ТОП 10:

Анализ себестоимости продукции и уровня издержек



Себестоимость продукции – это сумма выраженных в денежном выражении затрат, связанных с производством и реализацией определенного объема и состава продукции.

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если себестоимость за отчетный период повысилась, то при прочих равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет данного фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Анализ, являясь одной из основных функций управления, входит в компетенцию руководителя. Поэтому определенная недооценка его со стороны руководства приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом.

В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

· установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

· определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним; величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

· анализ себестоимости отдельных видов продукции;

· выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

· объективная оценка выполнения плана по себестоимости и его изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;

· обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

· содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровня показателей прибыли и рентабельности, достигнутого на предприятии.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

· полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

· затраты на рубль товарной продукции;

· себестоимость сравнимой товарной продукции;

· себестоимость отдельных изделий;

· отдельные элементы затрат и статьи расходов.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Перечень элементов затрат и порядок их учета определен «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работы, услуги), включаемых в себестоимость продукции (работы, услуги), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении и прибыли», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с этим нормативным документом затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по нескольким признакам:

I. По экономическому содержанию – материальные затраты (за вычетом стоимости отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты.

«Материальные затраты» отражают стоимость:

· покупных сырья и материалов, комплектующих и полуфабрикатов;

· работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;

· природного сырья;

· топлива и энергии всех видов;

· потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

II. В промышленности затраты учитываются по следующим статьям:

1. «Сырье и материалы»;

2. «Возвратные отходы» (вычитаются);

3. «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций»;

4. «Топливо и энергия на технологические цели»;

5. «Заработная плата производственных рабочих»;

6. «Отчисление на социальные нужды»;

7. «Расходы на подготовку и освоение производства»;

8. «Общепроизводственные расходы»;

9. «Общехозяйственные расходы»;

10. «Потери от брака»;

11. «Прочие производственные расходы»;

12. «Коммерческие расходы».

II. По способу отнесения затрат на себестоимость Основные затраты – затраты, непосредственно связанные с производственным (технологическим) процессом изготовления продукции (выполнения работ или оказания услуг).

Накладные расходы – расходы, связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

IV. По характеру изменения в зависимости от объема работ –

Переменные затраты – затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства (выпуска) продукции. Постоянные затраты – затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.004 с.)