Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 17. Понятие, компетенция и структура парламента.
Парламент(англ.parliament,фр.parlement, от parler - говорить) - высший представительный, законодательный орган вгосударствах, где законодательная деятельность отделена от исполнительной. То что парламент является представительным органом означает, что в нём всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Поэтому однопалатный парламент, или нижняя палатадвухпалатного парламента формируется путёмвсеобщих, как правило, выборов. Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах, таких какДревний Рим. Это могло бытьнародное собрание(Галиэя – Дрнвняя Греция),совет старейшин–Сенат и комиции(Древний Рим),вече(Новгород),курултай(Монголия) и т. п. ВСредние векаполучила распространение сословно-представительная система, в которой отдельные функции, присущие парламенту, играли органы, состоявшие из представителей различныхсословий(Генеральные штатывоФранции,КортесывИспании, Ландтаги в германских государствах, Вальный Сейм в Польше,Земский соборвРоссиии т. д.). Но все эти органы, в сравнении с современными парламентами, имели усеченные полномочия и выполняли не законодательные, а только законосовещательные функции (решающее слово в законодательном процессе оставалась за монархом). Парламент, в его теперешнем понимании (наделенный общепринятыми в современном мире широкими полномочиями) впервые появился в Великобритании, первой стране, гдепарламентпринял на себя всю полноту законодательной власти (в годы Великой английской революции, вXVIIв.)12. В дальнейшем, по английскому образцу, в ряде стран стали создаваться новые парламенты (США, Франция и др.). В странах же, в которых уже функционировали сословно-представительные учреждения, им зачастую, также начали придавать полноценные законодательные и сопутствующие им парламентские функции13. Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играл и по-прежнему играет решающую роль во время социальных катаклизмов. В современных государствах классическими и общепризнанными функциями парламента, признаются: · представительство народа (избирателей); · законодательная функция (только парламент имеет право принимать нормативные акты высшей юридической силы – законы);
· право вводить и отменять налоги, пошлины, сборы, штрафы (это исключительная прерогатива именно парламента); · право принимать бюджет (роспись государственных доходов и расходов), то есть определять: на что потратить средства собранные с налогоплательщиков (определяет это именно парламент, а не глава государства или правительство); · право подтверждать, (одобрять, ратифицировать) международные договоры (исполнительная власть, глава государства заключают внешнеполитические соглашения, но только с санкции парламента эти договоры обретают силу); · решение вопросов обороны и безопасности (объявление военного, осадного положения, заключение мира); · право формировать и контролировать исполнительную власть(например, выноситьвотум недоверияправительству и осуществлять процедуруимпичментапрезидента). С точки зрения полномочий, парламенты могут классифицироваться: · парламенты с неограниченными полномочиями (Великобритания) · парламенты с ограниченными, четко обозначенными в конституции полномочиями (большинство современных парламентов, в том числе Россия); · консультативные парламенты существуют в некоторых авторитарных монархиях Персидского залива (строго говоря, эти органы нельзя считать полноценными парламентами). Иногда парламент может обладать очень сильными полномочиями и занимать доминирующее положение в механизме государства (в парламентских монархиях и республиках). Такая система, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении парламента по отношению к другим государственным органам, называется парламентаризмом. Обычно в парламент входят 200—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч). Например, один самых маленьких, парламент Республики Науру, состоит из 18 депутатов, а самый многочисленный парламент Китая - Всекитайское собрание народных представителей(ВСНП), насчитывает 2979 депутатов. Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента —Палата лордов, нижняя —Палата общин, в России —Совет ФедерациииГосударственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, вСША—СенатиПалата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.
Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в силу специфического способа ее формирования (весьма часто без проведения выборов), в большей степени консервативна и склонна занимать позиции, близкие правительству. Верхняя палата может быть либо слабой,когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето — отказ согласиться с решением нижней палаты — может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либосильной,когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США). Известны случаи трехпалатных парламентов (трикамерализм). Подобные формы встречались в ЮАР,Китайской Республике (Тайвань), социалистических республиках в составеЮгославии), значительно раньше и воФранции.. Например, в эпоху апартеидапарламент ЮАР, согласноконституции 1984, состоял из трёх палат. Такая модель просуществовала с1984по1994. Палаты комплектовались порасовомупризнаку. Палата собрания (африк.Volksraad)состояла избелых, Палата представителей (африк.Raad van Verteenwoordigers) из так называемых «цветных», а Палата делегатов (африк.Raad van Afgevaardigdes) из индийцев.. Согласно конституции СФРЮ 1974, парламенты республик, входящих в состав страны, были трёхпалатными. Одна из палат предоставляла представительство гражданам, вторая —общинам, а третья — общественно-политическим организациям. Такая усложнённая структура региональных скупщин, по мнению ряда исследователей, должна была формироватьвидимость демократии, внешне компенсировать фактическую монополиюКоммунистической партии Югославиина власть в стране14. В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему. Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, идепутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции. Члены парламента называются, традиционно, депутатами- для нижней палаты парламента исенаторами- для верхней. В Армении, Молдавии,Грузии,Бельгии,Азербайджане,Великобритании, Греции,Канаде,Румынии,Чехиии некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях России(Федеральное собрание),Киргизии(Жогорку Кенеш),Таджикистана(Маджлиси Оли),Туркмении(Меджлис),Израиля(Кнессет),Монголии(Хурал),Сербии и Черногории(Скупщина),Болгарии(Народно събрание),Македонии(Собрание),Польши,ЛатвиииЛитвы(во всех трех странах — Сейм), и некоторых других употребляются собственные специфические национальные наименования для обозначения парламентов15.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.005 с.) |