Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя полит-ка современной России.⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48
Во внешней политике России, начиная с 90–х гг. ХХ в., выделяют два основных направления: отношения с бывшими союзными республиками (так называемое «ближнее зарубежье») и отношения с другими странами (так называемое «дальнее зарубежье»). Новые независимые гос-ва, возникшие на территории бывшего СССР, получили м/н поддержку. Со второй половины декабря 1991 г. началась полоса дипломатических признаний России. Одними из первых с ней установили дипломатические отношения Норвегия, Финляндия, Румыния, Швеция. К концу декабря о признании Российской Федерации заявили более 40 гос-в. Россия стала правоприемницей Советского Союза в ООН. Осенью 1996 г. осложнились отношения России с Украиной. 16 октября Госдума приняла закон «О прекращении раздела Черноморского флота», обязывающий российскую сторону прекратить одностороннее сокращение ЧФ, передачу кораблей, авиации, береговой инфраструктуры, предприятий и организаций флота украинской стороне. В ответ на Украине стали громче раздаваться голоса сторонников немедленного вывода российского флота из Севастополя. Компромиссное решение в вопросе раздела ЧФ было найдено во время встречи президентов России и Украины Бориса Ельцина и Леонида Кучмы 24 октября 1996 г., во время которой сторонам удалось договориться по проблемам Черноморского флота. 21 декабря 1996 г. исполнилось 5 лет СНГ – Содружеству Независимых Гос-в. За эти годы у их руководителей развеялись многие иллюзии о легкости автономного существования и помощи Запада. Интересы экономики привели к тому, что отчетливо наметилась тенденция к росту взаимного экспорта стран – членов СНГ. В 1996 г. ведущее место в торговле России со странами СНГ заняла Украина, по объему товарооборота опередившая США и Китай, вместе взятые. 31 мая 1997 г. в Киеве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве м/у Россией и Украиной. (25 декабря 1998 г. Госдума России, а 17 февраля 1999 г. Совет Федерации Федерального собрания ратифицировали этот договор, обусловив его вступление в силу ратификацией Киевом соглашений по Севастополю и Черноморскому флоту, учитывающих интересы России. 24 марта 1999 г. украинский парламент утвердил эти соглашения, дав таким образом старт российско–украинскому договору).
27 февраля 1998 г. президенты России и Украины подписали в Кремле Договор об эк. сотрудничестве на 1998–2007 гг. В качестве приоритетных отраслей были выделены металлургия, топливно–энергетический комплекс, авиастроение, космическая и химическая промышленность. Конструктивно складывались у России отношения с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. 29 марта 1996 г. в Кремле состоялось подписание документов об углублении интеграции четырех стран и создании Межгос-венного совета. Одновременно премьер–министры этих гос-в подписали соглашения о таможенном союзе. 26 февраля 1999 г. к названному договору и соглашению присоединилась республика Таджикистан. 2 апреля 1996 г. состоялось подписание в Москве российско–белорусского договора об образовании Сооб-ва Суверенных Республик. Самым активным сторонником дальнейшей интеграции двух стран выступил президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. В своей стране он пытается проводить эк. реформы, избегая ошибок российской приватизации, используя, в частности, опыт современного Китая. При разности полит. и экономических курсов двух стран идея объединения Белоруссии и России созвучна с мнением большинства и белорусского, и российского народов. 2 апреля 1997 г. Б.Н.Ельцин – и А.Г.Лукашенко подписали договор и устав Союза России и Белоруссии. Ратификация этих документов парламентами обеих стран 10 июня 1997 г. приблизила их реальное объединение в одно эк. и социальное сооб-во. 25 декабря 1998 г. в Москве состоялась очередная встреча А.Г.Лукашенко и Б.Н.Ельцина, на которой была подписана декларация о намерении объединить в ближайшей перспективе две страны – Россию и Белоруссию – в единое союзное гос-во с общими финансами, экономикой и гос-венными структурами. Перед этим в обеих странах в середине 1999 г. должен быть проведен референдум с целью выяснить мнение населения по этому вопросу. С начала 1999 г. началась работа над пакетом проекта договора, а в начале октября проекты были опубликованы для всенародного обсуждения. 8 декабря 1999 г. в Кремле Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукшенко подписали Договор о создании Союзного гос-ва. Союзное гос-во представляет собой модель нового типа: объединяются в одно гос-во – федерация (Россия) и унитарное гос-во (Белоруссия), которые сохраняют свое внутреннее гос-венное устройство. При этом эк. полит-ка, социальная сфера, наука, культура, образование, охрана окружающей среды, внешняя полит-ка и др. отнесены в совместное ведение; общая армия не создается. Предусмотрена возможность присоединения к договору новых членов. Высшим органом Союзного гос-ва является коллегиальный Высший гос-венный совет, куда входят главы гос-в и пр-в, руководители палат парламентов. Один из глав гос-в становится председателем совета на основе ротации. Решения принимаются путем голосования: «одно гос-во – один голос». Законодательным и исполнительным органом Союзного гос-ва становится парламент.
На заседании Межгос-венного совета «пятерки» в Минске 23 мая 1999 г. российская сторона высказалась за радикальное повышение эффективности сотрудничества и выдвинула инициативу о создании на базе объединения полноценной межгос-венной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. В сжатые сроки был подготовлен проект Договора и в октябре 2000 года в Астане президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского Эк. Сооб-ва (ЕврАзЭС). Целями новой организации провозглашены эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого эк. пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах. Договор определяет структуру ЕвраАзЭС. Высшим органом сооб-ва является Межгос-венный совет, заседания которого будут проводиться на уровне глав гос-в–членов не реже одного раза в год и на уровне глав пр-в – не реже двух раз в год. Оснвными задачами постоянно действующего Интеграционного комитета (ИК) определены обеспечение взаимодействия органов Сооб-ва, подготовка предложений и проектов решений по обсуждаемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав пр-в гос-в–участников. Текущую работу Сооб-ва в период м/у заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами гос-в. Особенно важна новая для постсоветской практики система принятия решений путем «взвешенного голосования», при которой гос-во с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. В Интеграционном комитете они распределяются следующим образом: Россия – 40%, Белоруссия и Казахстан – по 20%, Киргизия и Таджикистан – по 10%, причем решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Принцип принятия решений на основе формулы «одна сторона – один голос» сохранился. Внешнеполит. линия Росси в Закавказье направлена на то, чтобы сохранить сложившийся здесь баланс сил, не допустить появления военных структур внерегиональных гос-в у нашей южной границы. В июле 1992 г. автономная республика Абхазия провозгласила свою независимость, что послужило сигналом к началу гражданской войны в Грузии. В 1994 г. в Абхазии были размещены российские миротворческие силы и было достигнуто российско–грузинско–абхазское соглашение о прекращении огня. В дальнейшем Россия выступала за сохранение целостности Грузии. В настоящее время российские представители активно работают с конфликтующими сторонами, с тем чтобы прервать паузу в переговорах и поэтапно продвигаться к полномасштабному урегулированию, включая определение статуса Абхазии.
На фоне других конфликтов на пространстве СНГ ситуация в урегулировании грузино–осетинского конфликта выглядит вполне благополучной. Острота в отношениях м/у Тбилиси и Цхинвали была снята благодаря российскому посредничеству на самом высоком уровне. 16–17 февраля 1999 г. во Владикавказе состоялась первая встреча экспертных групп полномочных делегаций стран в рамках переговорного процесса по урегулированию конфликта. Начата работа над промежуточным документом – Соглашение об основах политико–правовых отношений м/у сторонами в грузино–осетинском конфликте, с инициативой заключения которого российская сторона выступила в мае 1997 года. 31 марта 1999 года в Москве прошло 9–е заседание Смешанной Контрольной Комиссии (СКК). Главным результатом стало согласование и одобрение проекта российско–грузинского межпр-венного соглашения о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино–осетинского конфликта и возвращении беженцев. Прорабатывается статус Южной Осетии. Практически готово к подписанию российско–грузинское соглашение о восстановлении экономики в зоне грузино–осетинского конфликта. В октябре 1987 г. начался нагорно–карабахский конфликт, когда карабахские армяне потребовали воссоединения с Арменией. Лишь конце 1999 г. появилась надежда на то, что конфликт вступил, наконец, в фазу реального урегулирования. В этот период Россия по просьбе Азербайджана и Армении предприняла энергичные действия по активизации переговорного процесса. Удалось добиться определенных подвижек в позициях сторон, приблизить их к выработке компромисса путем взаимных уступок. По инициативе и при участии Президента России В.В.Путина в рамках российских усилий по ликвидации карабахского конфликта 24 января и 21 июня 2000 г. в Кремле состоялись встречи Президента Азербайджана Г.Алиева и Президента Армении Р.Кочаряна по нагорно–карабахскому урегулированию. И хотя в решении карабахской проблемы прорыва не произошло, непосредственные контакты азербайджанского и армянского руководителей доказали свою эффективность. М/у сторонами в конфликте растет взаимное доверие, проводится обмен военнопленными, укрепляется режим прекращения огня. Главное же заключается в том, что лидеры двух стран последовательно стремятся к компромиссной развязке нагорно–карабахского узла, на чем постоянно настаивала российская сторона.
Сложные процессы проходили в СНГ В конце 1990–х годов, где должность исполнительного секретаря Содружества после отставки Б. А. Березовского, последовавшей 2 апреля 1999 г., занял Ю.Ф.Яров. Являющаяся объединяющим стержнем Содружества, Россия в последние годы, в силу ряда обстоятельств, все больше уходила на периферию полит. и экономических интересов входящих в него стран. Возникали сложности с реализацией Договора о коллективной безопасности, с процессом экономической интеграции, с оценками внешнеполит. проблем, в том числе деятельности НАТО. Ряд стран Восточного региона в рамках СНГ создали свое объединение на базе экономических и культурных интересов. Решать эти и многие другие проблемы, сглаживать конфликты и вырабатывать общую стратегию развития пытаются Совет глав гос-в СНГ и лидеры этих стран во время регулярных встреч на высшем уровне. Утверждению м/н авторитета новой России, укреплению и расширению ее м/н связей способствовали визиты Б.Н.Ельцина в Италию, США, Англию, Канаду, Францию в конце 1991 – начале 1992 гг.; Южную Корею, Англию, Китай в ноябре – декабре 1992 г.; Индию – в январе 1993 г.; его регулярные встречи с руководителями ведущих мировых держав. Во время визита российского президента в Венгрию, состоявшегося в ноябре 1992 г., было подписано семь важнейших соглашений, в том числе по наиболее спорным вопросам о расчетах за недвижимость бывшей Южной группы советских войск, об урегулировании вопроса о долгах. Б.Н.Ельцин возложил венок на могилу Имре Надя, казненного в 1958 г., передал пакет документов венгерской стороне из архивов КГБ и ЦК КПСС. Выступая перед депутатами Госсобрания, он принес извинения за советскую военную интервенцию 1956 г. Рос. руководство предприняло новые инициативы в области ограничения и сокращения вооружения. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахтных пусковых установок, приняла решение о прекращении производства отдельных видов тяжелых бомбардировщиков, вдвое сократило количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, находящимися на боевом патрулировании, заявила о сокращении на 700 тыс. чел-к Вооруженных сил. В начале февраля 1992 г. на встрече российского и американского президентов была принята кэмп–дэвидская декларация, которая, по мнению м/н обозревателей, стала «последним гвоздем, вбитым в гроб холодной войны». В ней была зафиксирована новая формула взаимоотношений м/у странами: «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения хар-ризуются отныне дружбой и партнерством, основанном на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе». 3 января 1993 г. в Сочи президенты России и США подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ–2). По его условиям стороны должны к 2003 г. сократить количество ядерных боезарядов до 3500 единиц, т.е. более чем в два раза. В январе 1996 г. американский сенат ратифицировал этот договор. 26 сентября 1997 г. в Нью–Йорке министр иностранных дел России и госсекретарь США подписали протокол к Договору СНВ–2, продлевающим сроки на 5 лет (до 31 декабря
2007 г.). Одновременно были подписаны обменные письма о ранней деактивации – к 31 декабря 2003 г. – стратегических носителей ядерного оружия, которые будут ликвидироваться по этому договору. Крупнейшие отечественные специалисты утверждают, что его ратификация Россией в апреле 2000 г. открыла путь к новым шагам по укреплению мира и стабильности на планете, к более рациональному и масштабному проведению реформ в нашей стране. Серьезным успехом российской дипломатии явилось вступление страны в Совет Европы в начале 1996 г. Участие в этой авторитетной европейской организации требует от России подписать конвенцию о защите прав чел-ка, сделать более гуманным свое законодательство, в частности отменить смертную казнь, принять закон об альтернативной воинской службе, улучшить условия содержания заключенных, которые хар-ризуются в Европе как «нечеловеческие», реформировать прокурорскую службу и органы безопасности, не препятствовать своим гражданам обращаться в М/н Европейский суд. С 1994 г. внешняя полит-ка России постепенно менялась, принимая все более державный хар-р, дистанцируясь от ведущих демократических стран. Смена ориентиров была продемонстрирована и кадровыми перестановками. А.Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е.Примаков, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки. В связи с успехами исламского движения «Талибан», эскалацией военно–полит. кризиса в Афганистане и ухудшением обстановки на таджикско–афганской границе возникла необходимость усиления военного присутствия России в Центральноазиатском регионе. 29 октября 1996 г. в Душанбе главы военных ведомств стран Содружества, выказав озабоченность развитием обстановки в Центральноазиатском регионе, приняли решение об усилении охраны и обороны таджикско–афганской границы. В 1997 г., а также весной и летом 1998 г. талибы вели успешные боевые действия против пр-венных войск президента Афганистана Бурхануддина Раббани и союзных ему войск так называемого «северного альянса» (его лидеры – генерал Ахмад Шах Масуд и генерал Абдул Рашид Дустум). Взяв под свой контроль большую часть страны, в том числе стратегические перевалы и ряд городов на севере Афганистана, талибы к осени 1998 г. вышли к таджикской границе в районе дислокации Московского погранот–ряда, создав реальную угрозу южным границам СНГ. В дальнем зарубежье Россия продолжала выполнять обязательства СССР по выводу войск из Европы и Прибалтики, завершив его в августе 1994 г. Совместно с ООН Россия участвовала в разрешении вооруженных конфликтов в мире. Являясь противницей расширения НАТО на Восток, Россия противодействовала этой политике, ведущей к нарушению сложившегося в Европе баланса сил, разрушению единого пространства безопасности, усилению военной мощи НАТО и приближению НАТО непосредственно к границам России. В 1996–1997 гг. одиннадцать стран Центральной и Восточной Европы выразили свое желание присоединиться к НАТО (среди них – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва и др.). 25 октября 1996 г. Гос-венная Дума РФ обратилась с призывом к парламентам европейских гос-в и м/ународным организациям воспрепятствовать этим намерениям, мотивируя тем, что подобные действия неизбежно приведут к новому витку военного соперничества и геополитическому переделу Европы. 27 мая 1997 г. в Париже м/у Россией и НАТО был подписан договор «О взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности м/у РФ и Организацией Североатлантического Договора». НАТО обязалась не размещать ядерное оружие и боевые силы вблизи границ России, однако Россия так и не получила права вето на принимаемые НАТО решения, в том числе и по ее расширению за счет бывших союзников СССР по Варшавскому Договору. В марте 1999 г. Чехия, Польша и Венгрия стали полноправными членами НАТО. В обозначенный период Россия пыталась выступать за равноправное торгово–эк. и научно–техническое сотрудничество со всеми странами и финансовыми институтами мира, совместную с Североатлантическим альянсом разработку решений, затрагивающих европейскую безопасность, и совместную работу по их выполнению. В декабре 1996 г. российская делегация во главе в В.С. Черномырдиным участвовала в работе совещания глав гос-в и пр-в стран–участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившего в Лиссабоне. С 20 по 23 июня 1997 г. в американском городе Денвере (штат Колорадо) состоялась очередная, двадцать третья, встреча лидеров ведущих стран мира – так называемой большой «семерки». В ее работе и дискуссиях по политическим и экономическим проблемам принял участие президент РФ, и совещание глав гос-в впервые официально было названо саммитом «восьмерки». По итогам встречи Россия была принята в Парижский клуб кредиторов. Это открыло ей, в частности, возможность вернуть хотя бы часть из тех 140 млрд. долларов, которые должны ей страны «третьего мира». Помимо решения финансовых задач, включение России в этот мир. «суперклуб» носило в основном полит. хар-р – как со стороны России, так и со стороны Западных стран. В последние годы наметилось явное сближение позиций России и Китая. Оба гос-ва проявляют озабоченность в связи с политикой НАТО и все чаще выражают готовность идти по пути расширения сотрудничества, укрепления взаимной поддержки в м/н организациях и на мир. арене. Российско–китайские встречи на высшем уровне стали регулярными с 1992 г. Продолжая эти контакты, 23 апреля 1997 г. Москву с пятидневным гос-венным визитом посетил председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь. В Кремле Цзян Цзэминь и Б. Н. Ельцин подписали совместную Декларацию о многополярном мире и формировании нового м/н порядка. На встрече подчеркивалось, что Россия и КНР предпримут усилия по дальнейшему развитию экономических связей, с тем, чтобы к концу века выйти на товарооборот в 20 млрд. долларов (в 1996 г. товарооборот составил около 7 млрд. долларов). Обсуждение направлений российско–китайского эк. сотрудничества было продолжено во время официального визита в Москву и Санкт–Петербург премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи 24– 27 февраля 1999 г. По результатам переговоров было подписано одиннадцать соглашений, главными из которых стали совместные энергетические и газонефтяные проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, выгодные как России, так и Китаю. Шагом вперед в развитии российско–японских отношений стали официальное предложение министра иностранных дел Евгения Примакова о совместной экономической деятельности на Южных Курилах, сделанное 15 ноября 1996 г., и согласие японской стороны изучить российские инициативы. Эти тенденции в 1997–1999 гг. были закреплены официальными и неофициальными (так называемые «встречи без галстуков») взаимными визитами и переговорами лидеров России и Японии. Российская сторона выступила за принятие Договора о мире, дружбе и сотрудничестве, в котором предполагалось обозначить направленность совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания, а непосредственно саму линию границы м/у Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем. В сентябре 1999 г. в Токио состоялось заседание российско–японской межпр-венной комиссии по торгово–экономическим вопросам, на котором было достигнуто договоренность о размораживании приостановленного после августа 1998 г. предоставления Росси траншей в рамках объявленного ранее кредита 1,5 млрд. долл. (всего до конца 1999г. было переведено 925 млрд. долл.). 3–5 сентября 2000 г. состоялся визит В.В.Путина в Японию. Были проведены два раунда переговоров с премьер–министром Японии И. Мори, которые завершились весомыми результатами. Впервые в истории двусторонних отношений было подписано Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в м/н делах. Этот документ фиксирует общие подходы сторон, заключающиеся в признании необходимости совместных усилий для становления нового мироустройства с сохранением многообразия национальных, духовных и иных ценностей различных гос-в. Не менее важным стало подписание высшими руководителями Японии и России Программы углубления сотрудничества в торгово–экономической отрасли м/у двумя странами. Обсуждалась и проблема мирного договора, включая аспект пограничного размежевания. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее предложения от апреля 1998 г., предусматривающего проведение российско–японской границы к северу от острова Итуруп и сохранение административного контроля России над Южными Курилами в течение определенного срока. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы, подтвердил желание России заключить широкий договор о дружбе и сотрудничестве. В совместном заявлении стороны подтвердили необходимость продолжения переговоров с целью выработки мирного договора путем решения вопроса о принадлежности Курильских островов. 27 сентября 1998 г. в Германии – основном торговом партнере России в Европе, с которой Россию связывают традиционные эк. отношения, в результате парламентских выборов в бундестаг победу одержала ведущая оппозиционная сила страны – социал–демократическая партия. Шестнадцать лет правившая страной полит. коалиция ХДС–ХСС во главе с Гельмутом Колем уступила власть социал–демократам, лидер которых – Герхард Шредер стал федеральным канцлером Германии. Таким образом, Германия стала очередной ведущей страной Западной Европы – после Италии, Франции, Великобритании, – пр-во которой возглавили левые, социал–демократические силы. 16 октября 1998 г. Герхард Шредер после поездок во Францию и Великобританию прибыл с официальным визитом в Россию, где провел переговоры с Е.М.Примаковым и Б.Н.Ельциным о перспективах полит. и экономических отношений м/у Германией и Россией. Было подтверждено, что курс на активное эк. сотрудничество м/у обеими странами будет продолжен. 18 февраля 1999 г. Шредер вновь побывал в Москве, где принял участие в переговорах на высшем уровне м/у Россией и Европейским Союзом (ЕС). На встрече было подчеркнуто, что Россия была и остается самым важным партнером Европейского сооб-ва и отношения м/у ними «являются основополагающим фактором мира и стабильности на Европейском континенте». Участники встречи договорились о том, что программы сотрудничества ЕС–России должны быть в ближайшем будущем сориентированы на стабилизацию эк. положения России. В июне 1999 г. На саммите ЕС в Кельне была принята общая стратегия Европейского союза в отношении России, где ЕС признал, «что будущее России является основополагающим элементом для будущего континента и представляет стратегический интерес для Европейского союза». Особое внимание в стратегии уделяется консолидации демократии, правового гос-ва и гос-венных институтов в России; интеграции России в общее европейское эк. и социальное пространство; сотрудничеству в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами на основе усиления полит. диалога. Для России отношения с ЕС являются важнейшим направлением ее внешней политики. В октябре 1999 г. была принята Стратегия развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.), в которой определены важнейшие направления сотрудничества и партнерства РФ и ЕС. Важным направлением внешней политики России в эти годы по–прежнему являлась проблема ядерного разоружения. Еще 20 апреля 1996 г. в Москве состоялось принятие лидерами Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии и России «Декларации по вопросам ядерной безопасности» и «Заявления о подписании договора о полном прекращении ядерных испытаний». А 25 сентября 1996 г. в Нью–Йорке был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний во всех средах, одобренный 158 гос-вами. 27 мая 2000 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого Договора. К осени 1998 г. резко обострилась национально–гос-венная обстановка на Балканах – в Союзной Республике Югославия (СРЮ). Еще в начале 1990–х годов национальные вооруженные конфликты привели к развалу бывшую СФРЮ и выделению из нее ряда независимых гос-в. Затем конфликты на национальной почве начались м/у албанским и сербским населением югославского края Косово. Попытки мирным путем урегулировать требования албанского населения (составлявшего более 60% населения края) о предоставлении автономии Косово не дали результата. Межнациональные вооруженные столкновения к началу 1999 г. приняли массовый хар-р и велись уже м/у сербской армией и т. н. Освободительной армией Косово (OAK). Насилие с той и другой стороны привело к политическому, а затем и военному кризису. Несмотря на давление со стороны США, руководство Югославии не согласилось на ввод в Косово миротворческих сил НАТО. После серии ультимативных требований и угроз 24 марта 1999 г. США и их союзники по блоку начали воздушные бомбардировки военных объектов Югославии. Пр-во России выступило с протестом против подобных действий и заявило, что Россия сворачивает свое сотрудничество с НАТО. Совет безопасности ООН фактически поддержал военную акцию НАТО. 30 марта в Белград с миротворческой миссией вылетели премьер–министр Российского пр-ва Е. М. Примаков, министр иностранных дел И. С. Иванов и министр обороны И.Д. Сергеев, которые провели переговоры с президентом Югославии Слободаном Милошевичем. Затем в этот же день Примаков и сопровождавшие его министры вылетели в Германию, где провели консультации с канцлером ФРГ, председателем Европейского союза (ЕС) Г. Шредером, который поддержал действия НАТО. Переговоры не смогли приостановить бомбардировки, получившие название операция «Решительная сила». Удары ВВС НАТО продолжались и в апреле, и в мае. Они наносились теперь не только по сербским объектам провинции Косово, но и по военным объектам в Белграде и других городах СРЮ, с целью подорвать ее военный и экономический потенциал и заставить вывести сербские войска из Косово. К этому времени число албанских беженцев из Косово составило более 500 тыс. чел-к, от бомбардировок погибли сотни мирных жителей с той и другой стороны. В апреле Россия по линии МЧС направила в Югославию автоколонну из нескольких десятков машин с грузом гуманитарной помощи. Оказание такой помощи продолжалось и в последующий период. В середине апреля руководство и парламент Югославии приняли решение добиваться присоединения СРЮ к Союзу России и Белоруссии. Эта непростая – прежде всего с точки зрения м/н отношений – инициатива получила одобрение и поддержку Госдумы РФ и парламента Белоруссии. В начале мая в конфликт на Балканах был вовлечен и Китай – после того, как авиация НАТО разбомбила посольство КНР в Белграде. Назначенный специальным представителем президента РФ по урегулированию конфликта в Югославии В. С. Черномырдин в конце апреля – середине мая провел серию переговоров с лидерами стран НАТО, Югославии и Китая с целью перевести военное противостояние в русло полит. решений и договоренности. Продолжившийся в мае переговорный процесс не привел к урегулированию кризиса. К середине мая число беженцев из Косово достигло 750 тысяч чел-к (до начала бомбежек в Косово жили около 2 млн. албанцев). Дальнейшее углубление кризиса могло привести к дестабилизации всей системы м/н безопасности. 9 июня 1999 г. представители Белграда и НАТО подписали соглашение о прекращении военных действий и вводе в Косово м/н миротворческих сил под эгидой НАТО и при участии российского контингента. 23 июля 1999 г. состоялось первое после замораживания отношений с НАТО заседание Совместного постоянного совета (СПС), а 6 сентября – заседание Совместного постоянного военного комитета (СПВК), посвященные исключительно вопросам оценки ситуации в Косово, а также в Боснии и Герцеговине, улучшения степени взаимодействия российско–натовских воинских контингентов в указанных районах. Тем не менее, отношения м/у Россией и НАТО оставались напряженными. В сентябре 1999 г. на Генеральной Ассамблее ООН Б. Клинтон и лидеры стран НАТО в конкретном плане изложили идеологию и практику нового миропорядка, в котором параллельно с Советом Безопасности создается еще один центр в НАТО, облаченный правом принимать решения по кардинальным проблемам безопасности. Было объявлено, что права личности имеют приоритет над гос-венным суверенитетом, гос. границы не являются более неприкосновенными в случае вероятности «гуманитарной катастрофы» и т.д. Планы вызвали резкую критику со стороны России, Китая, Индии и др. 18–19 ноября 1999 г. в Стамбуле прошел саммит гос-в участников ОБСЕ, главными проблемами которого стало создание Хартии европейской безопасности и роль ОБСЕ. Западные страны выступили за превращение Хартии в декларативное приложение к новой стратегической концепции НАТО, ОБСЕ отводилась роль «надзирателя» за процессами на постсоветском и балканском пространстве. Российская делегация, возглавлял которую Б.Н. Ельцин, внесла 11 проектов разделов документа. Во многом благодаря ее участию, на саммите была принята Хартия европейской безопасности, основанная на приверженности Уставу ООН и хельсинскому Заключительному акту. Подтверждены принципы: уважение суверенного равенства гос-в, их территориальной целостности, неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела и др. На саммите было также подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) (ноябрь 1990). Осуществлен переход от зонально–групповой системы ограничений по 5 категориям обычных вооружений к системе национально–территориальных лимитов. Постепенному улучшению отношений м/у Россией и Североатлантическим союзом способствовало и вступление в должность Генерального секретаря НАТО в октябре 1999 г. Джорджа Робертсона, который неоднократно заявлял о готовности НАТО придать натовско–российским отношениям стабильный хар-р. В феврале 2000 г. он посетил с визитом Москву. В ходе переговоров была подтверждена взаимная готовность внести вклад в построение стабильной и неразделенной Европы на благо всех ее народов. При этом было отмечено, что эта работа должна основываться на нормах и принципах м/н права, прежде всего Устава ООН, хельсинского Заключительного акта, Хартии европейской безопасности, а также на Основополагающем акте, подписанном Россией и НАТО. В месте с тем Россия так и не получила четких заверений руководства Североатлантического союза в том, что НАТО никогда не повторит печального югославского опыта. 3–5 июня 2000 г. состоялись переговоры Б. Клинтона и В.В. Путина в Москве. Ключевыми стали вопросы укрепления м/н безопасности и стабильности, в первую очередь проблема СНВ/ПРО. Российская сторона открыто выразила неприятие планов развертывания США национальной системы противоракетной обороны и выступила с программой дальнейшего сокращения СНВ, создание системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий (ГСК). В итоге переговоров было подтверждено сохранение Договора по ПРО; Клинтон заявил о том, что будет стремиться к ратификации сенатом США пакета нью–йоркских соглашений 1997 г. по разграничению стратегических и нестратегических ПРО, что необходимо для вступления в силу СНВ–2. Стороны также договорились продолжить взаимодействие по вопросам нераспространения оружия массового поражения. Посредником в переговорах Россия выступила и в конфликте на Ближнем Востоке м/у Израилем, Сирией и Ливаном. В январе–феврале произошла эскалация вооруженной конфронтации м/у израильской армией и «Хизбаллой» в нарушение т.н. «апрельского 1996 г. взаимопонимания» о ненанесении ударов по гражданским объектам. Под угрозу были поставлены перспективы мирных переговоров Израиля с Сирией и Ливаном. В инициативном порядке Россия в качестве коспонсора провела контакты со всеми заинтересованными сторонами, чтобы провести заседание «Группы содействия» – центрального координационного органа многосторонних переговоров. 1 февраля 2000 г. состоялось заседание Группы содействия. Встреча проходила под председательством министра иностранных дел России И.С. Иванова и госсекретаря США М. Олбрайт. Центральным моментом заседания стало выступление и.о. Президента РФ В.В. Путина об основных направлениях внешней политики России и отношении к проблемам Ближнего Востока, где он подчеркнул необходимость стабильного и конструктивного диалога в решении внешнеполит. проблем. Встреча дала старт многосторонним переговорам, приняты решения о проведении пленарных заседаний рабочих групп по региональному эк.у развитию, беженцам, экологии, водным ресурсам. Итоги Московской встречи закреплены в совместном заявлении участников, в котором подчеркнуто стремление активно продвигать многосторонне направление мирного процесса, считая региональное сотрудничество эффективным средством, стимулирующим прогресс на двусторонних переговорах. В принятом Россией и США заявлении коспонсоров подтверждены их обязательства добиваться установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Однако, 16 февраля 2001 г. авиация США и Великобритании нанесла мощный ракетно–бомбовый удар по территории Ирака. Представители Пентагона заявили, что операция являлась вынужденной мерой самозащиты, поскольку в последнее время участились случаи обстрелов иракскими ПВО самолетов союзников. Президент РФ В.В. Путин выступил с осуждением действий США и Великобритании, подтверждая неизменную позицию России, что «урегулирование может и должно быть только политическим и основываться на строгом соблюдении соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.044 с.) |