ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2. совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2. совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.



ОБЪЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий

Фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию,

Мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что

Является первичным - дух или природа (идеализм), материя или сознание - и, во вторых(материализм, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир (агностика-невозможность познания).

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все, theos - бог) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.

ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования природы и общества.

РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство,ощющение) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи.

СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характеристики человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - раздел

философии, изучающий "теорию чувственного познания".


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1 Учебная литература

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1996.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Чч. 1-4. Л., 1991.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

Нарский И.О. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Тт. 1-4. СПб., 1994-1997.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

Русская философия. Словарь. М., 1995.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997.

Философский энциклопедический словарь. М., 1986.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1997.

3.2. Основная литература (произведения)

Антология мировой философии. В 4-х томах. М., 1969-1972.

Хрестоматия по истории философии // Учебное пособие для вузов в 2-х частях. М., 1994.

Античная и средневековая философия

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Августин Блаженный. Творения в 4 томах. СПб-К., 1998.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1975-1983.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Мистическое богословие. К., 1991.

Платон. Сочинения. В 3-х тт. М., 1968-1972.

Плотин. Избранные трактаты в 2 частях. М., 1994.

Прокл. Комментарий к первой книге “Начал” Эвклида. Введение. М., 1994.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник-88. М., 1988.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1991.

Философия эпохи Ренессанса и Нового времени

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Бэкон Фр. Сочинения в 2-х томах. М., 1978.

Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М., 1989-1991.

Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989-1992.

Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986-1988.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. М., 1982-1989.

Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. М., 1988.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Монтень М. Избранное. М., 1988.

Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. М., 1979-1980.

Спиноза. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1957.

Юм Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1966.

Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995.

Немецкая классическая философия

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 5-ти тт. М., 1974-1977.

Гегель Г. Лекции по истории философии. В 3-х тт. СПб., 1993-1995.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1995.

Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1987-1989.

Философия XIX-XX веков

Барт Р. Избранные работы. М., 1994.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1998.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Деррида Ж. Позиции. К., 1996.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Маритен Ж. Философ во граде. М., 1994.

Мунье Э. Персонализм. М., 1992.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Тт. 42, 46, ч. 1; 3, 20.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1993.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

Сартр Ж.-П. Стена: избранные произведения. М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ // Лекции. М., 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений. T. 1. М., 1992.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Русская философия

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.

Вехи. Из глубины. М., 1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.

Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1994.

О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

Розанов В.В. Собрание сочинений в 2-х томах. М., 1990.

Русские философы /конец XIX - середина XX века/: Антология. Вып. 1,2. М., 1994.

Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1988.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

Флоренский П.А. Сочинения в 3-х томах. М., 1990.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Франк С.Л. Предмет знания. СПб., 1994.

Хомяков А.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1994.

Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.

Шестов Л.И. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.

Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

Юркевич П.Д. Философские произведения. Сборник. М., 1990.

3.3. Дополнительная литература (для подготовки докладов и написания рефератов)

По теме «Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика»

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. М., 1989.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

По теме «Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Рационализм и эмпиризм в теории познания»

Беленький М.С. Спиноза. М., 1964.

Горфункель А.Х. От «Торжества Фомы» к «Афинской школе» // История философии и вопросы культуры. М., 1975.

Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

Зинченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988.

Катасонов В.Н. Аналитическая философия Декарта и проблемы философии техники // Вопросы философии. 1989. № 12.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.

Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

Нарский И.С. Д. Юм. М., 1973.

Фишер К. Декарт. М., 1994.

По теме «Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. Основные направления философии 20 века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного»

Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990.

Лазарев В.В. Шеллинг. М., 1976.

Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979.

Философия Канта и современность. М., 1987.

§ По теме «Учение о бытии»

Гайденко П.П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля // Философия природы и античность в средние века. Ч. 1. М., 1998.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1980.

Франк С.Л. Очерк истории онтологического доказательства // Предмет знания. СПб., 1994.

По теме «Проблемы познания»

Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. М., 1995.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

Бор Н. Избранные научные труды. Т. 2. М., 1971.

Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Де Бройль Луи. По тропам науки. М., 1962.

Де Бройль Луи. Революция в физике (Новая физика и кванты). М., 1965.

Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Липкин А.И., Печенкин А.А. «Конструктивный эмпиризм Б.С. ван Фраассена» (WEB-страница на HOME-page ИФ РАН <www.iph.rasru/~mifs/Fraassen>

Липкин А.И. Модели современной физики (взгляд изнутри и извне). М., 1999.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Планк М. Единство физической картины мира // Сборник статей. М., 1966. Позитивизм и наука. М., 1975.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Новосибирск, 1988.

Современная философия науки // Хрестоматия. Сост. А.А. Печенкин. М., 1994.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Хакинг Ян. Представление и вмешательство. М., 1998.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1977.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

Шредингер Э. Новые пути в физике. Статьи и речи. М., 1971.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1987.

По теме «Этика и социальная философия»

Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. М., 1994.

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX века // Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. 1. М., 1920.

Лессинг Г.-Э. Избранные произведения. М., 1953.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8-ми тт. М., 1963-1993.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1983.

Называть вещи своими именами. М., 1988.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Статьи по искусству // Собр. соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Тт. 1, 2, М., 1960.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

По теме «Место философии в духовной культуре и ее значение»

Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1991.

Булгаков С., прот. Православие. Киев, 1991.

Булгаков С.Н. Трагедия философии // Собр. соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1992.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

Грюнебаум Г.Э Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

История религии / А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков. М., 1991.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Лозинский С.А. История папства. М., 1988.

Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., Центр “СЭИ”. Приложение к журналу “Трибуна”. Религиозно-философская серия. Вып. 1, 1991.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, 1991.

Поснов М.Е. История Христианской Церкви. Киев, 1991.

Происхождение ислама // Хрестоматия. Сост. Е. Беляев. Ч. 1. М., 1931.

Свенцицкая И.В. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.

Смысл жизни. Сокровища русской религиозно-философской мысли. М., 1994.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.

Щербатской Ф. Философское учение буддизма // Восток-Запад, 1989.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Возникновение философии. Основные философские направления в античной философии.

2. Античный атомизм Демокрита, Эпикура.

3. Платоновская концепция общества и идеального государства

4. Средневековая философия, ее особенности и направления.

5. Философия эпохи Возрождения.

6. Философия Нового времени, ее основные течения и школы.

7. Немецкая классическая философия.

8. Философия Г. Гегеля.

9. Позитивизм, его возникновение в первой половине XIX в. и основные этапы развития.

10. Основные тенденции первого этапа развития позитивизма.

11. Эмпириокритицизм, условия его возникновения и причины распространения.

12. Рационализм в философии Нового времени и его сущность.

13. Позитивизм ХХ в. (третий позитивизм), основные этапы его развития.

14. Философские проблемы естествознания.

15. Взаимоотношение философии и конкретных наук.

16. Особенности эксперимента в современной науке.

17. Развитие науки и проблема научных революций.

18. Философские проблемы квантовой механики.

19. Наука как социальное явление и ее место в жизни общества.

20. Дискуссия Бора и Эйнштейна по проблемам теории познания.

21. Кибернетика с точки зрения философии.

22. Концепции пространства, времени, причинности в современной физике.

23. Методологические вопросы компьютерной революции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.101 с.)