Лекция № 10. Отраслевая структура размещения экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 10. Отраслевая структура размещения экономики.



Базовые межотраслевые комплексы промышленности – это комплексы топливно-энергетический, металлургический и лесостроительных материалов.

Топливо и электроэнергия - важнейшие факторы жизнеобеспечения страны и каждого региона. Будучи ресурсами многоцелевого назначения, они создают широкую материально-производственную основу развития всей экономики и ее различных территориально-хозяйственных образований (промрайоны, узлы, ТПК и т. д.).

Топливно-энергетический комплекс — главное опорное звено народного хозяйства. Наряду с ТЭК важная роль принадлежит межотраслевым комплексам металлургии и лесостройматериалов, которые обеспечивают регионы основными конструкционными и строительными (инвестиционными) материалами, формируя основную массу преобладающей в хозяйственном обороте промежуточной продукции.

В России сосредоточено 48 трлн. м3, или 2/5 мировых разве-данных запасов, природного газа (потенциальных - втрое больше), огромные ресурсы — около 20 млрд. т — нефти и газового конденсата (1/7 мировых запасов), 6,4 трлн. т общих геологических запасов угля (более половины — на глубине до 300 м), причем 2/3' каменного (в том числе 10% — коксующихся марок), свыше 273 млн. кВт потенциальных гидроэнергоресурсов, почти 56 млрд. т разведанных ресурсов железных руд, 73 млрд. м3 запасов древесины (гослесфонд) и т. д.

Сырьевые ресурсы базовых отраслей составляют значительную долю мировых. Например, нефтяные запасы Западной Сибири сопоставимы с потенциалом нефтедобывающих стран Ближнего Востока, лесные ресурсы превосходят имеющиеся у Канады, США, Финляндии, Швеции и Норвегии, вместе взятых. Россия полностью обеспечена энергоносителями и в значительных масштабах их экспортирует.

Базовые отрасли промышленности всегда развивались ускоренно, но с начала 90-х годов под воздействием кризисных явлений у них (кроме газовой) произошел резкий спад производства. В 1999 г. добыча природного газа составила 592 млрд. м3, нефти (с газовым конденсатом) — 305 млн. т, угля — 250 млн. т, выработка электроэнергии - 846 млрд. кВт-ч, производство проката черных металлов — 41 млн. т, вывозка древесины — 90 млн. м3, производство цемента — 28,5 млн. т. Еще недавно добывалось 641 млрд. м3 газа (1990 г.), 570 млн. т нефти, 430 млн. т угля (1988 г.), вырабатывалось 1082 млрд. кВт-ч электроэнергии (1990 г.), выпускалось 78 млн. т проката (1988 г.), вывозилось 270 млн. м3 древесины, производилось 84,5 млн. т цемента (1989 г.).

Топливно-энергетический комплекс. По сравнению с довоенным временем в топливном балансе страны резко возросла доля нефти и газа, большое значение приобрел уголь открытой добычи. Самое дешевое топливо — тюменский газ и канско-ачинский уголь. Среди приоритетных направлений дальнейшего развития комплекса на первом месте должны быть активная энергосберегающая политика и обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре топливно-энергетического баланса.

Размещение нефтегазодобычи в срединной зоне страны определило возможность эффективного топливоснабжения различных регионов. За последние десятилетия основные центры газовой промышленности переместились из Поволжья и Северного Кавказа на Урал и Европейский Север, а затем — в Западную Сибирь (Тюменская область), ставшую главной базой добычи природного газа (свыше 90%). Новые центры развиваются на Южном Урале (Оренбургская область) и в Прикаспии (Астраханская область), где сооружаются и действуют крупные газохимическйе комплексы, а также на Европейском Севере. Газодобыча ведется в старых районах — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Добычу, переработку и транспорт газа осуществляет крупнейшее в мире газопромышленное объединение (естественная монополия) - РАО «Газпром».

Сложилась Единая система газоснабжения. Рынок товарного газа имеет обширное территориальное распространение. Сеть магистральных газопроводов, превышающая 153 тыс. км, охватила Европейскую часть с Уралом, Западную Сибирь, а также страны СНГ и Балтии. Крупнейшие (многониточные) трубопроводные магистрали идут в направлении Сибирь-Центр-Западная граница. Газ поступает на экспорт в Восточную и Западную Европу.

Добыча и транспортировка газового топлива весьма эффективны. У нас впервые используются для газопроводов трубы диаметром 1220 и 1420 мм при давлении 75 атм. с пропускной способностью 20-22 и 30-32 млрд. м3 газа в год, намечается применять еще более крупные трубы — 1620 мм при давлении 120 атм. и с пропускной способностью до 60 млрд. м3. Вместе с тем в связи с проведением энергосберегающей политики и необходимостью сохранения отечественных природных богатств возникает вопрос о некотором сдерживании темпов добычи газа и строительства новых крупных газопроводов (несмотря на поступление от экспорта больших валютных ресурсов).

Добыча нефти распространилась из предгорий Кавказа в район между Волгой и Уралом, а с 60-х годов - в пределы Западно-Сибирской равнины. Почти всю российскую нефть дают Западно-Сибирская (около 70%) и Волго-Уральская (более 25%) нефтегазоносные провинции.

Характерно, что половину западно-сибирской нефти добывают три компании - «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «ЮКОС». В старых нефтяных районах запасы постепенно вырабатываются, технико-экономические показатели добычи ухудшаются. Если 30 лет назад 2/3 всей нефти добывалось дешевым фонтанным способом, то теперь столько же приходится на дорогой насосный метод.

Крупнейшая нефтедобывающая компания России -«ЛУКОЙЛ», важное место в отрасли занимает государственная корпорация «Роснефть». С целью укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынке целесообразно укрупнение российских нефтяных компаний и создание мощной государственной. Единственное нефтетранспортное объединение — «Транснефть» — находится в руках государства.

Большой интерес к разработке нефтяных месторождений Сибири, Европейского Севера, Дальнего Востока проявляет иностранный капитал (особенно американский и японский). Ему зачастую удается заключить недостаточно выгодные для российской стороны контракты (в том числе соглашения на основе раздела продукции), ведущие к преждевременному истощению запасов нефти. Поэтому необходимо сочетать коммерческие выгоды с обеспечением экономической безопасности при эксплуатации отечественных природных ресурсов (США стараются собственные нефтяные месторождения зарезервировать и использовать прежде всего экспортируемое топливо).

На примере даже такой отрасли, как нефтяная, видно, что она пока работает гораздо хуже, чем в советское время, ее приватизация не дала должных выгод для государства и населения. Так, на 1 т добычи нефти прирост запасов составляет 0,6 т, 1/4 скважин бездействует. Частные нефтяные компании, чтобы платить меньше налогов, установили корпоративные (внутренние) цены на нефть в 3-8 раз ниже рыночных. В государственной собственности осталась небольшая часть отрасли, тогда как в странах, где она является бюджетообразующей, доля государства составляет 80-100%.

Важнейшие магистральные нефтепроводы, определяющие территориальную сферу нефтяного рынка, проложены из Северо-Западной Сибири на запад, юг, восток.

Общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов составляет 61 тыс. км. Ряд магистралей пересекает государственную границу и транспортирует нефть на экспорт.

Переработка нефти в основном размещается в районах потребления нефтепродуктов, хотя это не всегда выгодно (глава 6). Исторически нефтепереработка возникла на путях следования по Волге бакинской нефти (Волгоград, Саратов, Сызрань и др.), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Рязань, Орск, Ангарск и др.). Вместе с тем нефть перерабатывается в местах ее добычи или вблизи их - в Волго-Уральском районе (Уфа, Ново-куйбышевск и др.), на Северном Кавказе (Грозный), Европейском Севере (Ухта), в Западной Сибири (Омск).

Основной рынок нефтепродуктов (продажа) совпадает с крупнейшими районами и центрами их производств: автобензина — Ярославская, Самарская, Омская, Иркутская области и Республика Башкортостан, дизельного топлива — те же регионы и Ниже-городская область, топочного мазута — перечисленные регионы (без Омской области), Ленинградская и Рязанская области. По железным дорогам нефтяные грузы перевозятся в среднем более чем на 1250 км. ч

Большинство нефтеперерабатывающих заводов работает по мазутной схеме, извлекая только 3/5 легких фракций (в США — 9/10). Переход на глубокую технологию с повышенным выходом означает резкое увеличение ресурсов получаемого нефтехимического сырья, перерабатываемого при высоком потреблении электроэнергии и тепла. Поэтому реконструкция расположенных в энергодефицитных европейских районах нефтеперерабатывающих заводов в нефтехимические комбинаты хотя и диктуется техническим прогрессом, но малоэффективна с народнохозяйственной точки зрения. Такие комбинаты целесообразно создавать (несмотря на дальние перевозки готовой продукции) в районах Сибири, располагающих 1фупными источниками дешевого энергетического топлива.

Почти 2/3 добычи угля приходится на Сибирь, в том числе 2/5 на Кузбасс — главную угольную базу. Восток выделяется лучшими технико-экономическими показателями освоения ресурсов угля из-за широких возможностей вести разработки открытым (карьерным) способом с помощью высокопроизводительной горной техники. Открытая добыча, составляющая половину всей добычи, осуществляется в Канско-Ачинском, Южно-Якутском и на, отдельных месторождениях Кузнецкого, Иркутского и других бассейнов. Причем приведенные затраты на тонну канско-ачинского угля вдвое меньше, чем кузнецкого (шахтного). Это создает благоприятные условия для улучшения топливоснабжения дефицитных районов и формирования на местах промышленных комплексов энергоемких производств. Добыча ведется на Дальнем Востоке, в Печорском бассейне, в оставшейся в России части Донбасса, на Урале и в Подмосковье.

С переходом к рыночным отношениям угольная промышленность стала испытывать серьезные затруднения. Большинство шахт оказалось убыточным. Трудности коснулись даже Донецкого, Печорского и Кузнецкого бассёйнов, добывающих высококачественный, но зачастую дорогой уголь (из-за глубокого залегания и маломощность пластов).

С точки зрения рационализации межрайонных потоков и формирования рынков угля целесообразно, чтобы зона экономического влияния каждого бассейна находилась в границах равных удельных затрат с сопредельным бассейном. Рост железнодорожных тарифов создал перекосы в районировании потребления углей основных бассейнов. Наиболее дорогой по затратам на добычу донецкий уголь стал более дешевым (с учетом стоимости доставки потребителям), чем кузнецкий и печорский в Европейской части, где потребляется примерно одинаковое количество этих видов энергетического топлива. В таких традиционных районах сбыта кузнецкого угля, как Уральский, Волго-Вятский, Поволжский, Центральный, в больших объемах начали поставляться печорские и донецкие угли. Поскольку общая добыча углей Кузбасса в два с лишним раза превышает добычу двух других, специалисты считают целесообразным положить затраты на кузнецкий уголь в основу согласования цен в районах, расположенных западнее его места добычи. Свыше 1/4 угля продается непосредственно в основных угледобывающих районах: в Кемеровской области, Республике Коми, Красноярском крае, Ростовской области, Республике Саха (Якутия). Средняя дальность перевозок каменного угля по железным дорогам составляет свыше 1000 км, кокса - 1600 км.

В начале 20-х годов 9/10 всего производства электроэнергии сосредоточивалось в Европейской части, ныне более 1/3 его приходится на восточные районы, где себестоимость 1 кВт - ч в несколько раз ниже. Почти 75% электроэнергии дают пять развитых индустриальных или энергоизбыточных районов — Центральный, Восточно-Сибирский, Уральский, Западно-Сибирский, Поволжский. Определилась тенденция строительства мощных тепловых электростанций на дешевом угле открытой добычи и природном газе, крупных атомных электростанций, а также больших экономичных гидроэлектростанций.

На тепловых электростанциях (без атомных) вырабатывается подавляющая часть всей электроэнергии. Самые крупные из них расположены в Центре, Поволжье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В Сибири помимо действующих развернуто строительство новых ГРЭС, использующих дешевые газ и уголь.

Атомные электростанции ориентируются на потребителей электроэнергии в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом или ограниченными ресурсами минерального топлива и гидроэнергии (Центр, Центральное Черноземье, Северо-Запад, Поволжье, Урал и др.). Несмотря на чернобыльскую аварию, сохраняется концепция развития атомной энергетики как одной из экономичных и безопасных отраслей (при надежной конструкции и правильной эксплуатации). Продолжается строительство ряда АЭС и АСТ (станций теплоснабжения).

Самую дешевую электроэнергию (в 5—6 раз дешевле тепло-вой) вырабатывают гидроэлектростанции. Мощные ГЭС созданы на Волге и Каме, Ангаре и Енисее (Самарская, Волгоградская, Саратовская, Чебоксарская, Воткинская, Братская, Красноярская, Саянская и др.).

В состав Единой энергетической системы (естественная монополия РАО «ЕЭС России») входят электростанции и сети Европейской части и Сибири. В России 7 объединенных энергетических (межрайонных) систем: Центра, Северо-Запада, Юга, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Электростанции, поставляющие электроэнергию в общую систему, именуемую федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности, подчиняются единой технологической дисциплине, исполняя команды по загрузке генераторов, поступающие из диспетчерского центра управления ЕЭС и диспетчерских пунктов объединенных энергосистем. Баланс спроса и предложения на электроэнергию как товар (услугу) регулируется системой общего и региональных рынков в масштабе страны. Реформа РАО «ЕЭС России» предполагает выделение в отдельные структуры генерирующих мощностей и магистральных сетей.

Металлургический комплекс. Предприятия черной металлургии полного технологического цикла (чугун-сталь-прокат) служат важным районообразующим фактором, ядром формирования крупных промышленных комплексов (Урал, Кузбасс и др.). Как и заводы цветной металлургии, они относятся к энергоемким (топливоемким) отраслям и вместе с тем оказывают сильное загрязняющее воздействие на окружающую природную среду. На эффективность размещения производства положительно влияет территориальное сочетание источников коксующихся углей, энергетического топлива и железной руды. Металлургические заводы полного цикла тяготеют к сырьевым (Урал, Центральное Черноземье) или топливным (Кузбасс) базам или же находятся между ними (Череповец).

Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собствённой железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим и энергетическим топливом (кузнецкий и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново-Тагильский и другие комбинаты — гиганты, построенные в годы первых пятилеток (Урало-Кузнецкий комплекс). Урал — единственный район, где получают особо качественный металл (природно-легированный, из древесно-угольного чугуна и т. д.).

Металлургия Центра, выплавляющая 1/5 металла (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе — Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап). Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Наиболее перспективно производство стали бездоменным способом (с использованием металлизованных окатышей), как на действующем Оскольском электрометаллургическом комбинате.

Сибирь и Дальний Восток (1/6 производства) еще не закончили формирование своей металлургической базы (Кузнецкий комбинат, Западно-СибирскиЙ завод и др.), хотя российская металлургия располагает большими избыточными мощностями. Сырьевая база — железная руда Приангарья, Хакасии и Горной Шории (Кемеровская область), топливная - уголь Кузбасса и природный газ Томской области. Столько же металла приходится на долю Европейского Севера (Череповецкий комбинат), использующего собственные железную руду и коксующийся уголь. Комплексные технико-экономические расчеты (глава 6) показывают, что в Центральной Сибири может быть получен самый дешевый металл. Между тем свыше 4/5 черной металлургии размещается в европейских районах, испытывающих дефицит топлива и воды. По-этому загружать недоиспользуемые ныне металлургические предприятия надо прежде всего на Востоке и там же вводить в случае необходимости новые мощности, учитывая потерю металлургии Юга после разрушения СССР.

Средняя дальность перевозок черных металлов по железным дорогам превышает 2,3 тыс. км. Во избежание чрезмерно дальних и встречных грузопотоков массовых видов проката в условиях общего рынка металла целесообразно выделить предпочтительные зоны экономического тяготения главных металлургических баз, откорректировав районные балансы металла и введя поощрительно-запретительные транспортные тарифы.

Крупные партии проката черных металлов реализуются в районах их производства: Кемеровской, Челябинской, Вологодской, Липецкой, Свердловской областях; стальных труб — Нижегородской, Волгоградской, Ростовской, Свердловской и Челябинской.

Россия располагает сырьевыми ресурсами для всех основных отраслей цветной металлургии. Производство характеризуется организацией замкнутых технологических схем и многоступенчатой переработкой промежуточных продуктов, распространением производственно-технологического комбинирования с утилизацией отходов. Вследствие высокой материалоемкости размещение предприятий ориентируется на сырьевые базы, а при большой энергоемкости (алюминий, магний, титан и т. д.) — на районы дешевой электроэнергии. Золото- и алмазодобывающей промышленности придается первостепенное значение, поскольку она является источником продукции высокой ценности, играющей важную роль в обеспечении устойчивости финансово-денежной системы и накоплении валютных запасов. Однако развитие этих отраслей осложняется суровыми природно-климатическими условиями. Основные районы добычи золота находятся в Магаданской области, Якутии; Забайкалье и на юге Восточной Сибири; алмазов - в Якутии; в перспективе появятся также в Архангельской области. В 1999 г. добыто 130 т золота - на 6,3 т больше, чем в 1998 г., но на 28% мёньше, чем в 1991 г.

Центры алюминиевой промышленности — самой прибыльной наряду с нефтяной и газовой - первоначально возникли близ крупных электростанций независимо от районных балансов электроэнергии (Волхов, Волгоград и др.), но затем стали формироваться в энергоизбыточных районах, главным образом в Сибири (Братск, Шелехов, Красноярск и т. д.). Производственное объединение «Сибирский алюминий» включает и Самарскую металлургическую компанию - ведущую в производстве алюминиевого проката. Наращивание мощностей по выплавке алюминия в энергодефицитной Европейской части, практиковавшееся до не-давнего времени, противоречит народнохозяйственным интересам. Остро стоит проблема сырьевой базы (расширяется за счет освоения Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми и др.).

Иностранный капитал до недавнего времени (когда ему стали противодействовать отечественные промышленники) пытался закрепить прочные позиции в алюминиевой промышленности, вывозил значительную часть продукции за границу и ввозил давальческое сырье на переработку.

Родсия дает почти 1/4 мирового производства никеля (в основ-ном в Норильске).

«Металлургические» регионы относятся к сравнительно благополучным, как и другие сырьевые. Более 40% бюджета Вологодской области формируется за счет налоговых поступлений Череповецкого металлургического комбината и связанного с ним АО «Амофос». Особенно выделяется финансированием «своих» регионов цветная металлургия. Около 30% налоговых поступлений Красноярского края идет от Красноярского аффинажного завода в составе Норильского комбината; 95% бюджета Якутии наполняется за счет добычи алмазов. Крупные металлургические заводы оказывают благотворное влияние на смягчение кризиса в районах их размещения, спад металлопотребления там значительно ниже среднероссийского уровня. Однако имеют место чрезмерная ориентация на внешний рынок в ущерб внутреннему и искривления цен (например, на Урале на собственный металл они выше, чем на привозной украинский).

Последние десятилетия в СССР происходил избыточный рост металлургических мощностей, причем с отрывом от качественных требований металлопотребляющих отраслей. Проблема выживания черной металлургаи в начале 90-х годов вызвала гипертрофию экспорта (свыше 1/2 продукции) при сокращении в 3-4 раза поставок на внутренние нужды. Однако Запад, модернизировав свое оборудование за счет дешевого металла России, стал с помощью низких цен теснить ее на мировом и внутреннем рынке. Ныне металлургический комплекс серьезно ослаблен. Большинство предприятий неконкурентоспособны, так как инвестиционные программы не изменили технического облика и не снизили ресурсоемкости производства.

Колоссальные лесные ресурсы, их широкое территориальное распространение, повсеместное и разнообразное применение древесины определяют важное значение в российской экономике отраслей лесного комплекса.

В Европейской России потребляется подавляющая часть всех лесоматериалов, но почти 9/10 запасов древесины приходится на восточные районы. Главные лесозаготовительные базы, дающие 3/5 заготовок деловой древесины, - Европейский Север, Восточная Сибирь и Урал.

Примерно 2/3 мощностей лесоперерабатывающих предприятий сосредоточено в потребляющих районах Европейской части, используя привозное сырье. Свыше половины лесопиления приходится на три района — Восточную Сибирь, Европейский Север и Урал. Основные центры целлюлозно-бумажной промышленности размещаются в Северном и Восточно-Сибирском районах.

Серьезное значение приобретает упорядочение межрайонных связей лесотоварного рынка, поскольку средняя дальность перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом высокая — 1,1 тыс. км. Их целесообразное направление — с северо-востока на юго-запад, соответственно географии крупных лесозаготовительных и потребляющих центров. В последние годы межрайонный сбыт сибирского леса сильно затрудняется из-за резкого возрастания транспортных тарифов. Это привело к усилению лесозаготовок в Европейской части, к концентрации больших объемов рыночных продаж деловой древесины в Республике Коми, Вологодской, Кировской областях и др. (на Востоке крупная лесоторговая область — Иркутская).

Базовые межотраслевые комплексы - энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.

Однако в ходе экономической реформы ряд регионов ослабил л свернул специализацию на базовых отраслях (Поволжье и Восточная Сибирь — на ТЭК, Западная Сибирь и Дальний Восток - на комплексе лесо- и стройматериалов), и лишь в отдельных случаях при экспорте) она укрепилась (Центральное Черноземье - на горной металлургии, Восточная Сибирь - на цветной) (табл. 2).

Таблица 2.

Базовые комплексы имеют широкий отраслевой состав и обширное территориальное распространение, их размещение в основном соответствует географии топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Вместе с тем энерго- и материалоемкость народного хозяйства, в отличие от передовых стран Запада, весьма высокая. Поскольку главным направлением экономического роста в перспективе является интенсификация на основе жесткого ресурсосбережения, то наращивания производственных мощностей базовых отраслей (дающих свыше половины, а в Сибири 2/3 промышленной продукции), как правило, не требуется (тем более что в черной металлургии имеется их значительный избыток). При восстановлении дореформенного уровня они могут обеспечить потребности форсированного развития ведущих и потребительских комплексов. Это даст большую экономию капитальных вложений. Что касается конъюнктурной погони за валютными средствами путем форсирования экспорта российского топлива и сырья, то такой путь не отвечает коренным национальным интересам и должен рассматриваться как кратковременная мера. Ставка на ускоренное развитие добывающей промышленности будет постоянно противодействовать политике ресурсосбережения и подъему передовых, наукоемких отраслей перерабатывающей индустрии. Поэтому необходимы государственные меры по сдерживанию потребления топливных и сырьевых ресурсов в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Перспективы развития базовых межотраслевых комплексов и совершенствования их региональной структуры прогнозируются в следующих основных направлениях:

топливно-энергетический комплекс — предельная добыча к 2020 г. — 700—750 млрд. м3 природного и попутного газа, 300 млн. т нефти и конденсата, 335—400 млн. т угля, выработка 1200 млрд. кВт - ч электроэнергии. Целесообразно освоение (но умеренными темпами) новых ресурсов природного газа на полуострове Ямал, в Баренцевом море, Иркутской области, на шельфе острова Сахалин, а также новых источников нефти в Сибири (включая Восточную), Прикаспии, на шельфе Арктики и Дальнем Востоке; сооружение новых нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана; развитие открытой добычи угля в Канско-Ачинском и Южно-Якутском бассейнах, а также рентабельной добычи на угольных разрезах и шахтах Кузнецкого и Печорского бассейнов. Важным направлением является совершенствование структуры и территориальной организации энергетической базы путем сооружения мощных конденсационных электростанций в восточных районах, особенно на канско-ачинских и других углях открытой добычи и западно-сибирском природном газе, крупных ГЗС на сибирских реках, АЭС - в Европейской части;

металлургический комплекс — расширение внутреннего рынка металлопродукции; интенсификация и улучшение технологической структуры производства в черной металлургии с целью повышения качества и увеличения выпуска эффективных видов продукции; опережающий рост сырьевой базы, важный в условиях потери ряда источников сырья после распада СССР (железная руда, марганец и т. д.), более полное использование металлолома; сдерживание развития мощностей черной металлургии полного цикла и энергоемкой цветной металлургии в районах, дефицитных по топливу, электроэнергии, воде и экологически уязвимых, приоритетное развитие этих мощностей в Сибири; экологическое оздоровление металлургических центров;

комплекс лесостроительных материалов — совершенствование лесопользования и деревопереработки с максимальной утилизацией отходов лесоухода, производства и повышением эффективности использования древесного сырья, в чем Россия отстает от Запада в 4-6 раз.

В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья. Одна из ключевых проблем — удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей. Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, 1ребу-ющихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.

Лекция № 11. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов.

Предприятие отрасли хозяйства - первое звено формирования регионального комплекса. Выбор местоположения предприятия: означает его привязку к определенному региону. Поэтому всестороннему обоснованию размещения и развития объекта в регионе должно уделяться большое внимание на всех уровнях хозяйствования и управления.

Выбор районов дислокации предприятий и отраслей первоначально намечается и обосновывается в научных и государственных прогнозах развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности (отраслевых схемах). Во многих случаях выбор делается предпринимателем-инвестором или товаропроизводителем, но отражается в документах по лицензированию и квотированию, получает официальный статус от государства, оказывающего воздействие на выбор регулирующими мерами.

Определение места строительства нового или расширения действующего предприятия общегосударственного значения, помимо согласования с местной администрацией, должно быть санкционировано федеральными органами власти, а регионального значения — областными, краевыми, республиканскими органами. При этом учитываются экологические и другие последствия, перспективы использования данной территории (площадки) и ее недр. Результаты изучения вопроса оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны.

Важнейшим предпроектным документом служит технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности и хозяйственной необходимости проектирования и строительства предприятия (сооружения). Оно предусматривает:

• проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение продукции, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основные конкуренты, маркетинговая стратегия, программа удержания продукции на рынке и т. п.);
• подготовку программы выпуска продукции, пояснительной записки с данными предварительного обоснования инвестиционных возможностей, исходно-разрешительной документации;
• разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений и т. д., производственного процесса;
• градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения, инженерное обеспечение, мероприятия по охране природной среды и гражданской обороне;
• описание организации строительства;
• описание системы управления предприятием;
• сметно-финансовую документацию, в том числе оценку издержек производства, рекомендуемые источники финансирования проекта;
• оценку рисков, связанных с осуществлением проекта, планирование его сроков;

• оценку коммерческой эффективности проекта.

Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз. Затем следует утверждение ТЭО и принятие инвестиционного решения.

Проектом строительства предприятия уточняются место его размещения (в пределах района или пункта) и технико-экономические показатели. Государственная или частная фирма, компания и т. п., намеревающаяся построить предприятие, заказывает его проект специализированной проектной организации, которая для выбора места строительства использует ТЭО, отраслевые схемы (прогнозы) размещения производства и другие материалы.

Задача отраслевого обоснования дислокации предприятия решается расчетным путем, исходя из классификации отраслей промышленности по факторам размещения.

Непосредственное влияние на выбор вариантов размещения промышленного предприятия (производственных мощностей) оказывает соотношение важнейших технико-экономических показателей производства — его материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости и капиталоемкости, с учетом также потребительского фактора, который проявляется через транспортабельность продукции. Применительно к обрабатывающей промышленности, где собственно, и возникает проблема классификации отраслей, I расчетах обычно исходят из четырех основных групп производств по преобладающим факторам размещения:

• отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топлива и электроэнергии;
• отрасли, развивающиеся преимущественно у источников сырья;
• отрасли, которые целесообразно размещать в районах концентрации трудовых ресурсов;
• отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции. Практически для определения местоположения предприятия отраслевая научная или проектная организация должна руководствоваться классификацией как отраслей и производств по особенностям порайонного размещения, так и районов по условиям развития и размещения отраслей. Некоторые из предложенных для этого методов (А. Е. Пробст) предусматривают сопоставление факторно-размещенческих показателей отраслей (энергоемкость, трудоемкость и т. д.) с соответствующими порайонными экономическими характеристиками (энергоэкономическими, трудоэкономическими и т. п.). Например, энергоемкие производства — алюминия, магния, синтетического каучука и т. д. (первая группа отраслей по затратам на топливо и электроэнергию) — не-обходимо развивать прежде всего в энергоизбыточных районах -в Восточной и Западной Сибири (первая группа районов по запасам дешевого топлива и гидроэнергоресурсов). Однако на отраслевом уровне исследований и тем более по одному какому-либо фактору можно осуществить территориальное распределение отраслей (предприятий) только предварительно, до проведения других исследований.

Планирование заводской продукции, помимо факторов размещения предприятия, должно учитывать его номенклатурный тип. При технологическом типе выгоднее увеличить сбыт традиционной продукции на основе специализации и современной технологии, а при рыночном (маркетинговом) — расширить номенклатуру, идя по пути диверсификации производства, обеспечивающей его гибкость, приспособленность к конкуренции и риску на рынке.

Более или менее благоприятные условия для развития разных отраслей и производств в тех или иных регионах сказываются на формировании соответствующих региональных рынков (табл. 1).

* Шнипер Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. — Новосибирск: Наука, 1993. — С. 195.

Районные условия могут резко изменить выводы, вытекающие из факторной классификации отраслей относительно их целесообразного размещения. Так, одна и та же отрасль при одних территориальных условиях тяготеет к районам потребления, а при других — к источникам сырья, что доказывается экономическими расчетами1. Примером является нефтеперерабатывающая промышленность.

1 Изложение этого вопроса, а также вопроса о приоритетных отраслях и о расчетах размещения промышленного комплекса (в следующем параграфе) основано на предложенной функционально-производственной структуризации региональных комплексов (гл. 2).

Традиционный взгляд на ее размещение придает решающее значение фактору потребления нефтепродуктов. При этом ссылаются на то, что затраты на 1 ткм передачи сырой нефти по трубопроводу ниже, чем при перекачке нефтепродуктов. Однако освоение месторождений нефти в Сибири (Тюменская область) заставляет пересмотреть этот взгляд как единственно правильный для всех случаев. Становится выгодным вывозить не нефть, а нефтепродукты из Сибири в Европейскую Россию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.06 с.)