Глава 2. Филологический анализ проповеди «адские муки и райское блаженство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Филологический анализ проповеди «адские муки и райское блаженство»



2.1. Структурно-содержательный анализ проповеди.

Автором данной проповеди является Артемий Владимирович Владимиров. Родился 21 февраля 1961в Москве. Протоиерей Русской Православной Церкви, писатель и проповедник, педагог. Настоятель церкви Всех Святых в Красном Селе. Член Союза писателей России.

Профессор, заведующий кафедрой гомилетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения. Педагог высшей категории. Известен своими проповедями, в том числе — телевизионными.

Можно определить, что наша проповедь носит наставительный характер.

 

Автор наставляет нас задуматься о загробной жизни для кого-то блаженствующей, а для кого-то мучительной. «Райское блаженство - удел людей, умеющих прощать и забывать обиды, возведенных Божией благодатью в состояние возможной для них полноты Богообщения», - пишет автор. О «блаженстве души» и «райском наслаждении», мы знаем из многих источников, и также знаем, что нам необходимо стремиться к этому состоянию, всей душой и всем своим существом. Но, к сожалению, есть и другая жизнь в загробном мире, которая неизбежна для не покаявшегося грешника и приведет в «геенский огонь, опаляющий и заживо сожигающий грешную душу и тело, через которое та совершает свои беззакония. Адское пламя завладев человеком, несказанно мучает и томит его…, увлекающей его на самое дно адово…».

Автор наставляет стяжать дух смирения, кротости и незлобия, «смирение можно называть светом ведения, лучом, пронизывающим собою мир невидимый…», «Царь Небесный, вселившись в кроткое, миролюбивое сердце, неизреченным образом беседует с душой…», «и нет, поистине, слов, чтобы описать, изъяснить свойства Христова мира, осеняющего кроткую, незлобивую душу превыше всякого ее разумения!»

Также призывает нас «уповать на силу Божию» и спешить «в объятия Божественной милости и любви». Учит: «присмотритесь к себе, вспомните хорошенько: что испытывает наша душа, когда в нелегкий час отдается в плен гордыни, раздражительности, злобе, ненависти?»

«Гордецы, состарившиеся в своем самоутверждении, почитающие мир либо плодом собственной фантазии, либо пассивным средством осуществления своих властолюбивых целей, наследуют, по смерти, вечный мрак…», «гордыня есть непроницаемый адский мрак…»

Темой данного текста проповеди является размышление о адских муках и райском блаженстве.

Идеей данного текста проповеди заставить поразмыслить о том, что человеку сулит в конце его жизни за совершенные им добрые или злые дела. Что следует изменить в своей жизни, что бы потом не горевать о своей вечной участи.

Стратегический выбор темы храмовой проповеди определяется священником в зависимости от актуальных обстоятельств жизни церковного прихода, а бывает регламентируется богослужебным календарем. Данная проповедь к праздникам богослужебного календаря не привязана. Это проповедь-размышление.

Композиция проповеди в классическом варианте следующая:

- введение ситуативной предметной темы, указывающей на повод проповеди;

- реализация сакральной темы, указывающей на повод проповеди;

- истолкование глубинного смысла рассказанного материала;

- объединение сакральной и ситуативной тем.

В рассматриваемой проповеди другая структура:

- введение ситуативной предметной темы, указывающей на повод проповеди: «Дорогие друзья!»

- реализация ситуативной и сакральной тем, указывающих на повод проповеди: «Присмотритесь к себе»

- истолкование глубинного смысла рассказанного материала: «Напротив, райское блаженство…», «А вот действие иной страсти…», «Иное дело…»

- истолкование ситуативной темы: «Но обратимся опять…»

- истолкование сакральной темы: «Воистину, смирение…»

- объединение ситуативной и сакральной тем: «И вновь нам мысленно…»

- истолкование сакральной темы: «Но скорее…»

- истолкование ситуативной темы: «Веселит…»

- объединение сакральной и ситуативной тем: «Из всего сказанного…», «Мы же с вами…»

Первые три пункта проповеди сходны с канонической структурой построения. А в следующих двух пунктах автор вводит новые понятия, изъясняет их, заостряет внимание слушателей, задавая риторические вопросы. Поэтому данная проповедь по структурному признаку является не каноничной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.005 с.)