Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таклид абсолютного муджтахида

Поиск

 

Абсолютный муджтахид — это ученый, отвечающий всем требованиям, необходимым для иджтихада. Он может формулировать принципы вывода и извлечения (решений) из Корана и Сунны, составлять и формулировать исламские законы из первоисточников. Имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад ибн Ханбаль — примеры таких ученых. Тем не менее, хотя эти ученые абсолютны в своем иджтихаде, и они вынуждены были совершать таклид в определенной степени. Они следуют за сподвижниками и их последователями в вопросах, о которых умалчивают Коран и Сунна. Они отдавали предпочтение их мнениям над собственными аналогиями и иджтихадом. Ниже приведены некоторые примеры из первых поколений мусульманских ученых.

 

Умар, да будет доволен им Аллах, отправил письмо кади (судье) Шурайху, который сформулировал основу данной практики. Имам Шаби сказал:

 

«Шурайх рассказывал, что Умар, да будет доволен им Аллах, отправил ему письмо, в котором сказал: «Если при споре или событии явным является решение из Корана — следуй ему. Если об этом ничего не сказано в Коране — обращайся к Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и суди в соответствии с этим. Если нет ничего об этом в Сунне — посмотри, на чем сошлись ученые, и суди в соответствии с этим. И если нет ничего во всех вышеуказанных источниках, тогда у тебя есть выбор - либо применить свое собственное мнение, либо отложить вынесение решения. Я считаю, что в сохранении своего мнения нет для тебя ничего, кроме хорошего» (2).

Следует заметить, что Шурайх был абсолютным муджтахидом. Умар, да будет доволен им Аллах, советовал ему осуществлять иджтихад, только если он не нашел другого мнения. Абдуллах ибн Масуд придерживался подобного мнения, что уже было изложено ранее, в главе об абсолютном таклиде. Дарами повествует в своем "Сунане", что когда Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, спрашивали о чем-либо, он искал ответ в Коране. Если он не находил это в Коране, он отвечал согласно (словам) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если он и там не мог найти ответа, он отвечал согласно мнению Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. Если же и там не было никакого ответа, он прибегал к собственному мнению (3).

 

Опять же, мы видим: несмотря на то, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сам был абсолютным муджтахидом, он руководствовался своим мнением лишь тогда, когда не мог найти решение у Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах.

 

Шаби рассказывал, что к нему пришел некий человек и задал вопрос. Он (Шаби) рассказал, как Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, уже прокомментировал похожий вопрос. Этот человек настаивал, чтобы Шаби высказал свое мнение. Шаби воскликнул: «Посмотрите на этого человека! Я рассказал ему о том, что сказал Ибн Масуд, а он спрашивает меня о моем собственном мнении. Моя вера гораздо дороже для меня, чем это (выполнение его просьбы)» (4).

Здесь имам Шаби (который был одним из учителей имама Абу Ханифы) предпочел положиться на мнение Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах. Имам Бухари передал (с прерванной цепочкой) слова Муджахида относительно комментария к аяту:

 

«И сделай нас предводителями для тех, кто познал Господа, сделай нас имамами (предводителями), следующими за теми, кто был до нас, и позволяющими следовать за нами тем, кто пришел после нас».

Хафиз Ибн Хаджар сказал, что слова Муджахида были переданы по достоверной цепочке Ибн Джариром и Фараби. Ибн Хаджар связывал это утверждение с похожими словами некоторых других комментаторов. Он заключил о цитате Садди от Ибн Абу Хатима:

 

«Цель (данной просьбы) состоит не в том, чтобы стать имамами (в молитве). Эти ученые молят: «О, Аллах! Сделай нас предводителями в вопросах халяля и харама, чтобы другие могли следовать (за нами) в соответствии с этим» (5).

Ибн Абу Хатим также передал от Джафара ибн Мухаммада:

 

«Смысл в следующем: «О, Аллах! Даруй мне признание среди людей, такое, чтобы если я скажу что-то, они одобрят это и примут это от меня» (6).

 

Муджахид, который был абсолютным муджтахидом, осознавал важность следования его предшественникам, – это принцип, который кажется клеветой в наше время.

 


[1] «Шарху Укуд Русмуль Муфти» Ибн Абидина, с.4, издательство «Даруль Ишаат», Карачи. 1378.

[2] «Сунан» ад-Дарами, т. 1, с. 55, издательство «Мадина Матбуа», 1386.

[3] Там же.

[4] Там же, т. 1, с. 45.

[5] Примечание переводчика английского текста: иными словами эти люди просили: «О, Аллах! Сделай нас богобоязненными, чтобы мы могли следовать тому, что (есть) халяль, и воздерживаться от запретного (харам), и чтобы другие (люди) могли следовать за нами».

[6] «Фатхуль Бари», т. 13, с. 210.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.006 с.)