Вопрос 17. Понятие, компетенция и структура парламента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 17. Понятие, компетенция и структура парламента.



Парламент(англ.parliament,фр.parlement, от parler - говорить) - высший представительный, законодательный орган вгосударствах, где законодательная деятельность отделена от исполнительной.

То что парламент является представительным органом означает, что в нём всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Поэтому однопалатный парламент, или нижняя палатадвухпалатного парламента формируется путёмвсеобщих, как правило, выборов.

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах, таких какДревний Рим. Это могло бытьнародное собрание(Галиэя – Дрнвняя Греция),совет старейшин–Сенат и комиции(Древний Рим),вече(Новгород),курултай(Монголия) и т. п. ВСредние векаполучила распространение сословно-представительная система, в которой отдельные функции, присущие парламенту, играли органы, состоявшие из представителей различныхсословий(Генеральные штатывоФранции,КортесывИспании, Ландтаги в германских государствах, Вальный Сейм в Польше,Земский соборвРоссиии т. д.). Но все эти органы, в сравнении с современными парламентами, имели усеченные полномочия и выполняли не законодательные, а только законосовещательные функции (решающее слово в законодательном процессе оставалась за монархом).

Парламент, в его теперешнем понимании (наделенный общепринятыми в современном мире широкими полномочиями) впервые появился в Великобритании, первой стране, гдепарламентпринял на себя всю полноту законодательной власти (в годы Великой английской революции, вXVIIв.)12.

В дальнейшем, по английскому образцу, в ряде стран стали создаваться новые парламенты (США, Франция и др.). В странах же, в которых уже функционировали сословно-представительные учреждения, им зачастую, также начали придавать полноценные законодательные и сопутствующие им парламентские функции13.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играл и по-прежнему играет решающую роль во время социальных катаклизмов.

В современных государствах классическими и общепризнанными функциями парламента, признаются:

· представительство народа (избирателей);

· законодательная функция (только парламент имеет право принимать нормативные акты высшей юридической силы – законы);

· право вводить и отменять налоги, пошлины, сборы, штрафы (это исключительная прерогатива именно парламента);

· право принимать бюджет (роспись государственных доходов и расходов), то есть определять: на что потратить средства собранные с налогоплательщиков (определяет это именно парламент, а не глава государства или правительство);

· право подтверждать, (одобрять, ратифицировать) международные договоры (исполнительная власть, глава государства заключают внешнеполитические соглашения, но только с санкции парламента эти договоры обретают силу);

· решение вопросов обороны и безопасности (объявление военного, осадного положения, заключение мира);

· право формировать и контролировать исполнительную власть(например, выноситьвотум недоверияправительству и осуществлять процедуруимпичментапрезидента).

С точки зрения полномочий, парламенты могут классифицироваться:

· парламенты с неограниченными полномочиями (Великобритания)

· парламенты с ограниченными, четко обозначенными в конституции полномочиями (большинство современных парламентов, в том числе Россия);

· консультативные парламенты существуют в некоторых авторитарных монархиях Персидского залива (строго говоря, эти органы нельзя считать полноценными парламентами).

Иногда парламент может обладать очень сильными полномочиями и занимать доминирующее положение в механизме государства (в парламентских монархиях и республиках). Такая система, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении парламента по отношению к другим государственным органам, называется парламентаризмом.

Обычно в парламент входят 200—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч). Например, один самых маленьких, парламент Республики Науру, состоит из 18 депутатов, а самый многочисленный парламент Китая - Всекитайское собрание народных представителей(ВСНП), насчитывает 2979 депутатов.

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента —Палата лордов, нижняя —Палата общин, в России —Совет ФедерациииГосударственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, вСША—СенатиПалата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в силу специфического способа ее формирования (весьма часто без проведения выборов), в большей степени консервативна и склонна занимать позиции, близкие правительству.

Верхняя палата может быть либо слабой,когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето — отказ согласиться с решением нижней палаты — может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либосильной,когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).

Известны случаи трехпалатных парламентов (трикамерализм). Подобные формы встречались в ЮАР,Китайской Республике (Тайвань), социалистических республиках в составеЮгославии), значительно раньше и воФранции..

Например, в эпоху апартеидапарламент ЮАР, согласноконституции 1984, состоял из трёх палат. Такая модель просуществовала с1984по1994. Палаты комплектовались порасовомупризнаку. Палата собрания (африк.Volksraad)состояла избелых, Палата представителей (африк.Raad van Verteenwoordigers) из так называемых «цветных», а Палата делегатов (африк.Raad van Afgevaardigdes) из индийцев..

Согласно конституции СФРЮ 1974, парламенты республик, входящих в состав страны, были трёхпалатными. Одна из палат предоставляла представительство гражданам, вторая —общинам, а третья — общественно-политическим организациям. Такая усложнённая структура региональных скупщин, по мнению ряда исследователей, должна была формироватьвидимость демократии, внешне компенсировать фактическую монополиюКоммунистической партии Югославиина власть в стране14.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, идепутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Члены парламента называются, традиционно, депутатами- для нижней палаты парламента исенаторами- для верхней.

В Армении, Молдавии,Грузии,Бельгии,Азербайджане,Великобритании, Греции,Канаде,Румынии,Чехиии некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название.

В конституциях России(Федеральное собрание),Киргизии(Жогорку Кенеш),Таджикистана(Маджлиси Оли),Туркмении(Меджлис),Израиля(Кнессет),Монголии(Хурал),Сербии и Черногории(Скупщина),Болгарии(Народно събрание),Македонии(Собрание),Польши,ЛатвиииЛитвы(во всех трех странах — Сейм), и некоторых других употребляются собственные специфические национальные наименования для обозначения парламентов15.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.005 с.)