Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Протяженность путей сообщения России (на 1 января 1898 г.)
Одним из последних дореволюционных проектов реорганизации организационной структуры Министерства путей сообщения в части совершенствования управления железнодорожным транспортом был проект известного специалиста в области железнодорожного дела С. Кульжинского (рис.7). В центральном аппарате МПС вопросами эксплуатации железнодорожного транспорта ведало управление железных дорог, распорядительная власть принадлежала начальнику управления, а все ответственные решения принимала Коллегия управления. Основным территориальным звеном было местное управление, которое возглавлял начальник дороги. При начальнике дороги создавали Совет правления из представителей других ведомств (по одному от Государственного контроля и Министерства финансов) и начальников служб. Протяженность линий каждой дороги (от 600 до 2000 км) и масштабы деятельности дорог были разными, и центральный аппарат МПС не обеспечивал надлежащего управления ими с учетом местных особенностей. Возможность принятия самостоятельных решений начальником дороги сильно ограничивалась советом правления, на рассмотрение которого поступали все сколько-нибудь серьезные вопросы финансового, хозяйственного и коммерческого характера. Это в значительной мере ограничивало проведение в жизнь принципа единоначалия, тем более что представители Госконтроля и Минфина имели право решающего голоса. Достаточно прочной связи с местными хозяйственными органами дороги не имели. Впоследствии, после создания так называемых порайонных комитетов, такая связь была установлена, но касалась она весьма узкой сферы распределения вагонов для массовых грузов. Частные железные дороги, действовавшие как коммерческие предприятия, находились в ведении коллегиальных органов - Правлений, выступавших в качестве коллективного собственника дороги. Управление любой частной дороги являлось простым исполнителем воли и распоряжений своего Правления. Таким образом, на протяжении практически всего дореволюционного периода правительство сознавало необходимость улучшения системы управления транспортом страны и периодически проводило реорганизацию транспортного ведомства, поскольку пути сообщения обеспечивали не только экономические, но и общегосударственные, и стратегические интересы России.
3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Экономика молодого Советского государства потребовала от правительства самого пристального внимания к решению транспортных проблем. Деятельность учрежденного в конце 1917 г. Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) возглавлялась Народным комиссаром, ответственным перед Советом народных комиссаров (СНК) и Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) Советов рабочих и крестьянских депутатов. Народный комиссар путей сообщения являлся общим руководителем НКПС, направляющим всю политику данного комиссариата и имеющим право действовать самостоятельно и единолично. Аппарат управления НКПС представляла Коллегия, возглавляемая Народным комиссаром путей сообщения. Каждый член коллегии стоял во главе отдельного исполнительного органа управления НКПС и являлся комиссаром этого управления, ответственным за работу управления. Декретом Советов народных комиссаров от 21 марта 1918г. «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозной способности» одновременно с централизацией управления сетью путей сообщения РСФСР была намечена «дальнейшая децентрализация работы железнодорожных управлений... с тем, чтобы разгрузить центральное управление от мелочных вопросов и передать этого рода работу в районные и местные железнодорожные Комитеты, Советы или Комиссариаты». Согласно упомянутому выше декрету, «вся сложная сеть организаций, ведающих транспортом, по предложению НКПС упрощается, причем излишние организации упраздняются». В декрете подчеркивалось, что все другие государственные, областные и местные организации не имеют права вмешиваться в управление транспортом ввиду того, что «дороги хотя и проходят по определенной территории, но по существу своему экстерриториальны, ибо служат нуждам всей республики», т.е. подтверждалась точка зрения на систему управления железнодорожным транспортом, сложившаяся еще в дореволюционной России. Учреждалась также военная охрана железных дорог из отрядов, организуемых преимущественно из железнодорожников.
Наряду с НКПС правительством для решения особо важных и неотложных задач государственного значения, связанных с управлением транспортом, были учреждены разного рода комиссии - например, Комиссия для разгрузки Московского железнодорожного узла (16 апреля 1918 г.), Всероссийская эвакуационная комиссия (10 апреля 1918 г.) и другие. Междуведомственная комиссия по смешанным железнодорожно-водным перевозкам (14 апреля 1918 г.) была создана для согласования водных перевозок с железнодорожными и для координации деятельности НКПС и Главного управления водных сообщений Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), ведавшего национализированным морским и речным флотом. Декретом ВЦИК «Об управлении железнодорожными путями сообщений» (май 1918 г.) учреждался дополнительный государственный орган по управлению транспортом - Главный Совет путей сообщения в качестве высшего органа, руководившего работой НКПС и направлявшего транспортную политику. В состав этого центрального координирующего межведомственного органа входили также представители транспортных профсоюзов. В 1918 г. были национализированы и все частные железные дороги. В годы гражданской войны и военной интервенции железные дороги перевели на военное положение. В управлении транспортом был установлен крайний централизм, во главе округов, дорог, железнодорожных районов и линейных предприятий поставлены военные комиссары. Для рассмотрения вопросов технического характера организуется Технический совет, а для разработки крупных вопросов общего характера и по отраслям деятельности создается Центральный комитет по перевозкам, состоявший из представителей не только НКПС, но других ведомств и ВСНХ. На данный комитет возлагалась разработка в государственном масштабе планов перевозок грузов по всей сети, а также проведение регулировочных мероприятий в ходе реализации этих планов. Для общего руководства и управления транспортной политикой на железных дорогах и разрешения вопросов государственной важности оперативных воинских и эвакуационных перевозок 7 октября 1919 г. постановлением СНК при Совете народных комиссаров был организован Высший совет по железнодорожным перевозкам в составе 5 чел. из представителей НКПС, Реввоенсовета, ВСНХ, Народного комиссариата продовольствия и Всероссийской эвакуационной комиссии. В начале 1920 г. тарифное дело по путям сообщения было изъято из финансового ведомства и передано НКПС. Несмотря на проведенные мероприятия, положение на транспорте оставалось исключительно сложным. Оно усугублялось резко упавшей провозной способностью железных дорог. Правительство республики направляло все силы и средства на улучшение работы железнодорожного транспорта - ремонт путей и подвижного состава, расчистку пути от снега, ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Повысилась роль политического управления в деятельности железных дорог. В феврале 1920 г. для этой цели при НКПС учреждается Главное политическое управление (Главполитпуть) с соответствующими органами в низовых территориальных подразделениях. По предложению В.И. Ленина в апреле 1921 г. народным комиссаром путей сообщения был назначен Ф.Э. Дзержинский, остававшийся при этом председателем ВЧК и наркомом внутренних дел. Переход от военного коммунизма к новой экономической политике требовал иных форм хозяйствования и управления. К этому периоду относится зарождение коллегиальной формы управления транспортом страны как межотраслевым комплексом. В 1921 г. принято важное правительственное постановление об объединении всех железнодорожных, внутренних водных и морских путей сообщения на территории РСФСР в общую всероссийскую сеть путей сообщения и создании единого Народного комиссариата путей сообщения РСФСР. В состав единого НКПС вошли четыре центральных управления: центральное управление железнодорожного транспорта, ведающее эксплуатацией, содержанием, ремонтом и развитием железных дорог; центральное управление речного транспорта (с аналогичными функциями в области речных путей и перевозок); центральное управление морского транспорта; центральное управление местного транспорта, ведающее автомобильным, гужевым и трамвайным транспортом, а также всеми погрузочно-разгрузочными работами и экспедиционным обслуживанием клиентуры (рис.8). Каждое из перечисленных управлений, в свою очередь, подразделялось на соответствующие отделы. Кроме основных четырех управлений по видам транспорта в состав НКПС вошли общие функциональные управления - административное, финансово-экономическое, хозяйственно-материальное и др. В основу организации управления путями сообщения закладывалась окружная система, предложенная принцем Ольденбургским, при которой в одном округе объединялись все виды транспорта, включая местный. В 1922 г. Совнарком принял специальное постановление, которое знаменовало собой целенаправленное применение на транспорте начал хозяйственного расчета. В том же году для разработки плана перевозок как части общегосударственного плана при НКПС был учрежден постоянный совещательный орган из членов коллегии НКПС - Транспортная плановая комиссия (Трансплан). В задачи этой комиссии входила подготовка текущих планов перевозок и предварительная увязка их с техническими возможностями транспорта, а также перспективного плана восстановления и развития всех видов транспорта, участие в работах Госплана и других плановых органов по вопросам транспорта.
Рис. 8. Схема управления транспортом в начале 20-х годов
Это был период искания новых организационных форм, наиболее полно отвечающих условиям экономической жизни страны в те годы. За годы гражданской войны транспорт был настолько разрушен, что для приведения его в надлежащее состояние требовались огромные капитальные вложения, которыми страна не располагала. Некоторые специалисты считали, что без значительных затрат транспорт восстановить невозможно. Силы и средства для подъема транспорта нужно было найти внутри страны. Обследование работы местных органов транспорта, проведенное НКПС, показало, что одной из существующих причин плохой работы была оторванность его деятельности от других отраслей народного хозяйства. Нужно было найти такую организационную форму, которая обеспечила бы наиболее тесный контакт транспорта с промышленностью и сельским хозяйством. Такой формой и явились правления железных дорог. Первоначально они были введены не на всех дорогах, а только на некоторых в опытном порядке. В дальнейшем, когда опыт дал положительные результаты, он был распространен на большую часть дорог сети. Во главе правления стоял председатель, являвшийся одновременно уполномоченным НКПС. Начальник дороги входил в состав правления только в качестве члена правления, ведающего технической эксплуатацией дороги. В составе правлений были представлены не только узкие специалисты железнодорожного дела, но и представители ведущих отраслей народного хозяйства тех районов, которые обслуживались линиями данной железной дороги. При правлениях были созданы экономические совещания с широким представительством местных хозяйственных организаций, что способствовало выявлению всех основных нужд и потребностей в транспорте местных органов Коллегиальная форма управления железнодорожным транспортом, введенная в 1921-1922 гг., была достаточно гибкой: при сохранении централизованного руководства транспортом со стороны НКПС и полной самостоятельности технических работников в решении вопросов управления работой отдельных служб обеспечивалась увязка транспорта с другими отраслями хозяйства. Она в течение ряда лет оправдывала себя, способствуя росту грузооборота дорог, однако затем в ней стали обнаруживаться существенные недостатки. Восстановительный период заканчивался, сформировались и окрепли центральные и областные планирующие органы. Одновременно с этим улучшалась деятельность планирующих органов по регулированию перевозок в форме районных комитетов, одной из функций которых было выявление перспектив роста перевозок. Необходимость участия экономических совещаний в планировании перевозок отпала. Круг обязанностей правлений постепенно суживался, и они стали заниматься не только экономическими вопросами, но и узкими техническими задачами, что нарушало принцип единоначалия. Разделение руководящего аппарата дорог на две части - правления (экономика) и управления (техника), в свое время полезное, становилось тормозом в работе железнодорожного транспорта. Жизнь требовала унификации организационной формы управления дорогами путем создания управленческого аппарата, в котором бы техника и экономика сливались воедино, что было особенно важно в условиях технической реконструкции всех отраслей народного хозяйства, включая транспорт.
Состоявшаяся в начале 1929 г. XVI конференция ВКП(б) в своем постановлении отмечала необходимость проведения мер по приведению системы управления транспортом в соответствие с требованиями социалистического строительства. При этом, указывалось в постановлении, надо исходить из того, чтобы обеспечить преобразование НКПС из органа преимущественно планово-экономического руководства в орган действительно технического руководства, основанный на достижениях как зарубежной, так и советской науки и техники. Это было исключительно важно в связи с тем, что «транспортно-дорожная проблема» становилась одним из главных узких мест народного хозяйства страны. ВЦИК и СНК СССР постановлением от 12 июня 1930 г. указали на необходимость реорганизации управления железными дорогами. Правления железных дорог были заменены дирекциями. Каждая железная дорога в составе дирекции являлась самостоятельным хозяйственным органом (пользовалась правами юридического лица) и работала на основе своего производственно-финансового плана, утверждаемого НКПС. На директоров железных дорог были возложены кроме функций, выполнявшихся до этого правлениями железных дорог, техническое руководство, планирование и регулирование перевозок, осуществлявшееся аппаратом НКПС. В 1931 г. реорганизация была продолжена и распространена на линейные предприятия железнодорожного транспорта - станции, депо, дистанции. Более четко были определены функции начальников станций (регулирование движения, прием, формирование и отправление поездов, наблюдение за порядком на станции, за своевременной погрузкой и выгрузкой). Основные и оборотные депо, находившиеся в прошлом в ведении начальников станций, были выделены в самостоятельные хозяйственные единицы. Изменилась структура аппарата управления районами (создание отделов эксплуатации, тяги, пути, связи и сигнализации, планово- финансового, труда и кадров). Были внесены также некоторые изменения в структуру аппарата управления дирекций и НКПС. В ходе реорганизации управления железнодорожным транспортом было решено выделить из НКПС морской и речной транспорт и все портовое хозяйство, образовав самостоятельный общесоюзный Народный комиссариат водного транспорта. Необходимость этой меры объяснялась ростом грузооборота, отставанием железнодорожного транспорта от потребностей народного хозяйства и крайне слабым развитием и использованием водного транспорта. Безрельсовый транспорт (перевозки по шоссейным и грунтовым дорогам) остался в ведении НКПС. Но и этих мероприятий оказалось недостаточно. Система управления оставалась чрезмерно громоздкой и неоперативной, с неоправданно большим количеством звеньев и нечетким распределением функций между ними. В 1930 г. было организовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, действовавшее на началах хозяйственного расчета. При этом гражданский воздушный флот (ГВФ) выводится из состава Народного комиссариата по военным и морским делам. Принятый в 1931 г. Устав Всесоюзного объединения ГВФ законодательно закрепляет хозрасчетные основы деятельности отрасли. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1933 г. «О перестройке органов управления железнодорожного транспорта» были внесены существенные изменения в организационную структуру управления железнодорожной отраслью. Ряд управлений, отделов и контор в НКПС упразднили или коренным образом реорганизовали. Дирекции были реорганизованы в управления дорог. Основной хозяйственной единицей стала железная дорога, работающая на основе хозрасчета и возглавляемая начальником дороги, функции и права которого были строго регламентированы. Начальнику дороги непосредственно подчинялись районы, основные депо, участки вагонного хозяйства и другие линейные подразделения. Устанавливались единые типовые структуры аппарата управления дороги и района. В 1930-1931 гг. при Совете Народных Комиссаров СССР на правах союзного наркомата было организовано Всесоюзное центральное управление шоссейных и грунтовых дорог (ЦУ Дортранс), переданное в 1935 г. в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР на правах управления. Одновременно в аппарате НКВД СССР создана Госавтоинспекция. В 1939 г. было принято решение о создании самостоятельных Народных комиссариатов морского флота (НКМФ) и речного флота (НКРФ) СССР вместо существовавшего объединенного Народного Комиссариата водного транспорта (НКВТ). В целях совершенствования системы управления автомобильным транспортом Верховный Совет СССР принял закон об образовании в союзных республиках республиканских наркоматов автомобильного транспорта. С небольшими изменениями эта система просуществовала до начала Великой Отечественной войны (рис.9). С началом войны система управления транспортом страны была перестроена в соответствии с нуждами военного времени. Руководящую роль в использовании транспортных мощностей стал играть Государственный комитет обороны (ГКО), в составе которого в феврале 1942 г. создали специальный орган - Транспортный комитет как единый орган управления всеми видами транспорта. В ведении и под контролем этого комитета находились не только воинские, но и эвакуационные и народнохозяйственные перевозки. Фронтовые железные дороги требовали такой структуры органов управления, которая бы обеспечивала высокую оперативность принятия и выполнения решений, основанных на железной дисциплине во всех звеньях аппарата управления, своевременной и точной информации, строгой отчетности. Этим требованиям удовлетворяла введенная на фронтовых дорогах новая система управления на территории страны - военно-эксплуатационные управления железных дорог с военно-эксплуатационными отделениями (ВЭО) - стационарными и подвижными (на 950- 2000 чел. каждое); за рубежом - военно-эксплуатационные управления фронтов (ВЭУ), которым приписывались для управления перевозками эксплуатационно-железнодорожные полки. Зарождение ВЭО относится к 1939 г., практическая их ценность была подтверждена опытом советско-финской войны 1939-1940 гг. Восстановлением фронтовых железных дорог ведало созданное одновременно с Главным управлением военно-восстановительных работ (ГУВВР) в рамках НКПС Управление военно-восстановительных работ фронтов (УВВРФ), а эксплуатацией этих дорог занимались ВЭУ и ВЭО. Они имели в своем распоряжении паровозные колонны (на 15-30 машин), а также специальные формирования по ремонту паровозов и вагонов (стационарные и подвижные). Аналогичные изменения имели место в работе и методах управления других видов транспорта. За годы войны ЦК ВКП(б) и ГКО издали много разных постановлений и директив по вопросам капитального строительства железных и автомобильных дорог, портов, аэродромов, обходов транспортных узлов. Большое внимание при этом уделялось организации восстановительных работ и управлению транспортом. В результате за 1941-1945 гг. было построено около 10 тыс. км новых железных дорог и 117 тыс. км восстановлено; завершено строительство 5420 км автомобильных дорог с твердым покрытием и свыше 30 тыс. км - отремонтировано; для повышения устойчивости работы транспортной сети был сооружен обход тоннельных участков в районе оз. Байкал и ряд других проектов. Война причинила отечественному транспорту огромный ущерб. Было разрушено 65 тыс. км железнодорожного пути, 4100 станций, 13 тыс. железнодорожных мостов, уничтожено почти 16 тыс. паровозов и более 400 тыс. вагонов. В результате военных действий были разрушены около 500 портов и пристанских пунктов на речных путях. Многие судостроительные и судоремонтные заводы, мастерские и верфи лежали в руинах. Общий ущерб, нанесенный речному транспорту только по западным бассейнам, приближался к 1 млрд. руб. Восстановление транспорта началось еще в годы войны силами специальных железнодорожных формирований, проводивших работы после отступления фашистских войск. Но это восстановление было временным, оно вызывалось необходимостью транспортного обеспечения наступающей Советской Армии. Капитальное становление транспорта началось уже после окончания войны.
Рис. 9. Схема управления транспортом СССР в конце 30-х годов
В 1945-1946 гг. вся сеть железных дорог была разделена на 10 округов, в состав каждого из которых входило по несколько железных дорог. Создание округов положительно сказалось на проведении восстановительных работ, но вместе с тем управление чрезмерно усложнилось. Образовалось пять звеньев управления: МПС*, округ, дорога, отделение и линейное предприятие. Создалась двойственность в управлении основным предприятием - железной дорогой - подчиненность ее и министерству и округу. Поэтому округа были упразднены, а дороги непосредственно подчинены Министерству путей сообщения. В 1947г. отделения эксплуатации были реорганизованы в отделения дорог, которым были подчинены линейные предприятия всех служб, занятые основной деятельностью и расположенные в границах отделения. В годы послевоенных пятилеток система управления железнодорожным транспортом изменялась в основном в связи с укрупнением дорог (число их уменьшилось почти вдвое), массовой электрификацией сети, развитием контейнерных перевозок и широким использованием вычислительной техники в управлении перевозочным процессом. Существенным изменениям подверглись системы управления речным и автомобильным транспортом. В соответствии с установками XX съезда КПСС на расширение прав союзных республик в 1956 г. союзное министерство речного флота было реорганизовано в Министерство речного флота РСФСР, а в других союзных республиках - в управления при Совете Министров. В 1952-1957 гг. существовавшее союзно-республиканское Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог реорганизовано в республиканские министерства. Заметное влияние на работу транспорта и управления транспортным производством оказала хозяйственная реформа 1965 г., выдвинувшая на первое место экономические методы управления и поставившая перед каждым транспортным предприятием задачу развиваться на собственной экономической основе, т.е. на принципах самоокупаемости с учетом необходимых отчислений в бюджет. Уменьшение количества плановых показателей по предприятиям транспорта, задаваемых сверху, ориентация преимущественно на такие показатели, как прибыль, себестоимость продукции, рентабельность и производительность труда при заданных плановых объемах перевозок положительно сказались на результатах хозяйственной деятельности многих транспортных предприятий, ранее работавших нерентабельно. Плата за производственные фонды также сыграла свою положительную роль. В начале 70-х годов на транспорте, как и в других отраслях экономики, был начат переход на двух- и трехзвенные схемы управления. В середине 80-х годов этот процесс был продолжен и углублен в связи с переходом всех видов транспорта на новые условия хозяйствования - самофинансирование и самоокупаемость. Перераспределение функций между центральным аппаратом транспортных министерств и их территориальными подразделениями позволило ликвидировать некоторые управления и службы, сократить общую численность работников аппарата управления на 33-35%. Однако генеральные схемы организационных структур, зарождение которых относится еще к дореволюционному периоду, в принципиальной своей части были сохранены. Правда, единый орган управления транспортным комплексом восстановлен не был. Непосредственное руководство развитием и деятельностью транспорта осуществляли министерства по видам транспорта. При этом железнодорожный, морской и воздушный виды транспорта управлялись союзными министерствами, а автомобильный и речной - республиканскими. Схема управления железнодорожным транспортом в этот период приведена на рис.10. С 1946 i I!ародный Комиссариат путей сообщения (НКПС) преобразован в Министерство путей сообщения СССР.
Рис. 10. Схема управления железнодорожным транспортом СССР в середине 80-х годов. Непосредственное руководство работой железнодорожного транспорта осуществляет общесоюзное министерство. МПС СССР решает важные вопросы управления, руководит выполнением плана перевозок грузов и пассажиров, перспективами развития железнодорожного транспорта и всех его хозяйств, разработкой мероприятий по внедрению новой техники и технологии, эффективному использованию ресурсов, производственных мощностей, повышению безопасности движения поездов и сохранности грузов, снижению себестоимости перевозок, росту рентабельности и повышению производительности труда. Министерство путей сообщения СССР возглавляет министр, назначаемый Верховным Советом СССР и действующий на принципе единоначалия и коллегиальности. Он несет персональную ответственность за работу всей сети железной дороги. Министру путей сообщения непосредственно подчиняются начальники управления железных дорог, начальникам дорог - начальники отделений, а начальникам отделений - руководители низовых линейных предприятий и организаций. Так в системе МПС реализуется линейный принцип управления. В функциональном, а точнее в производственно-техническом разрезе огромное и сложное хозяйство Министерства путей сообщения подразделено на отраслевые главные управления и функциональные управления. К числу основных отраслевых главных управлений министерства относятся управления: - движения; - локомотивного хозяйства; - вагонного хозяйства; - электрификации и энергетического хозяйства; - грузовое (контейнерное); - пассажирское; - сигнализации и связи; - пути; - предприятий промышленности железнодорожного транспорта; - гражданских сооружений и ведомств; - метрополитенов. Наряду с этим в Министерство путей сообщения входят чисто функциональные управления: - материально-технического снабжения; - планово-экономическое; - финансовое; - вычислительной техники; - труда и заработной платы; - кадров; - статистического учета и отчетности; - хозяйственное; - аппарат главного ревизора по безопасности движения. Кроме того, имеются: - дирекция строительства БАМа; - управление международных сообщений; - управление учебными заведениями; - Научно-технический Совет. В территориальном разрезе железнодорожная сеть Министерства путей сообщения СССР разделена на 32 железные дороги. Дороги на железнодорожном транспорте являются производственными объединениями и основными эксплуатационными предприятиями. Они имеют уставный фонд, оборотные средства, образуют фонды экономического стимулирования, находятся на хозрасчете, пользуются банковским кредитом и являются юридическими лицами. Железную дорогу возглавляет начальник дороги, назначаемый министерством. Начальник дороги руководит дорогой на основе принципа единоначалия и подчиняется непосредственно министру. Он несет полную ответственность за работу дороги в целом, выполнение планов перевозок, безопасность движения, подбор и расстановку кадров, сохранность перевозимых грузов, своевременную доставку, соблюдение производственной дисциплины. При начальнике дороги на правах коллегиального органа действуют научно-экономический совет из специалистов и передовиков производства. Начальнику дороги подчиняются отраслевые службы и функциональные подразделения аппарата управления. К отраслевым относятся службы: - движения; локомотивные хозяйства; вагонные хозяйства; электрификации; грузовые (контейнерные); пассажирские; сигнализации и связи; пути; гражданские сооружения. Кроме того, в состав дороги входят функциональные подразделения: - материально-технического снабжения; финансовая служба; аппарат дорожного ревизора по безопасности движения; планово-экономический отдел; отдел социального развития; отдел учета и отчетности; административно-хозяйственный отдел; отдел кадров; вычислительный центр. Все подразделения подчиняются начальнику дороги, и кроме того, по оперативно-техническим и методическим вопросам, соответствующим управлениям Министерства путей сообщения СССР. Это создает двойственность управления железнодорожным транспортом. Каждая железная дорога разделена территориально на отделения. Всего на сети было около 180 отделений дорог. Средняя эксплуатационная длина отделения дороги возросла со 120 км (1984 г.) до 780 км (1988 г.). Отделение дороги являлось основным хозрасчетным линейным предприятием. На отделение дороги так же, как и на всю железную дорогу, в полной мере распространялся закон «О государственном предприятии (объединении)».' Отделение дороги имело самостоятельный баланс и являлось юридическим лицом. Начальник отделения подчиняется непосредственно начальнику дороги и руководит (на основе принципа единоначалия) всей производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью производственных подразделений и организаций, расположенных на территории данного отделения: станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, сигнализации и связи и др. Для руководства работой подчиненных предприятий и организаций в отделении дороги имелись следующие отраслевые производственные отделы: движения, грузовой и пассажирской работы; локомотивного хозяйства и энергоснабжения; вагонного хозяйства; пути; сигнализации и связи и ряд других. В состав отделения дороги входили и функциональные подразделения: планово- экономический отдел; отдел труда и зарплаты; финансовый отдел; отдел кадров; отдел материально-технического снабжения; сектор учета и отчетности; ревизор по безопасности движения. Линейные производственные предприятия железнодорожного транспорта (хозрасчетные станции, основные локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, путевые машинные станции, участки энергоснабжения, дистанции сигнализации и связи и др.) имели свою организационную структуру, зависевшую от особенностей, объема и условий производства. На эту группу предприятий также распространялся закон «О государственном предприятии (объединении)». ' Принят на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня I987 г.
Отраслевые линейные предприятия принимали участие в общем перевозочном процессе и были обязаны обеспечить выполнение плана перевозок грузов и пассажиров, использование подвижного состава, выполнение графика движения поездов, содержание в исправном состоянии подвижного состава, пути, устройств, энергетики. Каждое линейное предприятие возглавлялось начальником, который нес полную ответственность за выполнение плана, соблюдение финансовой дисциплины, подбор кадров. Управление отраслевыми линейными предприятиями в оперативно- техническом отношении осуществлялось отделами отделений дорог. Управление воздушным транспортом также основывалось на трехуровневой схеме: Министерство гражданской авиации СССР - территориальные управления гражданской авиации - объединенные авиаотряды (рис.11).
К ведению Министерства гражданской авиации относились вопросы перспективного развития гражданской авиации, обеспечения безопасности и регулярности полетов, создания новых образцов авиатехники, обсуждения проектов развития аэропортов, подбора и расстановки кадров в отрасли и ряд других вопросов. Структура министерства представлена на рис.12. Кроме перечисленных управлений при Министерстве гражданской авиации на правах предприятия состояло Международное коммерческое управление. Главная инспекция по безопасности полетов, Управление внешней связи, Управление делами и Отдел организации особо важных полетов напрямую подчинялись Министру гражданской авиации. Начальники четырех управлений (Главного экономического управления, Главного научно-технического управления, Управления кадров и социального развития, Управления режима и охраны аэропортов) являлись одновременно заместителями Министра ГА. На региональном уровне для руководства деятельностью предприятий гражданской авиации были созданы территориальные управления гражданской авиации (не менее одного на территории союзной республики. Например, на территории РСФСР было расположено 15 управлений гражданской авиации). В подчинении у территориальных управлений находились предприятия гражданской авиации: объединенные авиаотряды, отдельные аэропорты и центральные агентства воздушных сообщений.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.113 с.) |