Назначение и основные элементы ЯШУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и основные элементы ЯШУ



Якорно-швартовные устройства (ЯШУ) служат для постановки судов на якорь и для съемки их с якоря, а также для выполнения швартовных операций. При стоянке на рейде сбрасывают один или два якоря, которые, зарываясь в грунт, противодействуют течению, ветру и другим силам, стремящимся привести судно в движение. Нередко судам гражданского флота приходится стоять на якоре то ли в ожидании освобождения причальной линии в порту, то ли при необходимости производить грузовые операции на рейде.

В якорно-швартовное устройство входят якоря, якорные цепи, якорно-швартовная лебедка, исполнительный двигатель и система управления.

Рис. 1. Проводка якорной цепи

1 – якорная лебедка (брашпиль); 2 – стопор; 3 – якорная цепь; 4– клюз; 5 – якорь; 6 – цепной ящик.

Якоря. В настоящее время чаще всего применяют якоря с поворотными лапами (якоря Холла), которые обладают большой держащей силой, легко укладываются по-походному и состоят из небольшого числа грубо обработанных деталей, что устраняет опасность заедания или заклинивания от ржавления.

Рис.2. Схема работы якоря с поворотными лапами

Каждое судно бывает снабжено двумя или тремя так называемыми становыми якорями, расположенными в носовой части судна. Третий якорь считается запасным и носит название штормового.

Рис. 3. Наиболее распространенные в Росси якоря с пворотными лапами

1 – якорь Холла; 2 – якороь Матросова

Якорные цепи. Роль гибкой связи, соединяющей якорь с корпусом судна, выполняют якорные цепи (цепные канаты). Якорная цель состоит из отдельных частей — смычек длиной от 20 до 25 м. Звенья якорной цепи имеют распорки (контрфорсы), что увеличивает их прочность примерно на 20%.

Якорные цепи проходят от якоря через бортовой клюз, стопор и кулачковый барабан якорной лебедки в палубный клюз и цепной ящик, где и укладывается излишек цепи. К стенке цепного ящика конец цепи надежно крепится с помощью жвака-1 галса — концевой смычки. Жвака-галсовая смычка заканчивается откидным гаком (глаголь-гак), который служит для быстрой отдачи якорной цепи.

Рис. 4. Якорная цепь

1 – скоба; 2 – концевое звено; 3 – увеличенное звено; 4 – вертлюг; 5 – соединительное звено; 6 – общее звено

Применение цепей в качестве якорного каната обусловливается следующими обстоятельствами. Погонный метр цепи весит в 5—6 раз больше погонного метра равнопрочного ей стального троса той же длины. Благодаря этому якорные цепи обеспечивают получение значительно большей держащей силы, которая, как известно, пропорциональна весу якорного каната. Ярко выраженные буферные свойства якорной цепи уменьшают к тому же размах килевой качки и смягчают рывки и толчки судна от действия волн в свежую погоду. Наконец, якорные цепи меньше стальных тросов подвержены коррозии в морской воде.

В зависимости от расположения на судне различают носове и кормовое якорное устройства. Каждое якорное устройство характеризуют: количество и вес якорей, диаметр (калибр) и длина якорного каната, глубина якорной стоянки, скорость подъема якоря и тип якорного механизма.

Надежность якорной стоянки в большой степени зависит от длины вытравленного якорного каната и качества грунта. В свою очередь необходимую длину вытравленного якорного канатавыбирают с учетом глубины места якорной стоянки, силы ветра, течения, характера грунта и держащей силы якоря.

При постановке судна на якорь глубины подразделяют на:

· Малые – до 25 м;

· Средние – до 50 м;

· Большие – свыше 50 м;

· Особо большие – свыше 150 м.

Грунты можно условно разделить на две категории. К первой категории относится густой или жидкий ил, обладающий хорошими засасывающими свойствами, или песок смешанный с ракушкой или глиной. Ко второй категории относится чистая глина, куда лапы якоря входят с трудом, а также каменистый грунт – мелкий камень, крупный камень и плита.

Якоря всех систем обеспечивают наибольшую держащую силу в том случае, если усилие, приложенное к якорному канату у якоря будет приложено горизонтально, вдоль веретена, и наименьшую держащую силу если усилие направлено вверх. Следовательно, чем больше длина вытравленного якорного каната, тем надежнее обеспечено горизонтальное усилие приложенное к якорю. Кроме того, чем больше длина вытравленного якорного каната, тем лучше он амортизирует рывки, возникающие при волнении.

В эксплуатации при благоприятных условиях якорной стоянки и при хорошем заглублении якоря в грунт, длины якорных канатов, вытравленные за борт составляют:

4 h – при глубине стоянки до 25 м;

3 h – при средней глубине стоянки до 50 м;

2,5h – при глубине свыше 50 м;

1,2 – 1,5 h – при глубине свыше 150 м.

Где h – глубина якорной стоянки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.004 с.)