Репрезентация актуальной структуры социальной идентичности в обыденном сознании современных россиян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репрезентация актуальной структуры социальной идентичности в обыденном сознании современных россиян



 

Социальная идентификация разворачивается на фоне становления личностной идентичности человека. Соотношение этих процессов - вопрос, который открыт в социальной психологии по сей день, что пока затрудняет теоретический анализ уровней построения социальной идентичности. Поэтому в исследовании репрезентации актуальной структуры социальной идентичности в обыденном сознании современных россиян мы исходили из существующего на уровне здравого смысла представления о том, что носителем социальной идентичности является человек в единстве его признаков и свойств как социального, так психологического и биологического происхождения. Соответственно, в процессе социальной идентификации, ища свое место в сложной системе социальных отношений, человек ориентируется на весь спектр признаков, позволяющих определить свое членство в разнообразных социальных группах. Следовательно, в рамках традиционного подхода можно выделить различные уровни идентификации: телесный, психологический, социально-психологический и социальный. Однако необходимо отметить, что ведущими идентификационными признаками в формировании социальной идентичности в силу самой природы данного феномена, по всей вероятности, выступают социально детерминированные категории, в частности, обусловленные содержанием существующих социальных ролей.

Тем не менее, вполне вероятно, что в процессе социальной идентификации для человека могут быть актуальными не только социально обусловленные характеристики, но и другие идентификационные признаки, в частности, психологического и даже телесного свойства. Для того чтобы проанализировать социально-идентификационные признаки такими, какими они отражены в общественном сознании (а значит те, которые в реальности являются основанием для формирования социальной идентичности), мы обратились к исследованию анекдотов.

Анекдот в качестве объекта исследования был выбран неслучайно, поскольку он традиционно считается зеркалом социальной реальности. Анекдот (от греческого anekdotos - - неизданный) - это краткий устный шуточный рассказ, обычно злободневного содержания, с остроумной концовкой. В филологии анекдот принято относить к жанру городского фольклора. Современные анекдоты возникли на основе классического литературного анекдота (коротких, обычно нравоучительных рассказов о событии или происшествии из жизни исторического лица), который, появившись впервые в Византии, попал в Россию в 17-18 вв. через европейскую литературную традицию (Русский Литературный анекдот..., 1990). Затем в общем процессе демократизации культуры старый анекдот популяризировался, претерпев при этом существенное жанровое перерождение: он становится преимущественно устным, стереотипным и лаконичным по форме, но более разнообразным по тематике. В качестве основной содержательной единицы современного анекдота выступает пародирование официальной культуры во всех ее проявлениях (Химик В.В., 2002). События, отображенные в современном анекдоте, по сути, не является вымышленными, а, напротив, отражают разнообразные реалии социального бытия человека.

В современных исследованиях, посвященных изучению содержания анекдотов, существует как минимум два подхода, имеющих выраженный психологический контекст: исследование техник создания комического (Лук Н.А., 1977; Щербаков В.В., 1999), или же исследование содержания анекдотов с точки зрения анализа актуальных в современной социальной реальности противоречий (Иссерс О.С., Кузьмина Н.А., 2000).

Для нашего исследования наиболее продуктивным является второй подход, для реализации которого согласно изложенным выше представлениям о социальной идентичности в качестве основного таксономического принципа была выбрана ролевая типизация персонажей. Целью исследования стало описание социально-идентификационных признаков, представленных в общественном сознании и нашедших свое отражение в анекдотах.

В соответствии с целями исследования был проведен контент-анализ 500 анекдотов, представленных в популярных развлекательных периодических изданиях за 2005 г. Контент-анализ проводился в два этапа. На первом этапе были описаны аспекты социальной идентичности, являющиеся сюжетообразующими в анекдотах, причем основанием для констатации указания на социальную идентичность послужило прямое упоминание той или иной социальной роли. На втором этапе были проанализированы признаки, существенные для наиболее актуальных социальных идентификаций. Признаки были классифицированы по различным уровням идентификации: телесному (соматические особенности), психологическому (индивидуально-психологические особенности), социально-психологическому (особенности межличностных отношений), социальному (участие в социальных отношениях).

Полученные результаты позволяют говорить о том, что различные аспекты социальной идентичности отражены в 57,0% анекдотов (см. таблицу 2). Исходя из изложенных выше представлений об анекдоте как зеркале социальной реальности, эти данные могут служить подтверждением актуальности проблемы формирования и функционирования социальной идентичности.

В текстах анекдотов были выявлены маркеры гендерной, профессиональной, возрастной, этнической, социально-экономической, политической и религиозной идентичности, которые, вероятно, являются наиболее актуальными аспектами социальной идентичности в современном российском обществе.

 

Таблица 2. Аспекты социальной идентичности (СИ), актуализированные в анекдотахАспекты социальной идентичности Гендерный Профессиональный Возрастной Этнический Социально-экономический Политический Религиозный СИ не представлена

Частота встречаемости, %* 20,8% 19,0% 9,4 % 5,4 % 2,6 % 1,8 % 0,8 % 43,0%

 

Ярче других проявились проблемы гендерной и профессиональной идентификации (им посвящено 20,8% и 19,0 % анекдотов соответственно). Возрастная идентичность и вопросы ее формирования затронуты в 9,4 % проанализированных текстов, этническая - в 5,4 %. Остальные аспекты социальной идентичности встречаются менее чем в 3 % случаев, поэтому на последующих этапах анализа не рассматривались.

Интересно, что, судя по всему, гендерные роли являются в общественном сознании самыми определенными, поскольку в текстах анекдотов они отражены наиболее полно (см. таблицу 3). Более того, они выглядят самыми содержательно дифференцированными («парень» и «девушка» - понятия для обозначения сексуально активных людей, «мужик» и «тетка» - для описания асексуальных и даже антисексуальных проявлений, «мужчина» и «женщина» - преимущественно для трансляции гендерных стереотипов).

В возрастных ролях преимущество отдано «детям» и «старикам», что косвенно подтверждает актуальность проблемы итерирования в современном общественном сознании. Важно, что более чем в половине случаев гендерные и возрастные роли осмысляются в пространстве семейных отношений, которые, очевидно, являются приоритетной сферой для их реализации. Среди профессиональных ролей наиболее ярко выделяются те, представители которых имеют возможность реального воздействия на человека («милиционер», «врач» - им посвящено более половины «профессиональных» текстов). Ведущие этнические роли традиционны для отечественных анекдотов (их героями чаще всего становятся чукчи, евреи, американцы и русские).

Таблица 3. Социальные роли, через которые чаще всего представлена социальная идентичность (СИ) в анекдотах Аспекты СИ, отраженные в анекдотах Гендерная Профессиональная Возрастная Этническая

Роли, через которые чаще всего представлен данный аспект социальной идентичности* Мужик (0,18) Парень (0,17) Мужчина (0,08) Девушка (0,31) Женщина (0,07) Тетка (0,01) Гей (0,03) Милиционер (0,33) Врач (0,22) Военный (0,09) Охранник (0,04) Моряк (0,03) Учитель (0,03) Дети, девочка, мальчик (0,21) Старик, старуха (0,10) Чукча (0,16) Русский (0,13) Еврей (0,09) Американец (0,09) Грузин (0,09)

Мать, отец (0,49) Сын, дочь (0,24) Теща, тесть (0,11) Дед, бабка (0,08) Внук, внучка (0,06)

Муж (0,25) Жена (0,32)

 

Данные, приведенные в таблице 4, дают ответ на вопрос о том, какие признаки являются значимыми для социальной идентификации на уровне общественного сознания. Очевидно, что это признаки, отражающие психологический и социально-психологический уровни идентификации (43,1 % и 31,0 % соответственно).

Таблица 4. Значимость различных уровней идентификации в процессе формирования социальной идентичности Уровни идентификации Аспекты социальной идентичности Всего

Гендерная Профессиональная Возрастная Этническая

Телесный 13,3 % 2,4 % 17,5 % 9,1 % 10,6 %

Психологический 38,5 % 34,1 % 22,5% 77,3 % 43,1 %

Социально-психологический 46,5 % 26,9 % 45,9 % 4,5 % 31,0 %

Социальный 0,7 % 36,6 % 15,0 % 9,1 % 15,3 %

 

Гендерный аспект социальной идентичности в анекдотах представлен преимущественно через социально-психологический уровень идентификации, в котором наибольший удельный вес имеют содержательные моменты, связанные с позицией субъектов в межполовых отношениях, а также с их функционально-бытовым значением друг для друга. Во всех проанализированных анекдотах женщина предстает как сексуальный объект (0,10), мужчина - как субъект сексуальной активности (0,07) (как в семейном пространстве, так и вне него):

- Ты Дашу уломал?

- Да! Два-три перелома, и дело в шляпе!

Женщина, провоцирующая мужчину на сексуальную активность, высмеивается (0,02). Эти результаты полностью соответствуют патриархальным представлениям об «объектном» характере женской сексуальности, о том, что женская субъектность, включая желание вовлечения мужчины в сексуальную активность, лежит вне пределов доминирующего дискурса (Луковицкая Е.Г., 2003). Функциональная спецификация мужчины и женщины (она актуальна в пространстве семьи) также во многом стереотипна: женщина отвечает за обустройство быта (0,02), мужчина лишен каких бы то ни было бытовых обязанностей (0,02). Обращает на себя внимание тот факт, что претерпело значительное изменение представление о роли мужчины и женщины в материальном обеспечении отношений. Если по популярным в конце 1990-х г.г. анекдотам можно было сказать, что выполнения этих функций ждут преимущественно от мужчины (Дружинин В.В., 1996), то в современной ситуации эти функции поделены между мужчиной и женщиной поровну (0,01 и 0,01 соответственно). Семья по-прежнему воспринимается как стихия женщины и ограничитель свобод мужчины (0,07):

На радио в программу «По заявкам слушателей» звонит мужик:

- Нахожусь в командировке. Хочу передать привет моей жене, теще, тестю и трем ребятишкам и прошу поставить для них песню группы «Ария» «Я свободен»!

Психологический уровень гендерной идентификации представлен, прежде всего, традиционными аскриптивными гендерными характеристиками мужчины и женщины (0,27): мужчина сообразителен, находчив, инициативен, женщина глупа, эмоциональна, исполнительна:

Успех мужской логики заключается в системном поиске недостающего звена к решению проблемы, успех женской - в бессистемном отбрасывании достающих.

Кроме того, на этом уровне нашел свое отражение отмечаемый сегодня (Клецина И.С., 2004) процесс трансформации гендерных стереотипов фемининности: за современными женщинами анекдоты признают такие качества, как логичность, рассудительность и настойчивость в достижении своих целей, а также эмоциональная черствость в отношениях с детьми (0,03):

В детстве мама заплетала мне в косу цветочек. Было очень красиво, но уж больно бил по спине глиняный горшочек...

Отголоски процесса изменения стереотипа маскулинности встречаются в анекдотах, посвященным проблемам однополых отношений (0,01), а также в «детско-родительских» анекдотах, в которых отец может выполнять эмоциональную, принимающую функцию (0,02).

Немаловажным аспектом гендерной идентификации в анекдотах выступили соматические свойства человека, отражающие его половую принадлежность (0,12). Социальный аспект идентификации представлен только на уровне общественных ожиданий относительно сексуальной ориентации в контексте биологического пола человека (0,01).

Возрастной аспект социальной идентичности раскрывается преимущественно на социально-психологическом уровне. Он проявляется в представлении о выраженной функциональности старших по отношению к младшим, прежде всего в рамках внутрисемейного взаимодействия (0,30):

Рекламный ролик: «Он создает слишком много шума? Он стал занимать слишком много места? Вы не знаете, куда его деть? Отдайте своего сына в армию!».

В анекдотах также констатируются возрастно-обусловленные различия в выборе средств и форм коммуникаций между поколениями (0,13). Кроме того, возраст рассматривается как референт определенного статуса в межличностных отношениях: старший «статуснее» младшего, обладает большими неформальными правами в межвозрастном взаимодействии (0,10), что вызывает ответные негативные реакции со стороны младших (0,09):

- Мама, а когда я выласту, я буду на тебя похоза?

- Будешь, доченька, будешь...

- Ну и зацем тогда зыть?

Психологический уровень возрастной идентификации довольно специфичен: в отличие от остальных аспектов социальной идентификации, он представлен не аскриптивными возрастными свойствами, а четко дифференцированными по знаку характеристиками старших и младших: старшие описываются посредством положительных черт (0,13), младшие - посредством отрицательных (0,18), что содержательно не соответствует распространенным возрастным стереотипам. Вероятно, этот факт объясняется авторством анекдотов: они - результат творчества «старших», для которых «младшие» выступают как аут-группа в возрастной структуре общества.

Телесный уровень возрастной идентификации опирается на данные о хронологическом возрасте человека (0,12) и его физиологических возможностях, прежде всего, в половой сфере (0,29). Социальный уровень представлен набором возрастно-специфических ролей (дети - школьники, старики - пенсионеры и т.д. (0,32)).

Этнический аспект социальной идентичности описывается в анекдотах в основном на психологическом уровне идентификации, через стереотипно приписываемые представителям различных этнических групп психологические качества и ценности, то есть систему этнических авто- и гетеростереотипов (все чукчи глупые, все евреи жадные, все американцы расчетливые и т.д., 0,78):

Идет чукча и пищит. Подходит к нему геолог и спрашивает:

- Ты чего пищишь?

- Да вот таблетки выпил.

- Ну и?

- А там написано: «После приема пищи».

Или:

Объявление в еврейской кондитерской: «Возьмем на работу продавца-диабетика».

Ин-группа (в данном случае, вероятно, ее текстовым референтом является «русский») содержательно представлена через отрицание у себя отрицательных черт, приписываемых представителям аут-групп («собственных» черт всего две - везучесть на фоне экстернальности (0,03)). Возможно, здесь мы сталкиваемся с неоднократно описываемым в современной научной литературе феноменом «отрицательной идентичности» русских (Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е., 1993). Кроме того, можно предположить, что формирование позитивной идентичности русских находится на неизбежно встречающейся стадии противопоставления собственной общности внешним группам: как отмечал еще Б.Ф.Поршнев, истоки чувства «Мы» находятся в чувстве «Они» (Поршнев Б.Ф., 1973).

Менее значимыми для этнической идентификации в анекдотах выступают антропологические особенности людей (телесный уровень), характер их отношений с людьми (социально-психологический уровень) и культурная принадлежность, в данном контексте определяемая через собственное имя (социальный уровень).

Профессиональный аспект социальной идентичности выделяется из общей картины тем, что в нем наиболее ярко представлен социальный уровень идентификации, прежде всего через функциональное и предметное содержание профессиональных ролей (0,21).

На психологическом уровне профессиональная идентичность описывается, прежде всего, через профессиональные стереотипы (все милиционеры и военные глупы, врачи агрессивны и т.д. (0,20)):

Почему милиционеры ходят по трое? Один умеет читать, другой писать, а третьему просто приятно находиться в компании образованных людей.

Кроме того, для профессиональной идентификации значимы профессионально важные качества (0,06), а также типичное «профессиональное мировоззрение» как результат профессиональной деформации личности (0,05).

Социально-психологический уровень профессиональной идентификации отражает преимущественно представления о дополнительных возможностях человека определенной профессии в отношениях с другими людьми (получение дополнительных доходов, внимания противоположного пола (0,12)).

Телесный аспект профессиональной идентификации по вполне очевидным причинам (трудно найти телесные предпосылки профессиональных различий!) затрагивает только проблемы профессиональной травматизации (0,02).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

-В числе наиболее актуальных аспектов социальной идентичности в современном российском обществе можно назвать гендерную, профессиональную, возрастную и этническую идентичности.

-Среди социально-идентификационных признаков самыми значимыми являются психологические и социально-психологические особенности, то есть они чаще других являются основанием для социальной идентификации конкретной личности. Социальные признаки оказываются менее важными, возможно, в силу того, что являются слишком неопределенными для обыденного сознания.

-Определенную роль в формировании социальной идентичности играют телесные признаки, которые на уровне обыденного стереотипизированного сознания выступают фундаментальным и незыблемым основанием отнесения себя и других к определенным социальным группам и приписывания на этой основе определенных психологических и социально-психологических качеств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.025 с.)