11,8 % до 13,3%. Уровень доходов от собственной предпринимательской деятельности повысился от 12,4% до 44%.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.032 с.)