Развитие социологии на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социологии на современном этапе



Развитие социологии на современном этапе

План

1. Социология на рубеже XIX-XX вв.

2. Основные социологические концепции XX в.

3. Социология на рубеже XX-XXI вв.

 

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.

1. Брак и семья как социальные институты.

2. Важнейшие функции семьи и жизненный цикл семьи.

3. Кризис института семьи и брака.

1. Брак и семья как социальные институты. Приступая к рассмотрению первого вопроса, следует подчеркнуть, что семья является одним из наиболее древних и значимых социальных институтов.

Семья – малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями, детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительными признаками семьи являются совместное ведение хозяйства.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак – это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжением рода. Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более всё многообразие между родственниками. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально: обычаями и традициями.

Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детёнышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяжённое детство. Зависимость ребёнка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материнской и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, т.к. она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний, но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление определённой линией родства, т.е. генеалогию.

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети родители кого-либо из супругов, другие родственники). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

По характеру распределения обязанностей, по тому, как решается вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи. Приведите характеристику каждого типа семьи.

В современном обществе существуют две основные формы брака: моногамия и полигамия. Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Полигамия – форма брака, при которой существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей (общества Южной Индии и Тибета). Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Однако в обществах, где разрешена эта форма брака, большинство мужчин имеет только одну жену. Для этого существует несколько причин. Во-первых: право на нескольких жен имеют мужчины с очень высоким социальным статусом. Во-вторых, немногие мужчины способны содержать несколько жен.

2. Важнейшие функции семьи и жизненный цикл семьи. Под социальными функциями семьи подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. Проанализируйте содержание основных функций семьи (репродуктивная, сексуального регулирования, социализации, эмоционального удовлетворения, защитная, статусная, хозяйственно-бытовая).

Покажите, в чем отличие и что общего в выполнении данных функций в разных типах семьи.

Жизненный цикл индивида - понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека.

Но у семьи всё иначе. Она рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака оформленного государством специального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых людей разного пола. И умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода.

Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла семьи в зависимости от тех критериев, которые кладутся в основу такой классификации. Проанализируйте типологию жизненного цикла семьи Дж. Бенарда и Л. Томпсона, выясните основные стадии ее развития. Какие стадии считаются самыми интенсивными и напряжёнными? Сравните с концепцией жизненного цикла семьи, предложенным Н. Римашевской.

3. Кризис института семьи и брака. Рассматривая данный вопрос, необходимо отметить, что постоянный рост на протяжении нескольких десятилетий числа разводов породил в США мнение о кризисе семьи как социального института и подразумевает неспособность семьи как социального института. Пик разводов пришелся на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметилось возрождение семейных ценностей. Сегодня большинство американских и европейских социологов перестали драматизировать ситуацию, и перешли к серьезному анализу.

В России обсуждение этой проблемы пришлось на 90-е годы. Многие специалисты в области социологии семьи стали говорить о кризисе семьи. Под этим подразумевалась неспособность семей как институтов выполнять те функции и роль, которые она всегда была призвана выполнять и с которыми справлялась раньше. О кризисе семьи, по мнению Т.А. Гурко свидетельствуют следующие факты: увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот; снижение брачности и рождаемости; кризис отцовской воспитательной роли; постоянного увеличения удельного веса матерей воспитывающих ребенка без мужа.

Обостряющийся экономический кризис в России пока не позволяет стабилизировать ситуацию и принять меры по оздоровлению семейных отношений.

Исследование проблем, связанных с семьёй приобретает всё большее значение, как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Многочисленные социологические исследования показывают: в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно путём расторжения брака. Выделяют несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты.

1. Социально - ролевой - симптомы нарушения стабильности этого уровня – неправильное, неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.

2. Психологический в семье создаётся нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.

3. Психофизиологический - дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни. В целом явление это встречается довольно часто, однако как основную причину решения о разводе его отмечают немногие.

4. Социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса или неудовлетворённости общением с партнёром, неприятия его жизненных ценностей, идеалов.

Причины, вызвавшие конфликт на том или ином уровне, могут быть самыми разнообразными и по времени возникновения их можно разделить на две группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время ведения хозяйства, и причины которые объективно существовали до создания семьи.

Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В тоже время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Так же большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них.

Разные люди по разному переживают распад семьи. По оценкам многих российских и зарубежных социологов, весьма распространёнными последствиями разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей, и дети становятся предметом серьёзных конфликтов между разводящимися супругами, причём зачастую такие конфликты выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет.

Подумайте, какие мероприятия могут сыграть роль в профилактике разводов, урегулировании семейных отношений.

Подведя итоги, можно выделить три основные проблемы в современных семейно-брачных отношениях:

1) Проблема стабильности семьи;

2) Проблема рождаемости;

3) Проблема напряжённости в сфере быта.

Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями.

 

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

1. Предмет социологии образования.

2. Структура и социальные функции образования.

 

1. Предмет социологии образования. Социология образования – специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом.

При рассмотрении этого вопроса следует ознакомиться с определениями ключевых понятий: «социальный институт» и «институционализация», которые придется неоднократно использовать при изучении всего курса социологии. Все они подробно освещены в учебниках и социологических словарях. Для того, чтобы понять в чём состоят особенности образования как социального института, полезно обратиться к учебнику социологии А.В.Дмитриева,где перечислены последовательные этапы этого процесса а также общие признаки социальных институтов.

Как особая дисциплина социология образования сформировалась на рубеже XIX – XX веков. В своих работах Э.Дюркгейм, Т. Парсонс и другие социологи обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем, которые затрагивали роль, назначение и функции образования. При рассмотрении этого вопроса следует ознакомиться с историей становления и развития социологии образования, как на западе, так и в России.

Образование – сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.

Раскрывая содержание вопроса, следует подчеркнуть, что образование является предметом изучения ряда наук: философии, педагогики, истории, психологии, экономики и социологии, каждая из перечисленных наук исследует ту грань, которая специфична для каждой из них. Обратите внимание на то, что составляет общее, а в чем различие в предмете социологии образования по сравнению с другими общественными науками. Каждая из общественных наук имеет свою специфику подхода к данному предмету. На долю социологии образования приходится самый главный из всех объектов исследования – социальный аспект, позволяющий рассмотреть образование через призму общественных отношений, его влияние на общественное развитие, различные сферы и структуры в обществе.

Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную информацию. Проанализируйте, что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфраструктура образования, сравнение с другими странами и т. д.

Далее следует раскрыть основные направления социологии образования: (место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественную роль учителей и преподавателей; динамику взаимоотношений между обучающими и обучаемыми).

Проанализируйте специфические задачи социологии образования: (изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни; оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости; отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности; выявление роли образования как фактора социального статуса; определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов).

Обоснуйте, что образование как специфическая отрасль общественной жизни, является важнейшей предпосылкой решения основных задач общества, государства, необходимым условием общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности, формирования кадров работников для народного хозяйства, государственного и политического устройства, для всех сфер развития общества. В сфере образования осуществляется социализация личности, формируются и всесторонне развиваются основные качества личности.

2. Структура и социальные функции образования.

Организационная структура системы образования состоит из дошкольного, среднего, профессионально-технического, средне-специального и высшего образования. Как особая форма рассматривается послевузовское образование. В совокупности образование – непрерывное обучение, преемственно связывающее низшие и высшие ступени обучения и продолжающиеся после их завершения. Содержание структуры образования состоит из двух компонентов: обучение и воспитание. Субъект образования – педагог и объект образования – учащийся, между ними постоянно существует органическая связь, взаимодействие и сотрудничество.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основные нравственные качества личности закладываются еще в раннем детстве. Детские сады, ясли, комбинаты – не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни.

В отличие от дошкольного образования, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. Социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системы образования. В последние годы наблюдается сравнительно невысокий престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем среднего специального образования продолжает преобладать.

Среднее специальное и высшее образование является важной составной частью системы образования, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности.

Среднее специальное и высшее профессиональное образование это процесс передачи знаний, подготовки, становления и развития субъекта труда средне-специальной и высшей квалификации.

Определите основные функции образования (воспитания и просвещения, социальной мобильности, хранителя культурных достижений общества, обеспечения специалистами народного хозяйства), раскройте их содержание

Кроме основных функций, среднее специальное и высшее профессиональное образование реализует специфические функции - профессиональной социализации и развития субъекта труда средне-специальной и высшей квалификации, мотивационную функцию, т.е. активизацию всех компонентов образовательной структуры по созданию условий, побуждающих студентов к активному овладению знаниями, основанному на совпадении в сознании студентов ценности получаемого знания и будущей профессиональной деятельностью.

Образование обладает возможностью селективности, то есть избирательности отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий, либо целенаправленно служит формированию такой предрасположенности. Процесс воспитания готовности к физическому и умственному труду - довольно длительный, в который постоянно включаются все: обучение, трудовое воспитание, личный пример родителей, учителей, искусство, литература и т.д.

Для того, чтобы состоялся современный специалист, важно не только узкое знание в совершенстве специальности, но и универсальное знание истории страны, государства, где трудится специалист, умение ориентироваться в культурных, политических, социальных процессах происходящих в обществе.

Заканчивая рассмотрение этой темы, следует обозначить основные проблемы социологии образования. Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критические моменты общественных переворотов. Однако необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уровню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и обществом, а также внутри самой системы. Рассмотрите, в чем состоит суть реальных противоречий между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала общества и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технического прогресса, наконец, между потребностями общества и жизненными планами учащейся молодежи.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ ПОСЕЛЕНИЙ.

1. Предмет, понятие социологии города.

2. Большие и малые города. Урбанизация в современном мире.

3. Городские территориально-поселенческие системы. Особенности их формирования и развития.

4. Проблемы села и сельских поселений в социологии.

1. Предмет, понятие социологии города. Приступая к рассмотрению темы, следует дать определение самого термина «социология города». Последняя является специальной социологической теорией, объектом познания которой является город как социально-территориальная (пространственная) общность. Кроме того, город рассматривается как комплексное сообщество социальных сфер и институтов, как поселенческая структура со своими подсистемами расселения людей. Предметом социологии города являются общие, специфические и эмпирические закономерности становления, функционирования и развития города как целостной системы, важнейшими компонентами которой является производственная структура и социально-бытовая инфраструктура.

В первом вопросе темы следует также выделить важнейшие направления изучения вопросов развития городов и поселений городского типа, указав при этом, что рост городов, и поселений городского типа породил массу проблем социально-экономического характера, являющихся объектом исследования различных дисциплин за рубежом. В 20-е гг. ХХ в. чикагские социологи во главе с Р. Парком впервые на Западе занялись их изучением и издали свою программную книгу «Город». В более ранний период в XIX в. вопросам индустриализации и жизнедеятельности рабочих в крупном городе была посвящена работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».

В 20-е годы в России проблемы города рассматривались в период восстановления разрушенной экономики страны в рамках исследовательских программ Центрального института труда, возглавляемого А.К. Гастевым.

Проблематика городов занимает значительное место в социологии XX века.

Заметное место в социологии города занимают вопросы изучения социального неравенства населения, занятого в государственном и негосударственном (кооперативном, частном) секторах экономики, а также проблемы здравоохранения, отдыха, быта, культуры, образования, ценностных ориентаций.

В качестве объекта исследования в социологии города следует выделить проблему социального комфорта различных этнических групп.

В социологии города представляет определенный интерес, например, методика определения «лучшего города Земли». Речь идет об определении рейтинга города по такому признаку как «качество жизни».

Так, по данным журнала «Экспресс» (апрель, 2002 г.) из 215 городов мира самым привлекательным для жизни городом является Цюрих.

Международная консалтинговая компания William M. Mercer в Швейцарии опубликовала рейтинг, отражающий «качество жизни» в 215 городах мира.

Согласно исследованию, самым привлекательным для жизни городом является Цюрих. Второе место делят Вена и Ванкувер. В числе лидеров в рейтинге представлены исключительно города развитых стран Европы и Северной Америки, а также Австралии, Новой Зеландии, Японии. Единственным городом Юго-Восточной Азии, попавшим в первую полусотню лидеров, стал Сингапур. Самые плохие условия для жизни сложились в отсталых африканских странах, чьи города и замыкают таблицу рейтинга.

Исследование строится на анализе 39 различных критериев. В расчет берется политическая стабильность, развитие экономики, показатели преступности, уровень медицинского обслуживания, развитие транспортной инфраструктуры и коммуникаций, состояние жилого фонда, наличие мест отдыха, климат и прочее. В соответствии с методикой расчета индекс 100 был присвоен Нью-Йорку по состоянию на 2000 год, то есть до терактов 11 сентября 2002 г.

Таблица 1

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

План:

1. Понятие, виды, типы социальной мобильности.

2. Современные подходы в определении характера социальной мобильности.

1. Понятие, виды, типы социальной мобильности. Приступая к рассмотрению первого вопроса темы, следует уточнить само понятие социальной мобильности. В современной литературе мобильность определяется как социальные перемещения, переходы, связанные с изменением социального статуса. Принято считать, что началом изучения социальной мобильности явились работы, в которых под термином «социальная» П.А. Сорокин выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная социальная мобильность или перемещение характеризует переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Речь идёт о переходах без изменения социального статуса.

Под вертикальной социальной мобильностью, уточняет П. Сорокин, понимается перемещение индивида из одного социального слоя в другой. П.А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. Переход индивида из более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал, в низшую – первая форма нисходящей социальной мобильности. Вторая её форма характеризует деградацию социальной группы в целом, понижение её ранга на фоне других групп или разрушение её социального единства.

Восходящая мобильность – проникновение индивида из нижнего слоя в существующий более высокий слой (первая форма); создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этой страты является второй формой восходящей социальной мобильности.

Студентам следует уяснить ряд терминов, которые использует П. Сорокин при определении социальной мобильности: «профессиональный статус», «социальное положение индивида», «социальный пласт», «стратификация», «экономическая, политическая и профессиональная мобильность», «социальный объект», «социальная группа», «циркуляция индивидов» (перемещение, чаще добровольное, в рамках социальной иерархии), «мобильность по причине структурных изменений» (следствие индустриализации, урбанизации, демографических явлений и др.)

2. Современные подходы в определении характера социальной мобильности. В этом вопросе следует рассмотреть сам механизм социальной мобильности, уяснить характер социальных переходов в том или ином контексте. Рассмотрение предполагает с необходимостью анализ типологии группировок, анализ признаков в соответствии с которыми можно определить статус группы, слоя или индивида.

В современной теории социальной мобильности применяются различные приёмы стратификации («страта» идентична понятию «слой»). Именно благодаря таким подходам, возможно проследить социальные перемещения как по вертикали, так и по горизонтали. Социально-профессиональную стратификацию можно изобразить в виде пирамиды, состоящей из семи «ступеней». Прохождение её снизу вверх характеризуют мобильность индивида, его профессиональный рост и, соответственно, изменение социального статуса. Перечислим эти «ступени»:

▪ Основание пирамиды составляют неквалифицированные рабочие;

▪ Вторая ступень (страта) – квалифицированные рабочие - «синие воротнички»;

▪ Третья – техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции – «белые воротнички»;

▪ Четвёртая ступень – мелкая буржуазия;

▪ Пятая – коммерческий класс;

▪ Шестая – технические специалисты среднего уровня.

▪ Вершину пирамиды составляют профессионалы, администраторы («золотые», «платиновые воротнички»). Их считают высшим классом.

Сам термин «синие» и «белые воротнички» достаточно условен. Одни и те же лица, по мнению британского социолога Э. Гидденса могут находиться в категории «синих» и «белых воротничков» (это чаще бывают лица наёмного интеллектуального труда, которых не всегда можно отнести к типу руководящих работников – признак «белых воротничков»).

В связи тем, что нельзя применять одну и ту же иерархическую структуру к изучению социальной мобильности в различных сферах общественной жизни, П. Сорокин оперирует такими понятиями как «экономическая, политическая и профессиональная мобильность». Речь идёт о социальной мобильности, но в разных сферах общества.

Э. Гидденс делает уточнение и об относительности самого понятия «квалифицированный специалист». Этот тип работника не всегда вписываются в существующую бюрократическую модель власти. Да и сам профессиональный опыт (квалификацию) нельзя просто свести к бюрократическим обязанностям, которые могут быть использованы при той или иной ранжировке с целью построения стратифицированной модели (пирамиды) общества.

Д. Белл говорит, что в современном обществе термин «собственность» является юридической функцией, поскольку все работают. Тем не менее, на вершине социальной пирамиды не всегда могут быть одни лишь профессионалы, менеджеры, составляющие по терминологии того же Д. Белла, «новый класс». «Есть ещё уточняющее понятие – «менеджер-собственник». Противоречие это реальное и его следует учитывать при построении любой стратифицированной модели с целью выявления характера социальной мобильности различных типов и видов в любом современном обществе. Ясно также и то, что в теории социальной мобильности необходимо учитывать функциональные социальные характеристики индивидов, относящим их к тем или иным социальным группам, слоям (стратам). Такими признаками являются «престиж», «ранг», роль», «статус», «власть», «должность» и др. типа: «уровень образования», «уровень дохода». Коррелирующими признаками могут быть также: пол, возраст, родственные связи и др.

Значительный интерес представляет типология группировок населения, используемая в американской социологии. Речь идёт о типологии классов, основу которых составляют от пяти до семи крупных страт. Первую типологию классов США предложил в 40-е годы ХХ века Ллойд Уорнер: «верхний-верхний класс» (старые семьи) – это наиболее преуспевающие бизнесмены. Вторая страта или класс – это «нижний-верхний класс» (по уровню богатства его представители идентичны первому слою, но они не принадлежат по родству к «старым семьям»). Третий класс – «верхний-средний класс» (это собственники и профессионалы); четвёртый – «нижний средний класс» (служащие и квалифицированные рабочие); пятый – «верхний-нижний класс» (малоквалифицированные рабочие и служащие) и шестой – «нижний-нижний класс» (неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия). Последний класс некоторые авторы (например, А.И. Кравченко) определяют как «деклассированные элементы общества».

В заключение следует обратить внимание на такой вид социальной мобильности как «межпоколенная мобильность» (изменение социального статуса детей по отношению к статусу своих родителей) и «внутрипоколенная мобильность» (социальная мобильность индивида, наблюдаемая на примере изменения статуса сына (дочери) по сравнению со статусом своих родителей). Эти два вида мобильности занимали заметное место в качестве объекта социологических исследований в отечественной социологии 70-х гг. Актуальна эта тема в настоящее время в силу необычайно интенсивной миграции населения России и изменения статусных позиций как на межпоколенном, так и внутрипоколенном уровне. Приведите конкретные примеры, исходя из мобильности в собственной семье и семьях ваших знакомых и родственников.

 

 

Теории развития

Обобщив и проанализировав существующие теории развития, можно условно разбить их на три группы: социокультурные, индивидуально-технологические и социально-экономические. Каждая из теорий выделяет свой определенный фактор общественного развития.

Социокультурные теории считают главными изменения происходящие в социокультурной сфере общества — мировоззрении, религии, системе ценностей и менталитете социальный группы, общества и целых эпох К социокультурным теориям относят учения Конта, Вебера, Сорокина.

Индивидуально-технологические теории рассматривают социальные изменения как производные от изменений в сфере производства. Наиболее известные теории этого типа созданы Уильямом Ростоу и Даниэлем Беллом. Ростоу создал теорию стадий экономического роста, согласно которой, развитие общества определяется изменениями технологии производства (ручной труд, мануфактурный, машинное производство). Согласно Ростоу, общество проходит 5 стадий — традиционное, переходное, "сдвига, "зрелости", "высокого массового потребления".

Белл создал теорию индустриального общества, согласно которой, общество проходит три этапа — доиндустриальное (основной сферой производства является сельское хозяйство, так как не развиты технологии), индустриальное (основная сфера — промышленность), постиндустриальное (основная сфера — обслуживание).

Социально-экономические теории считают определяющими, изменения, которые происходят в системе экономических отношений. У истоков наиболее известных социально-экономических теорий стояли Карл Маркс, Карл Бюхер и Бруно Гильдебранд.

Гильдебранд считал, что общество проходит три этапа развития — натурального обмена, денежный, кредитный. Бюхер также выделял три стадии развития, называя их — "домашнего хозяйства", "городского хозяйства" и "народного хозяйства".

Виды социальных изменений

Все виды социальных изменений, и прежде всего — социального развития, по характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество можно разделить на две большие группы — эволюционные изменения и революционные изменения.

Эволюционные изменения

Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.

В XX веке ученые отошли от представления о линейности эволюции. В современной социологии, эволюционные изменения определяются как многочисленные разнонаправленные перемены, носящие кумулятивный характер и представляющие собой процесс постепенного накопления каких-либо качеств или свойств, влекущие за собой изменения в социальной системе. Направленность изменений определяется по закону сложения векторов.

В ходе эволюции принято выделять 2 процесса:

1. Формирование инноваций (процесс зарождения, появления, укрепления новых свойств, качеств, элементов, процессов в социальной системе.

2. Отбор инноваций — процесс, в следствие которого сохраняются одни инновации и отбрасываются другие.

Инновация — комплексный процесс создания, распределения и использования какого-либо нового средства для удовлетворения социальных или индивидуальных потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Революционные изменения

В отличие от социальной эволюции, которая принимается всеми школами социологии и рассматривается как естественное состояние общества, в отношении понятия революции, его определения и значения для развития общества, в социологии нет единого мнение.

Можно выделить три подхода к определению революции:

1. Делает акцент на масштабности и радикальности изменений ("революция — неожиданные, радикальные изменения в политической, экономической и социальной структуре общества" — Алан Буллок)

2. Делает акцент на насильственности, производимых изменений ("революция — фундаментальные социально-политические изменения, осуществляемые насильственным путем")

3. Делает акцент на предпосылки и обусловленность ("революция — это захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых партий, и последующее использование ее для проведения крупных реформ" — Энтони Гидденс)

Обобщим все имеющиеся концепции, можно выделить характерные особенности революционных изменений, отличающих их от эволюционных:

· Они затрагивают все сферы общества

· Изменения затрагивают самые основы общества

· Изменения, вызванные революцией, стремительны

· Эти изменения, как правило, носят насильственный характер

Социальные процессы

Все социальные изменения, происходящие в обществе, взаимосвязаны, взаимообусловлены и приводят к направленным сдвигам в состоянии общества, называемым социальными процессами.

Согласно Питириму Сорокину, "Социальный процесс — это любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, короче говоря — любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик".

Социальный процесс — изменение состояния социального объек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.079 с.)