Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социальной идентичности личности в различные периоды жизни человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В отечественной и зарубежной психологии идентичность вообще, и социальная идентичность в частности долгое время рассматривалась как новообразование подросткового возраста. Однако результаты современных исследований (Левкович В.П., Панкова Н.Г.; 1973; Снежкова И.А., 1982; Хотинец В.Ю., 2000; Clark K. B., Clark M.K., 1940; Piaget J., Weil A.M., 1951; Phinney J.S., 1990) показывают, что формирование социальной идентичности начинается значительно раньше - в дошкольном детстве. Этот процесс интенсифицируется по мере расширения спектра социальных отношений, в которые включен ребенок - с поступлением ребенка в школу (Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2001; Бернс Р., 1998). Однако эмпирические исследования становления социальной идентичности в дошкольном и младшем школьном детстве носят крайне фрагментарный характер, объектом пристального внимания при изучении этого процесса чаще всего становятся подростки. Учитывая это, мы сосредоточили свой интерес, прежде всего, вокруг проблемы социальной идентификации личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. В проведенном нами исследовании приняли участие 115 учеников 1- 3 классов школ Санкт-Петербурга в возрасте 7-9 лет, среди них 52 мальчика и 65 девочек (2006-2007 г.г.). Структура социальной идентичности младших школьников исследовалась с помощью методики «Кто Я?» Куна и МакПортленда. В процедуру контент-аналитической обработки результатов были заложены параметры, отражающие те или иные социальные роли, приписываемые себе детьми. Как оказалось, удельный вес социально-идентификационных параметров в структуре самоописаний младших школьников составляет в среднем 17,3 % от общего числа высказываний из них 18,6 % у девочек и 16,0 % у мальчиков (см. таблицу 5). Таким образом, более значимыми компонентами самосознания младших школьников оказываются идентификационные характеристики, относящиеся не к социальной, а личностной идентичности (в первую очередь, свойства собственной личности и самооценка). Таблица 5. Структура самоописаний младших школьников Параметры самоописаний Частота встречаемости (%) Девочки Мальчики В среднем по выборке Личностно-идентификационные параметры Качества личности, самооценка 49,1 % 40,9 % 45,7 % Любимые занятия 21,2 % 12,5 % 18,3 % Умения 17,7 % 8,8 % 14,0 % Семейные роли 6,1 % 6,8 % 6,2 % Имя 7,8 % 4,1 % 6,0 % Человек, землянин 4,1 % 5,4 % 4,3 % Внешние качества 4,8 % 1,0 % 3,1 % Возраст 2,7 % 1,0 % 1,9 % Дружеские роли 1,7 % 1,7 % 1,5 % Знак зодиака - 0,3 % 0,1 % Адрес - 0,3 % 0,1 % Социально-идентификационные параметры Ученик 8,2 % 5,5 % 7,0 % Мальчик-девочка 6,9 % 4,1 % 5,6 % Россиянин 0,7 % 2,3 % 1,3 % Ребенок 1,0 % 1,4 % 1,0 % Этническая принадлежность 0,3 % 1,4% 0,5 % Взрослый 0,3 % 1,4 % 0,4 % Петербуржец 0,7 % - 0,4 % Мужчина-женщина - 0,7 % 0,3 % Будущая профессия 0,3 % - 0,2 % Верующий 0,3 % 0,3 % 0,2 % Подросток - 0,3 % 0,1 %
Среди встречающихся социально-идентификационных параметров наибольшим удельным весом обладают отождествление себя с ролью учащегося (7,0 %), что, по всей видимости, отражает характер ведущей деятельности на данном этапе возрастного развития. Довольно «весома» также смешанная гендерно-возрастная идентификация «мальчик-девочка», которая у всех испытуемых соответствует их паспортному полу. Частота встречаемости идентификаций с другими социальными ролями (как гендерными и возрастными, так и этническими, национальными, религиозными, профессиональными) не превышает 1,5 %, что отражает низкую значимость данных компонентов в структуре социальной идентичности младших школьников. Обращает на себя внимание тот факт, что мальчики в среднем чаще, чем девочки, демонстрируют идентификацию с этническими и национальными ролями. Кроме того, в целом, социальная идентичность мальчиков отличается большим разнообразием идентификационных параметров. В самоописаниях мальчиков их среднее количество составляет 1,94, в то время как в выборке девочек этот показатель соответствует 1,43, хотя общее количество самоописаний у девочек традиционно выше (10,34 против 8,03). Возможно, данный факт отражает подверженность младших школьников традиционной системе гендерных стереотипов, согласно которой от лиц мужского пола требуется более активный контакт с социальной реальностью. Важным моментом является и то, что для младших школьников не являются важными социально-идентификационными параметрами собственные будущие профессиональные роли, а также актуальный социально-экономический статус семьи или представления о своем социально-экономическом положении в будущем, традиционно выделяемые в структуре социальной идентичности взрослых людей и, отчасти, подростков. Анализ субъективной ценности и комфортности различных социальных ролей, проведенный с помощью Цвето-ассоциативной методики (ЦАМ) А.М. Парачева (см. таблицу 6), позволяет уточнить описанные выше данные. В качестве показателя субъективной ценности был использован средний ранг каждого понятия, полученный при соотнесении цветовой ассоциации с результатами проведения цветоранжировочной процедуры. Комфортность ролей оценивалась с помощью одного из основных показателей методики ЦАМ - коэффициента комфортности. Наиболее часто встречающиеся у младших школьников компоненты социальной идентичности являются для них в среднем более ценными, чем все остальные. Подобная тенденция характерна как для выборки в целом, так и для групп мальчиков и девочек, в которых показатели ценности гендерно-возрастных ролей соответствуют их паспортному возрасту и полу. Сопоставление показателей субъективной ценности и комфортности различных социальных ролей также показывается относительно низкую ценностью ролей, демонстрирующих принадлежность к социальным группам, являющимися для младших школьников «аут-группами». В плане возрастных ролей в роли такой группы выступает группа пожилых людей, в меньше степени - подростков и взрослых (видимо, это связано с тем, что некоторые младшие школьники, как следует из таблицы 5, идентифицируют себя с этими возрастными группами).
Таблица 6. Субъективная ценность и комфортность социальных ролей для младших школьниковОцениваемые социальные роли Субъективная ценность ролей Комфортность ролей В среднем Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочка 3,47 3,13 3,30 1,5 1,3 Женщина 3,57 3,66 3,68 2,3 1,9 Ребенок 3,64 3,60 3,75 4,3 4,3 Мальчик 3,67 4,37** 3,00** 1,7 7,0 Россиянин 3,88 3,83 4,21 2,5 2,5 Люди моей национальности 4,12 3,96 4,35 2,3 0,8 Подросток 4,14 3,84* 4,90* 1,5 0,8 Взрослый 4,29 4,15 4,28 1,5 2,2 Богатый 4,33 3,93 4,87 1,9 1,7 Люди другой национальности 4,52 4,62 4,71 0,7 0,7 Старуха 4,75 4,90 4,75 0,6 0,7 Новый русский 4,86 4,88 4,96 1,0 1,0 Мужчина 4,95 5,03 4,33 0,6 0,4 Старик 5,14 5,09 4,93 0,9 0,8 Бедный 5,53 5,79 5,28 0,7 0,5 Бомж 6,37 6,73 5,31 0,0 0,1
* различия значимы р≤0,05 ** различия значимы р≤0,01
В плане гендерных ролей в роли «аут-групп» выступают группы, объединяющие людей противоположного паспортному пола. Здесь, однако, стоит отметить, что для выборки мальчиков характерна более высокая ценность женских ролей, нежели мужских в выборке девочек, что, скорее всего, отражает специфику гендерной социализации мальчиков: как известно, первичной для любого ребенка является идентификация с матерью, и мальчикам в дальнейшем приходится изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, что является крайне непростой задачей, поскольку почти все взрослые, с которыми близко общается ребенок в детском саду и школе, - это женщины (Клецина И.С., 1998). В плане этнических и национальных ролей противопоставление осуществляется по отношению к группе людей другой этнической принадлежности (которая, по всей вероятности, в сознании младших школьников представляет собой объединение этнических и национальных признаков). Таким образом, в структуре социальной идентичности младших школьников можно выделить блок характеристик, с которыми дети себя отождествляют, а также блок характеристик, «запускающих» механизмы отрицательной самоидентификации. Очевидно, что здесь мы имеем дело с достаточно универсальным механизмом формирования идентичности - механизмом противопоставления, описанным еще в работах Б.Ф.Поршнева, отмечавшего, говоря о механизмах формирования этнического самосознания, что «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет; мера противопоставления есть мера объединения» (Поршнев Б.Ф., 1973, с. 12 - 14). Очевидно, что в число ролей с отрицательной идентификацией входят преимущественно те, которые характеризуют представителей аут-групп. При этом, как уже отмечалось, для мальчиков такое противопоставление по гендерным ролям, в отличие от девочек, не характерно, наблюдается идентификация с женскими ролями, что вероятно, обуславливает значимо низкие значения по шкале гендерной идентификации по сравнению с девочками (t=2,65, р≤0,01). В целом, количество положительных социальных идентификаций у мальчиков больше, чем у девочек. В целом, говоря о структуре социальной идентичности в младшего школьного детства, можно отметить ряд ключевых моментов, выделенных нами на основании проведенного эмпирического исследования. Во-первых, в младшем школьном возрасте социальная идентичность находится в процессе своего формирования, а именно на этапе грубого разграничения социальных ролей по принципу «свое» и «чужое», проявляющегося в идентификации с референтной группой и противопоставления внешним группам, приобретающим в глазах школьников негативную эмоциональную оценку. Во-вторых, в структуре социальной идентичности младших школьников наибольшее значение имеют компоненты, отражающие идентификацию с социальной группой школьников, а также возрастной и гендерный аспекты социальной идентичности. И, наконец, необходимо отметить, что более значимыми компонентами самосознания младших школьников оказываются идентификационные характеристики, относящиеся не к социальной, а личностной идентичности (в первую очередь, свойства собственной личности и самооценка). Структура социальной идентичности в подростковом и зрелом возрастах, выявившаяся в наших эмпирических исследованиях, отражена в таблице 7. Данные, представленные в этой таблице, получены с помощью методики «Кто я?», общий объем выборки подростков и взрослых людей - 127 человек. Как видно из таблицы 7, в подростковом и зрелом возрастах социальная идентичность включает в себя те же самые компоненты, которые выявились при исследовании обыденных представлений о структуре социальных идентификаций, а также при анализе данных, полученных на выборке младших школьников. Подростки чаще всего идентифицируют себя с ролью «ученика» (0,08), а также с гендерными (0,08) и возрастными (0,06) ролями. Чуть менее актуальными являются профессиональные (будущая профессия, 0,03), национальная (0,02), этническая (0,02) и городская (0,01) идентичности. Возрастные роли, которые подростки включают в свои самоописания, в отличие от остальных, неоднозначны. Некоторые подростки идентифицируют себя с группой «детей» (0,01), некоторые - «взрослых» (0,01), но большинство из них выделяют себя как особую возрастную группу «подростки» (0,03), «юноши-девушки» (0,01). На наш взгляд, этот факт отражает специфику процесса взросления в современных социальных условиях. Взросление - это сложнейший процесс. Одним из его психологических аспектов является становление новой возрастной идентичности - идентичности «Я-взрослый», идентификация себя с возрастной группой «взрослые». Взросление предполагает необходимость преодоления идентификационного разрыва между образом «Я» и образом «взрослого», выступающим в качестве идентификационного эталона. Однако в современных условиях образ «взрослого» теряет свою однозначность, которую он имел прежде. Этому способствуют и утрата четких социальных границ возрастных этапов (Проценко Л.М., 2001), и поляризация норм поведения «детей» и «взрослых» (Мид М., 1988), и стремление общества к воспроизводству взрослости как приоритетного модуса развития человека (Чеботарева Е.Э., 2002) и т.д. Результаты наших эмпирических исследований показывают, что возрастная идентичность является одним из самых уязвимых компонентов социальной идентичности ребенка и подростка в случае отклонения от нормативного курса социализации, причем в первую очередь искажается содержание идентификационных эталонов (см. раздел 3.3).
Таблица 7. Актуальные компоненты социальной идентичности в различные периоды жизни человекаКомпоненты социальной идентичности Удельный вес компонентов в структуре самоописаний младших школьников подростков зрелых людей Ученическая 0,08 0,08 - Гендерная 0,08 0,08 0,01 Национальная 0,01 0,02 менее 0,01 Возрастная 0,04 0,06 менее 0,01 Этническая 0,01 0,02 менее 0,01 Городская 0,01 0,01 - Профессиональная 0,01 0,03 0,02 Религиозная 0,01 - менее 0,01
В этой связи очень показательны выявленные в нашем исследовании с помощью кластерного анализа семантические структуры категории «взрослый», типичные для детей (113 человек в возрасте 6-8 лет) и подростков (89 человек в возрасте 13-15 лет). Они практически идентичны и выглядят следующим образом. Наиболее содержательно нагруженный кластер составляют различные атрибуты «взрослой жизни»: «машина», «деньги», «мобильный телефон», «жена» и др. (0,57 и 0,30 в выборках детей и подростков соответственно). Еще один кластер включает в себя представления о более богатом жизненном опыте взрослого человека (0,11 и 0,27). Третий кластер связан с представлением о взрослости как о периоде свободы и возможности доминирования над представителями других возрастных групп (0,32 и 0,43). Обращает на себя внимание тот факт, что «ответственность» и семантически связанные с ней категории появляются в каждой выборке с частотой менее 0,01. Очевидно, что ориентиром для содержательного наполнения программ социально-психологического сопровождения взросления должно являться создание условий для формирования у детей и подростков гармоничного образа «взрослого», в котором «взрослые права» уравновешены со «взрослыми обязанностями», и ассимиляции этого образа в качестве идентификационного эталона. В самоописаниях зрелых людей по вполне понятным причинам не встречается роль «ученика», приоритетное место которой занимает идентификация со своей профессиональной (0,02), а также гендерной (0,01) группой. Возрастная, этническая, национальная, городская и религиозные идентичности встречаются реже (менее 0,01). Очевидно, что на подростковый возраст, который традиционно рассматривается в качестве периода бурного становления социальной идентичности, приходится больше всего соответствующих характеристик. Социальные роли, как реальные, так и потенциальные (например, профессиональные) составляют почти треть (27,6 %) самоописаний подростков. Однако, в выборке младших школьников также наблюдается довольно большое число подобных характеристик (17,6 %). На наш взгляд, это говорит о том, человек начинает предпринимать попытки осмысления своего места в общественных отношениях значительно раньше, нежели на рубеже подросткового и юношеского возрастов, вероятнее всего, в период дошкольного детства. К зрелому возрасту число актуальных социальных ролей отдельно взятого человека резко сокращается (2,0 %), но при этом разнообразие социальных идентификаций в выборке в целом сохраняется на прежнем уровне, что, по всей видимости, свидетельствует об устоявшейся иерархии компонентов социальной идентичности на этом этапе жизни, устойчивом предпочтении тех или иных социальных ролей во взаимодействии с людьми. Описанные в данном разделе результаты позволяют говорить о том, что: -Социальная идентичность начинает формироваться в дошкольном детстве, и к младшему школьному возрасту дети четко идентифицируют «свои» и «чужие» социальные группы, демонстрируя более низкие оценки последних. Спектр социальных групп, представителями которых считают себя младшие школьники, отражает актуальные для современного российского общества компоненты социальной идентичности в полном объеме. -Наибольшее место в самосознании личности социальная идентичность занимает в подростковом возрасте, на который приходится этап активного осмысления человеком своей жизни в целом и места в общественных отношениях в частности. -Социальная идентичность личности претерпевает изменения на протяжении ее жизненного пути, причем эти изменения связаны не с набором тех социальных ролей, с которыми идентифицирует себя человек, а со степенью их иерархизированности в структуре социальной идентичности отдельной личности. В младшем школьном и особенно подростковом возрастах структура социальной идентичности более динамична, чем в зрелом возрасте, когда у человека уже сформировался устойчивых приоритет одних ее компонентов над другими. -Отдельные компоненты социальной идентичности (в частности, возрастная) проходят через закономерные кризисы. Можно предположить, что аналогичные кризисы могут претерпевать все компоненты социальной идентичности, в том случае, если человек попадает в ситуацию изменения соответствующих им социальных условий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.013 с.) |