Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология на рубеже XIX-XX вв.
В наступившем XXвеке в социологии появляются множество социальных теорий, представленных в научных трудах отдельных ученых, а также в различных направлениях и школах. Среди направлений современной социологии можно выделить такие, как функционализм и конфликтология, анализирующие общество с прямо противоположных сторон, неофрейдизм, объединивший многочисленные концепции «социального характера», символический интеракционизм, уделявший внимание анализу социальных взаимодействий в их символическом содержании, структурно-функциональный анализ, использующий способ системного исследования социальных явлений и процессов и т. д. Характерной чертой в развитии социологии сталиэмпирические социологические исследования. Эмпирическая социология – обозначение всего комплекса эмпирических социологических исследований в рамках социологии города, деревни, образования, труда, семьи и т.д. Время становления этого направления относится к 20 – 30 гг. XX в. Эмпиризм – познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об обществе, основанной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению социальными процессами. Это направление становится главным в американской социологии в 1920-1950-е гг., направленный на поиск решения новых задач, вставших перед общественным управлением (социальный контроль, прогноз, регулирование общественной жизни и др.). Принципы эмпирической социологии сводились к следующему: 1) истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур; 2) все социальные явления должны быть квантифицированы, т.е. выражены количественными и качественными признаками; 3) «субъективные аспекты» поведения можно исследовать только через открытое, наблюдаемое поведение. Эмпирическаясоциология имеет два основных течения – академическое и прикладное. Задача первого – создание систем научного знания об отдельных областях и явлениях жизни (например, социология города, социология труда, социология средств массовой коммуникации т.д.). Это знание использовалось в качестве методологической основы конкретных социологических исследований. Задача второго – организация этих исследований, направленных на решение четко определенных практических задач и непосредственно связанных с выполнением функций социальной инженерии.
Большой вклад в развитие эмпирической социологии внесли американской социологии. Историки американской социологии называют два основных фактора, повлиявших на быстрое развитие социологии в США, - высшее образование и социальные реформы. Известный вклад в развитие эмпирической социологии внесли американские ученые: Роберт Парк, Элтон Мэйо, Толкотт Парсонс и др. Роберт (Эзра) Парк (1864-1944) известен как один из основателей разработки качественных методов в американской социологии. Его профессиональное становление во многом определили идеи Г. Спенсера и Ч. Кули; на их основании он предложил оригинальный подход к исследованию социальной системы, в границах которого, с одной стороны, учитывалась специфика объекта анализа, с другой - общество рассматривалось в качестве элемента единого экологического комплекса. Экологический принцип явился источником значительного углубления возможностей качественного анализа в социологии и стал господствующим в Чикагском университете в 20-е годы, образовав чикагскую школу в социологии. Она была представлена группой исследователей Чикагского университета. Теоретическую основу чикагской школы составили идеи Р. Парка. По Р. Парку в основе всех социальных процессов и явлений лежат четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция. Элтон Мэйо (1880 - 1949) – американский социолог и психолог, профессор в школе бизнеса при Гарвардском университете, один из основоположников индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». В концепции Э. Мэйо об «отношениях в индустрии» объективно складывающиеся социально-экономические отношения подменяются эмоционально-личными отношениями индивидов друг к другу. Он отрицает противоречие классовых интересов предпринимателей и наёмного труда и фиксирует внимание на «нарушении коммуникации», взаимопонимания между отдельными представителями этих групп; путь к ликвидации столкновений между трудом и капиталом видит в улучшении личных отношений руководства и наёмных работников. Начиная с 20-х гг. Э. Мэйо с коллективом сотрудников по заказу корпораций выработал комплекс мероприятий, рассчитанных на улучшение «социальной атмосферы» на предприятиях, снижение остроты конфликтов между начальством и подчинёнными, представителями различных уровней служебной иерархии и т. д. Э. Мэйо — один из создателей концепции, согласно которой рабочий может быть более эффективно стимулирован «неэкономическими факторами» (уважение со стороны начальства, высокий престиж в коллективе и т. д.), нежели суммой и возможностями повышения зарплаты. На этой основе Э. Мэйо предложил ряд конкретных методов повышения производительности труда. Социология, согласно Э. Мэйо, должна практически содействовать установлению «мира в промышленности».
Индустриальная социология – прикладная отрасль социальных наук в США, изучающая трудовые отношения людей на промышленном предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по повышению эффективности производства. Огромное влияние на развитие индустриальной социологии оказал Хоторнский эксперимент, проведенный под руководством Э. Мейо в Вестерн Электрик Компании близ Чикаго (1924 – 1932). Хоторнский эксперимент включает ряд знаменитых исследований, основной итог которых составляют следующие выводы: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, выведение на первый план психологических и социально-психологических аспектов трудового поведения; 2) открытие явления неформальной организации. Эти исследования положили начало важнейшему направлению социологии – теории «человеческих» отношений и внесли значительный вклад в развитие индустриальной социологии. Особое место в американской социологии занимает Чикагская школа, известная также как «движение социальных исследований». Чикагская школа в социологии – одна из школ в социальных науках, занимавшая доминирующее положение в американской социологии в период 1915 – 1935 гг. Ее основатели – Роберт Парк и Эрнст Берджесс. Основные отличительные черты Чикагской школы: широта теоретических ориентаций, сочетание различных методов исследования, соединение теоретических методов исследований с эмпирическими. Исследования проводились в Чикаго, который назывался «социальной лабороторией». Они касались жизни различных общин, различных форм отклоняющегося поведения, дезорганизации семьи, бродяжничества. Чикагская школа оказала большое влияние на развитие социологии. В XX веке наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации, среди научной общественности распространялось убеждение в том, что неоднородность предмета социологии дает право на жизнь множеству различных теорий. В связи с этим на первый план выступает понятие парадигмы. Парадигма – признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решения. Этот термин введен в науковедение американским историком науки и философии Т. Куном. Основным социологическим парадигмам соответствуют и определенные виды социологических теорий. Современная западная социология - явление в научной жизни чрезвычайно сложное, состоящее из большого числа школ, школок, течений и направлений. Их возникновение и формирование можно проследить, начиная с конца XIX в. Но самый плодотворный этап в развитии западной социологической мысли связан с именем русского социолога П.А. Сорокина: конец 20-х - 60-е годы XX в. Его ученики, соратники - противники по Гарвардскому университету, где П. Сорокин стал первым деканом первого в США социологического факультета, оставили в наследие десятки концепций, разработанных ими при его непосредственном или опосредованном влиянии и участии. Наиболее разработанные системы - это функционализм Р.Мертона, структурно-функциональный анализ Т. Парсонса, конфликтологическая теория Р. Миллса, символический интеракционизм Д.Г. Мида, теория обмена Д.Хоманса, этнометодология Г. Гарфинкеля и др.
Среди различных теорий XX в. важное место занимают исследования развития цивилизации. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби. Представляет интерес идеи о развитии цивилизации Освальда Арнольда Готтфрида Шпенглера (1880 – 1936) — немецкого философа и культуролога. Предметом исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории», то есть своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир – Средние века – Новое Время», предлагал другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевым в его концепции является противопоставление «становящиеся» (культуры) и «ставшие». Книга «Закат Европы» О. Шпенглера – своеобразный симптом и символ переживаемой Западом культурной катастрофы. Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975), британский историк, культуролог, автор «Постижение истории»– двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. По мнению А. Тойнби каждая цивилизация представляет собой замкнутый и независимый от других мир и обладает обладает относительной самостоятельностью, достаточной для того, чтобы можно было при анализе хода ее истории абстрагироваться от влияния на нее со стороны других цивилизаций.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.006 с.) |