Археология средней бронзы степной зоны: катакомбная и абашевская культуры; сеймино-турбинский транскультурный феномен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Археология средней бронзы степной зоны: катакомбная и абашевская культуры; сеймино-турбинский транскультурный феномен.



На рубеже 4-3 тысячелетия до н.э. начинается переход к бронзовым технологиям, хотя в эпоху ранней бронзы на многих территориях сохранились изделия из чистой меди. Это было связано с трудностями поиска примесей и необходимостью разработки новых методов плавки и отлива. Только в эпоху средней бронзы (конец 3 тыс до н.э.) происходит повсеместный переход к бронзо-литейным технологиям.

Этот переход совпал с трансформацией ямной культуры в катакомбную, которая являлась самой крупной АК того времени. Ее бронзовые технологии с одной стороны сохранили традиционный набор орудий (топоры, черенковые ножи, шилья). С другой, технология ориенитировалась на использование так называемых закрытых литейных форм. Помимо изменений в бронзолитейных технологиях происходит эволюция погребального обряда и керамических традиций. В погребальном обряде катакомбники сохранили захоронения в позе скорченного, характерного для ямников и такой важный признак как курганные насыпи. Но вместо простых ям использовались ямы с боковыми нишами в виде катакомбы. В керамических традициях на ранних этапах катакомбники использовали энеолитическую посуду, но уже к 25-24 в до н.э. происходит переход к плоскодонным, округлобоким сосудам с орнаментом (шнуровой, гребенчатый). Специфические формы – глиняные курильницы. При значительном развитии бронзолитейных технологий сохраняются изделия из камня.

В начале 2 тыс до н.э., одновременно с распадом Циркумпонтийской МП на пять самостоятельных (в т.ч. на Евразийскую), распадается и Катакомбная АК и происходит переход от средней к поздней бронзе.

Наиболее значимой АК Евразийской МП была Абашевская, которая включала в себя не только степные регионы, но и лесные – Приуралье и Зауралье. Абашевская культура характеризуется изготовлением значительного количества бронзовых изделий (тесел, серпов, топоров, а также наконечников копий, стрел и кинжалов). В конце существования Абашевской АК увеличивается изготовление бронзовых украшений. Считается, что в разных регионах абашевцы появились под влиянием ямных или катакомбных традиций, при значительном участии местных энеолитических групп. В отличие от предыдущих культур хорошо известны абашевские наземные постройки, иногда окруженные рвами. Погребальный обряд сохранил традиции предыдущего времени, при этом появляются специфические элементы (рвы вокруг курганов, деревянные ограды и перекрытия). Одним из нововведений абашевцев были костяные псалии для запряженных в колесницу лошадей. В абашевской АК, особенно в ее Приуральских и Поволжских вариантах отмечается военизация быта (наличие колесницы, многочисленные бронзовые предметы вооружения). Военизация могла быть связана с необходимостью обороны рудных местоположений, так и со столкновениями с представителями Сейсмино-Турбинской АК.

В последнее время по отношению к этой алтайской культуре применяется специфический термин – транскультурный феномен. Термин охватывает характерные металлические изделия, обнаруженные в большом количестве погребений на огромной территории лесостепной полосы Евразии. Формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизвестны в большинстве культур. Фактически все основные сейминско-турбинские памятники приурочены к крупным водным объектам, однако до сих пор неизвестны поселения, которые были бы связаны с этими могильниками воинов-кочевников. владевших металлообработкой, использовавших конницу и двухколёсные колесницы. Сложение феномена происходило, по-видимому, на основании синтеза двух компонентов: «алтайского» (степи, лесостепи и предгорья Алтая) — племён металлургов и коневодов, и «таёжного» — племён подвижных таёжных охотников и рыболовов, населявших пространство от Енисея до Байкала, с которыми связан богатый каменный и костяной инвентарь, а также украшения из нефрита. Носители сейминско-турбинского феномена были недостаточно сильны, чтобы нападать на существовавшие тогда развитые культуры бронзового века, например, в Средней Азии.

Ранее существовавший термин «сейминско-турбинская культура». признан несостоятельным, поскольку сейминско-турбинские бронзовые изделия одновременно охватили большой регион с совершенно различными археологическими культурами, и достаточно быстро исчезли, тогда как культуры продолжили существование.

15. Скифо-Сибирский мир и археология РЖВ степной зоны (на примере скифской и сарматской культуры)

Бронзовый коллапс термин, обозначающий переход от бронзового к железному веку. Распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий — до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку.

Большинство специалистов считает, что переход от бронзы к железу был связан не с преимуществами изготовленных из железа орудий, а, прежде всего, с тем, что в конце эпохи бронзы началось массовое изготовление бронзовых орудий, что очень быстро привело к истощению запасов олова, необходимого для изготовления бронзы, которое встречается в природе гораздо реже, чем медь.

В качестве потенциального стимула катастрофы рассматривалось увеличение тектонической активности в указанное время, в частности, сверхмощное извержение вулкана. Другие исследователи упоминания о нашествии «народов моря», считают именно миграции основной причиной катастрофы. Леонард Палмер предположил, что железо имелось в гораздо большем количестве, чем бронза, и позволяло вооружать более многочисленные войска. Данный аргумент, однако, со временем подвергся критике, поскольку было установлено, что окончательный переход к железу произошёл уже после бронзового коллапса.

В первых веках I тыс. до н.э. в евразийских степях протянувшихся от Дуная до Монголии, произошел повсеместный переход к кочевому скотоводству и сформировались новые, археологические культуры, которые, при всем своем многообразии, являются составными частями единой культурно-исторической общности (КИО), условно именуемой «скифо-сибирский мир».

Основным отличительным признаком скифо-сибирской КИС является наличие у создавшего ее населения специфического комплекса вещей — так называемой «скифской триады» Составляющие триады — это сходные формы 1) оружия, 2) конского снаряжения и 3) специфического зооморфного прикладного искусства, которое условно называется «скифским (скифо-сибирским) звериным стилем».

При этом в каждом отдельном регионе «скифо-сибирского мира» существовала индивидуальная кочевническая культура, со своим вариантом «скифской триады», связанная с конкретными историческими и природными условиями и соответствующая конкретному этносу или группе этносов. Собственно же скифам, их ближайшим родственникам и подчиненным им племенам принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала — Северное Причерноморье (степь и лесостепь) и частично Северный Кавказ.

Единая скифо-сибирская КИО сформировалась под влиянием следующих факторов:

• сходная среда обитания (степь) и одинаковый "уклад жизни данных культур — кочевое скотоводство (исключение составляет такой компонент скифо-сибирской КИО, как оседлая тагарская культура на Среднем Енисее), определившие близкий уровень социально-экономического развития и сходную политическую систему («военная демократия», перерастающая в раннеклассовое общество);

• мобильность кочевых народов, приводившая к быстрому установлению контактов между культурами данной общности, что усиливалось отдельными крупными степными миграциями (в основном направленными с востока на запад). Это обусловило быстрое распространение по всему поясу степей различных инноваций и, прежде всего, элементов «скифской триады» вооружения и конского снаряжения — важнейших компонентов материальной культуры воина-кочевника, — а также изображений «зверином стиле», преимущественно украшавших именно эти категории вещей.

• общая генетическая подоснова культур «скифо-сибирского мира», связанная с культурами эпохи поздней бронзы — срубной андроновской; соответственно скифо-сибирские культуры были преимущественно ираноязычными и в основном европеоидными. Надо сказать, что отдаленные истоки и корни этого явления можно видеть и в еще более ранних, чем срубно-андроновские, культурных контактах, а именно в связях между древнейшими скотоводами бронзового века — создателями ямной и афанасьевской культур.

Дата большинства культур скифо-сибирской общности: VII — III вв. до н.э.

Таким образом, освоение способа получения железа явилось крупнейшим достижением человечества. С наступлением раннего железного века на просторах Евразии происходят поистине глобальные изменения в жизни степных этносов. Эта эра совпала с переходом скотоводческо-земледельческих племен к кочевым формам ведения хозяйства. С началом раннего железного века в степях Евразии образовываются крупное племенное объединение – скифо-сибирская общность. У степного населения раннего железного века быстро развивается металлургия, торговый обмен, усложняется социальная дифференциация. В эту эпоху в материальной культуре племен появляются особые типы вооружения, конского снаряжения, получает широкое распространение своеобразное искусство скифо-сибирского звериного стиля.
Археологию раннего железного века степной зоны обычно принято рассматривать на исследовании скифской и сарматской культур.

Скифская археологическая культура датируется 7-3 в до н.э. Собственно скифы — это различные близкородственные племена североиранской группы индоевропейской языковой семьи. На основании изучения археологических памятников и письменных источников воссоздается история скифов. В XVIII- начале XIX в.в. раскопки скифских памятников были случайными, они обнаруживались при земляных работах, но вскоре Н.И. Веселовским были целенаправленно раскопаны курганы Костромской и знаменитая Солоха.

Основой скифской экономики было скотоводство (коневодство). Часть скифов вела кочевой образ жизни. Скифы разводили зерновые культуры, лук, чесок и чечевицу. В части жилищ была выявлена печь для просушки зерна и много обгорелых зерен пшеницы. Охотой занималась лишь богатая часть населения.

Особое место занимала металлургия. Также производились штамповка и тиснение украшений из золота и серебра. На высоком уровне находилась костяная индустрия, служившая для изготовления орудий труда и элементов конского снаряжения. Широко было распространено кожевенное дело. О наличии ткачества свидетельствуют многочисленные глиняные пряслица.

Сосуды скифской культуры представлены прежде всего лепной керамической посудой и тарой. В основном это сфероподобные сосуды — кухонные горшки из грубой глины с примесями и черпаки. Бытует налепной и прочерченный линейный орнамент.

Торговля в Скифии играла большую роль и была развита в обществе. Торговали в основном с греческими колониями в Северном Причерноморье. Вывозили рабов, шкуры, а также, в основном из лесостепной зоны, — зерно. Ввозили вино, керамические и металлические изделия (орудия труда, дорогое оружие и украшения).

Религиозно-мифологические представления скифов реконструируются преимущественно по по свидетельствам Геродота. Собственно археологические материалы позволяют говорить о культе предков и героев, солнца и огня, возможно, о пережитках тотемизма.

У скифов был сложный погребальный обряд, хорошо известный по описанию Геродота и по многочисленным раскопкам курганов (тело бальзамировали). Погребения совершались в обширных и глубоких ямах. Вместе с умершими клали инвентарь. Изделия в скифо-зверином стиле.

Дисковидные бронзовые литые зеркала входили в состав погребального инвентаря и являлись в скифской культуре не только предметом туалета, но и сакральным объектом (как и у древних греков).

О значительной роли военное дела в жизни скифов свидетельствует находки также, обнаруженные в погребениях. Скифы были известны своим наступательным и оборонительным вооружением. У них были широко распространены железные двулезвийные мечи и акинаки (кинжалы). Бронзовые наконечники стрел «скифской» формы и соответствующий тип лука были для воина-всадника того времени оптимальным вариантом стрелкового оружия. Также использовались копья длиной около 2 м. Их наконечники были железными, первоначально удлинённо-лавролистными, позднее более широкими листовидными. Скифы применяли железные боевые топоры-секиры. Основу оборонительных скифских доспехов составлял чешуйчатый панцирь, шлем и щит.

Весьма прогрессивным был и скифский комплекс конского снаряжения. Бронзовые удила с костяными псалиями сменились на железные.

 

Исчезновение скифской археологической культуры в степи и лесостепи Северного Причерноморья в начале III в. до н.э. были, очевидно, вызвано в истребительной экспансией сарматов с востока. Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась так называемая позднескифская культура.

Термин сарматской культуры связан ираноязычных кочевников-скотоводов - сарматами, как результатом эволюции савроматов. Существовали с IV в. до н.э. — IV в. н.э. Сарматы населяли огромную территорию степи от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья.

Собственно сарматские поселения не выявлены. Основная информация о данной археологической культуре связана курганными погребениями. Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку. Хоронили чаще в узких прямоугольных могилах, перекрытых бревнами и хворостом. Стены могил могли иметь опоры для перекрытия. Изредка встречаются катакомбы. Погребенных клали на подстилку из органики, реже — на дерево. Над могилами разводили погребальные костры, а в сами могилы клали символы огня — угольки.

В качестве основного погребального инвентаря следует выделить оружие, встречающееся как в мужских, так и в женских могилах. Очень часто в погребения клали переднюю ногу барана, реже обнаруживаются кости лошади или особи крупного рогатого скота.

Вначале вооружение сарматов было сходно с скифским, но со временем их оружие стало более совершенным. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся массивными и длинными. Кинжалы и мечи были железными, первоначально с серповидным навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с перекрестьем в виде узкого дуговидного или ломаного бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным навершием, а еще позже — с рукоятью-штырем без металлического навершия и металлического перекрестья. Использовались железные чешуйчатые панцири.

Сначала господствовали железные удила скифского типа и железные псалии. — С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями. Затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод. Популярны богатые наборы сбруи с серебряными бляхами с растительными или мифологическими сюжетами.

Керамика, как правило, делалась без гончарного круга и была круглодонной и плоскодонной. Наиболее распространены шаровидные сосуды, позднее встречаются и сделанные на гончарном круге. Основные металлические сосуды у сарматов — это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном и двумя вертикальными ручками.

Из украшений следует отметить браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые — кольцевидные и спиралевидные), а также драгоценные диадемы и гривны. Известно множество бронзовых зеркал.

Замечательно искусство сарматской культуры, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В сарматском искусстве господствует так называемый полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами и цветной эмалью.

После нашествия гуннов в к. IV в. н.э. сарматская культура как единое целое исчезла (часть сарматов была уничтожена, часть вошла в гуннский союз). При этом отдельные элементы позднесарматской культуры влились в раннесредневековую культуру евразийских кочевников.

16. Археология раннего железного века лесостепной зоны Западной Сибири (на примере саргатской и гороховской культуры)

В лесостепной зоне Западной Сибири во второй половине 1 тыс до н.э. и первой половине 1 тысячелетия н.э. сложилась большая КИО. Ее племена занимались скотоводством и земледелием, было развита кожевенное дело, ткачество, рыболовство. Вместе с тем в настоящее время идет процесс выделения культур, которые содержат характерные для всей зоны традиции изготовления керамики и бронзового литья.

Так, в Среднем Прииртышье развивалась саргатская культура. Саргатская археологическая культура, существовала в VII—VI веках до н. э. по III—V века н. э. Начало научных исследований саргатских древностей связано с именами учёных-археологов П. А. Дмитриева, В. Н. Чернецова и В. П. Левашёвой. Носителями культуры, по мнению археологов, были угорские племена — предки мадьяр.

Известно более сотни археологических памятников этой культуры. Раскопанное городище Ак-Тау, имеет довольно внушительные размеры. Жилая застройка городища была очень плотной: ряд домов (полуземлянок) примыкал к оборонительной системе.

В поселение Дуванское-2, выявлена производственная площадка, на которой была сооружена кузница, на полу обнаружены шлаки, кусочки железа. Это первое документальное свидетельство о появлении черной металлургии в Западной Сибири.

 

Особенно многочисленны погребальные памятники – курганные могильники. На ранних этапах развития саргатской культуры обычно под насыпью находилась одна, реже две могилы. Большинство курганов саргатской культуры подверглось ограблению, но со II в. до н.э. получил распространение обычай размещать впускные погребения вокруг центрального. Поэтому в обнаруженном кургане у с.Сидоровка Омской области одна могила была ограблена, а другая с богатым погребением воина сохранилось. Вместе с ним были положены железный кинжал, боевой топорик, копье и доспех. Горкой лежали наконечники стрел и украшения со сценой изображения борьбы тигра с драконом.

 

Наиболее полно в саргатской культуре представлена керамика. Часты яйцевидные и круглодонные сосуды с прямым или отогнутым венчиком. Орнамент наносился узкой полосой на плечики или горло сосуда резной и накольчатой техникой. Вся керамика выполнена ручной лепкой, наряду с ней встречается привозная среднеазиатская посуда, изготовленная на гончарном круге.

Из орудий труда при раскопках погребений найдены многочисленные железные ножи и тесла, также встречаются сопла для поддува воздуха в горны при выплавке железа.

Хорошо представлено оружие – как наступательное, так и оборонительное. Это железные мечи, акинаки и многочисленные наконечники стрел, доспехи с железными или костяными пластинками. Конская упряжь представлена железными удилами, уздечными пряжками и т.д.

Также были найдены многочисленные украшения и предметы туалета такие как: бусы из полудрагоценных камней, золота, серебра; бронзовые или наборные из бус браслеты; перстни, зеркала, подвески, костяные гребни и т.д.

Из внешних связей саргатской культуры надо отметить торговые отношения со Средней Азией и Казахстаном. По целому ряду признаков саргатская культура входила в состав скифо-сибирской культурной общности.

На основании найденного археологического материала можно сделать вывод о том, что Саргатское объединение было одним из самых крупных и мощных в Западной Сибири эпохи раннего железа. Оно обладало значительной военной силой, имело довольно высокий уровень развития.

 

Археологом Сальниковым по материалам раскопок Гороховского городища на р. Юргамы была выделена Гороховская АК датируемая (V-II вв. до н.э.).. Ареал Г.К. охватывает в осн. Ср. Притоболье, басс. р. Исеть. Вероятно эта культура была связана с уграми.

Изв. более 100 археологических памятников гороховской культуры. Городищ известно несколько типов в зависимости от типа фортификации. Оборонительные линии состоят из неглубокого рва и внутреннего вала, на к-ром в древности находилась бревенчатая стена, нередко с башнеобразными выступами, предвратными сооружениями. Внутренняя застройка - круговая.

Ведущий тип жилищ. - комбинированная постройка, содержащая в едином комплексе жилые и хозяйственные камеры, соединенные длинным переходом. В центре очаг. Жилища имеют каркасно-столбовую конструкцию. Крыша четырехскатная.

Погребальный обряд изучен по раскопкам курганов. Обычно небольших, исключение царев курган - высотой до 5-10 м при диаметре 50-100 м. Под большинством насыпей содержится только одно захоронение, совершенное, как правило, в неглубокой могильной яме прямоугольной или овальной формы. Могилы нередко облицованы деревом, перекрыты бревенчатым накатом. Захоронения сопровождаются инвентарем и мясной пищей.

Вещевой комплекс содержит предметы вооружения - жел. мечи и кинжалы, костяные, бронз. втульчатые и жел. черешковые наконечники стрел, жел. копье, костяные и жел. пластины от наборных панцирей, колчанные крючки; детали конского снаряжения - жел. и бронз. удила, серебряные уздечные бляшки; орудия труда - жел. ножи, кельты-мотыжки, костяные шилья и тупики, керамические пряслица, оселки и обломки зернотерок; украшения - разл. типы импортных бус, бронз., серебряные и зол. серьги, гривны и бляшки с зооморфными изображениями; предметы туалета и культа - бронз. зеркала, костяная заколка, каменные жертвенники и "молоточковидные" изделия. Большая ч. инвентаря находит аналогии в вещевом комплексе савроматской (позже сарматской) культуры. С гороховской культурой связаны также несколько случайных находок каменных овальных плит с изображением головы барана

Прослеживается исключительная близость между гороховцами и саргатцами. Памятники свидельствуют об отдельных случаях совместного проживания населения этих культур. Исследователь отмечают, что волны миграции и тесные контакты с соседними племенами свидетельсвуют о полиэтничности саргатского населения.

Часть гороховского населения была вытеснена племенами саргатской культуры. Часть гороховского населения вошла в состав сарматов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.042 с.)