ТОП 10:

Возвышение и гибель Эламского царства.



В конце XIV в. до н. э. Элам был завоеван касситской Вавилонией. Около 1180 года до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонян. Совершив победоносный поход в Месопотамию, он разграбил её города и увез богатую добычу, в том числе стелу с законами Хаммурапи.

Около 1150 года до н. э. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе страну. Это было время расцвета могущества Элама. Власть эламских царей простиралась от Персидского залива на юге и приблизительно до области современного города Хамадан (к юго-востоку от Тегерана) на севере.

Однако вскоре эламская гегемония была подорвана. В 1115 г. до н. э. в битве при Дере (крепость на границе Ассирии с Эламом) вавилонское войско во главе с Навуходоносором I нанесло эламитам сокрушительное поражение. Элам на три столетия исчезает с исторической арены.

В VIII веке до н. э., когда Вавилония боролась за независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян. Он оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г. до н. э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли поражение ассирийцам. Однако затем Ассирия одержала победу над своими противниками.

В 692 году до н. э., когда вавилоняне вновь поднялись против Ассирии, Элам, верный своей традиционной политике, решил оказать помощь восставшим. В местности Халуле на Тигре эламиты вступили в схватку с ассирийцами и нанесли им жестокий урон. Однако и сами оказались настолько ослабленными, что не в состоянии были развить успех.

В период царствования в Ассирии Асархаддона (681-669 гг. до н. э.) между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. Однако в 652 году до н. э., когда царь Вавилонии поднял очередное восстание против Ассирии, эламиты активно поддержали его. После разгрома Вавилона Ашшурбанапал сосредоточил все силы против Элама. Войны окончились около 639 года до н. э. полным поражением эламитов и захватом их столицы ассирийцами.

Около 595 года до н. э. Элам перешел под власть вавилонского царя Навуходоносора II. Затем страна оказалась под властью мидийских царей. Около 549 года до н. э. эламиты покорились персам и навсегда лишились независимости.

Религия и культура Элама.

Религия. В договоре между эламским царем Хитой и аккадским правителем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали «Матерью богов». Большую роль играл культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. Почитались местные боги, покровители городов и областей.

Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах. Судя по изображениям на печатях, культовые действия жрецы совершали обнаженными. В религиозных церемониях участвовали музыканты.

Культура. Около 3000 года до н. э. эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо. Пока оно остается нерасшифрованным. Письмо отличалось от шумерского, возникшего несколько ранее. Оно употреблялось около 400 лет и имело примерно 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. появилось эламское линейное слоговое письмо, имевшее около 80 знаков. Им можно было записать не только элементарные хозяйственные, но также политические и религиозные тексты. Однако линейное письмо в большинстве областей Элама недолго находилось в употреблении. Основные тексты, зафиксированные им, относятся к XXIII в. до н. э. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью.

В первой половине II тысячелетия до н. э. для составления хозяйственных и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но затем появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью эламиты пользовались до V века до н. э., после чего перешли на арамейское письмо.

Искусство. Уже в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени.

Во второй половине III-II тысячелетии до н. э. большое влияние оказало шумерское и вавилонское изобразительное искусство. Эламские статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии. Шедевром считается бронзовая статуя царицыНапирасу.

Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII-XII вв. до н. э., в период усиления государства. Образцом монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городеДур-Унташ недалеко от Суз. У входа в храм стояли изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра.

Зиккурат имел 4 этажа, общая высота которых составляла 42 метра. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 метрам. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.

Культурные достижения Элама оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов.

Мидия

Историческая область Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть её у границ с Ассирией известна в истории как Атропатена.

В III-II тысячелетиях до н. э. на территории Мидии обитали неиндоевропейские племена земледельцев и скотоводов. Мидийцы и родственные им персы вторглись в Иран во второй половине II тысячелетии до н. э. Шло смешение пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным.

С расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения связано широкое распространение могил вооруженных всадников. Находки богатых могил, в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.202 (0.005 с.)