Лингвистический анализ проповеди 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистический анализ проповеди



1- Лексический уровень

1.Лингвистический комментарий непонятным словам

Жених - Иисус Христос;

Апостол - (от греч. άπόστολος — посланник, вестник) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.

Подвижник - человек, постоянно исполняющий те или иные аскетические действия, подвизающийся (то есть берущий на себя подвиг борьбы) против той или иной страсти с целью приобретения противоположной ей добродетели.

Целомудрие – христианская добродетель, духовная и телесная чистота, непорочность. Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.

Добродетель - есть определенный святым и благим Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку…

Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе.

Стяжавший – стяжа́ть - приобрести, снискать.

Страсть – греховный навык, вросший в душу; противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в ее увлечении чем-либо вместо Бога. Кратко можно сказать, что страсть – это зло, вошедшее в привычку.

Спаситель - 1) Бог-Троица; 2) одно из имен Воплотившегося Сына Божия, указывающее на содержание главной цели и следствий Его Пришествия в мир; Спаситель – одно из божественных имен. Наименование Спаситель (Лк 2:11, Ин 4:42), греч. Иисус, употребляется в Священном Писании и о людях, и о Боге вообще, а в особенности об Иисусе Христе, Сыне Божием, нашем Спасителе.

Лик - образ, лицо святого на иконе, фреске, мозаике и пр.;

Геенна - (греч. Γέεννα, лат. Gehenna, от евр. gĕ hinnōm, «долина Хинном»), в иудаистической и христианской традиции символическое обозначение конечной погибели грешников и отсюда ада («Г. огненная»).

Благоговение - преклонение перед величием и всемогуществом Божиим, безграничное доверие к благости Творца и трепетное чувство причастности реализации этого благого могущества в человеческом мире. В благоговении соединяются: возвышение духа, смирение, упование и самоотвержение.

Блудник - Блуд - 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном браке; 2) всякое уклонение человека от Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие.

 

2.Лексические единицы, чаще всего используемые в проповеди

разделены по тематическим группам:

Группы лексических единиц Область терминологического применения
Библеистика «Христе», «Спаситель», «Царь Небесный», «Женихом», «Бога Слова», «Отцем и Духом», «Живому Богу», «апостол Павел», «Творца», «Доброго Пастыря», «Господа Иисуса Христа», «Всемогущего», «Всемилостивого», «Иоанн Златоуст»
Богословие «Всемогущего», «Всемилостивого»,
Церковная история «проливший Свою Кровь на Кресте»,
Богослужение «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную», «незлобивую», «похотью вредную», «Не бойся, только веруй! Иди и впредь не греши»
Церковное искусство -
Аскетика «вечного бытия», «благодатью», «искушении», «кроткую душу», «стяжавший», «подвижник», «целомудрия», «добродетель», «смирения»,
Бытовая сфера «соборных молитв», «исповедь»,

Современные священнослужители в проповедях опираются в основном на нормы книжности, изредка нарушая их из соображений целесообразности: вкрапления в религиозную лексику элементов экспрессивно окрашенной простонародной лексики облегчает восприятие проповеди и достоверно передает живую речь персонажей.

Экспрессия речи достигается тем, что владеющий церковнославянским и русским языком священник смешивает в проповеди оба варианта, используя архаизмы и историзмы.

Историзмы:

«стражи», «чертог».

Архаизмы: отсутствуют.

3. Слова с возвышенной или сниженной стилистической окраской, устаревшие слова и неологизмы, заимствования, устойчивые клише.

С возвышенной стилистической окраской – «Дорогие друзья», «быть внимательным к чувствам», «беседует», «наслаждаясь вселением», «взирании», «добродетели», «сердечной чистоте», «стяжавший навык», «вкусит», «непроницаемый», «небозримые», «непреступном»,

Со сниженной стилистической окраской – «безобразно махать», «гнусных», «кромешной», «мрак», «живые мертвецы»,

Устаревшие слова – «риза», «хладен», «глас»

Неологизмы – «конвульсировать», «инфернальная», «фантазии», «доступ», «пассивным»,

Заимствования – «фантазии»,

Устойчивые клише – «Дорогие друзья», «дорогие братья и сестры»,

4. Определение синонимов, антонимов, омонимов и их роль в тексте.

Синонимы:

загробного – вечного, чувствам – ощущениям, покойна – безмятежна, счастлива – блаженна, мучает – томит, чистоте – святости, телесные – плотские, милости – любви

Антонимы:

святости – греховности, добродетель – грех, чувство ничтожества – чувство гордости, духовные – плотские, огонь – холод, райское блаженство – вечное мучение

Омонимы –в данной проповеди не обнаружены.

С помощью синонимов можно решать различные стилистические задачи, передавать тончайшие оттенки смысла, более точно выражать свои мысли. Употребление синонимов помогает избежать повторений, делает речь богаче и образнее.

В тексте антонимы используются для создания антитезы (контраста), построенной на резком сопоставлении (сравнении) слов с противоположным значением.

 

5) Вывод о зависимости лексического состава от художественного замысла автора и тематического содержания произведения, индивидуальных лексических особенностей.

Для основного текста проповеди характерна религиозная лексика. Стилистическое своеобразие современной проповеди создается посредством использования устаревших библейских словообразований и церковной терминологии. На уровне грамматики этот стиль обнаруживается в следующих архаичных формах:

- высказывание из Священного Писания;

- обращение проповедника к прихожанам «братия и сестры»;

- предлоги «Все делает Спаситель ради нашего спасения», «посвятить себя Богу».

Данная проповедь отличается на уровне грамматики в отсутствии устаревшего окончания родительного падежа «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Эта особенность проповедь упрощает для восприятия. Понимание смысла текста облегчается, не заостряя внимание на слова непонятные для широкого круга людей.

 

2 - Морфологический уровень

Часть речи Количество словоупотреблений в тексте (в порядке Примеры из текста
Имя прилагательное   Божие, дорогие, Божие, внимательный, собственным, загробного, вечного, внимательным, собственному, которые, вечные, нашего, греховных, нелегкий, одержимых, неестественные, геенского, страшный, миролюбивое, мудрый, которое, брачном, своим, кроткую, незлобивую, человеческую, иной, святой, вредную, законной, чужую, гнусных, геенский, опаляющий, сожигающий, грешную, свои, адское, плотской, увлекающий, иное, боголюбезная, супружеская, венчанных, благоговеющих, родовой, монашествующие, благочестивые, сердечной, которых, собственное, душевная, телесная, утренней, блистающей, нежных, распустившихся, стяжавший, всегдашнего, отгоняющий, навязчивые, блудные, неусыпной, райский, небесный, дивную, человеческих, дорогие, пленяющий, людские, непроницаемый, адский, позволяющий, ином, собственной, самонадеянный, гордостного, самое, инфернальное, кромешной, удивительного, последовательные, состарившиеся, своем, почитающие, собственной, пассивным, властолюбивых, вечный, Божественного, светоносная, пронизывающим, невидимый, открывающий, духовному, собственного, превосходящим, всякую, божественного, нашей, смиренным, Божию, необозримые, духовные, истинного, сотворенном, бесплотных, ангельских, Святых, Божественной, неприступном, добровольных, живыми, преподобного, одержавшего, нестерпимый, унылый, несчастного, тоскливого, мрачных, страдальческого, согбенной, окутанной, бесовские, деятельными, русской, занятой, благой, Всемогущего, Всемилостивого, бесовского, дорогие, несчастных, отчаявшихся, наложивших, ледяное, отверженных, простертую, скованные, вечными, смертные, божественной, Божией, пасхальный, преподобный, непростительного, проливший, драгоценную, искреннюю, таинственной, духовной, чистой, огненным, райское, возведенных, Небесный, кроткое, исцеленной, молитвенное, жертвенного, райское, облагодатствованное, вечного, нескончаемого, положивших, покаянных, грешной, сказанного, удостоверительное, вечных, вожделенных, неописуемых, человеческим, ожесточенным, пламенный, нераскаянные, огненную, Последним, свой, прекрасный, светлый, презренный, отверженный, крепкой, благое, райском, вечном, непреложной, отвергшие, вечную(2), дорогие.
Глагол   Заповедует, внимать, дознать, отображают, присмотритесь, вспомните, испытывает, значит, заставляет, издеваться, конвульсировать, махать, делать, приходит, видите, свидетельствует, говорит, вспомним, прощать, забывать, беседует, описать, изъяснить, именует, понимаете, идет, свершает, мучает, томит, познается, сказать, может, узреть, вкусит, процветет, будет, радовать, прохлаждать, взрастить, обратимся, приспело, вспомнить, проявляет, есть, видеть, говорят, удаляется, отрицать, сгущается, именуется, наследуют, проникает, есть, называть, осмысляем, осознаем, прибывает, познал, научился, уповать, раскрываются, получает, восходит, обретает, предстоит, спуститься, устрашиться, делает, познается, признавались, веет, разорвать, восставить, обессилить, довести, ввергнув, попусти, быть, может, возносит, приемлют, отвернулись, поспешим, унывать, желает, каяться, простит, принеси, иди, бойся, веруй, греши, увещевает, веселит(2), дает, познать, простирается, понимаете, является, следует, имеем, страшит, отвратит, спастись, прийти, завершить, уйдут, добавить, убавить.
Имя существительное   друзья, Слово, человек(2), тайны, все, ощущения, истины, душа, час, плен, теснота, страсть, земля, Спаситель, предание, рассказ, блаженство, удел, обиды, состояние, Царь, сердце(4), все, обитель, действие, апостол, Павел, речь, огонь, тело, беззаконие, пламя, грех, дно, дело, любовь(2), спасение, добродетель, чистота, навык, образы, мысли, ощущение, крин, аромат, время, сподвижники, дух, сердца, гордыня, мрак(2), грешник, предел, бытие, тьма, гордецы, мир(3), луч, смирение(2), риза, чувство, мысль, немощь, горизонт, доступ, ад, холод(2), поэты, тартар, чада, батюшка, человек, Господь, Кровь, исповедь, глас, благодать, внимание, состояние, начатки, братие, познание, грехи, лик, милость, произволение, разум, размышление, покаяние, жизнь,
Местоимение   нам(5), себе(3), его(9), ею, её, вы(3), Сам(2), она, никто, он(2), себя(2), нас, оно, мы, меня(2), я, вами, всем, кто, всех, мои.
Причастие, деепричастие   вселившись, наслаждаясь, освятившая, опаляющий, завладев, придавливающей, увлекающей, отымающая, блистающей, стяжавший, отгоняющий, пленяющий, позволяющий, состарившиеся, одержавшего, отчаявшихся, скованные, проливший, кающегося, обращенных, положивших, одушевляясь,
Числительное   -

 

В тексте преобладает большинство прилагательных, что указывает на особую выразительность, образное описание предмета и представление его признаков в динамике. Второе место по количеству найденных в тесте проповеди, занимают глаголы, наличие которых придает интенсивность действию, движение, динамичность. Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. Среднее количество существительным отражаются степень информативности. Употребление причастий, кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста; местоимений (личных и притяжательных – оттенок искренности, взволнованности; неопределенных – «отдаляют» события и предметы).

3 - Синтаксический уровень

В данной проповеди преобладает повествовательный (28 предложений) тип предложений. Но так же в тексте много предложений восклицательных (15 предложений) и вопросительных (4 предложений), что указывает на эмоциональную, яркую речь автора, привлекающую внимание слушателей.

Полных предложений 54. Одно простое предложение «Дорогие друзья!». Однородные члены в предложениях используются довольно часто. С вводных слов начинается почти каждый абзац. Текст проповеди насыщен большим количеством причастных и деепричастных оборотов (всего 22).

Сложных предложений в тексте много это можно проследить на наличии причастных и деепричастных оборотов. Есть и простые предложения, употребляемые для более легкого усваивания информации.

Есть в проповеди употребляется прямая речь (4 предложения).

Для синтаксиса современной православной проповеди характерно соответствие нормам современного русского языка.

Самым распространенным приемом современной церковной проповеди является замена прямой речи на косвенную. Чаще всего это происходит при цитировании и пересказе во время толкования библейских текстов. В силу общности богослужебной практики цитаты из священных текстов знакомы и проповедующим священникам, и слушателям-прихожанам, так что в большинстве случаев батюшки цитируют Евангелие на церковнославянском языке, а пересказывают на русском.

В стремлении разнообразить свое выступление проповедник использует особый порядок слов. Изменение привычного порядка слов в предложениях выражено в перемещении ремы с конечной позиции в начальную, а также в инверсии частей речи предложения (обратный порядок подлежащего и сказуемого). Повторы слов и фраз усиливают эмоциональность речи и акцентирует внимание слушателей на необходимых нюансах. К синтаксическим особенностям языка проповеди относятся также чередования различных видов предложений, разнообразие способов обобщения и разговорных конструкций. Например, вопросительные предложения могут использоваться в качестве риторических вопросов, т.е не для получения ответа, а для выражения чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.02 с.)