Предмет философии. Философия как форма сознания и деятельность, их общественное значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии. Философия как форма сознания и деятельность, их общественное значение.



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Саратовский техникум железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» СТЖТ – филиал СамГУПС

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

для специальности:

220415 Автоматика и телемеханика на транспорте

(на железнодорожном транспорте)

(51. базовый уровень)

 

Саратов 2012

 

ОДОБРЕНО на заседании ЦМК «______________» Протокол № ___ от «__» _____ 2012 г.   Председатель __________________ А.В.Шорина Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности: 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (по видам транспорта) и на основе Примерной программы учебной дисциплины (заключение экспертного совета № 1 от 25. 01. 2011 г.)
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ___________________/Т.В.Моисеева/ «___» _____________ 2012 г.  
Составитель (автор): Бакайкина О.В. преподаватель первой квалификационной категории СТЖТ – филиал СамГУПС Рецензенты: Внутренний Кузнецова Н.Ф. - преподаватель высшей квалификационной категории СТЖТ – филиал СамГУПС. Внешний Львова Е.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Саратовского областного социально-педагогического колледжа.

РЕЦЕНЗИЯ

На программу курса лекций ОГСЭ 01. Основы философии для специальности 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте), базовый уровень подготовки

 

Программа курса лекций по дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программой учебной дисциплины.

Современные студенты, как потенциальные специалисты отраслей знания и областей профессиональной деятельности, со временем займут ключевые позиции в государстве. Они – будущее страны, её средний класс и элита.

На этот путь их ориентирует курс лекций, в котором реализован принцип поступательного освоения философского материала от простого к сложному – с онтологическими, методологическими, гносеологическими, аксиологическими, антропологическими и социальными пояснениями.

Программа включает в себя титульный лист, пояснительную записку,краткое содержание теоретического материала дисциплины, основные термины, учебно-методические материалы по дисциплине.

Данная программа заслуживает положительной оценки и рекомендована для реализации в среднем профессиональном учебном заведении.

 


 

 

Преподаватель высшей квалификационной категории СТЖТ – филиала СамГУПС.

 

Кузнецова Н.Ф.


 

 

РЕЦЕНЗИЯ

На программу курса лекций ОГСЭ 01. Основы философии для специальности 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте), базовый уровень подготовки

 

Программа курса лекций по дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программой учебной дисциплины.

Современные студенты, как потенциальные специалисты отраслей знания и областей профессиональной деятельности, со временем займут ключевые позиции в государстве. Они – будущее страны, её средний класс и элита.

Задача курса - студенты должны знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимание необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

Программа включает в себя титульный лист, пояснительную записку,краткое содержание теоретического материала дисциплины, основные термины, учебно-методические материалы по дисциплине.

Данная программа заслуживает положительной оценки и рекомендована для реализации в среднем профессиональном учебном заведении.

 


 

Преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Саратовского областного социально-педагогического колледжа.

 

 

Львова Е.В.



Пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины Основы философии — приобщить студентов к историческому опыту мировой философской мысли, дать ясное представление об основных этапах и направлениях в истории философии, о характере современной философской культуры, способствовать формированию и совершенствованию навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, овладению принципами рационального философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества.

Задача преподавания — систематизированное изучение философских проблем с учетом историко-философского контекста и современного состояния философии.

В результате обучения студент должен приобрести теоретические представления о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, особенностях функционирования знания в прежние исторические эпохи и в современном обществе, о системах религиозных, нравственных и интеллектуальных ценностей, их значении в истории общества и в различных культурных традициях;

— должен понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, различать исторические типы научной рациональности, знать структуру, формы и методы научного познания в их историческом генезисе, современные философские модели научного знания;

— быть знакомым с важнейшими сферами гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, с ролью новейших информационных технологий в мире современной культуры и в области гуманитарных наук;

— понимать смысл соотношения биологического и социального в человеке, отношения человека к природе, суть традиции философского осмысления исторического процесса, дискуссий о характере изменений происходящих с человеком и человечеством на рубеже третьего тысячелетия;

— знать и понимать диалектику формирования личности, ее свободы и ответственности, своеобразие интеллектуального, нравственного и эстетического опыта разных исторических эпох;

— иметь представление о философских концепциях сознания, проблеме бессознательного, о роли сознания и самосознания в индивидуальном опыте, социальной жизни и культурном творчестве.

Лекционный курс и практические занятия дополняются разнообразными формами контроля над самостоятельной работой студентов: индивидуальные консультации, сдача литературы (устно или письменно: в виде рефератов, аналитических обзоров, сочинений концептуального характера), контрольные работы и др.


1. Краткое содержание теоретического материала дисциплины

Сознание и его формы.

Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: неживая природа.

Сознание-высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.

Формы общественного сознания:

 

1) Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших социальных групп.

2) Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством.

3) Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством. (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).

4) Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

5) Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.

6) Наука - научные представления.

 


2. Основные термины

И т.п.

МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. Наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

2. система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МОНИЗМ (от греч. monos - один-единственный) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Является первичным - дух или природа (идеализм), материя или сознание - и, во вторых(материализм, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир (агностика-невозможность познания).

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все, theos - бог) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.

ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования природы и общества.

РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.

СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи.

СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характеристики человеческого бытия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1 Учебная литература

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1996.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Чч. 1-4. Л., 1991.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

Нарский И.О. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Тт. 1-4. СПб., 1994-1997.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

Русская философия. Словарь. М., 1995.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997.

Философский энциклопедический словарь. М., 1986.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1997.

3.2. Основная литература (произведения)

Антология мировой философии. В 4-х томах. М., 1969-1972.

Хрестоматия по истории философии // Учебное пособие для вузов в 2-х частях. М., 1994.

Античная и средневековая философия

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Августин Блаженный. Творения в 4 томах. СПб-К., 1998.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1975-1983.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Мистическое богословие. К., 1991.

Платон. Сочинения. В 3-х тт. М., 1968-1972.

Плотин. Избранные трактаты в 2 частях. М., 1994.

Прокл. Комментарий к первой книге “Начал” Эвклида. Введение. М., 1994.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник-88. М., 1988.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1991.

Философия эпохи Ренессанса и Нового времени

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Бэкон Фр. Сочинения в 2-х томах. М., 1978.

Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М., 1989-1991.

Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989-1992.

Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986-1988.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. М., 1982-1989.

Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. М., 1988.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Монтень М. Избранное. М., 1988.

Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. М., 1979-1980.

Спиноза. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1957.

Юм Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1966.

Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995.

Немецкая классическая философия

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 5-ти тт. М., 1974-1977.

Гегель Г. Лекции по истории философии. В 3-х тт. СПб., 1993-1995.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1995.

Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1987-1989.

Философия XIX-XX веков

Барт Р. Избранные работы. М., 1994.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1998.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Деррида Ж. Позиции. К., 1996.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Маритен Ж. Философ во граде. М., 1994.

Мунье Э. Персонализм. М., 1992.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Тт. 42, 46, ч. 1; 3, 20.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1993.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

Сартр Ж.-П. Стена: избранные произведения. М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ // Лекции. М., 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений. T. 1. М., 1992.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Русская философия

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.

Вехи. Из глубины. М., 1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.

Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1994.

О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

Розанов В.В. Собрание сочинений в 2-х томах. М., 1990.

Русские философы /конец XIX - середина XX века/: Антология. Вып. 1,2. М., 1994.

Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1988.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

Флоренский П.А. Сочинения в 3-х томах. М., 1990.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Франк С.Л. Предмет знания. СПб., 1994.

Хомяков А.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1994.

Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.

Шестов Л.И. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.

Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

Юркевич П.Д. Философские произведения. Сборник. М., 1990.

3.3. Дополнительная литература (для подготовки докладов и написания рефератов)

По теме «Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика»

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. М., 1989.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

По теме «Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Рационализм и эмпиризм в теории познания»

Беленький М.С. Спиноза. М., 1964.

Горфункель А.Х. От «Торжества Фомы» к «Афинской школе» // История философии и вопросы культуры. М., 1975.

Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

Зинченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988.

Катасонов В.Н. Аналитическая философия Декарта и проблемы философии техники // Вопросы философии. 1989. № 12.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.

Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

Нарский И.С. Д. Юм. М., 1973.

Фишер К. Декарт. М., 1994.

По теме «Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. Основные направления философии 20 века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного»

Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990.

Лазарев В.В. Шеллинг. М., 1976.

Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979.

Философия Канта и современность. М., 1987.

§ По теме «Учение о бытии»

Гайденко П.П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля // Философия природы и античность в средние века. Ч. 1. М., 1998.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1980.

Франк С.Л. Очерк истории онтологического доказательства // Предмет знания. СПб., 1994.

По теме «Проблемы познания»

Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. М., 1995.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

Бор Н. Избранные научные труды. Т. 2. М., 1971.

Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Де Бройль Луи. По тропам науки. М., 1962.

Де Бройль Луи. Революция в физике (Новая физика и кванты). М., 1965.

Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Липкин А.И., Печенкин А.А. «Конструктивный эмпиризм Б.С. ван Фраассена» (WEB-страница на HOME-page ИФ РАН <www.iph.rasru/~mifs/Fraassen>

Липкин А.И. Модели современной физики (взгляд изнутри и извне). М., 1999.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Планк М. Единство физической картины мира // Сборник статей. М., 1966. Позитивизм и наука. М., 1975.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Новосибирск, 1988.

Современная философия науки // Хрестоматия. Сост. А.А. Печенкин. М., 1994.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Хакинг Ян. Представление и вмешательство. М., 1998.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1977.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

Шредингер Э. Новые пути в физике. Статьи и речи. М., 1971.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1987.

По теме «Этика и социальная философия»

Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. М., 1994.

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX века // Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. 1. М., 1920.

Лессинг Г.-Э. Избранные произведения. М., 1953.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8-ми тт. М., 1963-1993.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1983.

Называть вещи своими именами. М., 1988.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Статьи по искусству // Собр. соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Тт. 1, 2, М., 1960.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

По теме «Место философии в духовной культуре и ее значение»

Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1991.

Булгаков С., прот. Православие. Киев, 1991.

Булгаков С.Н. Трагедия философии // Собр. соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1992.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

Грюнебаум Г.Э Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

История религии / А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков. М., 1991.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Лозинский С.А. История папства. М., 1988.

Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., Центр “СЭИ”. Приложение к журналу “Трибуна”. Религиозно-философская серия. Вып. 1, 1991.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, 1991.

Поснов М.Е. История Христианской Церкви. Киев, 1991.

Происхождение ислама // Хрестоматия. Сост. Е. Беляев. Ч. 1. М., 1931.

Свенцицкая И.В. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.

Смысл жизни. Сокровища русской религиозно-философской мысли. М., 1994.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.

Щербатской Ф. Философское учение буддизма // Восток-Запад, 1989.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Возникновение философии. Основные философские направления в античной философии.

2. Античный атомизм Демокрита, Эпикура.

3. Платоновская концепция общества и идеального государства

4. Средневековая философия, ее особенности и направления.

5. Философия эпохи Возрождения.

6. Философия Нового времени, ее основные течения и школы.

7. Немецкая классическая философия.

8. Философия Г. Гегеля.

9. Позитивизм, его возникновение в первой половине XIX в. и основные этапы развития.

10. Основные тенденции первого этапа развития позитивизма.

11. Эмпириокритицизм, условия его возникновения и причины распространения.

12. Рационализм в философии Нового времени и его сущность.

13. Позитивизм ХХ в. (третий позитивизм), основные этапы его развития.

14. Философские проблемы естествознания.

15. Взаимоотношение философии и конкретных наук.

16. Особенности эксперимента в современной науке.

17. Развитие науки и проблема научных революций.

18. Философские проблемы квантовой механики.

19. Наука как социальное явление и ее место в жизни общества.

20. Дискуссия Бора и Эйнштейна по проблемам теории познания.

21. Кибернетика с точки зрения философии.

22. Концепции пространства, времени, причинности в современной физике.

23. Методологические вопросы компьютерной революции.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Саратовский техникум железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» СТЖТ – филиал СамГУПС

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

для специальности:

220415 Автоматика и телемеханика на транспорте

(на железнодорожном транспорте)

(51. базовый уровень)

 

Саратов 2012

 

ОДОБРЕНО на заседании ЦМК «______________» Протокол № ___ от «__» _____ 2012 г.   Председатель __________________ А.В.Шорина Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности: 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (по видам транспорта) и на основе Примерной программы учебной дисциплины (заключение экспертного совета № 1 от 25. 01. 2011 г.)
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ___________________/Т.В.Моисеева/ «___» _____________ 2012 г.  
Составитель (автор): Бакайкина О.В. преподаватель первой квалификационной категории СТЖТ – филиал СамГУПС Рецензенты: Внутренний Кузнецова Н.Ф. - преподаватель высшей квалификационной категории СТЖТ – филиал СамГУПС. Внешний Львова Е.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Саратовского областного социально-педагогического колледжа.

РЕЦЕНЗИЯ

На программу курса лекций ОГСЭ 01. Основы философии для специальности 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте), базовый уровень подготовки

 

Программа курса лекций по дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программой учебной дисциплины.

Современные студенты, как потенциальные специалисты отраслей знания и областей профессиональной деятельности, со временем займут ключевые позиции в государстве. Они – будущее страны, её средний класс и элита.

На этот путь их ориентирует курс лекций, в котором реализован принцип поступательного освоения философского материала от простого к сложному – с онтологическими, методологическими, гносеологическими, аксиологическими, антропологическими и социальными пояснениями.

Программа включает в себя титульный лист, пояснительную записку,краткое содержание теоретического материала дисциплины, основные термины, учебно-методические материалы по дисциплине.

Данная программа заслуживает положительной оценки и рекомендована для реализации в среднем профессиональном учебном заведении.

 


 

 

Преподаватель высшей квалификационной категории СТЖТ – филиала СамГУПС.

 

Кузнецова Н.Ф.


 

 

РЕЦЕНЗИЯ

На программу курса лекций ОГСЭ 01. Основы философии для специальности 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте), базовый уровень подготовки

 

Программа курса лекций по дисциплине ОГСЭ 01. Основы философии разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программой учебной дисциплины.

Современные студенты, как потенциальные специалисты отраслей знания и областей профессиональной деятельности, со временем займут ключевые позиции в государстве. Они – будущее страны, её средний класс и элита.

Задача курса - студенты должны знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимание необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

Программа включает в себя титульный лист, пояснительную записку,краткое содержание теоретического материала дисциплины, основные термины, учебно-методические материалы по дисциплине.

Данная программа заслуживает положительной оценки и рекомендована для реализации в среднем профессиональном учебном заведении.

 


 

Преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО Саратовского областного социально-педагогического колледжа.

 

 

Львова Е.В.



Пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины Основы философии — приобщить студентов к историческому опыту мировой философской мысли, дать ясное представление об основных этапах и направлениях в истории философии, о характере современной философской культуры, способствовать формированию и совершенствованию навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, овладению принципами рационального философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества.

Задача преподавания — систематизированное изучение философских проблем с учетом историко-философского контекста и современного состояния философии.

В результате обучения студент должен приобрести теоретические представления о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, особенностях функционирования знания в прежние исторические эпохи и в современном обществе, о системах религиозных, нравственных и интеллектуальных ценностей, их значении в истории общества и в различных культурных традициях;

— должен понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, различать исторические типы научной рациональности, знать структуру, формы и методы научного познания в их историческом генезисе, современные философские модели научного знания;

— быть знакомым с важнейшими сферами гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, с ролью новейших информационных технологий в мире современной культуры и в области гуманитарных наук;

— понимать смысл соотношения биологического и социального в человеке, отношения человека к природе, суть традиции философского осмысления исторического процесса, дискуссий о характере изменений происходящих с человеком и человечеством на рубеже третьего тысячелетия;

— знать и понимать диалектику формирования личности, ее свободы и ответственности, своеобразие интеллектуального, нравственного и эстетического опыта разных исторических эпох;

— иметь представление о философских концепциях сознания, проблеме бессознательного, о роли сознания и самосознания в индивидуальном опыте, социальной жизни и культурном творчестве.

Лекционный курс и практические занятия дополняются разнообразными формами контроля над самостоятельной работой студентов: индивидуальные консультации, сдача литературы (устно или письменно: в виде рефератов, аналитических обзоров, сочинений концептуального характера), контрольные работы и др.


1. Краткое содержание теоретического материала дисциплины

Предмет философии. Философия как форма сознания и деятельность, их общественное значение.

Философия (греч. phileo - любовь, sofia - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение поставленных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Философия в переводе с греческого означает "любовь к знанию, любознательность, любомудрие". Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор. Но Аристотель употреблял термин "философия" и в другом, более узком значении, применительно к науке о сущности и сути бытия. Именно эту науку, философию в собственном смысле слова, он именует первой мудростью, возникшей и выделившейся из мудрости общей.

Разделы философии:

Онтология (от греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытие;

Гносеология или Эпистемология (episteme - размышляю) - учение о познании;

Логика - учение о формах мышления;

Эстетика - учение о гармоничном строении мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.226 с.)