Особенности организации режимного момента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации режимного момента



(на примере организации питания)

Особенности организации питания

В дошкольном образовательном учреждении организуется трех-четырехразовое питание, в соответствии с зимне-весенним и летне-осенним 10-дневным меню. Подсчет белков, жиров, углеводов, а также калорийности блюд, получаемых детьми, проводится ежемесячно. Для детей с аллергодермотозами составляется отдельное меню с учетом их индивидуальных особенностей.

Контроль за соблюдением натуральных норм продуктов и проведение С-витаминизации готовой пищи осуществляются старшей медсестрой.

Контроль за правильной организацией питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется заведующей с привлечением членов родительского комитета.

Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

Для благоприятного прохождения процесса питания за каждым ребенком закрепляется индивидуальное место. Столы и стулья соответствуют росту детей. Перед каждым приемом пищи столы обрабатываются влажной салфеткой.

Столовые приборы (тарелка, ложка, вилка, нож) раскладываются на индивидуальные салфетки. Их набор определяется меню блюд. Чайные чашки устанавливаются на блюдцах. К компоту с фруктами подается чайная ложка. Бумажные салфетки ставятся в салфетницах, хлеб подается в хлебницах.

В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:

· перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;

· индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;

· приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.

Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении.

По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки.

Для полоскания полости рта после еды помощником воспитателя готовятся индивидуальные стаканчики с охлажденной кипяченой водой.

В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания.

Вопросы организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста решаются в тесном взаимодействии с родителями.

Основные формы привлечения родителей:

· родительские собрания с презентацией новых блюд;

· рекомендации по приготовлению блюд для сбалансированного питания детей на каждый выходной день;

· выставки-дегустации;

· консультации с приглашением специалистов города, компетентных в вопросах детского питания.

Структурные компоненты режимного момента

(на примере организации прогулки, питания, сна)

 

Подготовка к прогулке

(структурный компонент организации прогулки)

 

Направление деятельности.

Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.

Задачи.

Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:

· наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам) («Познание», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество»);

· посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета («Здоровье», «Социализация»);

· одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям («Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Познание»);

· при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам («Коммуникация», «Социализация»);

· по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей («Безопасность», «Труд», «Социализация»);

· участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки («Коммуникация», «Социализация», «Труд»);

· спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»).

Формы, методы, приемы.

Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброже­лательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок опрятен, аккуратен, заботится о состоянии вещей, одежды, соблюдает порядок в шкафчике и раздевальной.

Ребенок внимателен к нуждам и потребностям окружающих, способен в приветливой доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой о помощи, доброжелательно ответить на просьбу, по собственной инициативе оказать помощь.

 

Позволь, я тебе помогу!

Дежурство

(структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование представлений о дежурстве как проявлении заботы о других людях.

Развитие умений готовить обеденную зону к приему пищи.

Задачи.

Формировать представления о подготовке к дежурству по столовой (культурно-гигиенические навыки, внешний вид) («Здоровье», «Социализация»).

Развивать представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к приему пищи («Познание», «Безопасность»).

Формировать представления о меню, этикетных формах сервировки стола в соответствии с меню, развивать умения правильно и красиво сервировать обеденный стол («Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация»).

Развивать математические и конструктивные способности (навыки счета, соблюдение симметричности в организации пространства стола) («Познание»).

Формировать чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к приему пищи («Социализация»).

Формы, методы, приемы.

Действия по словесному указанию, образец, поручения и задания, положительная педагогическая оценка.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок понимает значение своего труда для окружающих, проявляет заботу о сверстниках.

Ребенок способен к самоконтролю, проявляет ответственность за создание благоприятной обстановки для приема пищи.

 

Дежурство – дело ответственное

Прием пищи

(структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование культуры питания.

Задачи.

Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания («Здоровье», «Безопасность»).

Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека («Познание», «Здоровье», Физическая культура»); об этикетных нормах и правилах поведения за столом («Познание», «Социализация»).

Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи («Безопасность», «Социализация», «Коммуникация»).

Развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей), умения поддерживать порядок на столе («Социализация», «Труд»).

Формировать чувство благодарности повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному («Социализация», «Труд»).

Формы, методы, приемы.

Презентация меню, сообщение, выражение положительных эмоций, положительная педагогическая оценка, ситуативный разговор.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок понимает необходимость выполнения культурно-гигиенических процедур, контролирует качество самообслуживания.

Ребенок проявляет навыки культурного поведения во время приема пищи, поддерживает порядок на столе.

Ребенок активно проявляет внимание, чувство благодарности и признательности за труд сверстников и взрослых.

 

Сон

(структурный компонент организации сна)

Направление деятельности.

Создание детям индивидуального комфорта в постели, проявление заботы об их эмоциональном благополучии в процессе сна.

Формирование бережного отношения к спящему человеку.

Задачи.

Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели («Здоровье», «Физическая культура»).

Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении («Познание», «Социализация»).

Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, попить воды, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения («Здоровье», «Социализация»).

Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников («Здоровье», «Социализация», «Познание»)

Формы, методы, приемы.

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?), проговаривание действий, положительная оценка.

Планируемые результаты (достижения ребенка).

Ребенок тихо и спокойно ведет себя в спальной комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности при внезапном пробуждении.

 

Приведем постель в порядок

Годовое проектирование режимных моментов освобождает воспитателя от необходимости ежедневного планирования тех задач, которые решаются в условиях организации режима дня независимо от сезона или события (воспитание культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом, развития умения одеваться в определенной последовательности, выполнять правила поведения в умывальной комнате и т.п.).

Приступая к такому виду проектирования воспитательно-образовательного процесса, воспитателю необходимо проанализировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования и выявить задачи, которые можно решать в процессе организации режимных моментов. Они и будут основой проектирования режимных моментов. Формы, методы, приемы их решения и планируемые результаты определяются воспитателем в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

 


Модель присмотра и ухода за детьми, организации образовательной деятельности в режимных моментах

Особенности организации жизнедеятельности детей Образовательная деятельность
Утренний прием. Санитарно-гигиенические процедуры
Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. В хорошую погоду прием детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе. Воспитателем заранее продумывается, организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку. Закончив прием детей, педагог проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику. После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят столы, остальные дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться. Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. После игр и занятий, требующих значительного умственного и волевого напряжения, относительной неподвижности, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. После энергичных движений, сильного возбуждения отдыхом для детей будут спокойные игры. - сюрпризные моменты; - планирование деятельности; - чтение, слушание и обсуждение; - использование художественного слова; - наблюдение на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями; - ситуативный диалог, разговор; - рассказывание из опыта; - артикуляционная игра; - рассматривание книг, открыток, альбомов, иллюстраций, произведений художественного творчества; - ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; - действия по словесному указанию; - работа с календарем; - словесные игры; - участие в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для организованной образовательной деятельности; - создание речевой ситуации общения; - участие в построении конструкций для подвижных игр и упражнений    
Подготовка к приему пищи и прием пищи
Перед приемом пищи дети тщательно моют руки, а если нужно, и лицо. Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных. Основные принципы организации питания: адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей; сбалансированность рациона; максимальное разнообразие блюд; высокая технологическая и кулинарная обработка; учет индивидуальных особенностей. Ежедневное ведение накопительной ведомости позволяет вести учет ежедневного расхода продуктов на одного ребенка в течение месяца. Расчет пищевой ценности рациона (содержание белков, жиров и углеводов) и его энергетической ценности (калорийности) проводится один раз в месяц по данным среднемесячного количества продуктов, выданных на каждого ребенка. Контроль за соблюдением натуральных норм продуктов и проведение С-витаминизации готовой пищи осуществляется старшей медсестрой. Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств блюд. Обеспечивается контроль за условиями хранения продуктов и сроками их реализации, санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока, правильной организацией питания. Все продукты поступают и принимаются в МБДОУ только при наличии гигиенического сертификата соответствия. - ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; - действия по словесному указанию; - поручения и задания, дежурства; - презентация меню; - сервировка стола; - ознакомление с правилами этикета; - самообслуживание; помощь взрослым;
Прогулка
Одевание детей на прогулку организуется так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого создаются соответствующие условия. У каждой группы есть просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям. Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети могут сами вынести игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. С целью сохранения здоровья детей, выход на прогулку организуется по подгруппам, а ее продолжительность регулируется индивидуально в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Относительно слабо закаленные или пришедшие в группу сразу после перенесенного заболевания дети выходят на участок при температуре воздуха не ниже -13-15°. Прогулка является одним из эффективных средств закаливания организма дошкольников, направлена на оздоровление, реализацию естественной потребности детей в движении и включает в себя наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую, продуктивную деятельность, индивидуальную работу по всем основным направлениям развития детей (познавательно-речевому, физическому, художественно-эстетическому и социально-личностному). Прогулка организуется 2-3 раза в день (в теплое время года): в утренний прием, в первую половину дня до обеда, во вторую половину дня перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже – 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15 градусов для детей до 4 лет, а для детей 5 – 7 лет при температуре воздуха ниже – 20 градусов. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если непрерывная образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. - игровая деятельность; - познавательная беседа; - экскурсия, целевая прогулка; - создание речевой ситуации общения; - свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закалива­ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур); - использование музыки в игре, в досуговой деятельности, на прогулке; - привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире; - использование, создание ситуаций для развития у детей доброжелательного отношения к сверстникам, выдержки, целеустремленности; - создание ситуаций педагогических, морального выбора; - беседы соци­ально-нравственного содержания, - специальные рассказы воспитателя детям об интересных природных явлениях, о выходе из трудных ситуаций; - ситуативный разговор;
Закаливающие, оздоровительные процедуры
Необходимыми условиями решения одной задач по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:- создание в ДОУ безопасной образовательной среды; - осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы; - использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей. Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей. Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДО, со строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями. Основные требования к организации закаливания- создание позитивного эмоционального настроя; - учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка;- проведение закаливающих воздействий на фоне теплового комфорта ребенка; - использование в комплексе природных факторов и закаливающих процедур; обеспечение воздействия природных факторов на разные участки тела: различающихся и чередующихся как по силе, так и длительности - соблюдение постепенности в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывности мероприятий закаливания (при этом вид и методика закаливания изменят в зависимости от сезона и погоды);- соблюдение методики выбранного вида закаливания. - комплексы закаливающих процедур (элементы закаливающих процедур - утренний прием на свежем воздухе, умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; солнечные ванны, питьевой режим, оздоро­вительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым при­емом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны и др.); - оздоровительный бег - утренняя гимнастика; - корригирующая, дыхательная, пальчиковая гимнастика; - упражнения и подвижные игры в первой и во второй половине дня; - обсуждения пользы закалива­ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур; - использование музыки при проведении утренней гимнастики;
Дневной сон
Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Полноценный сон детей является одним из важнейших факторов их психофизиологического благополучия и профилактики детских неврозов. Учитывается общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста - 12-12,5 часов, из которых 2,0-3 отводится дневному сну. Дневной сон детей 2-го года жизни организуется однократно продолжительностью не менее 3 часов, детей 3-го года жизни не менее 2,5 часов. Дети с трудным засыпанием и чутким сном укладываются первыми и поднимаются последними. Спокойный сон ребенка обеспечивается благоприятными гигиеническими условиями его организации: отсутствие посторонних шумов; спокойная деятельность перед сном; проветренное помещение спальной комнаты; минимум одежды на ребенке; спокойное поглаживание, легкая, успокаивающая улыбка, укрывание детей педагогом; В целях профилактики нарушения осанки для детей может быть предусмотрен сон без подушек по рекомендации врача, согласованию с родителями. Спальные комнаты - в спокойной цветовой гамме, оказывающие благотворное влияние на психическое состояние ребенка. Во время сна детей присутствие воспитателя (или помощника воспитателя) в спальне обязательно. - релаксационная игра; - игровая, занимательная мотивация на отдых; - использование музыки при подготовке ко сну; - чтение произведений художественной литературы перед сном, любимых произведений по выбору детей; - рассказ о пользе сна; - беседа о значении сна, об основных гигиенических нормах и правилах сна.
Постепенный подъем
Постепенный подъем: предоставление возможности детям полежать после пробуждения в постели несколько минут. Тех детей, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. - разминка, «ленивая гимнастика»; - использование музыки; - проговаривание, чтение потешек; - ознакомление с правилами последовательности одевания одежды; - игровые упражнения

Реализация принципа интеграции образовательных областей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.038 с.)