Ослабление Персидской державы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ослабление Персидской державы



После смерти Артаксеркса I в 424 г. до н. э. в Персии начался упадок государства. Усилилось влияние придворной знати, продолжались восстания покоренных народов. Сатрапы постоянно враждовали между собой, восставали против царя, стремясь стать самостоятельными правителями.

В 405 года до н. э. в Египте началось очередное восстание под руководством Амиртея. Восставшие одерживали одну победу за другой. Скоро вся Дельта оказалась в их руках. Амиртей II стал основателем и единственным представителем XXVIII египетской династии. В это время царевич Кир (Кир Младший) поднял восстание против своего старшего брата Артаксеркса II (404 - 358 до н. э.), только что унаследовавшего престол.

Кир собрал большое войско, включая греческих наёмников. Решающая битва между братьями произошла 3 сентября 401 года до н. э. в местности Кунакса близ Вавилона. Кир был убит, а его персидские воины сдались на милость победителя.

В последующие десятилетия Персидская держава становилась все более непрочной. Около 360 года до н. э. от нее отпал Кипр. Одновременно происходили восстания в финикийских городах. Продолжались волнения в сатрапиях Малой Азии. К концу царствования Артаксеркса II отпали малоазийские области Кария, Лидия и Киликия. По-видимому, к этому времени была потеряна и Северо-Западная Индия.

В 359 году до н. э. на престол вступил Артаксеркс III. Правление он начал с того, что приказал убить всех своих братьев. Затем царь энергично взялся за восстановление Персидской державы в ее прежних границах. В ответ на его действия вспыхивали новые мятежи. В 346 году до н. э. восстал финикийский город Сидон. Артаксеркс III сам принял командование. Мятежный город был захвачен. Во время жестокой расправы было убито 40 000 человек. Уцелевших жителей обратили в рабов.

Настала очередь Египта. Зимой 343 года до н. э. Артаксеркс выступил в поход. Навстречу вышла армия, в которой насчитывалось 60 000 египтян, 20 000 греческих на­емников и столько же ливийцев. Персидское командование сумело провести свои корабли вверх по течению Нила. Персидский флот оказался в тылу у египетской армии. Греческие наемники, служившие фараону, перешли на сторону противника. В 342 году до н. э. персы восстановили власть над Египтом.

Артаксеркс III в конечном итоге пал жертвой дворцовых интриг. После короткого правления его сына Артаксеркса IV (337-335 гг. до н.э.) трон занял сатрап Армении Кодоман, принявший тронное имя Дария III (335-330 гг. до.н.э.).

 

Гибель Персидского царства

В 338 году до н. э. македонский царь Филипп II подчинил своей власти материковую Грецию. Вскоре он был избран командующим объединенной греческой армией и начал подготовку к походу на Восток. В 336 году до н. э. царь послал 10 000 македонских воинов для захвата Западного побережья Малой Азии. Но в том же году он был убит заговорщиками. Царем стал его двадцатилетний сын Александр (336-323 гг. до н.э.).

Весной 334 года до н. э. македонская армия выступила в поход. Первое столкновение произошло на берегу Геллеспонта (совр. Дарданеллы), в устье реки Граник. Победителем оказался Александр. После этого он захватил греческие города в Малой Азии и двинулся в глубь Персидской державы.

В ноябре 333 года до н. э. произошло сражение при Иссе, на границе Киликии с Сирией. В ходе ожесточенной битвы Дарий III потерял самообладание. Не ожидая исхода сражения, бежал, бросив свою семью. Битва окончилась победой Александра. Под его власть перешла Финикия.

Осенью 332 года до н. э. Александр подчинил Египет и затем вернулся в Сирию. У местности Гавгамелы недалеко от города Арбелы его ожидал Дарий III со своим войском. 1 октября 331 года до н. э. произошла решающая битва. И вновь персидский царь бежал с поля боя. Александр одержал победу и захватил Вавилонию. В феврале 330 г. до н. э. его армия вступила в Сузы. Вскоре в руки захватчиков попали Персеполь и Пасаргады, где находились главные сокровищницы персидских царей.

Дарий со своими приближенными бежал из Экбатан в Восточный Иран, где был убит Бессом, сатрапом Бактрии. Персидская держава перестала существовать. Все ее владения стали частью империи Александра.

 

Религия и культура Персии

Религия. В период царствования Дария I официальной религией персов стал зороастризм. Продолжалось почитание древних культов, том числе бога солнечного света Митры и богини плодородия Анахиты.

Следует отметить исключительную веротерпимость персидских царей. Например, Кир II повелел восстановить разрушенные ранее храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям и участвовал в религиозных церемониях, поклоняясь местным божествам.

Дарий I объявил себя сыном египетской богини Нейт, строил храмы Аммону и другим египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей.

Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства, Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал также и греческие храмы. Однако к этим действиям Ксеркс прибегал в качестве меры, лишавшей враждебное ему население помощи местных богов.

Культура. Для Персидской державы были характерны процессы интенсивного смешения народов, культур и религиозных культов. Оживленные этнические контакты способствовали обмену культурными достижениями, научными знаниями и приемами искусства.

Персы и другие народы заимствовали достижения цивилизации эламитов, вавилонян и египтян, развивали их, обогащая мировую культуры.

Одним из культурных достижений персов было создание своеобразной клинописи. В отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков, она была почти алфавитной и имела немногим более 40 знаков.

Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Пасаргады располагались на обширной равнине, на высоте 1900 метров над уровнем моря. Здания города были сооружены на высокой террасе. Они облицов­ывались светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов.

Самый замечательный памятник Пасаргад - сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. К ней прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и Мавзолей – гробница сатрапа Карии Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес света.

Строительство Персеполя началось около 520 года до н. э. и продолжалось около 70 лет. Площадь города составляла 135 000 кв. метров. У подножия горы была сооружена искусственная платформа. Для этого пришлось выровнять около 12 000 кв. метров неровной скальной поверхности. Построенный на платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича. С четвертой - восточной стороны он примыкал к неприступной горной скале.

Парадный дворец Дария I состоял из большого зала площадью 3600 кв. метров, окруженного портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные колонны из камня высотой около 20 м. Ападана - зал для больших государственных приемов, имела площадь около 100 кв. метров. Сюда вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы изображена длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подать персидскому царю.

При Дарии I большое строительство велось в Сузах. Материалы для сооружения дворцов доставлялись из 12 стран. На строительных и декоративных работах были заняты ремесленники из многих областей – вавилоняне, ассирийцы, греки, лидийцы, согды и бактриане, египтяне и другие.

Среди предметов древнеперсидского искусства встречаются металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптура из лазурита и т. д. Особенно удавались персидским мастерам и пользовались большой популярностью художественные изделия, на которых реалистично изображались домашние и дикие животные - бараны, львы, кабаны и т. д.

Среди художественных произведений значительный интерес вызывают цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т. д. Украшенные изображениями царей, героев, фантастических и реальных существ, они до сих пор поражают совершенством форм и оригинальностью сюжета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.023 с.)