Целью нашей работы : выявить лингвистические черты, характерные для православной проповеди в соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целью нашей работы : выявить лингвистические черты, характерные для православной проповеди в соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка.



Введение

На протяжении всего своего существования на земле, основным методом учения в Церкви является проповедь Слова Божьего, именно проповедь дает духовную жизнеспособность пастве, это мы видим в служении Иисуса Христа и апостолов. Проповедник сегодня должен понимать, что именно Слово Божье и не что иное дает правильное питание и формирует христианские принципы паствы.

Актуальность обращения к исследованию языка православной проповеди обусловлена необходимостью: комплексного осмысления содержания и формы этого традиционного церковного типа языка с учетом лингвистических критериев; уточнения места православной проповеди в типологии жанров в рамках церковно-религиозного функционального стиля русского литературного языка; выявления языковых ресурсов и определения индивидуальных типов речевой проповеднической культуры начала XXI в.

Объектом исследования в данной работе является язык современной православной проповеди.

Предмет исследования - жанрово-стилистическая специфика проповеди в ее структурно-содержательном, лингвистическом и художественном аспектах.

Целью нашей работы: выявить лингвистические черты, характерные для православной проповеди в соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) сопоставить существующие в лингвистической и конфессиональной литературе определения проповеди и сформулировать рабочее определение проповеди как жанра церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка; обобщить данные по типологии православной проповеди;

2) охарактеризовать содержательно-композиционную специфику жанра (структура текста);

3) рассмотреть особенности функционирования в проповеди ряда текстовых стилистических категорий;

4) выявить специфические жанровые черты православной проповеди на лексическом, синтаксическом языковых уровнях.

Материалом исследования является текст современной православной проповеди «Адские муки и Райское блаженство» протоирея Артемия Владимирова.

 

 

Имена известных проповедников XII – XXI веков.

ок. 1130-1182 Кирилл Туровский
?-1275 Серапион Печерский
?-1326 Петр Киевский
ок. 1300-1378 Алексий Московский
ок. 1330-1406 Киприан Московский
ок. 1492-1547 Даниил Московский
1681-1736 Феофан Прокопович
1726-1763 Гедеон Криновский
1737-1819 Платон Московский
1782-1867 Филарет Московский
1805-1866 Филарет Черниговский
1815-1894 Феофан Затворник
1864-1918 Иван Иоанн Иоаннович
1872-1940 Феофан Полтавский
1873-1965 Анастасий
  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  Профессор А.И. Осипов
  Дьякон Андрей Кураев
  Митрополит Иларион (Алфеев)
  Профессор А.Б. Зубов
  Епископ Василий (Родзянко)
(1914-2003) Митрополит Антоний Сурожский
  Игумен Петр (Мещеряков)
  Протоиерей Лев Шихляров
(1953-2007) Иерей Георгий Чистяков
  Протоиерей Леонид Грилихес
  Протоиерей Андрей Ткачев
  Ксения Александровна Чернега
  Епископ Марийский Иоанн(Тимофеев)
  Протоиерей Димитрий Смирнов
  Протоиерей Андрей Ефанов
  Протоиерей Артемий Владимиров
  Архимандрит Амвросий (Юрасов)
  Профессор М.М.Дунаев
  Иерей Игорь Бачинин
  Петр Николаевич Мамонов
  Протоиерей Олег Стеняев
  Протоиерей Геннадий Фаст
  Протоиерей Владимир Архипов
  Доцент Виктор Петрович Лега
  Протоиерей Всеволод Чаплин
  Протоиерей Николай Ведерников.
  Протоиерей Павел Адельгейм
  Священник Илия Шугаев
(1935 — 1990 гг.) Протоиерей Александр Мень
1974-2009 Иерей Даниил Сысоев
  Профессор Владимир Леонидович Махнач
  Протоиерей Аркадий Шатов
  Игумен Сергий (Рыбко).
  Протоиерей Александр Шаргунов.
  монахиня Нина (Крыгина)

Проповедь -

Слово «проповедь» первоначально входило в состав той части русского языка, которая обслуживает религиозную сферу человеческой деятельности. И, хотя в дальнейшем этот термин стал употребляться и в других областях (например: политическая проповедь, гуманистская, философская и т. д.), лингвистический анализ проводится на основе религиозных текстов, в частности — библейских.

При сравнении текстов Библии на греческом и русском языках видно, что словом проповедь и однокоренными ему глаголами, обозначаются разные по форме и содержанию слова. Таким образом смысл слов проповедь, проповедовать, проповедать и тому подобное меняется в зависимости от контекста. Без связи с окружающим текстом, точное значение данного термина определить не представляется возможным. Слово «проповедь» встречается чаще в Новом Завете (в основном в «Деяниях» и «Посланиях»), чем в Ветхом.

Понятие «проповедь» очень обширное и поэтому трудно поддаётся однозначному определению. По наиболее распространённому в христианской среде определению, проповедь — это речь религиозного характера, произносимая священнослужителем в церкви, и имеющая своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Однако это современное понимание не охватывает всех форм проповеди, существующих как в историческом, так и в географическом пластах человеческой культуры. Например, в это определение не входят различные виды поучений, существующие с дохристианского периода, и получившие своё развитие в других религиях и учениях. Кроме этого, данное определение исключает наставления, преподаваемые в иных формах, отличных от устной речи.

Проповедь-миссия, мафития

Часто проповедь, которая произносится перед незнакомой аудиторией, имеет профетическую форму. Иногда к ней добавляются дидактические элементы. Проповедь для незнакомой аудитории, совмещающая в себе элементы профитии и дидаскалия называется миссионерской. А если проповедник кроме информационных, ставит и агитационные цели, то такая проповедь принимает форму конструктивной пропаганды. Ещё одно отличие миссионерской проповеди — в том, что обычно она произносится один раз. Те слушатели, которых не затронула речь, больше к ней не возвращаются. Продолжает миссионер свою проповедь уже для более узкого круга заинтересовавшихся людей. Теперь он для них становится учителем и наставником, а проповедь — дидактической.

Беседа, проповедь-омилия

В греческом языке словом ‛ομιλία — называется беседа, учение или собрание. На русском ‛ομιλία произносится как омилия, гомилия или хомилия (с придыханием). Отсюда — гомилетика (наука о проповеди). Самый древний вид проповеди — это омилия — изъяснительная беседа. Она является, скорее, собеседованием. В небольших общинах при собрании верующих говорил не один при молчаливом внимании других, а многие вступали в диалог с главным наставником и руководителем беседы, прося у него разъяснения, высказывая свои недоумения, предлагая дополнения к сказанному другим. В настоящее время проповедник чаще выступает перед народом, и народ молча слушает его, как слушает всякого оратора; никто его не прерывает и не вступает с ним в беседу. В теперешнее время проповедь — это не собеседование, а монологичная речь к народу и перед народом. Как речь к народу, проповедь подпадает под определение ораторской речи и рассматривается подробно в другой части этой главы.

Проповедь-глоссолалия

Глоссолалия произносится без подготовки и планирования. Она направляется не внутренним сознанием человека, а неким импульсом, пришедшем извне. Глоссолалия по своей форме больше похожа на пророческую речь или даже является видом пророчества.

Проповедь-панегирик

Если в древности господствующей формой проповедничества была омилия, то в настоящее время господствующим видом церковной проповеди является слово, которое берёт своё содержание из идеи церковного года. Подобная проповедь произносится и по случаю различных событий. Её можно назвать панегирической проповедью. Она берёт своё начало в Древнем Египте. Тогда начали произносить и записывать посмертные речи. Позже этот обычай был перенесён в Европу и Россию. В христианской Церкви каждый день года посвящён какому-то событию или, чаще, святому человеку. Обычно день его памяти — это день его кончины. Поэтому проповедь, произнесённую по этому случаю можно сравнить с древними панегириками.

Данная проповедь относиться к типу миссионерской проповеди – мафитии. Цель, которой часто является приобщение неверующих к вере. продолжить


Заключение

Толковый словарь Ушакова

 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1046334

Диссертация С.

 

Введение

На протяжении всего своего существования на земле, основным методом учения в Церкви является проповедь Слова Божьего, именно проповедь дает духовную жизнеспособность пастве, это мы видим в служении Иисуса Христа и апостолов. Проповедник сегодня должен понимать, что именно Слово Божье и не что иное дает правильное питание и формирует христианские принципы паствы.

Актуальность обращения к исследованию языка православной проповеди обусловлена необходимостью: комплексного осмысления содержания и формы этого традиционного церковного типа языка с учетом лингвистических критериев; уточнения места православной проповеди в типологии жанров в рамках церковно-религиозного функционального стиля русского литературного языка; выявления языковых ресурсов и определения индивидуальных типов речевой проповеднической культуры начала XXI в.

Объектом исследования в данной работе является язык современной православной проповеди.

Предмет исследования - жанрово-стилистическая специфика проповеди в ее структурно-содержательном, лингвистическом и художественном аспектах.

Целью нашей работы: выявить лингвистические черты, характерные для православной проповеди в соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) сопоставить существующие в лингвистической и конфессиональной литературе определения проповеди и сформулировать рабочее определение проповеди как жанра церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка; обобщить данные по типологии православной проповеди;

2) охарактеризовать содержательно-композиционную специфику жанра (структура текста);

3) рассмотреть особенности функционирования в проповеди ряда текстовых стилистических категорий;

4) выявить специфические жанровые черты православной проповеди на лексическом, синтаксическом языковых уровнях.

Материалом исследования является текст современной православной проповеди «Адские муки и Райское блаженство» протоирея Артемия Владимирова.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.012 с.)