![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строительство (профиль – «Промышленное и гражданское строительство» и «Городское строительство и хозяйство»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-9); 2) способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).
Технология художественной обработки материалов 1) понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); 2) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-5). Дизайн архитектурной среды 1) владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); 4) осознание социальной значимости своей будущей профессии... (ОК-7); 5) способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, понимать роль творческой личности в развитии среды обитания и культуры общества, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
Лечебное дело 1) способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); 2) способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2). Стоматология 1) способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); 2) способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2).
Сестринское дело 1) владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); 2) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
3) использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); 4) владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации… (ОК-12);
Культурология 1) владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); 2) умение логически верно, аргументировано, и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); 3) готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (ОК-3); 4) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); 5) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Профессиональные компетенции (ПК): 050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование 1) способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОП-2).
Дизайн архитектурной среды 1) способность собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку на всех этапах осуществления проекта… (ПК-7).
Лечебное дело 1) способность и готовность проводить и интерпретировать опрос (ПК-5); 2) способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней взрослых людей и подростков (ПК-11); 3) способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10) 4) способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).
Стоматология 1) способность и готовность проводить и интерпретировать опрос (ПК-5); 2) способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-11);
3) способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-50).
Сестринское дело 1) способность вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни (ПК-8). Культурология 1) способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследований и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).
Требования к уровню освоения дисциплины Требования к уровню освоения дисциплины несколько различаются в зависимости от направления: художественного, социально-гуманитарного, психолого-педагогического, естественно-научного и сельскохозяйственного, медицинского, технического. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие знания, умения и навыки: Знать основные направления, проблемы, теории и методы социологии, содержание современных дискуссий по проблемам общественного развития; знать историю развития социологии, сферы применения социологического знания; основные социальные проблемы современного российского общества. Уметь использовать положения и категории социологии для оценивания и анализа различных социальных процессов, фактов и явлений; применять методы и средства социологического исследования для анализа социальных проблем и процессов. Владеть социологическим лексическим минимумом общего и терминологического характера; навыками и культурой концептуального и системного мышления; навыками восприятия и анализа текстов, имеющих социальное содержание; владеть основными методами социологических исследований, знать основные его этапы. 4 Структура и содержание дисциплины 4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации. Трудоемкость дисциплины, формы аттестации и распределение трудоемкости по видам учебной работы в академических часах представлено в таблице 1.
Таблица 1.
4.1 Содержание дисциплины 4.1.1 Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Социально-исторические и идейные предпосылки возникновения социологии. Позитивная социология Огюста Конта. Социологические идеи Герберта Спенсера. Социологические воззрения Карла Маркса. Психологическое направление в социологии. Социология Эмиля Дюркгейма. Социология Макса Вебера. Методология социологического познания Вебера.
4.1.2 История российской социологии. Общая характеристика различных школ и направлений в русской социологии XIX в. Лев Мечников, Евгений де Роберти, Петр Лавров, Николай Михайловский. Николай Кареев, Питирим Сорокин, К. Тахтарев. Георгий Плеханов, Владимир Ленин. Максим Ковалевский. Социология в России после октября 1917 г. Взаимоотношение государства и социологии. Возрождение социологии в 1950-1960-е годы. Развитие социологии в Российской Федерации: современное состояние и перспективы. 4.1.3 Современные социологические теории. Чикагская школа в американской социологии. Питирим Сорокин. Структурный функционализм. Роберт Мертон. Теория конфликта. Феноменологическая социология. Символический интеракционизм. Этнометодология. Неомарксизм Франкфуртской школы. Юрген Хабермас. Пьер Бурдье. Теории индустриального и постиндустриального общества. 4.1.4 Методология и методы социологических исследований. Функции социологического исследования и его виды. В.А. Ядов о методологии и методах социологического исследования. Программа социологического исследования и ее основные элементы. Проблема. Цели. Задачи. Объект и предмет исследования. Гипотезы. Предварительный анализ и интерпретация основных понятий. Выборочный метод в социологическом исследовании, виды выборки. Понятие репрезентативности. Проблема надежности методов сбора информации и процедуры ее обеспечения. Основные методы сбора информации в социологическом исследовании. Наблюдение в социологии, его достоинства и недостатки. Разновидности метода наблюдения и особенности их применения. Анализ документальных источников. Виды документов. Отбор документов для изучения. Основные методы анализа документов. Социологический опрос и его виды. Инструментарий опроса, правила его построения. Виды вопросов. Основные процедуры анкетного опроса. Интервью, его формы и разновидности: стандартизированное, фокусированное, групповое, свободное. Эксперимент как метод сбора информации. Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования. Группировка информации. Поиск взаимосвязи признаков и ее интерпретация. Понятие корреляции. Оформление результатов исследования. Проблема практического использования социологической информации. 4.1.5 Общество и социальные институты. Понятие “общество” в истории социологии. Общество как особый вид системы. Методология системного подхода к обществу. Понятие и специфика социетальных систем. Социально-экономический детерминизм. Социологические основания типологизации обществ. Социологические концепции постиндустриального и информационного обществ. Гражданское общество как ключевая категория современного обществоведения. Основные институты гражданского общества. Гражданское общество как феномен самоорганизации общества и наличия публичных связей вне рамок государственного регулирования. Предпосылки формирования гражданского общества.
4.1.6 Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Понятие “социальной группы”. Типы и основные черты социальных групп. Социальные общности, виды социальных общностей. Личность в социальной общности. 4.1.7 Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность. Проблема социального неравенства в общественной мысли до возникновения социологии. Марксистское учение о классах как основном компоненте социальной структуры общества. Собственность как фактор классовой стратификации. Теории социальной стратификации в немарксистской социологии. Макс Вебер и его подход к рассмотрению критериев стратификации. Стратификационные исследования в XX веке. Основные понятия теории социальной стратификации: статус, роль, престиж, ранг. Одномерная и многомерная стратификация. Социальная мобильность как форма воспроизводства населения. Динамика социальной структуры и социальная стратификация в современном российском обществе. 4.1.8 Малые группы и коллективы. Понятиемалой группы. Функции и роль малых групп в социальной жизни. Характерные черты малых групп и внутригрупповых отношений. Социологические методы изучения внутригрупповой динамики. Проблемы управления малой группой. Семья как малая группа. Социальные функции семьи. Исторические типы и формы семейных отношений. Социологический анализ ключевых проблем современной семьи: факторы стабильности, рождаемости. Авторитет семьи в современном обществе. 4.1.9 Социальные движения и конфликты. Определение понятия “социальное движение”. Типология и стадии развития социальных движений. Социальные условия, способствующие развитию движений: социальная неудовлетворенность, статусная неопределенность, дезорганизация. Факторы, воздействующие на личную восприимчивость к социальным движениям. Проблема конфликта в социально-философских и социологических теориях (Аристотеля, Т. Гоббса, М. Вебера, П. Сорокина, Р. Дарендорфа, Л. Козера). Движущие силы и мотивация конфликта. Этапы протекания конфликта. Типология конфликтов. Анализ российского общества с точки зрения теории социальных конфликтов. 4.1.10 Проблемы социального поведения. “Социальное поведение” как социологическая категория. Потребности, интересы, ценностные ориентации личности в структуре социального поведения. Основные формы социального поведения. Социальные контакты и их виды. Социальное действие. М. Вебер о социальном действии. Теория социальной аномии Р. Мертона. Основные элементы и механизмы совершения социального действия. Социальные взаимодействия и социальные отношения.
4.1.11 Социология общественного мнения. Предмет, социальная природа общественного мнения. Социологический подход к категории “общественное мнение”. Субъект и объект общественного мнения, его свойства: направленность, интенсивность, компетентность, стабильность, “зрелость”. Функции общественного мнения. Общественное мнение как процесс. Факторы, средства, механизмы формирования, манипулирования, выражения общественного мнения. “Четвертая власть” и общественное мнение. Возможности и границы воздействия общественного мнения на различные сферы общества. 4.1.12 Социология культуры. Культура как предмет социологического анализа. Основные категории социологии культуры. Содержание, структура и социальные функции культуры. Материальная культура. Духовная культура. Уровни социологического анализа культуры. Институты и организации культуры: наука, искусство, образование, религия и т.д. Культура, субкультура, контркультура. Роль культуры в жизнедеятельности личности, группы, общества. Механизмы освоения культуры. Наука как социальный феномен и элемент культуры. Управление развитием науки: отечественный и зарубежный опыт. Социология религии. Социология образования. Социология искусства. 4.1.13 Социальный контроль, девиация и делинквентность. Социальный контроль как средство регуляции поведения членов общества. Механизмы социального контроля: внешние, внутренние, косвенные. Понятие санкций. Позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции. Физические, экономические и административные санкции. Инструменты социального контроля. Проблемы роста преступности и криминализации общества в современной России. Понятие девиации. Девиантное поведение как устойчивое отклонение от нормы. Объективные и субъективные, общие и частные причины отклоняющегося поведения. Латентные и явные функции девиантного поведения. Социологический анализ основных типов девиантного поведения. Основные теории, объясняющие причины девиантного поведения: биогенетические, психологические, социологические, культурологические. Теории аномии Э. Дюркгейма и индивидуального приспособления Р. Мертона. 4.1.14 Социология личности. Понятие “личности” в социологии. Биологическое и социальное в развитии человека. Личность как социальная система. Статусно-ролевая концепция личности. Потребности, интересы, ценностные ориентации, социальные установки в деятельности и поведении личности. Понятие “социализации” в социологии. Факторы, механизмы и этапы социализации. Роль системы образования в процессах социализации. Социальный контроль и проблема взаимоотношения между личностью, группой, обществом. 4.1.15 Особенности социального развития современного российского общества. Место России в мировом сообществе. Формирование новой государственной и политической системы в современной России. Социальная и культурная дифференциация в российском обществе. Становление новых укладов хозяйственной деятельности и нового российского предпринимательства. Поляризация социальной структуры. Процессы динамики в ценностной сфере. Новые направления социальной политики в России. Становление новой системы образования. Проблема интеграции групповых интересов в политической сфере. Характеристика конфликтов в сфере межнациональных отношений. Россия в системе современной цивилизации. Проблема выбора пути развития Отечества и его социальные факторы. 4.1.16 Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Соотношение понятий «социальное развитие» и «социальное изменение». Многообразие социальных изменений и его основные виды. Основные формы реализации социальных изменений: эволюционные, революционные, циклические. Факторы и источники социальных изменений: технологические, политические, идеологические. Субъекты социальных изменений. Социальные изменения и проблемы достижения социальной стабильности. Основные теории социально-исторического развития общества: социально-экономические (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), индустриально-технологические (Р. Арон, Д. Белл, А. Турен). Социология революций. П.Сорокин: фазы революции и принципы социальных реформ. Классическое понимание социального прогресса. Современные теории социальных изменений – постмодернистский подход, концепция наступления цивилизации повышенных рисков, деятельностно-активистская концепция социальных изменений. 4.1.17 Мировая система и процессы глобализации. Основные подходы к пониманию глобализации. Критерии глобальных проблем. Основные глобальные проблемы современности. Социальные, природные, технические факторы обострения глобальных проблем. Социальные последствия глобальных проблем в региональном, национальном и международных масштабах. Социальные конфликты и движения в связи с глобальными проблемами. Роль социальных организаций и институтов в решении глобальных проблем. Тенденции современного мирового развития: информационные революции и создание мировых информационных сетей, переход от традиционных методов хозяйствования к инновационным.
4.2 Содержание дисциплины Основу логической конструкции программы курса социологии образуют три ее самостоятельных, но внутренне взаимосвязанных разделов. Таблица 2. Содержание дисциплины
4.3 Формирование компетенций студентов
050700.62 – Специальное дефектологическое образование
Строительство
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.186 (0.014 с.) |