Строительство (профиль – «Промышленное и гражданское строительство» и «Городское строительство и хозяйство») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строительство (профиль – «Промышленное и гражданское строительство» и «Городское строительство и хозяйство»)



1) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-9);

2) способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

 

Технология художественной обработки материалов

1) понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);

2) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-5).

Дизайн архитектурной среды

1) владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

4) осознание социальной значимости своей будущей профессии... (ОК-7);

5) способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, понимать роль творческой личности в развитии среды обитания и культуры общества, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

 

Лечебное дело

1) способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

2) способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2).

Стоматология

1) способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

2) способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2).

 

Сестринское дело

1) владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

3) использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

4) владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации… (ОК-12);

 

Культурология

1) владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2) умение логически верно, аргументировано, и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

3) готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (ОК-3);

4) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

5) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

 

Профессиональные компетенции (ПК):

050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование

1) способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОП-2).

 

Дизайн архитектурной среды

1) способность собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку на всех этапах осуществления проекта… (ПК-7).

 

Лечебное дело

1) способность и готовность проводить и интерпретировать опрос (ПК-5);

2) способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней взрослых людей и подростков (ПК-11);

3) способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10)

4) способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).

 

Стоматология

1) способность и готовность проводить и интерпретировать опрос (ПК-5);

2) способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-11);

3) способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-50).

 

Сестринское дело

1) способность вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни (ПК-8).

Культурология

1) способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследований и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).

 

Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины несколько различаются в зависимости от направления: художественного, социально-гуманитарного, психолого-педагогического, естественно-научного и сельскохозяйственного, медицинского, технического. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие знания, умения и навыки:

Знать основные направления, проблемы, теории и методы социологии, содержание современных дискуссий по проблемам общественного развития; знать историю развития социологии, сферы применения социологического знания; основные социальные проблемы современного российского общества.

Уметь использовать положения и категории социологии для оценивания и анализа различных социальных процессов, фактов и явлений; применять методы и средства социологического исследования для анализа социальных проблем и процессов.

Владеть социологическим лексическим минимумом общего и терминологического характера; навыками и культурой концептуального и системного мышления; навыками восприятия и анализа текстов, имеющих социальное содержание; владеть основными методами социологических исследований, знать основные его этапы.

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации.

Трудоемкость дисциплины, формы аттестации и распределение трудоемкости по видам учебной работы в академических часах представлено в таблице 1.

 

Таблица 1.

Учебная работа (УР) Всего для очного отделения Всего для заочного отделения Распределение по семестрам для очного отделения Распределение по семестрам для заочного отделения
1,2 1,2
Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (З.Е.), в т.ч.:   Распределение трудоемкости по видам УР в академических часах(А.Ч.): - лекции - практические занятия (семинары) - в том числе аудиторная СРС - внеаудиторная СРС         -         -
Аттестация: зачет            

 

4.1 Содержание дисциплины

4.1.1 Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Социально-исторические и идейные предпосылки возникновения социологии. Позитивная социология Огюста Конта. Социологические идеи Герберта Спенсера. Социологические воззрения Карла Маркса. Психологическое направление в социологии. Социология Эмиля Дюркгейма. Социология Макса Вебера. Методология социологического познания Вебера.

4.1.2 История российской социологии. Общая характеристика различных школ и направлений в русской социологии XIX в. Лев Мечников, Евгений де Роберти, Петр Лавров, Николай Михайловский. Николай Кареев, Питирим Сорокин, К. Тахтарев. Георгий Плеханов, Владимир Ленин. Максим Ковалевский. Социология в России после октября 1917 г. Взаимоотношение государства и социологии. Возрождение социологии в 1950-1960-е годы. Развитие социологии в Российской Федерации: современное состояние и перспективы.

4.1.3 Современные социологические теории. Чикагская школа в американской социологии. Питирим Сорокин. Структурный функционализм. Роберт Мертон. Теория конфликта. Феноменологическая социология. Символический интеракционизм. Этнометодология. Неомарксизм Франкфуртской школы. Юрген Хабермас. Пьер Бурдье. Теории индустриального и постиндустриального общества.

4.1.4 Методология и методы социологических исследований. Функции социологического исследования и его виды. В.А. Ядов о методологии и методах социологического исследования. Программа социологического исследования и ее основные элементы. Проблема. Цели. Задачи. Объект и предмет исследования. Гипотезы. Предварительный анализ и интерпретация основных понятий. Выборочный метод в социологическом исследовании, виды выборки. Понятие репрезентативности. Проблема надежности методов сбора информации и процедуры ее обеспечения. Основные методы сбора информации в социологическом исследовании. Наблюдение в социологии, его достоинства и недостатки. Разновидности метода наблюдения и особенности их применения. Анализ документальных источников. Виды документов. Отбор документов для изучения. Основные методы анализа документов. Социологический опрос и его виды. Инструментарий опроса, правила его построения. Виды вопросов. Основные процедуры анкетного опроса. Интервью, его формы и разновидности: стандартизированное, фокусированное, групповое, свободное. Эксперимент как метод сбора информации. Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования. Группировка информации. Поиск взаимосвязи признаков и ее интерпретация. Понятие корреляции. Оформление результатов исследования. Проблема практического использования социологической информации.

4.1.5 Общество и социальные институты. Понятие “общество” в истории социологии. Общество как особый вид системы. Методология системного подхода к обществу. Понятие и специфика социетальных систем. Социально-экономический детерминизм. Социологические основания типологизации обществ. Социологические концепции постиндустриального и информационного обществ. Гражданское общество как ключевая категория современного обществоведения. Основные институты гражданского общества. Гражданское общество как феномен самоорганизации общества и наличия публичных связей вне рамок государственного регулирования. Предпосылки формирования гражданского общества.

4.1.6 Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Понятие “социальной группы”. Типы и основные черты социальных групп. Социальные общности, виды социальных общностей. Личность в социальной общности.

4.1.7 Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность. Проблема социального неравенства в общественной мысли до возникновения социологии. Марксистское учение о классах как основном компоненте социальной структуры общества. Собственность как фактор классовой стратификации. Теории социальной стратификации в немарксистской социологии. Макс Вебер и его подход к рассмотрению критериев стратификации. Стратификационные исследования в XX веке. Основные понятия теории социальной стратификации: статус, роль, престиж, ранг. Одномерная и многомерная стратификация. Социальная мобильность как форма воспроизводства населения. Динамика социальной структуры и социальная стратификация в современном российском обществе.

4.1.8 Малые группы и коллективы. Понятиемалой группы. Функции и роль малых групп в социальной жизни. Характерные черты малых групп и внутригрупповых отношений. Социологические методы изучения внутригрупповой динамики. Проблемы управления малой группой. Семья как малая группа. Социальные функции семьи. Исторические типы и формы семейных отношений. Социологический анализ ключевых проблем современной семьи: факторы стабильности, рождаемости. Авторитет семьи в современном обществе.

4.1.9 Социальные движения и конфликты. Определение понятия “социальное движение”. Типология и стадии развития социальных движений. Социальные условия, способствующие развитию движений: социальная неудовлетворенность, статусная неопределенность, дезорганизация. Факторы, воздействующие на личную восприимчивость к социальным движениям. Проблема конфликта в социально-философских и социологических теориях (Аристотеля, Т. Гоббса, М. Вебера, П. Сорокина, Р. Дарендорфа, Л. Козера). Движущие силы и мотивация конфликта. Этапы протекания конфликта. Типология конфликтов. Анализ российского общества с точки зрения теории социальных конфликтов.

4.1.10 Проблемы социального поведения. “Социальное поведение” как социологическая категория. Потребности, интересы, ценностные ориентации личности в структуре социального поведения. Основные формы социального поведения. Социальные контакты и их виды. Социальное действие. М. Вебер о социальном действии. Теория социальной аномии Р. Мертона. Основные элементы и механизмы совершения социального действия. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

4.1.11 Социология общественного мнения. Предмет, социальная природа общественного мнения. Социологический подход к категории “общественное мнение”. Субъект и объект общественного мнения, его свойства: направленность, интенсивность, компетентность, стабильность, “зрелость”. Функции общественного мнения. Общественное мнение как процесс. Факторы, средства, механизмы формирования, манипулирования, выражения общественного мнения. “Четвертая власть” и общественное мнение. Возможности и границы воздействия общественного мнения на различные сферы общества.

4.1.12 Социология культуры. Культура как предмет социологического анализа. Основные категории социологии культуры. Содержание, структура и социальные функции культуры. Материальная культура. Духовная культура. Уровни социологического анализа культуры. Институты и организации культуры: наука, искусство, образование, религия и т.д. Культура, субкультура, контркультура. Роль культуры в жизнедеятельности личности, группы, общества. Механизмы освоения культуры. Наука как социальный феномен и элемент культуры. Управление развитием науки: отечественный и зарубежный опыт. Социология религии. Социология образования. Социология искусства.

4.1.13 Социальный контроль, девиация и делинквентность. Социальный контроль как средство регуляции поведения членов общества. Механизмы социального контроля: внешние, внутренние, косвенные. Понятие санкций. Позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции. Физические, экономические и административные санкции. Инструменты социального контроля. Проблемы роста преступности и криминализации общества в современной России. Понятие девиации. Девиантное поведение как устойчивое отклонение от нормы. Объективные и субъективные, общие и частные причины отклоняющегося поведения. Латентные и явные функции девиантного поведения. Социологический анализ основных типов девиантного поведения. Основные теории, объясняющие причины девиантного поведения: биогенетические, психологические, социологические, культурологические. Теории аномии Э. Дюркгейма и индивидуального приспособления Р. Мертона.

4.1.14 Социология личности. Понятие “личности” в социологии. Биологическое и социальное в развитии человека. Личность как социальная система. Статусно-ролевая концепция личности. Потребности, интересы, ценностные ориентации, социальные установки в деятельности и поведении личности. Понятие “социализации” в социологии. Факторы, механизмы и этапы социализации. Роль системы образования в процессах социализации. Социальный контроль и проблема взаимоотношения между личностью, группой, обществом.

4.1.15 Особенности социального развития современного российского общества. Место России в мировом сообществе. Формирование новой государственной и политической системы в современной России. Социальная и культурная дифференциация в российском обществе. Становление новых укладов хозяйственной деятельности и нового российского предпринимательства. Поляризация социальной структуры. Процессы динамики в ценностной сфере. Новые направления социальной политики в России. Становление новой системы образования. Проблема интеграции групповых интересов в политической сфере. Характеристика конфликтов в сфере межнациональных отношений. Россия в системе современной цивилизации. Проблема выбора пути развития Отечества и его социальные факторы.

4.1.16 Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Соотношение понятий «социальное развитие» и «социальное изменение». Многообразие социальных изменений и его основные виды. Основные формы реализации социальных изменений: эволюционные, революционные, циклические. Факторы и источники социальных изменений: технологические, политические, идеологические. Субъекты социальных изменений. Социальные изменения и проблемы достижения социальной стабильности. Основные теории социально-исторического развития общества: социально-экономические (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), индустриально-технологические (Р. Арон, Д. Белл, А. Турен). Социология революций. П.Сорокин: фазы революции и принципы социальных реформ. Классическое понимание социального прогресса. Современные теории социальных изменений – постмодернистский подход, концепция наступления цивилизации повышенных рисков, деятельностно-активистская концепция социальных изменений.

4.1.17 Мировая система и процессы глобализации. Основные подходы к пониманию глобализации. Критерии глобальных проблем. Основные глобальные проблемы современности. Социальные, природные, технические факторы обострения глобальных проблем. Социальные последствия глобальных проблем в региональном, национальном и международных масштабах. Социальные конфликты и движения в связи с глобальными проблемами. Роль социальных организаций и институтов в решении глобальных проблем. Тенденции современного мирового развития: информационные революции и создание мировых информационных сетей, переход от традиционных методов хозяйствования к инновационным.

 

 

4.2 Содержание дисциплины

Основу логической конструкции программы курса социологии образуют три ее самостоятельных, но внутренне взаимосвязанных разделов.

Таблица 2. Содержание дисциплины

Модуль, раздел (тема), КП/ КР Семестр № недели Трудоемкость по видам УР, АЧ Баллы Рейтинга Рекомендуе- мые источники
    1-18 Лекции ПЗ     Ауд. СРСв т.ч.   Вне ауд. СРС   Пороговый Максимальный  
Раздел 1 История социологии и современные социологические теории. Методы социологических исследований. 1,2 1-6              
1.1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории.                 2,5,8
1.2 История российской социологии                  
1.3. Современные социологические теории                 1,2,6
1.4. Методология и методы социологических исследований                   1,4,13,18,19,20
Раздел 2. Общество, социальные явления и процессы. Методы изучения общества 1,2 7-16              
2.1 Общество и социальные институты                 1,3,7,17
2.2 Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность                 1,3,7,17
2.3. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность                 1,3,7,17
2.4 Малые группы и коллективы. Семья как социальный институт и малая группа.                 1,3,7,17
2.5 Социальные движения и конфликты.                 1,3,7,17
2.6 Проблемы социального поведения                 1,3,7,17
2.7 Социология общественного мнения.                 16, 21,25
2.8 Социология культуры                 1, 10,11
2.9Социальный контроль, девиация и делинквентность                 1, 3,7,17
Раздел 3 Современные проблемы общества. 1,2 16-18              
3.1. Особенности социального развития современного российского общества. Место России в мировом сообществе                  
3.2.Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса.                 15, 23
3.3.Мировая система и процессы глобализации                 16, 22
Итого                  

 

4.3 Формирование компетенций студентов

 

050700.62 – Специальное дефектологическое образование

№ раздела, модуля дисциплины Формируемые компетенции Трудоемкость раздела, (в АЧ)
Раздел № 1 ОК-1, ОК-2, ПК-2  
Раздел № 2 ОК-1, ОК-2, ПК-2  
Раздел № 3 ОК-1, ОК-2, ПК-2  

 

Строительство

№ раздела, модуля дисциплины Формируемые компетенции Трудоемкость раздела, (в АЧ)
Раздел № 1 ОК-9, ОК-10  
Раздел № 2 ОК-9, ОК-10  
Раздел № 3 ОК-9, ОК-10  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.03 с.)