Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнеримская община в эпоху царей
Римское общество раннего времени знало разные формы зависимости. Одной из них был патронат, отношения личной связи между покровителем – патроном и опекаемым лицом – клиентом, основанной на их верности друг другу. Патрон обязывался обеспечить защиту своего клиента, а клиент должен был оказывать ему послушание, служить в доме патрона, сопровождать его в военном походе. Позднее в первых законах римского полиса – Законах XII таблиц нарушение патроном верности расценивалось как религиозное преступление. В Царский период существует и рабовладение, но оно не получило еще широкого распространения и носило патриархальный характер: рабы считались низшими членами семьи господина и обладали ограниченной правоспособностью. Управление римской общиной. Во главе римской общины находился царь – rex. Его положение вполне сопоставимо с положением басилея в Афинах. Он являлся военачальником, верховным жрецом и судьей. Традиция называет семь римских царей, большинство из них выбиралось общиной (за исключением, видимо, двух последних царей Сервия Туллия и Тарквиния Гордого). Царь избирался на пожизненный срок. Его власть не была абсолютной и ограничивалась волей совета старейшин и народного собрания. Совет старейшин получил название сенат (от лат. senex – «старик»). Первоначально в его состав входило 100 членов (по числу патрицианских родов), затем – 300. Сенаторы являлись советниками царя по важным вопросам. Вместе с царем они утверждали либо отклоняли решения народных собраний. Власть сената значительно возрастала в период междуцарствия, когда после смерти царя еще не выбран его преемник. Правление в это время осуществлялось членами сената попеременно (одним из них в течение пяти дней). Уже в эпоху царей в Риме появились должностные лица (магистраты; от лат. magister – «начальник»). В частности, на время своего отсутствия в Риме царь мог назначать префекта города. Народные собрания в раннем Риме были известны только в одном виде – куриатных комиций, собраний народа по куриям (comitia curiata). Ведению комиций подлежали наиболее важные дела всей общины, вопросы религиозного культа и семьи. Комиции объявляли войну и могли избирать царя. Они обладали правом суда по тяжким преступлениям. Решения на комициях принимались открытым голосованием. При этом каждая курия имела один голос.
Реформы Сервия Туллия.Рост плебейского населения и его экономического влияния совершенно не соответствовал его приниженному в правовом отношении положению. В середине VI в. до н.э. в Риме были проведены реформы, которые были направлены на ослабление старых родоплеменных связей и включение плебеев в состав римской общины[4]. Царь Сервий Туллий разделил всех свободных жителей на пять классов (classis) по имущественному признаку. В основу деления, видимо, было положено обладание определенным участком земли, но в сохранившихся источниках ценз указан в денежном выражении (в ассах – медных монетах, которые появились в Риме не ранее IV в. до н.э.): 1-й – 100 тыс. ассов; 2-й – 75 тыс.; 3-й – 50 тыс.; 4-й – 25 тыс.; 5-й – 12,5 (или по другим сведениям 11 тыс.) ассов. В зависимости от имущественной состоятельности каждый класс должен был выставлять строго определенное количество центурий (сотен) воинов для римской армии: 1-й – 80; 2–4-й – по 20 и 5-й – 30 центурий пехоты. Кроме того, часть самых богатых граждан образовывала 18 центурий всадников. Ремесленники и музыканты выставляли 4 центурии. Неимущие же лица получили название пролетарии (от лат. proles – «потомство»; у них не было ничего, кроме детей). Они выставляли только одну центурию. В результате армия должна была насчитывать 193 центурии. В ней служили граждане в возрасте от 17 до 60 лет, экипировавшиеся за свой счет: характер вооружения определялся принадлежностью к имущественному разряду. Но цензовая реформа имела и политическое значение. По центуриям граждане могли принимать участие в новых народных собраниях – центуриатных комициях (comitia centuriata). При этом каждая центурия (вне зависимости от числа граждан, ее выставлявших) имела только один голос. Учитывая, что лица с имущественным цензом в 100 тыс. ассов выставляли в общей сложности 98 центурий (80 пехоты и 18 всадников), а все остальные – 95, можно заключить, что на этих комициях исход голосования определяли самые состоятельные граждане Рима. Как в римской армии, так и в народных собраниях по центуриям наравне с патрициями могли принимать участие и плебеи. Таким образом, последние приобрели политические права.
Другая важная реформа Сервия Туллия заключалась в создании территориальных округов, названных так же, как прежние племена, трибами. В самом городе было образовано 4 таких трибы, еще больше триб (по разным данным от 16 до 26) было образовано в сельской местности. К каждой трибе были приписаны граждане, имевшие в ее пределах земельное имущество, и патриции, и плебеи. Создание таких округов, как и цензовая реформа, нанесло удар по старым родоплеменным связям. Проведение этих преобразований завершило процесс складывания в Риме государства. Падение царского режима. В следующее правление возник конфликт царя Тарквиния Гордого с аристократией. Тарквиний попытался править самостоятельно, не прибегая к помощи сената, стал осуществлять репрессии в отношении представителей знати. Его политика вызвала ответную реакцию аристократических кругов. Возможно, это патрицианское движение также являлось выражением разногласий на этнической почве: против царя этрусского происхождения выступила латино-сабинская знать. В результате около 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был изгнан из Рима, были избраны высшие должностные лица государства. В Риме была установлена республика.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.004 с.) |