Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От «холодной войны» к разрядке и обратно к конфронтации.
На рубеже 60‑70‑х гг. Москва начала мирное наступление. Весной 1971г. на XXIV съезде КПСС была принята программа борьбы за мир и м/ународное сотрудничество. Программа призывала: к ликвидации военных очагов в Юго–Восточной Азии и на Ближнем Востоке; к окончательному признанию послевоенных границ в Европе; к проведению общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству; к созданию системы коллективной безопасности и ликвидации военных группировок на этом континенте; к запрещению ядерного, химического и бактериологического оружия; к созданию безъядерных зон; к активизации борьбы за прекращение гонки вооружений и т.п. 30 сентября 1971 г. в Вашингтоне СССР и США подписали соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны м/у сверхдержавами, а 12 октября было объявлено о намеченном на май 1972г. визите президента Никсона в Москву, где предстояло подписать важные советско–американские соглашения. Процесс разрядки был реакцией на агрессию США во Вьетнаме и связанную с ней гонку вооружений. К началу 70‑х гг. на Западе поняли, что СССР достиг примерного паритета в стратегических вооружениях с США и разговаривать с ним с позиции силы теперь уже невозможно. Многие лидеры Западной Европы поняли, что следование в фарватере политики Вашингтона опасно и не соответствует национальным интересам их стран. Так, президент Франции де Голль вывел свою страну из НАТО. А во время его визита в СССР 30 июня 1966г. состоялось подписание Советско–французской декларации, где обе стороны высказывались за установление атмосферы разрядки м/у всеми странами Запада и Востока; за плодотворное сотрудничество м/у всеми европейскими странами, а также за урегулирование во Вьетнаме на основе Женевских соглашений 1954г. М/у Москвой и Парижем были достигнуты соглашения о научно–техническом и эк. сотрудничестве: заключена консульская конвенция и принято решение об установлении прямой связи с Елисейским дворцом (резиденция французских президентов). В декабре 1966г. в Париже с ответным визитом побывал А.Н.Косыгин. Сотрудничество СССР и Франции продолжалось и после ухода в 1969г. де Голля в отставку. Преемники де Голля Жорж Помпиду и Валери Жискар д'Эстен продолжили его политику, посещая СССР. В октябре 1970г. во время визита Ж.Помпиду в СССР была подписана советско–французская декларация, содержавшая призыв к созыву совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С 1970г. Брежнев лично возглавлял советско–французские переговоры, посетив Париж в 1971, 1973, 1974 и 1977гг.
Другой страной, сыгравшей значительную роль в переходе от конфронтации к разрядке в Европе, стала ФРГ, где во второй половине 60‑х гг. к власти пришли социал–демократы, сначала, в 1966г. в качестве партнера в пр-ве «большой коалиции» вместе с христианскими демократами (блок ХДС/ХСС), а в 1969г. они возглавили пр-во «малой коалиции», в которую вместе с СДПГ вошла небольшая Свободно–демократическая партия (СВДП). Канцлером ФРГ стал Вилли Брандт (1913–1992гг.), настоящее имя Герберт Карл Фрам.
Следует отметить, что большую роль в создании атмосферы разрядки в Европе сыграли лидеры Социалистического интернационала, основанного в 1951г. Эти политики в конце 60‑х – начале 70‑х гг. возглавляли пр-ва не только в ФРГ, но и в Австрии, Швеции, Англии и в ряде других стран (Бруно Крайски, Улоф Пальме, Гарольд Вильсон и другие). Роль В.Брандта была особенно велика. В 1976–1992гг. В.Брандт был председателем Социнтерна. Полит-ка ФРГ была такой, что вела к обострению м/н отношений в Европе и поглощению ГДР. Ярким ее проявлением была так называемая «доктрина Хальштайна», в соответствии с которой Бонн автоматически разрывал дипломатические отношения с любой страной, признавшей ГДР. В.Брандт понял опасность и бесперспективность такого пути и разработал «новую восточную политику». Консерваторы в ФРГ считали, что это увековечит раскол Германии. На деле именно эта полит-ка через 20 лет привела к воссоединению страны мирным путем еще при жизни В.Брандта. В.Брандт резко поменял внешнеполит. курс ФРГ, перешел от конфронтации к разрядке и пошел на подписание в 1970–1973гг. Договоров с СССР, Польшей, ЧССР и ГДР, в которых признавалась нерушимость их границ и нормализация отношений с ними. В период пребывания у власти в ФРГ социал–демократов м/у Москвой и Бонном укрепились эк. связи, Западная Германия стала главным торговым партнером среди всех западных стран.
Европейская разрядка благотворно отразилась и на советско–американских отношениях. Уже в 1968г. Президент США Никсон высказал намерение улучшить отношения с СССР. В 1970г. начались долгие и трудные переговоры по ограничению стратегических вооружений (ОСВ). Эти переговоры свидетельствовали о готовности новой администрации США отказаться от прежнего курса на достижение решающего перевеса над СССР в области ядерного оружия. Динамика гонки вооружений складывалась следующим образом. В 1961г. США имели 1746 стратегических носителей ядерного оружия, а у СССР было около 300 носителей. К 1967г. США уже имели 2323 носителя, а СССР – около 600. К 1972г. США, сохранив прежнее число носителей, увеличили число ядерных зарядов до 5700, оснастив ракеты наземного и морского базирования разделяемыми боеголовками. СССР за эти годы увеличил число носителей до 2320, что позволяло ему нанести уничтожающий ответный удар и при сохранении отставания от США по числу ядерных зарядов (2500). Таким образом ядерный паритет, с точки зрения гарантированного взаимного уничтожения при любых условиях, был достигнут. 22–30 мая 1972г. Никсон посетил с визитом СССР. Р.Никсон пошел на этот шаг поскольку осенью 1972г. должны были состояться очередные президентские выборы, война во Вьетнаме еще не закончилась, а на избирателей необходимо было произвести соответствующее впечатление. Поэтому подключение к процессу разрядки и улучшение отношений с Москвой и стало таким шагом. В успехе переговоров были заинтересованы обе стороны и они прошли весьма успешно. 26 мая 1972г. были подписаны бессрочный Договор об ограничении системы противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений. В соответствии с Договором по ПРО стороны согласились ограничить число районов размещения противоракетных систем двумя с каждой стороны: по одной –вокруг столиц и по одной – вокруг одного из мест нахождения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Стороны обязались также не создавать систем ПРО морского, воздушного, космического базирования, не передавать их другим гос-вам и не размещать эти системы за пределами США и СССР. Временное соглашение по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑1) предусматривало: отказ с 1 июля 1972г. от строительства новых пусковых установок МБР наземного базирования, ограничения пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках и вообще сокращения числа современных подлодок с баллистическими ракетами. Срок действия соглашения –5 лет. При этом и СССР, и США выразили намерение вести переговоры о дальнейших более существенных ограничениях стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑2). Так, впервые за время «холодной войны», СССР и США договорились о реальном ограничении гонки стратегических ядерных вооружений, сокращении расходов на МБР и системы ПРО и намеревались продолжить работу в этом направлении. 29 мая 1972г. был подписан еще один документ – «Основы взаимоотношений м/у СССР и США», в котором высказывалось убеждение, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений м/у ними, кроме мирного сосуществования, несмотря на различия в идеологии и социальных системах двух стран.
Кроме этих документов, в Москве были подписаны соглашения о сотрудничестве в областях: охраны окружающей среды, здравоохранения, исследования космоса, науки и техники, предотвращения инцидентов в открытом море и воздухе. Была создана совместная комиссия по вопросам торговли. Визит Р.Никсона в Москву явился не только м/н сенсацией, но и свидетельством того, что разрядка м/н напряженности стала свершившимся фактом. М/у Брежневым и Никсоном установились хорошие личные отношения. Брежнев был приглашен посетить США с официальным визитом, который состоялся с 18 по 25 июня 1975г. К этому времени Никсон победил на очередных выборах и закончил войну в Индокитае. Во время визита Брежнева в США был обсужден широкий круг проблем и подписаны «Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений», «Соглашение о предотвращении ядерной войны» и некоторые другие документы, подтверждавшие и развивавшие дальше советско–американские соглашения 1972г. В октябре 1973г. советско–американские отношения выдержали испытание еще одной арабо–израильской войной и некоторыми другими событиями, которые невозможно полностью перечислить. Но необходимо упомянуть о третьей в течение двух лет советско–американской встрече на высшем уровне. Встреча состоялась в Москве 27 июня – 3 июля 1974г. Р.Никсон прибыл в Москву с официальным визитом незадолго до своей вынужденной отставки, желая ее предотвратить с помощью внешнеполит. достижений. Советские лидеры стремились использовать благоприятную ситуацию и одновременно помочь Никсону. Поэтому в коммюнике об итогах переговоров подчеркивались достижения лидеров СССР и США в улучшении советско–американских отношений и создании климата разрядки. Во время визита были заключены важные соглашения. 3 июля 1974 г. был подписан «Договор м/у СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия». Мощность подземных взрывов с 31 марта 1976г. не должна была превышать 150 килотонн, их рекомендовалось производить как можно реже и вообще вести дело к их постепенному полному запрету. Срок действия документа был ограничен пятью годами, но с автоматическим продлением его, если не будет заключено другое соглашение или одна из сторон не пожелает выйти из договора.
3 июля 1974г. был подписан протокол к договору по ПРО от 26 мая 1972г. Теперь СССР и США согласились иметь лишь по одному району размещения систем ПРО вместо двух. Был также подписан ряд документов о сотрудничестве в области экономики, науки и техники. Вернувшись в США Никсон 9 августа 1974г. был вынужден уйти в отставку, не дожидаясь импичмента и суда («Уотергейт»). Президентом стал вице–президент Джералд Форд, который амнистировал Никсона. Вступив в должность Д.Форд сообщил Брежневу, что прежняя внешнеполит. линия США будет продолжена. В ответ Брежнев предложил встретиться до конца 1974г. Такая встреча состоялась в районе Владивостока 23–24 ноября 1974г. После трудной дискуссии удалось добиться важных договоренностей, которые, казалось, открывали путь к скорейшему подписанию договора ОСВ‑2. Главная трудность, которую должны были преодолеть военные эксперты и политики, состояла в том, во–первых, что американцы не могли вести переговоры от имени англичан и французов, чьи стратегические ядерные ракеты Москва хотела бы учитывать как представляющие угрозу для СССР. Поэтому эти силы выносились как бы за скобки договоренностей. Во–вторых, ввиду разного геополит. положения СССР и США, ракеты среднего радиуса действия, благодаря их размещению на территории союзников США в Европе, были в отношении Советского Союза стратегическими, т.к. могли поражать цели на нашей территории. Кроме того, сложность представляли ядерные ракеты, размещенные на подлодках и бомбардировщиках. Благодаря усилиям, главным образом, Г.Киссинджера, ставшего уже госсекретарем, и А.А.Громыко удалось достичь компромисса: Во–первых, в новом соглашении ограничению подлежали не только МБР наземного базирования и баллистические ракеты атомных подлодок, но и тяжелые бомбардировщики. Во–вторых, каждая из сторон могла иметь в сумме не более 2400 единиц носителей стратегического оружия. В–третьих, каждая из сторон обязывалась иметь не более 1320 баллистических ракет наземного и морского базирования с разделяющимися боеголовками. Таким образом, вне будущего договора оставались англо–французские ракеты и американские средства передового базирования. Это была уступка со стороны СССР. США со своей стороны отказались от требования ограничений на советские тяжелые МБР и на их оснащение разделяющимися головными частями (РГЧ). Участники переговоров во Владивостоке полагали, что в ближайшее время будет подписан договор ОСВ‑2. Апогеем разрядки явился третий, завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на высшем уровне в Хельсинки 30 июля – 1 августа 1975г. Ему предшествовали два общеевропейских (с участием США и Канады) совещания министров иностранных дел – в Хельсинки (июль 1973г.) и в Женеве (с сентября 1973 по июнь 1975гг. с перерывами). Лидеры 33‑х европейских и 2‑х североамериканских стран подписали 1 августа 1975г. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Документ подписали президенты, премьеры, генсеки: У.К.Кекконен (Финляндия), Дж.Форд, Л.И.Брежнев, Г.Шмидт (ФРГ), Э.Хонеккер (ГДР), В.Жискар д'Эстен, А.Моро (Италия), Г.Вильсон (Англия) и другие.
Соблюдение пунктов соглашения позволило бы навсегда покончить с «холодной войной». Заключительный акт предусматривал периодические встречи стран–участниц СБСЕ с целью контроля за исполнением принятых решений. В документе были сформулированы десять принципов взаимоотношений 35 стран: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, не применение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность гос-ва; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав чел-ка и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество м/у гос-вами; добросовестное выполнение обязательств по м/ународному праву. Для СССР был важен пункт, где признавалась нерушимость послевоенных границ в Европе. Однако постепенно на Западе стала нарастать критика политики разрядки, которую называли «улицей с односторонним движением», т.е. политикой односторонних уступок в пользу СССР. Наибольшее недовольство вызывала поддержка, которую оказывал СССР антиимпериалистической политике стран «третьего мира» и национально–освободительному движению. В 1973г. в ходе 4‑й арабо–израильской войны СССР вновь помогал Египту и Сирии. Используя советский фактор, впервые применили эк. санкции против западных стран, поддерживавших Израиль, а также национализировали активы ряда западных нефтяных компаний. На фоне санкций цены на нефть в 1973–1974гг. выросли в 3–4 раза, что привело к развитию эк. кризиса в США и Европе в 1974–1975гг. В 1974–1975 гг. рухнула последняя крупная колониальная империя: Португалия после нескольких лет войны была вынуждена признать независимость Гвинеи–Бисау, Мозамбика и Анголы. В 1974г. в Лиссабоне произошла «революция алых гвоздик», покончившая с фашистским режимом в Португалии. К власти там пришли социалисты и другие левые. СССР предоставлял выше названным африканским колониям Португалии оружие и иную помощь. Развитие национально–освободительного движения серьезно задевало эк. и политические позиции Запада. Страны «третьего мира» стали требовать установления «нового эк. порядка», который предусматривал бы более эквивалентный экономический обмен с развитыми капиталистическими странами. В 1974г. в Греции пал антинародный режим «черных полковников» и к власти пришли левые силы. В 1975г. в Испании скончался Франко и тут же рухнул фашистский режим. Испания стала конституционной монархией. Главную роль в стране стала играть социалистическая партия. Социалисты Испании и Португалии получали помощь от Социнтерна и СДПГ, находившейся у власти в ФРГ. В Африке, многие страны получившие независимость, объявляли о «социалистической ориентации» своей политики и получали в этой связи всестороннюю поддержку со стороны СССР. Особенно тяжелым испытанием для разрядки стали события в Анголе, где возникла борьба м/у тремя группировками: МПЛА – Народное движение за освобождение Анголы (лидер Нето), которую поддерживали СССР и Куба, ФНЛА – Национальный фронт освобождения Анголы (лидер Роберто) – эта организация поддерживалась США и КНР и, наконец, УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы), которую возглавлял Савимби, опиравшийся на поддержку ЮАР. В августе 1975г. войска ЮАР вторглись в Анголу с юга, а отряды Савимби начали наступление на столицу Луанду, бывшую оплотом сил МПЛА. США не выразили протеста по этому поводу, кроме того, в войсках ЮАР находились офицеры связи ЦРУ. Спустя три недели, не проинформировав Москву, Ф.Кастро перебросил в Анголу десант, для помощи МПЛА. В результате таких действий Кастро СССР был вынужден послать туда свою военную помощь. США заявили, что СССР нарушил «правила разрядки». В это же время в США набирала обороты предвыборная президентская гонка. Дж.Форд был вынужден учитывать настроения против разрядки среди влиятельных кругов США, и подписание ОСВ‑2 было отложено. Выборы 1976г. Форд проиграл, победу одержал губернатор штата Джорджия Джеймс Картер. Вступив в должность Картер внес такие предложения по ОСВ‑2, которые перечеркнули договоренности во Владивостоке. Картер предлагал еще больше сократить вооружения. СССР был шокирован отказом Картера от договоренностей во Владивостоке и не смог найти с ним общего языка. Только в 1979г. в Вене Картер и Брежнев подписали Договор ОСВ‑2 на условиях, близких к договоренностям во Владивостоке. Но ратификация его не состоялась, т.к. именно в этом году произошли революции в Иране и в Афганистане, конфликт м/у НАТО и ОВД в связи с размещением советских ракет «СС‑20» в Центральной Европе и решения НАТО о стационировании американских ракет «Першинг‑2» и «крылатых ракет» в Западной Европе. Таким образом, начался новый тур гонки вооружений в рамках ОСВ‑1. С 1975г. началось увеличение военных расходов СССР и США. К 1980г. число ядерных боеголовок на стратегических носителях у США выросло до 10 тыс., у СССР – до 7 тыс. Подписанный в 1979г. договор ОСВ‑2, хотя и вносил качественные ограничения, тем не менее оставлял возможность для дальнейшей гонки вооружений. Размещение в Европе советских ракет «СС‑20» позволило США получить разрешение на развертывание в 1983г. в Западной Европе новых американских ракет средней дальности. В результате СССР оказался в проигрыше и с политической и с военной точки зрения. Конец разрядки и возврат к «холодной войне» сопровождался приходом к власти в конце 70‑х – начале 80‑х гг. консерваторов, сменивших либералов и социал–демократов. Консерваторы ввели режим строгой экономии, сохранялась безработица (10–12%), сокращались расходы на социальные нужды. В 1979г. главой английского пр-ва стала М.Тэтчер, в январе 1981г. президентом США – Р.Рейган, в 1982г. канцлером ФРГ – Г.Коль и только во Франции в 1981г. к власти пришел социалист Ф.Миттеран, но и его пр-во стало вскоре осуществлять политику жесткой экономии. После ввода в 1979г. советских войск в Афганистан мир. об-венность осудила СССР за этот шаг. Р.Рейган ввел эк. санкции против СССР, отказался от ратификации ОСВ‑2, добился принятия программы милитаризации космоса (СОИ), что означало новый виток гонки вооружений. В этих осложнившихся м/н отношениях СССР действовал негибко и консервативно, что укрепило на Западе тезис о «советской военной угрозе». К середине 80‑х гг. сложилась ситуация, которая требовала от СССР нового внешнеполит. мышления и новых инициатив, способных переломить неблагоприятные внешнеполитические тенденции.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.017 с.) |