Возрастная стратификация общества и отношения поколений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная стратификация общества и отношения поколений.



1. Понятие поколения: сущность и содержание. Поколение - (лат. генерация) - понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества. Вся история человечества может рассматриваться как смена поколений.

Поколение, как и каждое социальное качественное образование, реализует присущие ему функции. В отношениях поколений главным является передача (трансмиссия) культурных ценностей.

Понятие «поколение» употребляется в различных смыслах:

1. Поколение - это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка. Генерация, генеалогическое поколение характеризуется определенной длиной, при этом учитывается средний возраст до рождения ребенка: у женщин примерно 25-30 лет, у мужчин - на несколько лет больше, в среднем - 30-33 года.

2. Поколение - однородная по возрасту группа людей - когорта. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это, например, молодежь, или пенсионеры.

3. Понятие «хронологическое поколение», характеризует определенный период времени, в течение которого живет то или иное поколение,

4. «Поколение» употребляется как духовно-символическое понятие, объединяющее историко-культурную общность современников, процесс его социализации, жизненный путь от детства до старости, жизнь которых связана с какими-либо важными историческими событиями, пронизана единством идейных, нравственных позиций (например, «комсомольцы 20-х годов», «поколение Великой Отечественной войны»).

Более подробно содержание этих понятий изложено в учебнике социологии Ж.Т. Тощенко.

В силу своей многозначной и многоаспектной природы отношения поколений являются предметом исследования разных наук. Среди них особое место занимает социология.

Проанализируйте роль различных наук (генеалогии, демографии, этнографии, возрастной психология, педагогики, соционики и др.) в исследовании проблем поколений. Обратите внимание, что при всем значении различных наук в изучении поколений как субъектов общественного развития общесодержательная сторона проблемы может решаться лишь социологией, которая исследует единство всех поколений, особенности поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста и происхождения в данном обществе) и т.д. Идея единства поколений явилась одной из центральных в трудах О. Конта. Он писал о человечестве как о совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений.

Социология изучает поколенное положение - статус, место людей определенного возраста в данном обществе, их потенциальные возможности; особенности межпоколенной трансмиссии культуры, прерывность и непрерывность, неравномерность в развитии процессов преемственности и конфликтности между поколениями «отцов» и «детей», проблемы поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном, информационном пространстве; соотношение поколенных структур и институтов (молодежные организации, объединения ветеранов и пр.) с другими социальными образованиями - национальными, половыми, классовыми и др.

Раскрывая второй вопрос, возрастная стратификация общества и отношения поколений, следует проанализировать внутрипоколенные и межпоколенные отношения.

Рассмотрите основные проблемы взаимоотношения личности и общества, связанные с возрастом (трудовая деятельность и безработица, постарение населения и акселерация, проблема стариков в современном и традиционном обществах и др.).

Возраст - важная социологическая категория. Он во многом обуславливает его социальный статус, место и роль в системе общественного разделения труда, в особенностях возрастной градации и т. д. В науке приняты следующие градации возраста: 40-60 лет - средний возраст; 60-75 лет - пожилой; 75-90 лет - старческий; свыше 90 лет - долгожители[1].

Возрастные особенности жизни человека имеют своим следствием возникновение проблем взаимодействия разных поколений. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носят конкретно-исторический характер.

Обратите внимание, что конфликтность в отношениях поколений чаще всего нарастает в эпохи ломки традиционных связей между поколениями отцов и детей. Острота конфликта, способы его преодоления связаны с социально-классовой неоднородностью общества, с нравственной и духовной разобщенностью. Длительность и особенности поколенного конфликта зависят от значительности перемен, от скорости исторического обновления. Проанализируйте, в каком положении в современной России находится поколение 60-летних людей, все ценности и достижения которых оказались отвергнутыми, перечеркнутыми и поколение молодых. В современном обществе самой молодежи все труднее достигать психологической, экономической, социальной, политической, духовной интеграции. Это приводит к скептицизму, отчуждению, утрате идеалов.

Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всем мире в связи с подъемом молодежного и студенческого движения в 60-70-х годах XX в. В центре внимания исследователей был «конфликт поколений», «разрыв поколений». Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе.

Проанализируйте причины обострения противоречий между поколениями: учтите, что взаимодействие поколений - это производное от социальной структуры, социальных отношений. Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит:

-от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей»,

-от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса,

-от степени институционализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).

Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности. Научно-технический прогресс, создав новые, почти безграничные источники материального богатства и комфорта, лишил большую массу людей нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали. Культ силы, эгоцентризма, самонадеянности, пренебрежения к окружающему миру, замкнутости-кредо многих людей.

Новые техника и технологии, информатизация образа жизни не только стимулируют собственнические инстинкты, но и подрывают авторитет старшинства,часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков. Все опаснее становится пренебрежение к прошлому,ибо каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Знание прошлого - первейшее средство сохранения и продления цивилизации, т.к. не дает повторять ошибки прошлого.

Далее следует проанализировать роль семьи в межпоколенных отношениях (воспитание почтения к предкам, стремление быть достойными их), выяснить, почему для каждого человека важно знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.

И в заключение данного вопроса следует обсудить концепцию взаимодействия поколений Маргарет Мид, которая выделяет в истории человечества три типа культуры межпоколенных отношений: постфигуративные (ориентация на традицию, взаимоотношения возрастных групп строго регламентированы), кофигуративные (дети и взрослые все больше ориентируются на современность, растет влияние сверстников, возникает молодежная контркультура) и префигуративные (преимущественной становится ориентация на будущее, взрослые подчас вынуждены учиться у своих детей).

Ломка традиций, утвердившихся стереотипов часто оказывается причиной межпоколенных конфликтов. Поэтому сутью межпоколенных отношений должна являться гармонизация отношений поколений и их преемственности в единстве процессов прерывности и непрерывности.

В заключение следует подчеркнуть, что главное в межпоколенных отношениях - способность каждого нового поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны «отцов» к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия к подрастающему поколению.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

1. Предмет социологии образования.

2. Структура и социальные функции образования.

 

1. Предмет социологии образования. Социология образования – специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом.

При рассмотрении этого вопроса следует ознакомиться с определениями ключевых понятий: «социальный институт» и «институционализация», которые придется неоднократно использовать при изучении всего курса социологии. Все они подробно освещены в учебниках и социологических словарях. Для того, чтобы понять в чём состоят особенности образования как социального института, полезно обратиться к учебнику социологии А.В.Дмитриева,где перечислены последовательные этапы этого процесса а также общие признаки социальных институтов.

Как особая дисциплина социология образования сформировалась на рубеже XIX – XX веков. В своих работах Э.Дюркгейм, Т. Парсонс и другие социологи обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем, которые затрагивали роль, назначение и функции образования. При рассмотрении этого вопроса следует ознакомиться с историей становления и развития социологии образования, как на западе, так и в России.

Образование – сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.

Раскрывая содержание вопроса, следует подчеркнуть, что образование является предметом изучения ряда наук: философии, педагогики, истории, психологии, экономики и социологии, каждая из перечисленных наук исследует ту грань, которая специфична для каждой из них. Обратите внимание на то, что составляет общее, а в чем различие в предмете социологии образования по сравнению с другими общественными науками. Каждая из общественных наук имеет свою специфику подхода к данному предмету. На долю социологии образования приходится самый главный из всех объектов исследования – социальный аспект, позволяющий рассмотреть образование через призму общественных отношений, его влияние на общественное развитие, различные сферы и структуры в обществе.

Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную информацию. Проанализируйте, что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфраструктура образования, сравнение с другими странами и т. д.

Далее следует раскрыть основные направления социологии образования: (место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественную роль учителей и преподавателей; динамику взаимоотношений между обучающими и обучаемыми).

Проанализируйте специфические задачи социологии образования: (изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни; оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости; отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности; выявление роли образования как фактора социального статуса; определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов).

Обоснуйте, что образование как специфическая отрасль общественной жизни, является важнейшей предпосылкой решения основных задач общества, государства, необходимым условием общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности, формирования кадров работников для народного хозяйства, государственного и политического устройства, для всех сфер развития общества. В сфере образования осуществляется социализация личности, формируются и всесторонне развиваются основные качества личности.

2. Структура и социальные функции образования.

Организационная структура системы образования состоит из дошкольного, среднего, профессионально-технического, средне-специального и высшего образования. Как особая форма рассматривается послевузовское образование. В совокупности образование – непрерывное обучение, преемственно связывающее низшие и высшие ступени обучения и продолжающиеся после их завершения. Содержание структуры образования состоит из двух компонентов: обучение и воспитание. Субъект образования – педагог и объект образования – учащийся, между ними постоянно существует органическая связь, взаимодействие и сотрудничество.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основные нравственные качества личности закладываются еще в раннем детстве. Детские сады, ясли, комбинаты – не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни.

В отличие от дошкольного образования, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. Социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системы образования. В последние годы наблюдается сравнительно невысокий престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем среднего специального образования продолжает преобладать.

Среднее специальное и высшее образование является важной составной частью системы образования, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности.

Среднее специальное и высшее профессиональное образование это процесс передачи знаний, подготовки, становления и развития субъекта труда средне-специальной и высшей квалификации.

Определите основные функции образования (воспитания и просвещения, социальной мобильности, хранителя культурных достижений общества, обеспечения специалистами народного хозяйства), раскройте их содержание

Кроме основных функций, среднее специальное и высшее профессиональное образование реализует специфические функции - профессиональной социализации и развития субъекта труда средне-специальной и высшей квалификации, мотивационную функцию, т.е. активизацию всех компонентов образовательной структуры по созданию условий, побуждающих студентов к активному овладению знаниями, основанному на совпадении в сознании студентов ценности получаемого знания и будущей профессиональной деятельностью.

Образование обладает возможностью селективности, то есть избирательности отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий, либо целенаправленно служит формированию такой предрасположенности. Процесс воспитания готовности к физическому и умственному труду - довольно длительный, в который постоянно включаются все: обучение, трудовое воспитание, личный пример родителей, учителей, искусство, литература и т.д.

Для того, чтобы состоялся современный специалист, важно не только узкое знание в совершенстве специальности, но и универсальное знание истории страны, государства, где трудится специалист, умение ориентироваться в культурных, политических, социальных процессах происходящих в обществе.

Заканчивая рассмотрение этой темы, следует обозначить основные проблемы социологии образования. Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критические моменты общественных переворотов. Однако необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уровню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и обществом, а также внутри самой системы. Рассмотрите, в чем состоит суть реальных противоречий между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала общества и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технического прогресса, наконец, между потребностями общества и жизненными планами учащейся молодежи.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ ПОСЕЛЕНИЙ.

1. Предмет, понятие социологии города.

2. Большие и малые города. Урбанизация в современном мире.

3. Городские территориально-поселенческие системы. Особенности их формирования и развития.

4. Проблемы села и сельских поселений в социологии.

1. Предмет, понятие социологии города. Приступая к рассмотрению темы, следует дать определение самого термина «социология города». Последняя является специальной социологической теорией, объектом познания которой является город как социально-территориальная (пространственная) общность. Кроме того, город рассматривается как комплексное сообщество социальных сфер и институтов, как поселенческая структура со своими подсистемами расселения людей. Предметом социологии города являются общие, специфические и эмпирические закономерности становления, функционирования и развития города как целостной системы, важнейшими компонентами которой является производственная структура и социально-бытовая инфраструктура.

В первом вопросе темы следует также выделить важнейшие направления изучения вопросов развития городов и поселений городского типа, указав при этом, что рост городов, и поселений городского типа породил массу проблем социально-экономического характера, являющихся объектом исследования различных дисциплин за рубежом. В 20-е гг. ХХ в. чикагские социологи во главе с Р. Парком впервые на Западе занялись их изучением и издали свою программную книгу «Город». В более ранний период в XIX в. вопросам индустриализации и жизнедеятельности рабочих в крупном городе была посвящена работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».

В 20-е годы в России проблемы города рассматривались в период восстановления разрушенной экономики страны в рамках исследовательских программ Центрального института труда, возглавляемого А.К. Гастевым.

Проблематика городов занимает значительное место в социологии XX века.

Заметное место в социологии города занимают вопросы изучения социального неравенства населения, занятого в государственном и негосударственном (кооперативном, частном) секторах экономики, а также проблемы здравоохранения, отдыха, быта, культуры, образования, ценностных ориентаций.

В качестве объекта исследования в социологии города следует выделить проблему социального комфорта различных этнических групп.

В социологии города представляет определенный интерес, например, методика определения «лучшего города Земли». Речь идет об определении рейтинга города по такому признаку как «качество жизни».

Так, по данным журнала «Экспресс» (апрель, 2002 г.) из 215 городов мира самым привлекательным для жизни городом является Цюрих.

Международная консалтинговая компания William M. Mercer в Швейцарии опубликовала рейтинг, отражающий «качество жизни» в 215 городах мира.

Согласно исследованию, самым привлекательным для жизни городом является Цюрих. Второе место делят Вена и Ванкувер. В числе лидеров в рейтинге представлены исключительно города развитых стран Европы и Северной Америки, а также Австралии, Новой Зеландии, Японии. Единственным городом Юго-Восточной Азии, попавшим в первую полусотню лидеров, стал Сингапур. Самые плохие условия для жизни сложились в отсталых африканских странах, чьи города и замыкают таблицу рейтинга.

Исследование строится на анализе 39 различных критериев. В расчет берется политическая стабильность, развитие экономики, показатели преступности, уровень медицинского обслуживания, развитие транспортной инфраструктуры и коммуникаций, состояние жилого фонда, наличие мест отдыха, климат и прочее. В соответствии с методикой расчета индекс 100 был присвоен Нью-Йорку по состоянию на 2000 год, то есть до терактов 11 сентября 2002 г.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.027 с.)